Для связи в whatsapp +905441085890

Философия религии М. Хайдеггера — Бытие сущность человеческой природы

Хайдеггер, Мартин (26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий мыслитель, оказавший большое влияние на философию XX века. Его направления в философии включают феноменологию, герменевтику, фундаментальную онтологию и, против его воли, экзистенциализм. В современной философии, как и во всей истории философии до настоящего времени, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значение в той мере, в какой на них падает отблеск бытия. В своем поиске Бытия философия отстаивает свою особость перед наукой, религией, искусством, раскрывает особый характер мысли как особой формы жизни, в которой Бытие может проявить себя. Поиск Бытия — это не занятие небольшой, узкопрофессиональной группы, а поиск человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своей родины, т.е. преодоление своей бездомности и сиротства.

Поиск Бытия — это поиск собственных корней, с помощью которых человек способен преодолеть ничтожность окружающего его мира, ощутить себя существенной и незаменимой частью Бытия, «пастырем Бытия», которому завещано послание Бытия, что является главной задачей его жизни. Этот поиск является основой человеческого существования. За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понималось многое — мысль, мир идей, Бог, материя и т.д. Понимая бытие, прикасаясь к нему, бытие преображает, трансформирует человека, вырывает его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делает его самосуществующим, делает его самим бытием.

Философия религии М. Хайдеггера -  Бытие  сущность человеческой природы

Бытие сущность человеческой природы

Что есть Бытие, какова сущность человеческой природы, как человек связан с Бытием, и какова идентичность человека? — Эти вопросы занимают важнейшее место в онтологической проблематике философов двадцатого века. Могут ли быть рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем человечность человека, т.е. его сущность, в чем причина появления массового человека, для человеческих ценностей и идеалов — пустой звук. Работы великого философа, имевшие большой успех при его жизни и до сих пор оказывающие неизменное влияние на современность, являются, на мой взгляд, одними из самых важных в истории философии. Некоторые темы и приемы его мысли развивают как его прямые ученики (Х.Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофор), так и философы, отвернувшиеся от него (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р. Рорти), философия техники (С. Ширмахер), теология, включая православие (Х. Яннарас), идеологическая журналистика насыщены идеями Хайдеггера. Весомость его мысли только подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и неоднократными попытками развенчать его. Книги Хайдеггера имеют вид произведений с вневременным характером. Привлекательность мысли Хайдеггера огромна.

Человек, однажды попавший в орбиту его влияния, рискует остаться там навсегда. Эта участь постигла многих в Германии. Уже в конце 1920-х годов здесь появился неологизм «Хайдеггер», то есть, говоря языком хайдеггеровских лекций и семинаров. Сила этого человека оказалась настолько значительной, что захватила даже тех, кто никогда не слышал Хайдеггера: после прочтения его работ пробуждалось непреодолимое желание мыслить в хайдеггеровских терминах. И в его словах. Его работы, коренным образом изменившие направление европейской мысли, не поняты до сих пор. Желание понять мысль Хайдеггера требует постоянных усилий. Можно даже сказать, что сама мысль существует только до тех пор, пока есть это усилие, и пока оно есть, можно надеяться, что мысль Хайдеггера может быть сформулирована, удержана и понята.

Проблема смысла бытия

С момента появления своей работы «Бытие и время» (трактат впервые появился в «Jahrbuch für Phänomenologie und phänomenologische Forschung» Гуссерля весной 1927 года), принесшей ему большое признание, и до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал повторять, что проблема бытия находится в центре его внимания. Фундаментальная онтология, утверждает Хайдеггер, должна начинаться с вопроса о бытии, то есть о смысле бытия. Он считает, что переформулировка вопроса о бытии необходима и актуальна, поскольку старое понимание бытия стало догмой со времен Платона. Согласно Хайдеггеру, Платон несет ответственность за деградацию метафизики до физики. Досократовские философы (Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали истину как самораскрытие бытия. Платон, с другой стороны, отверг понятие истины как нераскрытой; он основывал бытие на истине, так что мысль, а не бытие, устанавливала отношение между содержанием и идеями. Таким образом, бытие должно было соотноситься и заканчиваться человеческой способностью к мышлению и языку. Более того, последующая работа философской мысли фактически привела к упразднению вопроса о бытии.

Постепенно возобладало мнение, что вопрос о бытии вообще излишен, поскольку:

  • Бытие — наиболее общее понятие, охватывающее все вещи. Но всеобщность бытия имеет иной порядок, чем всеобщность материальных родов, по отношению к которым бытие трансцендентно.
  • Понятие бытия не может быть определено. Но неопределенность бытия, напротив, заставляет задаться вопросом о его смысле.
  • Бытие принимается как самоочевидное понятие. Но именно самопознание является истинным и единственным предметом философии.

Таким образом, метафизика, став физикой, забыла о бытии; более того, она забыла забыть себя. Понимание Бытия всегда присутствует, но оно остается смутным. В хайдеггеровском определении бытия определенным является только его отделение от объективного, эмпирического мира, мира бытия. Все остальное довольно туманно и неопределенно. Вопрос в том, как поставить вопрос о бытии. «Для того чтобы интерпретировать проблему бытия со всей возможной прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ вхождения в бытие, понимания и концептуализации его смысла, а также прояснить возможность конкретного бытия как модели и указать истинный способ доступа к нему». Мы называем многие вещи бытием. Тогда возникает вопрос, из какого бытия мы должны извлечь смысл бытия. Нужно приблизиться к Бытию, которое способно раскрыть невидимое, подвергнуть себя сомнению и понять себя одновременно, то есть нужно указать на Бытие, в котором Бытие раскрывает себя. Онтология Хайдеггера является фундаментальной (или критической) онтологией, поскольку сам вопрос и способ его постановки относятся к сущности онтологии.

Реальный и нереальный способ человеческого существования

Человек, утверждает Хайдеггер, никогда не выступает как изолированный субъект; существование других, подобных ему, известно ему прежде всего потому, что это один из моментов его собственного бытия, априорная структура. Если бытие среди других характеризуется обыденностью, повседневностью, то бытие среди других не может быть реальным. Возникает объективный взгляд на «я», в котором оно становится совершенно взаимозаменяемым с любым другим «я». «Прихоть других распоряжается повседневными возможностями пребывания в настоящем. Эти другие, однако, не являются безопасными другими. Напротив, любой другой может представлять их» .

Эта взаимозаменяемость, порождающая фикцию среднего лица, приводит к превращению субъекта в нечто безличное, в Человека (Человек не переводится на русский язык, он используется в качестве подлежащего в неопределенно-личных и обобщенно-личных предложениях). На самом деле, это отчужденный повседневный человек. Повседневный человек безличен. Этот процесс переработки проникает и в язык, который вырождается в доминирующий социальный дискурс, в болтовню анонимного существования, а индивидуальность, откинувшись в праздной болтовне, в конце концов исчезает в тумане журчания.

Вслед за Ницше Хайдеггер бескомпромиссно разоблачает структуры повседневной заурядности разума. «Интерпретация сегодняшнего дня, — говорит он, — это слух об открытом и посредственном духе; сегодня: современная духовность» Сингулярность, самобытность человека противостоит растворению в человеке. Существование может быть реализовано в самом бытии-с-другими, потому что самость проявляется только в отличии от других. Следовательно, отношение к другим, или, скорее, сопротивление им, оказывается самым важным конституирующим моментом Dasein. Поскольку Dasein потеряно в человеке, оно должно найти себя, чтобы засвидетельствовать способность быть собой. Таким свидетельством, по Хайдеггеру, является голос совести. «Совесть возвращает человеку тождество настоящего с утраченным в нем» .

Зов совести не планируется и не подготавливается, не осуществляется усилием воли, а даже зовет против воли. Совесть «говорит в тревожном модусе молчания. И делает это только потому, что не взывает к людям на публике, а возвращает их к умолчанию экзистенциальной способности к бытию» . Совесть, таким образом, апеллирует к подлинному существованию, онтологическому, экзистенциальному уровню, где уместен поиск смысла бытия.

Основой обращения к себе, к бытию, является осознание человеком своей историчности, конечности, свободы. Безличное существование скрывает от человека его обреченность, он не знает смерти, которая является сугубо личным фактом. В повседневной жизни смерть понимается как «умирание», как смерть других. «Произнесенная или чаще скрытая мимолетная речь о нем скажет: человек все-таки смертен. и. каждый и сам может говорить: каждый раз не совсем я, потому что этот человек — никто» .

Но «никто не может отнять у другого его умирание» . В той мере, в какой смерть есть, это всегда радикально моя смерть. Бытие-к-смерти — это такая экзистенциальная возможность, которая выводит человека из сферы человеческого и переводит его в сферу реальной экзистенциальности. Смерть — это абсолют для существования, крайняя точка поворота к бытию. В перспективе смерти все индивидуальные ситуации объединяются возможностью стать невозможными. Сознание смерти и тщетности любого проекта устанавливает историчность существования, незавершенность каждого его момента. Только приблизившись к пониманию смерти как предельного ограничения, наложенного на все сущее, человек обретает свое истинное бытие. «Смерть как конец настоящего есть самая особенная, несводимая, неизбежная и как таковая несводимая возможность бытия» — так Хайдеггер определяет смерть, показывая, что ее не следует понимать как конец человеческого существования в здесь, но что бытие здесь само должно быть определено как бытие-к-смерти. У Хайдеггера смерть предстает как основа формы жизни, хотя он избегает слова «жизнь». Dasein — это возможность самопознания, и в то же время это понимание открытия возможности, бытия-бытия. Смерть означает конец и кажется концом всех возможностей. Бытие-к-смерти, однако, предшествует этой возможности и возникает как самораскрытие Dasein. Стать свободным перед лицом собственной смерти — значит признать под обыденностью такие возможности, которые, если их правильно выбрать, были бы недостижимы через смерть. Выдвигая идею смерти, Хайдеггер формулирует свое понимание личности как направленной на себя, отделенной от общества и противостоящей ему. Скорее, он размышляет здесь о несовместимости существующих социальных условий со свободной человеческой личностью.

Но она предлагает сознание безнадежности этой ситуации как выход. Вот почему «ничто» играет такую зловещую роль в философии Хайдеггера. Это понятие чрезвычайно важно для экзистенциальной онтологии. Оно не случайно вынесено в название самой «онтологической».

Онтология небытия

Хайдеггеровская концепция небытия впервые появляется в «Бытии и времени», но не развивается. Но уже через два года после ее появления Хайдеггер представил ее в своей лекции «Was ist Metaphysik?». (лекция, прочитанная им на общем собрании факультетов естественных и гуманитарных наук Фрайбургского университета по случаю вступления в должность профессора). Хайдеггер отменяет традиционный способ философствования, в котором неизвестное объясняется из известного; он берет за отправную точку именно то, что не могло быть объяснено ранее. Следует учитывать, что Хайдеггер относит необъяснимое не к сфере еще не познанного, а к сфере скрытого, тайного. Как для Хайдеггера скрытое служит средством раскрытия всего существующего, так и неизвестное служит средством объяснения известного и познаваемого.

В философской форме это выступает как откровение бытия через небытие. Если традиционная метафизика — начиная с Платона и Плотина — исходила из понимания бытия как света, Бога как солнца, то Хайдеггер видит высшее начало не как то, от чего исходит свет, а как то, что вечно скрыто от света; это своего рода черное солнце, через которое сам свет становится видимым. Как тьма, по Хайдеггеру, не просто отсутствие света, так и небытие, метафизический аналог тьмы, нельзя рассматривать просто как отсутствие бытия, то есть его нельзя интерпретировать нигилистически.

Такое неверное толкование небытия, по мнению Хайдеггера, характерно лишь для метафизического образа мышления, который настолько прочно укоренился на европейской почве, что у европейского человека больше нет истинного понимания небытия. В неевропейских культурах понимание ничто чуждо. Так, в беседе с японцем Хайдеггер обнаружил, что когда он определил значение «Ку», близкое к понятию ничто, японец с удивлением сказал: «Как могут европейцы впадать в нигилистическое толкование небытия». Для нас пустота — это высший термин для того, что вы, скорее всего, назовете «бытием».

Принцип Хайдеггера, таким образом, заключается в том, чтобы понять явное через неявное, сказанное через несказанное, слово через молчание, бытие через несуществование, бытие через небытие. Но где искать небытие? Где у нас есть шанс встретить его? Мы никогда не постигаем все бытие в его тотальности, но чувство бытия под всем бытием постоянно производится в нашем существе. Это выглядит так, как будто мы привязаны к определенному бытию в нашей повседневной жизни, как будто мы теряем себя в том или ином круге бытия. Однако кажущаяся разбитой повседневность содержит в себе бытие как единство целого. Иногда это бытие как целое внезапно захватывает нас, например, когда нас захватывает настоящая скука — когда нас захватывает тоска. «

Глубокая тоска, блуждающая, как глухой туман, в глубинах нашего существования, вытесняет все вещи, людей и тем самым саму себя в массу какого-то странного безразличия» . Эта тоска раскрывает бытие как целое, что является фундаментальным событием нашего бытия. Другая возможность такого открытия — радость от близости с любимым человеком. Такие настроения, однако, скрывают от нас небытие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  2. Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства
  3. Теория ноосферы, ее основные положения
  4. Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
  5. Философская герменевтика. Герменевтический круг
  6. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
  7. Теория постиндустриального общества Д. Белла
  8. Основное положение гносеологии Канта
  9. Анализ философской лирики
  10. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии