Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие национального характера — Проблема менталитета

Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета.

В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенные черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев — с пунктуальностью, французов — с остроумием и галантностью, русских — с открытостью, бесхитростностью, с мастерством.

Следует отметить, что вышеназванная проблема волнует как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого. «Отец истории» Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.

Геродот подчеркивал, что каждый народ убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Мысль, высказанная 25 веков назад, не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

Английский философ Дэвид Юм в «Трактате о человеческой природе» писал: «Там, где некоторое количество людей объединяются в политическую структуру, обстоятельства заставляют их часто вступать в контакты друг с другом — по вопросам обороны, торговли, управления, что, при наличии общего языка, должно привести к появлению сходства в манерах, а также общего, или рационального характера в сочетании с индивидуальным. Хотя природа порождает все виды характера и понимания в изобилии, это не означает, что они присутствуют в одинаковых пропорциях и что в каждом обществе элементы работоспособности и лени, доблести и коварства, ума и глупости смешаны единым образом. Если на заре развития общества можно найти преобладание одного из элементов, то это естественно приведет к преобладанию его в дальнейшей композиции и придаст оттенок национальному характеру».

Понятие национального характера - Проблема менталитета

Проблема менталитета

Проблема менталитета является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных ученых в последнее время. Изучение менталитета того или иного этноса обязывает политиков учитывать в своей деятельности его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Изучение национального менталитета помогает корректировать национальную политику.

Как отмечают исследователи проблемы, менталитет означает совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических характеристик, выражающих отношение социального субъекта к себе и окружающим. Это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности. Иначе менталитет отражает социально-психологическое состояние этноса, которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности.

Изучение национального менталитета позволяет проводить аналогии и сравнения одних народов с другими не в плане предпочтения одного другому, а в плане уточнения уникальности и неповторимости каждого народа.

Вот как определяют менталитет эрзи: «Эта черта — эпичность мировосприятия, неспешность общения с деталями, тщательное их освоение, неторопливость ухода от одних первокирпичиков бытия к другим; в конце концов, это жизнелюбие без пренебрежения к самым малейшим проявлениям материального мира, к самым малым отрезкам времени».

Известно, что умонастроение немца направлено на то, чтобы его образ жизни был в порядке. Порядок является определяющей чертой немецкого менталитета.

Обстоятельства жизни в истории выработали у евреев практический разум, радикализм мышления.

Для обновления и успешного реформирования нашего общества нужна такая идеология, которая была бы ориентирована именно на человека с его проблемами, с конкретной болью, с учетом его национального самосознания и особенностями психологии, менталитета.

Национальное самосознание, особенности национального менталитета влияют на межэтнические отношения. Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах — политике, культуре и т. д., в узком смысле — как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения — трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.

История исследований национального характера в современной науке

Понятие “национальный характер”, попытки описать которое заняли у антропологов несколько десятилетий, и по сей день порой кажутся мифологемой. Широко распространенное убеждение, что «члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики» могло бы быть неоспоримым, если бы между учеными существовало хоть мало-мальское согласие в том, о каких собственно «некоторых психологических характеристиках» здесь идет речь.

«Наблюдение, что народы различны, — общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, то есть, характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, то есть, разнятся ли они от одной нации к другой?»

И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризисное. Но это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, в стиле мышления, в мировоззрении, в особенностях восприятия и реакций членов различных этносов не было сделано никаких существенных открытий или было высказано мало плодотворных гипотез. Знание этих открытий и гипофиз необходимо для понимания теоретических положений, составляющих основу исторической этнологии.

Влияние психоанализа на этнологические исследования

С первых лет существования психологической антропологии она испытывала сильное влияние психоанализа. На первых порах это влияние в наибольшей мере ощущалось в выборе предмета исследования. Но очень скоро в антропологию проникли многие теоретические концепции психоанализа.

Психоанализ, основоположником которого был Зигмунд Фрейд (Freud, 1859 — 1939), возник одновременно как психотерапевтическая практика и как концепция личности. По Фрейду, формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные. Психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах — в виде изменений черт характера, в виде психических заболеваний, в виде навязчивых сновидений, в виде особенностей художественного творчества и т.д. — дают о себе знать в течение всей человеческой жизни.

Именно из этого постулата Фрейда этнологами делался вывод о том, что различия в практике детского воспитания у различных народов приводят к формированию у разных народов своеобразных черт характера, ведь дети, выросшие в одной и той же социокультурной среде получают одни и те же психологические травмы.

Важным вкладом Фрейда в науку было создание им учения о структуре человеческой психике. Это учение предстает в трудах Фрейда в двух вариантах. В одном случае выделялись “бессознательной” (содержание которого принципиально недоступно осознанию человеком в более-менее адекватной форме), “предсознание” (содержание которого в обыденной жизни человеком не осознается, но может осознаваться в определенных ситуациях) и “сознание”.

Во втором случае выделялось “оно” (“id”) — хранилище вытесненных из человеческого сознания в качестве недопустимых в обществе людей импульсов и желаний, “я” (“ego”) и “сверх-я” (“super-ego”) — система запретов, усвоенных человеком в раннем детстве и не вполне осознаваемая им. Между “оно” и “я” стоит “защитный барьер”, который имеет функцию психологической “цензуры”. Последняя не дает возможности бессознательным импульсам вырываться наружу. Сознание не синонимично “я”, поскольку психоаналитики рассматривали целый ряд бессознательных функций “я”, в частности функцию психологической защиты.

Учение о защитных механизмах дало значительный толчок в исследовании культур и обществ в психологическом аспекте, а так же исследований адаптивных функций и свойств культуры.

Очень многие из психоаналитиков обращаются к проблемам антропологии — более или менее удачно. Начало этому положил сам Фрейд , опубликовав еще в 1913 г. работу “Тотем и табу”. К антропологии обращались и такие психоаналитики, представляющие различные направления в этом учении, как Фромм, Рейх .

«Когда мы становимся на точку зрения всей совокупности человеческих обществ,— пишет Клод Леви-Стросс ,— …мы видим, что каждое общество выбирает лишь некоторые из множества возможных вариантов».

Именно эта дифференциация культур, «возобновляющаяся всегда в разных плоскостях, позволяет постоянно поддерживать в самых различных формах, многообразию которых люди никогда не перестанут удивляться, состояние неравновесности, от которого зависит дальнейшая биологическая и культурная жизнь человечества».

В XIX в. принято было считать, что разные способы построения культур связаны с условиями жизни различных обществ, со степенью их развития и историческими обстоятельствами.

«Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем — перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах и потому современная этнология все сильнее стремится познать истоки этого таинственного выбора».

Талкотт Парсонс утверждает, что «главная функциональная проблема заключается в том, чтобы связать социальную систему с системой личности через обучение, развитие и сохранение на протяжении всего жизненного цикла адекватной мотивации участия в социально признанных и контролируемых обществом моделях действий».

Каждый человек рождается на свет с потребностями и начинает проявлять активность, направленную к тому, чтобы удовлетворить их. Но существует много способов удовлетворения каждой потребности, которые взаимозаменимы и в принципе дают приблизительно один и тот же результат. Задача социальной системы заключается в том, чтобы ориентировать человека на определенные, принятые в ней способы и тем обеспечить возможность коллективных действий.

Один из самых ответственных этапов социализации человека обществом как раз и заключается в социализации его мотивации, а суть этого процесса в том, что человеческие стремления и влечения ориентируются на определенные (иногда весьма сложные) предметы. Кули называл эти предметы «идеалами», в современной социологии принято называть их ценностями, а потому и ориентации на них называются — ценностными ориентациями.

 Определение понятия «национальный характер»

Национальный характер — это система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, проявляющееся в устойчивых стереотипах их мышления, эмоциональных реакциях и поведении в целом.

Национальный характер представляет собой сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой.

Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев и т др. В обыденном сознании заметны психологические различия между народами.
Так, пунктуальность является ценным качеством для немцев и голландцев, однако испанцы не придают большого значения этому качеству.

Стереотипные представления о психологических свойствах и культур разных народов, которые распространены в обыденном сознании, всегда имеют ценностный, оценочный характер и осознанно, и неосознанно, соотносятся с отдельными представлениями о специфике своего народа и его культуры.

Каждому человеку присущи два вида сознания, имеющие непосредственное отношение к его национальному характеру:
— первый содержит состояния, которые свойственны индивиду;
— второй содержит состояния, которые характерны группе индивидов.

Эти состояния связывают индивида с обществом, образуя так называемое «общество внутри нас», существующее в виде однотипных для представителей одной этнической общности реакций на обычные ситуации в форме чувств, и составляет национальный характер. Национальный характер является важной составляющей личности.

Черты национального характера распределены между представителями нации неравномерно – от наличия всех этих черт до их полного отсутствия. В связи с этим, качества национального характера необходимо изучать, анализируя национальные традиции, обычаи, верования, историю и природные условия жизни.
Французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций связал национальный характер с системой управления в стране, отмечая, что правитель, который узурпирует власть в стране, становится деспотом, а деспотизм – это страшный враг общественного блага, в итоге приводит к изменениям характера всей нации.

Определяя понятие «национальный характер» в работе «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Гельвеций указал на то, что любой народ имеет свой особый способ видения и ощущения, который формирует его характер. У всех народов характер меняется постепенно или мгновенно. Фактором этих изменений является незаметные мгновенные изменения в формах правления и в общественном воспитании.

Структура национального характера

В структуре национального характера обычно различают ряд элементов;

Во-первых, это национальный темперамент – он бывает, например, «возбудимым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и «замедленным».

Во-вторых, национальные эмоции – типа «национальной восторженности» или «национального скептицизма».

В-третьих, национальные чувства – например, «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др.

В-четвертых, первичные национальные предрассудки. Обычно это — закрепившиеся в эмоциональной сфере мифологемы касающиеся «роли», «предназначения» или «исторической миссии» нации или народа.

Эти мифологемы могут касаться и взаимоотношений национально-этнической группы с нациями-соседями. С одной стороны, это «комплекс нацменьшинства». С другой стороны, это «национально-патерналистский комплекс», обычно проявляющийся в виде так называемого «имперского синдрома» или «синдрома великодержавности» (иногда именуемого «синдромом Большого брата»). Разновидностью национально-этнических предрассудков являются соответствующие стереотипы реагирования на происходящие события типа, например, «национального консерватизма», «национальной покорности» или, напротив, «национального бунтарства» и «национальной самоуверенности».

Национальный характер имеет следующие свойства:
— в нем зафиксированы типичные черты, сформированные в неодинаковой степени и присутствующие в различных состояниях у большинства представителей этноса, но это не является простой суммой качеств отдельных людей;
— неповторимыми являются не черты или их сумма, а структура характера, поэтому недопустимо рассматривать любые качества, как присущие отдельной этнической общности. Речь идет не о некоем наборе черт, а о степени проявления той или иной черты, о специфике этого проявления.

Например, трудолюбие является одной из важнейших черт как японского, так и немецкого национального характера. Однако, немцы работают «экономно», у них все предусмотрено и просчитано. Японцы же отдаются труду самоотверженно, с наслаждением, для них присуще чувство прекрасного, которое они проявляют в процессе работы.

Итальянский и испанский характеры близки друг к другу, их основная черта – индивидуальность. Однако индивидуальность итальянца имеет характер единичности, тогда как у испанца она носит форму всеобщности и рефлексивна.

Для того чтобы сравнить черты характера, необходимо их сравнить с общей системой ценности, образом жизни, социально-экономическими и географическими условиями жизни народа.
Важными факторами становления специфических черт характера у отдельного этноса являются быт и ландшафт. Источниками национального характера выступают; семья, родительский дом, род, природное окружение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дистанционное психологическое консультирование и диагностика
  2. Защитная организация личности в норме и патологии
  3. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог
  4. Перцептивная функция коммуникации
  5. Способности, одаренность и талант
  6. Психологические основы маркетинга в организации
  7. Проектный метод обучения
  8. Творческие способности
  9. Поведение и психика
  10. Психологическое консультирование и психотерапия