Для связи в whatsapp +905441085890

Задачи когнитивной психологии — Развитие представлений о человеке

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. anima — дух, душа) — древнейшими воззрениями, согласно которым все существующее в мире имеет душу. Душа воспринималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми объектами.

Согласно греческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа человека существует до того, как она соединяется с телом. Это образ и отток мировой души. Душевные явления Платон делит на ум, мужество (в современном понимании — волю) и желание (мотивацию). Разум сидит в голове, мужество — в груди, а желание — в животе. Гармоничное единство рационального начала, благородного стремления и желания придает целостность душевной жизни человека.

Согласно Аристотелю, душа нематериальна, она является формой живого тела, основанием и целью всех его жизненных функций. Движущей силой человеческого поведения является стремление (внутренняя активность организма), связанное с чувством удовольствия или неудовольствия. Сенсорное восприятие является началом познания. Память служит для сохранения и воспроизведения ощущений. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и выводов. Особой формой интеллектуальной деятельности является нус (разум), который привносится извне в виде божественного интеллекта.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны общественной жизни, включая науку), возобладало мнение, что душа имеет божественное, сверхъестественное происхождение, и поэтому изучение жизни души должно быть подчинено задачам теологии. Только внешняя сторона души, обращенная к материальному миру, может предстать перед человеческим судом. Величайшие тайны души доступны только в религиозном (мистическом) опыте.

С 17 века началась новая эпоха в развитии психологических знаний. Для нее характерны попытки концептуализировать человеческую душу в основном с философской, спекулятивной точки зрения, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о величайшем различии между душой и телом человека: тело всегда делимо по своей природе, в то время как разум неделим. Душа, однако, способна производить движение в теле. Эта противоречивая дуалистическая доктрина привела к проблеме, названной психофизической: Как связаны физические (физиологические) и психические (психологические) процессы у людей? Декарт заложил основы детерминистской (причинной) концепции поведения, выдвинув центральную идею о рефлексе как естественной двигательной реакции организма на внешний физический стимул.

Попытку вновь соединить человеческое тело и душу, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет никакого особого духовного начала, оно всегда является одним из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза считал, что такой подход позволяет рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, с какой в геометрии рассматриваются линии и плоскости.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергая установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека происходит постоянная скрытая деятельность духовных сил — бесчисленное множество малых восприятий (перцепций). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом Й. Вольфом в XVIII веке для обозначения течения в психологической науке, основным принципом которого является наблюдение определенных психических явлений, их классификация и установление экспериментально проверяемых, логических отношений между ними. Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривал человеческую душу как пассивный, но воспринимающий медиум, сравнивая ее с чистым листом, на котором ничего не написано. Под влиянием чувственных впечатлений душа человека, пробудившись, наполняется простыми идеями и начинает мыслить, то есть формировать сложные идеи. На языке психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой осознание одного из них влечет за собой появление другого.

Задачи когнитивной психологии - Развитие представлений о человеке

Развитие представлений о человеке

Целостное понимание человека — как индивида и личности, как субъекта деятельности и индивидуальности — предполагает понимание того, как человек реализует себя в конкретных условиях своего существования, как формируется его жизненный путь и жизнь в целом.

Времена меняются, и вместе с ними меняется человек. История человеческого общества — это постоянный процесс развития и укрепления человеческой индивидуальности. Антрополог Мид выделил несколько типов культур в истории общественного развития. Для ранних традиционных культур были характерны медленные, постепенные изменения, которые были едва заметны в жизни человека или даже поколения. Жизнь строилась «по законам дедов» — традиции, сложившийся набор ценностей, социальные нормы были основными регуляторами индивидуальной жизни. Собственный выбор и личные возможности формировать свою судьбу были очень ограничены, потому что «ответы на вопросы: «Кто я? В чем суть моей жизни как представителя моей культуры? Как мне говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь, встретить смерть?». — считаются «отброшенными» (Мид).

Постепенно темп исторических изменений нарастает, и уже невозможно жить «по законам дедов». Временные, социальные и культурные реалии становятся настолько заметно иными, что не только модели прошлого, но и сравнение с ними постепенно теряют свою значимость. Но по-прежнему можно жить «по законам отцов», не возникает разрыва поколений, сохраняются механизмы культурной трансмиссии от старших к младшим. Во многом сохраняется зависимость человека от принадлежности его родителей и его самого к определенному социальному классу, что определяет существенные способы бытия человека — тип деятельности, образ жизни, повседневные занятия и т.д. — определяет. Если человек стремился выйти за пределы «своего мира», это фактически требовало разрыва с моделями жизни его дедов и отцов и поиска новых моделей поведения.

Однако нарастающая скорость исторических изменений постепенно приводит к тому, что опыт отцов перестает служить социокультурной моделью или, по крайней мере, образцом сравнения для их детей. Характерной чертой нового времени является не только разрушение традиционного общества с его жесткими правилами, установленными для различных социальных классов, не только редукция обычая или культурной нормы, но прежде всего кардинальная замена внешних, общественных, групповых регуляторов человеческой жизни на ее внутренний, индивидуальный выбор. Замена внешних регуляторов внутренними создает новый способ взаимоотношений человека с пространством его жизни — «освоение», «расширение» и «присвоение» этого пространства, а значит, превращение окружающего мира в собственное жизненное пространство. Мир становится «своим». Внешняя предопределенность собственной судьбы сменяется необходимостью самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести за них ответственность.

Социальные характеристики личности: групповые признаки, социальные роли, социальное положение

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен сверстниками. С самого начала своей жизни он вовлечен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального взаимодействия возникает у человека еще до того, как он научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Структура личности как социального явления может быть охарактеризована стержневыми чертами личности, которые считаются наиболее существенными в массовом сознании той или иной культуры, нации. Такие основные черты личности описываются концепцией «Большой пятерки» факторов:

Экстраверсия, игривость;

покладистость, приятность..;

эмоциональная стабильность или психопатия;

Интеллект;

совестливость, добросовестность.

Это позволяет говорить об общих психологических закономерностях регуляции поведения людей разных культур и народов. Структурными единицами личности, которые позволяют отслеживать все виды деятельности человека, анализировать, объяснять изменение его внутренних психологических мотивов, являются ценности, установки, нормы.

Социальная психология — это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности человека, обусловленные вовлеченностью в социальные группы и сообщества, а также психологические характеристики этих групп и сообществ. Психологию обычно понимают как науку о человеческом поведении, а социальную психологию — как отрасль этой науки, которая занимается вопросами взаимодействия людей. Социальная психология личности, например, возникла в результате интеграции социальной психологии с психологией личности.

Социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между социальной средой, индивидом и группой. Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельным языком, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда и использовать их в процессе социальной работы. Эти специфические человеческие качества (язык, сознание, трудовая деятельность и т.д.) не передаются человеку по биологическому наследству, а формируются в нем в течение жизни, в процессе усвоения культуры, созданной предыдущими поколениями.

Социальное «измерение» личности обусловлено влиянием культуры и структурой сообществ, в которых человек вырос и в которых он участвует. Основными социогенными компонентами личности являются социальные роли, которые они выполняют в различных сообществах (семья, школа, группа сверстников), а также субъективное Я, которое представляет собой самовосприятие, возникающее под влиянием других людей, и отраженное Я, которое представляет собой совокупность самовосприятий, возникающих на основе самовосприятий других людей о себе.

В основе человеческих отношений лежат потребности, которые люди удовлетворяют, общаясь и взаимодействуя друг с другом. Изучение человека также происходит при исследовании его отношений с обществом в целом. В этом случае сравниваются идеология общества и психология отдельного человека, отношение общества к определенным событиям и отношение к ним отдельных людей. Во взаимодействии общества и личности дело не ограничивается влиянием идеологии общества на психологию индивида. Это влияние может быть и обратным: от личности к обществу, особенно если личность занимает лидирующее положение в обществе, обладает достаточной властью и пользуется авторитетом.

Потребности и направленность личности

Потребности — это то, что нам нужно, то, что мы хотим и намерены удовлетворить, то, чего мы стремимся достичь или избежать, то есть то, что нас интересует, то, что составляет мотив, движущую силу нашей деятельности.

Среди параметров, используемых для описания потребностей, наиболее важными являются признаки их качественной определенности (модальности) и силы. Особенно сильные потребности мы обычно называем страстями (страстное желание, всепоглощающая страсть), а название конкретной потребности — жажда — часто используется как метафора (жажда славы, жажда деятельности, «духовная жажда томления»).

Модель, принятая нами для описания психического облика человека, предусматривает дифференциацию потребностей на 4 класса: биогенные, социогенные, психогенные и духовные (потребности самоактуализации являются их частным случаем в рамках используемой модели). Биогенные потребности — это те, которые необходимы для нормального развития человека как индивида (организма). Социогенные потребности — это потребности, необходимые для нормального развития человека как личности. Психогенные потребности — это то, что необходимо для нормального развития человека как носителя психических механизмов регуляции его деятельности. Психические потребности — то, что необходимо для нормального развития человеческой индивидуальности.

Потребности не закреплены раз и навсегда в структуре внутренней организации человека. Они меняются с возрастом, в процессе развития. Их изменение, реструктуризация является необходимым аспектом развития. Направление духовного развития человека определяется возвышением его потребностей. Механизм этого развития — механизм сублимации. Механизм деградации человека — это процесс разрушения иерархии его системы потребностей.

В центре ориентации человека находятся потребности, которые являются основным источником активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движении. В психологии проводится различие между потребностью и желанием. Потребность — это объективная необходимость, которую человек может не осознавать.

Характер потребностей и их регуляция, по мнению В.В. Богословского, зависит от целостной психической структуры человека, его воспитания. Коломенский называет потребности, отражающие нужды нашего организма, органическими, а Богословский — материальными. Коломенский также говорит о духовных, или социогенных (порожденных обществом) потребностях. В.В. Богословский выделяет еще один вид потребностей — это социальные потребности: потребность в достижении определенного статуса, социальной оценке, дружбе, товариществе и любви, общественной деятельности и т.д.

Но характерной чертой всех человеческих потребностей является их фактическая неудовлетворенность. Невозможно удовлетворить потребность раз и навсегда. Интересы возникают на основе потребностей.

Проявление индивидуальности в субъектных качествах

Когда мы говорим о субъекте, мы говорим, что человек является предметом практической деятельности и познания. Человек выступает как субъект, а вокруг него находятся объекты, на которые направлена предметно-практическая деятельность. Человек

Человек : Человек вовлечен в систему связей и отношений с другими людьми, он занимает свое положение, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Особенностью человека является наличие у него субъективного мира (это мир сознания и самосознания).

Человек как субъект — это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы деятельности.

Как субъект и результат социальных отношений, личность формирует себя через активное социальное действие, сознательно перестраивая и среду, и себя в процессе целенаправленной деятельности. В процессе целенаправленно организованной деятельности формируется у человека самое главное, что делает его развитой личностью, — потребность в благополучии других людей.

Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающей средой, в ходе которого он достигает сознательно поставленной цели, возникающей в результате появления определенной потребности, мотива Мотивы и цели могут не совпадать. Почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, почему он действует. Импульсивное поведение напрямую обусловлено потребностями и эмоциями. Действие — это акт, совершая который человек реализует свое значение для других людей, то есть свое социальное значение.

Таким образом, любая деятельность состоит из трех частей: Ориентация-Мотивация; Оперативный-Исполнительный; Рефлексивный-Оценочный. Способность успешно выполнять деятельность, корректировать ее, развивать свои творческие способности и совершенствовать себя в целом становится достаточно сложной при отсутствии или низком уровне рефлексии.

Первый способ описания типов деятельности заключается в следующем: У человека есть множество видов деятельности, количество которых примерно соответствует количеству его потребностей. Другой способ — описание деятельности, обеспечивающей существование человека и его формирование как личности: Общение, игра, обучение и работа.

Общение — это вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Игра — это деятельность, которая не приводит к производству материального или идеального продукта. Для детей игра имеет в основном развивающее значение, для взрослых она служит средством общения, релаксации. Обучение — это вид деятельности, целью которой является приобретение знаний, навыков и умений. Особенность учебной деятельности заключается в том, что она непосредственно служит средством психологического развития личности. Труд в первую очередь связан с созданием и совершенствованием средств труда. В свою очередь, они были фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая готовность ребенка к школе
  2. Роль провокаций в творческом мышлении
  3. Личностные особенности подростков , употребляющих психоактивные вещества
  4. Вайцзекер Виктор, представитель психосоматической медицины в германии
  5. Психологические исследования неосознаваемых процессов
  6. Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста
  7. Влияние Карен Хорони на психоанализ
  8. Педагогика успеха
  9. Нейропсихологические синдромы впф при различных видах дпв — Мозговые механизмы высших психических функций
  10. Возрастная периодизация Эльконина