Для связи в whatsapp +905441085890

Движение как свойство материи — Марксистская философия

Движение — это способ существования.

В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия.

Положение о движении как способе бытия подразумевает существование особых свойств, присущих движению. Это объективный характер движения, его абсолютность и относительность, противоречивость.

Движение объективно, потому что оно происходит независимо от сознания человека и всегда является изменением некоторой реальности. Не существует такой вещи, как «чистое» движение, так же как не существует такой вещи, как «чистое» бытие. Помимо объективности, одним из важнейших свойств движения является его абсолютность. Это означает, что бытие не может быть реальностью без движения. Движение — это способ его существования. Из этого следует, что движение, как и бытие мира, не аннигилируемо. Так и есть.

В то же время, однако, движение относительно. Абсолютная природа движения проявляется только через конкретные формы бытия в мире. В этом смысле движение — это единство абсолютного и относительного. Каждая отдельная форма бытия не только находится в состоянии движения, но это движение реализуется в какой-то конкретной форме. Это может быть превращение элементарных частиц друг в друга; взаимодействие и преобразование атомов или молекул в ядерной или химической реакции; изменение электромагнитного поля; состояние обмена веществ в живых организмах; рождение, развитие и смерть биологических особей; появление и исчезновение видов; то или иное изменение в обществе в результате социальной деятельности.

Абсолютное движение бытия в мире происходит через множественность уровней и форм бытия в мире, и ни одна из них не может претендовать на приоритет и исключительность.

Важной характеристикой движения бытия является его противоречивый характер. Все изменения предполагают состояние покоя. Но в этом единстве изменение является абсолютным, а покой — относительным. Это не означает, что движение возможно без отдыха. Она говорит, что изменение приводит к новым состояниям в мире, а покой говорит только о сохранении, постоянстве этих новых состояний. Противоречивый характер движения проявляется не только в единстве изменения и покоя, но и в единстве непрерывности и прерывности, эволюции и революции, качества и количества.

Таким образом, движение, как и природа мира, является объективным и абсолютным. Она не привносится извне, а содержится в самой природе бытия.

Движение неисчислимо многообразно. Например, сложные физиологические процессы происходят в организмах животных и человека: Биоэнергия и биоинформация текут упорядоченными потоками. Сердце, которое перекачивает кровь в сосуды, бьется без перерыва в течение одной минуты, и так на протяжении всей жизни. Сам человек движется, осваивая пространство; он создает различные пространственные формы в процессе труда. Человеческое общество — это сложная динамическая система, в которой все движется, взаимодействует, борется. Этим движением творится история. Непрекращающаяся поисковая мысль: творческая инновация — это тоже движение — в смысле движения вперед. На другом плане существования молекулы и атомы, из которых состоят тела, колеблются или смещаются. Внутри атомов элементарные частицы движутся порой с огромными скоростями. Бесчисленные поля вибраций пронизывают пространство.

Космические лучи блуждают по Вселенной во всех направлениях; от них, как в водном океане, негде спрятаться: они — космический вселенский океан разреженной материи, сквозь бури и штормы которого проплывает наша маленькая Земля. Везде, везде есть движение…!

Движение как свойство материи - Марксистская философия

Марксистская философия

Обобщая весь эмпирический и теоретический опыт, наблюдения поколений, философия утверждает: движение во всем его многообразии есть способ бытия всего материального и духовного; имманентная активность бытия. его вечная «агония» и «беспокойство», неутомимый драйв, стремление к перемене места и состояния. Быть — значит меняться, двигаться; все в мире образуется и разлагается; никогда нет ничего законченного навсегда: все в мире находится в постоянном движении, которое не позволяет чему-либо навсегда принять окаменевшую форму. Невозможно представить себе что-либо во внезапно наступившей абсолютной немоте. Ведь движение можно определить как ту часть бытия, которая не сводится к чистой идентичности. Движение — это изменение, противоположность одинаковости.

Размышления о вечном, неостановимом движении уже в античности нашли свое отражение в философии. Уже Горгес говорил: то, что существует, не существует! Она каждый миг меняет свое состояние, свою форму, свое содержание, свое положение в пространстве и в потоке времени. В античности эту идею с впечатляющей силой выразил Гераклит: «panta rei» — «все течет»! Можно ли переоценить эту максиму? «Все течет!» — гениально изрек Гераклит — и в расплавленном кристалле элеатов течет вечный ток. Все течет, ничто не остается статичным и неподвижным, все движется, быстро или тихо, изменяясь и колеблясь между бытием и небытием.

Поэтому идея движения имеет свои тонкости. Существует локальное движение, то есть движение в пространстве, изменение места. Другой вид движения — это тоже изменение, но не места в пространстве, а изменение свойств или состояния. Это появление рассматриваемого объекта и его исчезновение, его уход со сцены бытия за кулисы небытия: нечто было и никогда не было.

В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: это может быть «движение вообще», стоящее в одном ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическое движение; оно может иметь направление, отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т.д.

В диалектическом материализме движение — это объективный способ существования материи, ее абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и без которого она не может существовать; согласно этому мировоззрению, движение является абсолютным, а покой — относительным, поскольку это движение в равновесии. Вопреки распространенному мнению, что движение — это состояние материи, противоположное покою, это не так. Покой — это лишь частный случай движения.

Материя, лишенная движения, писал Энгельс, есть духовное небытие, духовная абстракция. Признавая материю первичной, а сознание вторичным, метафизический материализм не мог всегда оставаться последовательным, поскольку не знал реальной связи между материей и движением.

Марксистская философия рассматривает движение как неотъемлемое свойство материи. Это положение диалектического материализма выражается в определении движения как формы, способа существования материи. Движение — это особое свойство материи, отличное от множества других свойств, присущих материальным телам; это главное свойство и атрибут материи. Ни в природе, ни в обществе нет таких явлений и предметов, которые не находились бы в состоянии движения. Движение является абсолютным, а покой и равновесие — относительными.

Пространство и время являются одними из атрибутивных свойств бытия, для которых в античности начали формироваться понятия. Прежде чем определить, что такое время и что такое пространство, необходимо ответить на вопрос, существуют ли они «сами по себе», производятся ли они мировым разумом, или же они являются характеристикой только человеческой концепции мира.

Равновесие

Время характеризует последовательность изменения объектов и процессов, длительность их существования и характер развития. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и предметов, их протяженность, расстояние и положение по отношению друг к другу. Пространство и время объективны. Это одно из самых важных их свойств. Общими для них свойствами являются вечность, несотворенность и неразрушимость, а также бесконечность и безграничность.

Пространство и время — это формы материального бытия, которые выражают определенные виды координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм являются определенные типы движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.

Равновесие неотделимо от движения. При движении небесных тел движение находится в равновесии, а равновесие — в движении (относительном). Но любое специфически относительное движение, то есть в данном случае любое индивидуальное движение отдельных тел на любом движущемся небесном теле, является стремлением к относительному покою, к равновесию. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия, является необходимым условием для дифференциации материи и, следовательно, необходимым условием для жизни. На Солнце нет равновесия отдельных веществ, а есть только равновесие всей массы, или, если там и есть равновесие отдельных веществ, то очень незначительное, вызванное значительными различиями в плотности; на поверхности существует вечное движение, возбуждение, диссоциация. На Луне, похоже, царит необычайное равновесие, без какого-либо относительного движения — смерть (Луна = негатив). На Земле движение дифференцируется в виде чередования движения и равновесия: индивидуальное движение стремится к равновесию, а кумулятивное движение в свою очередь разрушает индивидуальное равновесие. Скала пришла в состояние покоя, но процесс выветривания, работа прибоя, действие рек и ледников постоянно разрушают равновесие. Испарение и дождь, ветер, тепло, электрические и магнитные явления дают нам одну и ту же картину. Наконец, в живом организме мы наблюдаем постоянное движение всех его мельчайших частиц, а также крупных органов, которое в течение нормального периода жизни приводит к постоянному равновесию всего организма, но никогда не прекращается, — живое единство движения и равновесия.

Всякий покой, всякое равновесие лишь относительны; они имеют смысл только по отношению к той или иной конкретной форме движения. Например, то или иное тело на Земле может находиться в состоянии механического равновесия, то есть покоя в механическом смысле, но это никоим образом не мешает ему участвовать в движении Земли и всей Солнечной системы, так же как не мешает его мельчайшим физическим частицам производить колебания из-за температуры или атомам его вещества осуществлять определенный химический процесс.

Формы движения

Каждый вид движения, каждый происходящий процесс подчиняется действию того или иного закона. Можно сделать вывод, что законы движения — это форма «движения вообще». Однако эти законы связаны друг с другом по-разному. Поэтому на основе некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения называют группы изменений, объединенных подчинением действию определенных законов.

Неисчерпаемость материи, множественность предметов и явлений связаны с множественностью форм движения, поскольку последнее, как уже говорилось, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его конкретных форм, поскольку общее не существует вместе с единичным.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было развито Ф. Энгельсом. Его идеи по этому вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием для различения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными опорами.

Механическое движение — это пространственное перемещение объектов, но, заметим сегодня, — не просто любое движение, а характеризующееся только наличием траектории — распространение в пространстве, например, поля не является механическим процессом. «В механике, — писал Ф. Энгельс, — мы не встречаем никаких свойств. Но уже в физике каждое изменение — это переход от количества к качеству.

Физическое движение — тепло, электромагнетизм, гравитация….

Химическое движение — преобразование атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, — указывал Ф. Энгельс, — невозможна без механических, молекулярных, химических, тепловых, электрических изменений». Но совокупность этих изменений не является главной характеристикой биологической формы движения.

Биологическое движение характерно для живых процессов. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является постоянный обмен веществами между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти особенности раскрывают специфику живых существ, рассматриваемых только как система.

Формы движения расположены в таком порядке не просто так: Каждая последующая форма включает в себя предыдущие. Классификация Ф. Энгельса основана на следующих принципах: структурность (каждая форма движения имеет специфическую, главную материальную опору); развитие (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзм (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простых к более сложным).

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное разнообразие типов движения. Даже простейшая механика, по мнению Энгельса, включает такие способы движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Самая сложная форма движения — социальная, поскольку материальный носитель — самый сложный вид материи — социальный. К этой форме движения также относятся изменения, происходящие в организме человека.

Пространство и время — это формы движения материи

Разработанная Энгельсом классификация основных форм движения материи основана на достижениях науки XIX века и, оставаясь в принципе верной, должна быть уточнена и развита в контексте развития естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой базовой формы движения, квантовомеханической формы, которая, по-видимому, является самой простой на сегодняшний день. Развитие представлений о фундаментальных формах движения теперь включает геологические, космические формы движения с конкретными материальными носителями, которые изучаются современными науками — физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки приводит к обогащению наших знаний об основных формах движения. Более того, сейчас существует проблема выяснения природы особых биополей, которые могут «читать» ясновидящие и яснослышащие, а значит, остро стоит проблема дальнейшего развития учения о формах движения, которые до сих пор считаются загадочными и необъяснимыми. Это подтверждает предположения начала XX века о том, что в природе еще много удивительных вещей, которые предстоит открыть.

Подводя итог всему историческому процессу познания пространства, времени, вещества и движения и их взаимодействия, можно сказать, что все вышесказанное свидетельствует о том, что мир в принципе познаваем, хотя каждый этап в развитии наших знаний расширяет область непознанного, ставит новые проблемы.

Движение не только не подразумевает существование материи, оно обязательно предполагает его. У материи нет других возможностей существования, кроме движения, ибо движение — единственная возможность ее существования. Таким образом, движение и существование материи оказываются одним и тем же. Движение — это существование материи.

Из данной работы можно сделать следующие выводы:

Начиная с категории бытия, можно понять место человека в мире. Бытие — это все, что действительно существует.

Гносеологическое определение материи как объективной реальности дополняется материальным аспектом и позволяет удовлетворительно объяснить окружающий нас мир.

Материя обладает свойствами движения, пространства, времени и имеет структуру.

Знание категорий бытия, материи и ее свойств позволяет компетентно подходить к научным исследованиям в качестве инженера и ученого.

Взаимодействие — это первое, что приходит на ум, когда мы рассматриваем материю в движении. Мы наблюдаем множество форм движения: механическое движение, тепло, свет, электричество, магнетизм, химическая связь и разложение, переходы состояний материи, органическая жизнь, причем все они (если на время исключить органическую жизнь) сливаются друг с другом, взаимозависимы, и общая сумма движения остается неизменной при всех изменениях формы. Механическое движение преобразуется в тепло, электричество, магнетизм, свет и т.д. Движущаяся материя представлена полностью своим движением, одной из сторон которого является взаимодействие. Познавая формы и стороны движения, мы познаем материю. Это точка зрения диалектического материализма.

Пространство и время — это формы движения материи, то есть формы ее изменения, формы связи и взаимодействия. Без материи они — ничто. Пространство и время — это не материя, не движение, не изменение, не связь и взаимодействие как таковые, а лишь направление, структура, организация, форма движения в оппозиции к движению самой материи как содержанию. Пространство — это не взаимодействие тел и частиц, а его организация и структура; время — это не само изменение, а только направление, порядок изменения. Существует не пространство и время как таковые, а движение материи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вероятностные подходы к объяснению мира
  2. Специфика управления социальными системам
  3. Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
  4. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  5. Китайская философия
  6. Содержание эстетических категорий
  7. Философия нового времени: Френсис Бэкон
  8. Скептицизм
  9. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  10. Историческая судьба марксизма на западе