Для связи в whatsapp +905441085890

Определение понятия вербальное внушение — Природа внушения

Индукция как мощное средство воздействия на психику была известна еще в древности, но из-за исторической ограниченности человеческих знаний на протяжении многих веков не могла стать предметом научного познания. В то же время в религии использовались самые разнообразные методы. «Божьи пастыри» знали только внешнее проявление внушения, но широко использовали этот психологический феномен для утверждения своей власти. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племен и народов на протяжении веков искали техники, с помощью которых можно воздействовать на психику человека. Наибольших успехов в этом процессе добились йоги, которые искали средства гипноза, внушения и самовнушения, вводящие психику в сумеречное состояние.

Йоги предлагают систему физических и умственных упражнений, с помощью которых можно достичь общения со сверхъестественными силами. В древнеегипетских книгах «Веды» дается подробное описание системы упражнений, которые должен выполнять йог, чтобы научиться управлять душой и телом. В таком состоянии йог не чувствует боли, он может долгое время обходиться без еды, без воды. Если отбросить религиозные учения йогов, то следует признать, что техника внушения, самовнушения и гипноза была разработана ими очень искусно.

Первые шаги к научному объяснению природы внушения и практическому использованию этого явления в терапевтических целях были сделаны медициной.

В начале XIX века существовало две школы, изучавшие феномен гипноза. И Нансийская, и Парижская школы были едины в борьбе против мистицизма как главного врага изучения внушения.

Школа Шарко считала, что легкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически ненормальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, является патологическим явлением и может быть вызван только у людей с истерическим складом характера.

Резкая критика такого понимания природы внушения и гипноза была сделана Бернгеймом. Он сказал, что гипнотическое состояние — это не невроз, как истерия, а искусственно вызванный сон, которому поддается большинство людей.

Большой вклад в разработку проблем внушения и гипноза внес В. М. Бехтерева. Он рассматривал внушение как психический процесс, который вызывает определенные ощущения и восприятия без критики. В.М. Бехтерев связывал гипнотическое состояние с эмоцией описания, которая вызывает усиление эффекта внушения. Он показал, что внушение может быть использовано как на пользу, так и во вред человеку.

Физиологическая основа внушения и гипноза была раскрыта И.П. Павловым. Классические экспериментальные исследования Павлова раскрыли истинную картину условнорефлекторной деятельности высшей нервной системы, а природа процессов торможения и возбуждения коры головного мозга позволила создать целостное учение о сне, гипнозе и словесной стимуляции, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.

Описывая общее значение внушения, грузинский ученый И.Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другой психологический феномен, который бы пользовался таким широким распространением в обществе. «Она занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т.д.».

Б. Ф. Порошнев «Вообще, внушение — один из самых эффективных, практически важных механизмов социальной психологии.

Исследовательские вопросы, чрезвычайно актуальные для современной социальной психологии, являются :

  • Специфика суггестивного влияния индивида на коллектив;
  • аналогичное влияние коллектива на индивида;
  • стимуляция, передаваемая от коллектива к коллективу;
  • наконец, межличностное внушение
Определение понятия вербальное внушение - Природа внушения

Природа внушения

Термин «внушение», заимствованный из повседневного обихода и первоначально введенный в круг медицинской специализации под видом гипнотического или постгипнотического внушения, теперь, вместе с более глубоким изучением предмета, приобрел более широкое значение. Дело в том, что эффект внушения никак не связан с каким-либо особым состоянием психической активности, известным как гипноз, что было доказано случаями реализации внушения в состоянии бодрствования. Более того, внушение, понимаемое в широком смысле слова, является одним из способов, с помощью которых один человек может взаимодействовать с другим, даже в обычных условиях жизни.

Как таковое внушение является важным фактором нашей социальной жизни и должно изучаться не только врачами, но и вообще всеми людьми, интересующимися условиями социальной жизни и законами ее проявления. Здесь, во всяком случае, начинается один из важных аспектов социальной психологии, которая является обширной и малоизученной областью научных исследований.

Внушение — это воздействие одного человека на другого, частично или полностью бессознательное.

Индукция — это представление информации, которая воспринимается без критической оценки и влияет на ход нервно-психических воздействий.

Внушение может вызывать ощущения, восприятия, эмоциональные состояния и волевые импульсы, а также влиять на вегетативные функции без активного участия, без логической обработки того, что воспринимается.

Убеждение является компонентом нормального человеческого общения, но оно также может функционировать как специально организованный тип коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположный убеждению.

Когда убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени выраженной убеждающим, внушение, по образному выражению В. И. Бехтерева, «входит в сознание человека не через парадную дверь, а как через заднее крыло, минуя стражу — критику».

Индоктринация невозможна без семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человека нельзя заставить сказать что-то на языке, которого он не знает.

Многозначность слова как специфического стимула VNI может быть проиллюстрирована следующими примерами. Когда один человек говорит, что в комнате холодно, другие люди в комнате часто чувствуют, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной еде вызывает повышенное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только эти относительно простые эмоциональные реакции, но и сложные. Радостные новости заставляют наше сердце биться быстрее, учащают дыхание и вызывают улыбку.

Большую сенсацию в медицинских кругах вызвали сообщения о возможности вызывать различные трофические изменения кожи: синяки, волдыри и ожоги с помощью словесного внушения в гипнозе. Сумбаев и Бахтияров описывают эксперименты, в которых гипноз использовался для вызывания подкожных кровоизлияний в результате воображаемых ушибов, и подчеркивают, что гипноз может вызывать не только такие трофические изменения кожи, которые ранее возникали у испытуемого.

В дополнение к семантической информации вводится другая проверочная информация для повышения надежности основной информации. Например, вы можете сказать загипнотизированному субъекту: «Веки тяжелые» или «Веки довольно тяжелые». Во втором случае дополнительную информацию в слове «абсолютно» несет ваш голос — интонация речи, мимика, и один из главных компонентов — ваш авторитет.

Если эта дополнительная информация отсутствует, эффект внушения не возникает. И чем увереннее тон голоса человека, тем более выверенной кажется его речь.

В. Н. Куликов рассматривает социально-психологический аспект суггестивных явлений в связи со следующими особенностями.

Во-первых, содержание внушения в конечном счете всегда социально обусловлено, поскольку определяется идеологией, моралью, политикой общества, интересы и цели которого защищают источник суггестивной (внушаемой) информации.

Концепции механизма внушения

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только благодаря тому, что человек обладает определенным механизмом, дающим ему способность воспринимать внушающие воздействия и отражать их.

К сожалению, в настоящее время наука не в состоянии исчерпывающе раскрыть все «тайны» психики. Проблема физиологии внушения до конца не решена. Однако некоторые теории дают ответ на вопрос о природе механизма внушения. Это физиологическая теория внушения И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, а также теория установки Д.Н. Узнадзе.

Согласно учению И.П. Павлова, высшая нервная деятельность у человека осуществляется несколькими инстанциями. Первая из них, распространенная у человека и высших животных, — это первая сигнальная система, которая устанавливает временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов внешнего мира.

Вторая сигнальная система встречается только у человека. Она является основой языковой деятельности и абстрактного человеческого мышления. «Конечно, слово является таким же реальным условным стимулом для человека, как и любой другой, который у него есть общего с животными, но в то же время оно такое же сложное, как и любое другое, и в этом отношении не выдерживает никакого количественного или качественного сравнения с условными стимулами животных».

Слово на протяжении всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, поступающими в большие полушария, вытесняет их все и поэтому может производить все те действия, реакции организма, которые обусловливают эти раздражители.

Таким образом, внушение — это наиболее упрощенный типичный условный рефлекс человека. Индукция — это концентрированная стимуляция определенной точки или области больших полушарий в виде определенного раздражения, ощущения или следа — идеи, вызванной эмоциями или порожденной внутренними ассоциациями; раздражение, которое приобрело преобладающее, незаконное и неотразимое значение.

Эффект внушения заключается в концентрации возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. Поскольку такое сильное возбуждение происходит при торможении остальной части коры головного мозга, содержание внушения приобретает непреодолимую «противоправную» силу. Описанное физиологическое явление находит свое выражение в психике в сужении сознания и его концентрации на чем-то одном.

В таких условиях она перестает должным образом контролировать действия и психическое состояние человека. Действия и внутреннее состояние не находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отделения бессознательного от сознательного в процессе индоктринации и внедрения внушенных установок.

Отношение — это механизм, регулирующий поведение человека, когда влияние воспринимается через внушение.

Грузинский ученый Д.Н. Узнадзе дал подробное экспериментальное и теоретическое обоснование психологического феномена установки.

Отношение — это предрасположенность, своего рода предпосылка организма к поведенческим действиям.

Отношение — это инструмент субъекта в целом, в любой момент его деятельности.

Отношение — это внутренняя форма поведения, которая возникает при возникновении определенной потребности и находится под влиянием определенной среды. Прежде чем произойдет какой-либо конкретный акт деятельности, организм в целом должен прийти в состояние готовности.

Именно эта сонастройка всех физических и психических процессов и составляет отношение человека. Каждый поведенческий акт человека представляет собой реализацию установки.

Таким образом, между стимулом и реакцией организма всегда находится самый важный компонент поведенческого действия — состояние организма, его готовность, «акцептор действия», т.е. установка.

С помощью словесного воздействия мы создаем у человека установку на выполнение определенного действия. Но выработка и закрепление установки в обычных условиях не так проста и понятна. Формирование самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотического внушения или психологической релаксации, когда общая вялость клеток мозга сужает сознание, задача выработки установки облегчается.

Типы внушения

Каждый человек может быть внушаемым в определенной степени в определенных ситуациях.

Суггестивность представляет собой различную степень восприимчивости к внушению в зависимости от возраста, пола, профессии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т.д.

Для выявления двух типов внушаемости был использован факторный анализ. Первичная сверхстабильность лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии и гипнозу. Вторичная сверхстабильность связана с отношениями подчинения, его мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

Суггестивность является: — производной «стадного инстинкта» (подчинение вожаку); основным свойством нервно-психического аппарата животных и человека; — следствием инфантильной сексуальной установки (сексуально-эротического влечения) суггестора (мазохизма), при которой первый угадывает какие-либо характеристики своих родителей. Сеанс внушения в этом случае проходит в инфантильной ситуации, которая заставляет внушаемого пассивно воспринимать чары внушающего в виде авторитета и строгости отца или мягкости и нежности матери; — противоположность критичности.

Предлагать — внушать. Сам глагол «внушать» происходит от старославянского «вн уши» — вкладывать в уши.

Suggest — место, обстановка, где делается предложение.

Десуггестия — отмена внушения, которое раньше навязывалось.

Классификация суггестии Разнообразие современных систем внушения во многом обусловлено поиском наилучших методов воздействия.

Суггестия делится на гетеросуггестию и аутосуггестию. В первом случае внушающее влияние оказывается извне. Во втором случае происходит суггестивное самовнушение.

Суггестия может быть вербальной или невербальной. Вербальные средства достижения эффекта внушения включают слова и интонацию другого человека. Невербальные средства достижения суггестивного эффекта включают мимику, жесты, действия другого человека, а также окружающую обстановку.

По методам реализации внушение делится на прямое и косвенное, а также преднамеренное и непреднамеренное. Прямое (целенаправленное) внушение заключается в использовании внушающим специальных «словесных формул», которые вводятся в психическую сферу внушаемого и становятся активными элементами его сознания и поведения. Прямое внушение, в соответствии с его психологической природой, следует рассматривать в двух аспектах: 1. влияние внушения на эмоции, установки, бессознательные мотивы (внушающие инструкции); 2. влияние внушения на компоненты поведения (внушающие команды и инструкции).

Содержание косвенного (непроизвольного) внушения содержится в сообщаемой информации в скрытой, завуалированной форме и характеризуется ее неосознанностью, незаметностью, непроизвольным усвоением. Косвенное внушение органично связано со всей окружающей средой и направлено на воздействие на впечатлительность и эмоциональность людей.

Содержание намеренного внушения готовится и составляется внушающим заранее, т.е. до сеанса внушения. Содержание непреднамеренного внушения создается в мозгу внушающего во время сеанса внушения, т.е. импровизируется.

По типу влияния различают императивное и кооперативное внушение. Первый вариант внушения основан на строго директивных указаниях суггестора и сильных невербальных стимулах. Второй вариант внушения предполагает мягкие формы внушения со слабыми «повторяющимися» стимулами и «убеждающими» словесными внушениями.

По скорости возникновения суггестивного эффекта суггестия делится на оперативную и неоперативную. При оперативном внушении суггестивный эффект наступает быстро, сразу и в полном объеме. Здесь многое зависит от мастерства, способностей и методологии суггестора, но также от степени суггестивной подготовки или образования суггестора, его устойчивости суггестии. При безоперационном внушении внушение происходит медленно, постепенно и по частям.

По степени информативности предложения делятся на концентрированные и неконцентрированные. Концентрированное внушение характеризуется большой смысловой насыщенностью, целым «букетом» суггестивных воздействий, остротой содержания. Неконцентрированное внушение характеризуется некоторой разбросанностью идей, рассеянностью, нейтральностью содержания.

Психологическая структура внушения

Суггестия является производной: 1. эмоционально возбужденного воображения, 2. психологической установки и 3. конформизма. Воображение составляет психологический механизм внушения. Отношение и соответствие способствуют внушению. Эмоциональное напряжение связывает их в единый психологический акт, называемый внушением.

Воображение — это умственный процесс создания чего-то нового в виде образа, представления или идеи. В процессе внушения суггестор эмоционально разжигает воображение внушаемого, и содержание внушаемой информации обретает чувственную реальность в мозгу последнего.

Психологическая установка — это готовность к выполнению определенной деятельности. В преддверии встречи с суггестором суггестор, как правило, улавливает ситуацию суггестивного воздействия и строит свое дальнейшее поведение на этой основе. Большую роль играет предыдущий опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором устойчивости субъекта к внушению, его готовности реализовать собственное внушение. Он играет организующую роль в суггестии. Она направляет деятельность субъекта в соответствии с ее содержанием.

Конформность (от лат. conformis — подобный, согласованный) — это бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективного внушения у суггесторов формируется конформистское поведение. Она проявляется в том, что люди становятся лавинообразными, эпидемически «зараженными» состоянием друг друга, как следствие взаимопонимания, возникающего в русле коллективного отношения к сессии. Поэтому суггестия отдельных суггесторов в группе значительно возрастает.

Внушение и основные психические функции мозга Взаимосвязь внушения с основными психическими функциями мозга выглядит следующим образом. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на человека — это техника управления вниманием, эмоциями и памятью (основана на частичном усыплении).

Внимание — это концентрация сознания человека в определенный момент времени на конкретном реальном или идеальном объекте. Объектом внимания суггестора являются слова суггестора, его образ и гипногенные (вызывающие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, тактильно-тепловые). Объектом внимания суггестора является сам суггестор, его психика. При всех видах внушения внимание внушающего позволяет ему сосредоточиться на задачах, которые выполняет внушаемый. Внимание суггестора позволяет суггестору «вести» его.

Из основных качеств внимания (концентрация, устойчивость, колебания, переключение, распределение и объем) два качества внимания чрезвычайно важны для обоих участников сеанса внушения: концентрация и устойчивость. Они характеризуют глубину, продолжительность и интенсивность умственной деятельности человека. Развитие внимания тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целенаправленной) — способности замечать малозаметные, но существенные признаки в предметах и явлениях. Хорошее функционирование органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) также способствует развитию внимания.

Устойчивая концентрация внимания оттачивается следующими способами: 1. мысленное воспроизведение объекта внимания с закрытыми глазами (мысленная «фотография», внутренний видеоскоп, «глаз разума»).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические основы дошкольной педагогики
  2. Психофизиология
  3. Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии
  4. Методика оценки эмоционального выгорания
  5. Семейный психолог
  6. Проективные методики
  7. Влияние религии на взгляд о душе — Понятие души в религиях
  8. Принципы эстетического воспитания
  9. Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
  10. Уровни психических процессов