Для связи в whatsapp +905441085890

Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм — Субъективная и объективная истина

Понятие истины — одно из самых важных в общей системе мировоззренческих проблем. Оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «смысл жизни».

То, как трактуется истина, как решается вопрос о ее достижимости, часто зависит от положения человека в жизни, от понимания им своего предназначения.

А, значит, зависит и от процесса научного поиска, ведь ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит еще один элемент ошибки.

Существуют различные определения истины:

  • «Истина — это соответствие знания реальности».
  • «Истина — это эмпирическая подтверждаемость».
  • «Истина — это свойство самосогласованности знания».
  • «Истина — это полезность знания, его эффективность».
  • «Истина — это согласие».

Первое положение, согласно которому истина — это соответствие мыслей реальности, является центральным в классической концепции истины. Оно называется так потому, что является самым древним из всех концепций истины: именно с него начинается теоретическое изучение истины. Первые попытки ее изучения были предприняты Платоном и Аристотелем.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты:

  • Во-первых, понятие «реальность» трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из стоящих за ними сущностей, в них проявляющихся.
  • Во-вторых, «реальность» включает в себя также субъективную реальность, познание, отраженную в истине и духовную реальность.
  • В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание о сущем и его проявлениях, воспроизводится в практике.
  • В-четвертых, признается, что истина — это не только статическая, но и динамическая сущность; истина — это процесс.

Эти моменты отличают диалектико-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины звучит так: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это означает, что она не существует отдельно от человека и человечества; истина объективна, что означает, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.Существуют различные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам объективной реальности, по степени полноты овладения объектом и т.д.

В первом приближении вся окружающая человека реальность представляется состоящей из материи и духа, которые образуют единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, а информация о них воплощается в истинах. Поток информации, поступающий из материальных систем микро-, макро- и мегамиров, образует то, что можно обозначить как предметную истину (она подразделяется на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истин).

Объектом усвоения индивида могут быть и определенные понятия, в том числе религиозные и естественнонаучные. Можно поставить под сомнение соответствие убеждений индивида набору религиозных догматов или обоснованность нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; в обоих случаях используется понятие «истина», что приводит к признанию существования концептуальной истины.

Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм - Субъективная и объективная истина
Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм — Субъективная и объективная истина

Субъективная и объективная истина

Аналогично обстоит дело с представлениями того или иного субъекта о методах, средствах познания, например, с представлениями о системном подходе, о методе моделирования и т.д. Это еще одна форма истины — операциональная.

Кроме выделенных могут быть формы истины, обусловленные специфическими видами познавательной деятельности человека. Исходя из этого, существуют формы истины: научная, бытовая, нравственная и другие.

Критерии научной истины применимы к научной истине. Все признаки (или критерии) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отличить ее от истины обыденного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания.

Практически-бытовое знание получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно устанавливаемых предписывающих правил, которые не имеют обязательно доказательной силы, не обладают строгой принудительностью. Дискурсивность научного знания основывается на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логической структурой знания (каузальной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного познания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Поэтому знание понимается как форма субъективного права на истину. В контексте науки это право превращается в обязанность субъекта признать логически обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически связанную истину.

Внутри науки существуют модификации научной истины (по областям научного знания: математика, физика, биология и т.д.).Конвенционализм — субъективно-идеалистическая философская концепция, согласно которой математические и естественнонаучные теории основываются на произвольных соглашениях (конвенциях, определениях, договоренностях между учеными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, «принципом экономии мышления» и т.д.

Основоположником конвенционализма был А. Пуанкаре, который развил идею конвенционализма в применении к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математических дисциплин, разработка неевклидовых геометрий, показавшая, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, но эквивалентные геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет эмпирического происхождения и ничего не говорит о реальном мире. Следующий этап конвенционализма связан с развитием математической логики в 1930-е годы и особенно ярко выражен в ранних работах Р. Карнапа и К. Айдукевича. Карнап сформулировал принцип толерантности, согласно которому любая система аксиом и правил синтаксиса может быть положена в основу любой естественнонаучной теории. Айдукевич развил точку зрения «радикального конвенционализма», согласно которой представление мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, и мы свободны в этом выборе. Однако ни Карнап, ни Айдукевич впоследствии не смогли последовательно проводить свою точку зрения, и они изменили свою концепцию. В настоящее время конвенционализм не встречается в чистом виде, его элементы есть в неопозитивизме, прагматизме, операционализме. Критикуя конвенционализм, диалектический материализм видит его несостоятельность в отрицании объективной основы конвенций в науке, в том, что он абстрагируется от содержательных аспектов научного знания.

Конвенционализм

Конвенционализм — субъективно-идеалистическая философская концепция, согласно которой математические и естественнонаучные теории основываются на произвольных соглашениях (конвенциях, определениях, соглашениях между учеными), выбор которых регулируется только соображениями удобства, целесообразности, «принципом экономии мышления» и т.д.

Основоположником конвенционализма был А. Пуанкаре, который развил идею конвенционализма в применении к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математических дисциплин, разработка неевклидовых геометрий, показавшая, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, но эквивалентные геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет эмпирического происхождения и ничего не говорит о реальном мире. Следующий этап конвенционализма связан с развитием математической логики в 1930-е годы и особенно ярко выражен в ранних работах Р. Карнапа и К. Айдукевича. Карнап сформулировал принцип толерантности, согласно которому любая система аксиом и правил синтаксиса может быть положена в основу любой естественнонаучной теории. Айдукевич развил точку зрения «радикального конвенционализма», согласно которой представление мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, и мы свободны в этом выборе. Однако ни Карнап, ни Айдукевич впоследствии не смогли последовательно проводить свою точку зрения, и они изменили свою концепцию. В настоящее время конвенционализм не встречается в чистом виде, его элементы есть в неопозитивизме, прагматизме, операционализме. Критикуя конвенционализм, диалектический материализм видит его несостоятельность в отрицании объективной основы конвенций в науке, в том, что он абстрагируется от содержательных аспектов научного знания. Кроме того, выделенные формы истины могут быть обусловлены специфическими видами познавательной деятельности человека. На этой основе существуют формы истины: научная, бытовая, моральная и т.д. К критериям научной истины применимы критерии истины.

К научной истине применимы критерии научности. Все признаки (или критерии) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отличить ее от истин обыденного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания.

Практически-бытовое знание получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно устанавливаемых предписывающих правил, которые не имеют обязательно доказательной силы, не обладают строгой принудительностью. Дискурсивность научного знания основывается на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логической структурой знания (каузальной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного познания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Поэтому знание понимается как форма субъективного права на истину. В контексте науки это право превращается в обязанность субъекта признать логически обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически связанную истину.

В рамках науки существуют модификации научной истины (по областям научного знания: математика, физика, биология и т.д.).

Релятивизм

Релятивизм — методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания знания.

Релятивизм проистекает из одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма — отказ от признания непрерывности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или имеющихся логических форм и теоретических средств). Релятивисты рассматривают факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание в качестве основы познания лишь изменчивой чувственности, не отражающей никаких объективных и устойчивых явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, их зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, трактует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догм религии и основ метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из редукции процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм приобрел определенное влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип историзма в анализе изменений научного знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах, Я. Петцольдт), об их полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает следующие моменты:

  • Во-первых, понятие «реальность» трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из стоящих за ними сущностей, в них проявляющихся.
  • Во-вторых, «реальность» включает в себя также субъективную реальность, познание, отраженную в истине и духовную реальность.
  • В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект устанавливается через практику; истина, т.е. достоверное знание о сущности и ее проявлениях, воспроизводится в практике.

Догматизм

Догматизм — это образ мышления, который оперирует догмами (фиксированными предположениями) и опирается на них.

Догматизм характеризуется некритичностью (отсутствием критики и сомнений), схематизмом (односторонностью, невниманием к конкретным обстоятельствам и условиям), консерватизмом (неспособностью воспринимать новую информацию), слепой верой в авторитеты и неспособностью к творчеству.

Проблема догматизма — одна из серьезных проблем человечества. Миллионы догматиков, не способных мыслить самостоятельно, но считающих себя умными, заполняют и засоряют информационное пространство своими высказываниями. Интеллект, в понимании этих людей, это не способность думать, не способность рассуждать и делать логические выводы. Интеллект, в их понимании, определяется очень просто: вы умны, если знаете определенные догмы — определенные утверждения, которые абсолютно верны. И поскольку вы знаете абсолютно верные утверждения, вы, безусловно, умны, а тот, кто их не знает, либо «не понимает», что они верны, либо глупец. Однако догматики не могут объяснить, почему эти утверждения верны. В лучшем случае они могут попытаться «обосновать» их с помощью уловок. Поэтому, чтобы «понять» правильность догм, с их точки зрения, нужно сделать какое-то непонятное внутреннее усилие, мысленно поднажать, и оно придет, «понимание» правильности догмы. В то же время, поскольку фактической причиной называть ту или иную догму правильной являются его эмоции, его привычные оценки, то переубедить догматика в правильности или абсолютности догмы с помощью какой-либо рациональной аргументации практически невозможно. К сожалению, в современном обществе, где иррациональность является нормой, нет никакой гарантии, что догматики не проникнут куда угодно — в правительство, в СМИ, в образование, в науку, где они будут распространять догму и догматический метод, представляя его как официально правильный, естественный и единственно возможный.

Для того чтобы правильно понять состояние современной науки и пути ее развития, необходимо преодолеть односторонность как догматизма, так и релятивизма. Догматизм не способен рассматривать положения науки, например, математики и, в частности, систему аксиом, как результаты, которые могут быть в дальнейшем исправлены и улучшены. Релятивизм не видит за частой сменой научных теорий и подходов к их разработке, что все они являются, по словам В.И. Ленина, «зернами абсолютной истины», что прогресс в развитии научных теорий и методов позволяет все более адекватно отражать многообразие отношений объективной действительности.Иногда под словом истина понимают любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», дежурные истины и т.д. Конечно, они имеют право на существование как образные средства коммуникативного языка, но в философском смысле они не являются истинными. Высказывание — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Кроме того, суждения всегда полны, тогда как истина таковой не является. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заданных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя обстоятельствам. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, — вечером. Отношения текучести и стабильности, изменчивости и постоянства выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер
  2. Основные школы античной философии
  3. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  4. Дунс Скот и его философия
  5. Способы представления человека в философии Китая
  6. Протагор, философ-софист
  7. Общество
  8. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  9. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  10. Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества