Для связи в whatsapp +905441085890

Античная философия — Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут А.Н. Чанышев (Курс лекций по античной философии, М., 1981), И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов («Философия», М., 1996), В.Ф. Асмус (История античной философии, М., 1965), А.С. Богомолов («Античная философия», МГУ, 1985).

Для удобства анализа мы будем использовать более сжатую периодизацию, представленную И. Смирновым. Так он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяются три периода: первый от Фалеса до Аристотеля; второй — классическая древнегреческая философия Платона и Аристотеля; третий — эллинистическая философия. Объектом нашего внимания будут только первый и второй периоды.

Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первым периодом развития античной философии был период натурфилософии. Особенностью античной философии была связь ее учения с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI-V веках до н.э. философия еще не была отделена от познания природы, а познание природы не было отделено от философии. Космологические спекуляции VII и VI веков до н.э. ставят вопрос о конечной основе вещей. Так появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить взаимосвязь этого множества и разнообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

Второй период греческой философии (V — VI вв. до н.э.), в отличие от одностороннего космоцентрического направления предшествующей философии, также начинается односторонне, а именно с постановки антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло тех пределов, за которые оно не могло выйти в то время. Этот период представлен софистами, Сократом и сократиками. Разница между Сократом и сократиками заключается в том, что мерилом в оценке поступков для него является рассмотрение того, какие мотивы определяют решение, что полезно, а что вредно.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимость для каждого познать самого себя и то, что ни один человек ничего не знает окончательно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Сократ завершает натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинает новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.

Платон выходит далеко за пределы сократовского духа. Платон — сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон был первым философом, который поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, говорить о философии в Древней Греции со значительной степенью уверенности можно только начиная с Платона. Платон — первый древнегреческий философ, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление о древнегреческой философии было бы неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотель отличался энциклопедическими знаниями и подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции до Платона.

Третий период античной философии: эпоха эллинизма (III век до н.э. — III век н.э.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы и скептики. Неоплатонизм завершает развитие греческой философии.

Античная философия - Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит
Античная философия — Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит

Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит

Философия Фалеса

История древнегреческой философии открывается именем Фалеса Милетского (около 625 — 547 гг. до н.э.) Фалес утверждал, что все в мире состоит из воды. Вода есть начало и конец всего сущего.

Ему приписывают следующие изречения: «Древнее всего сущего бог, ибо он не рожден». «Прекраснее всего мир, ибо он сотворение Бога». «Мудрее всего — время, ибо раскрывает все». Его спросили: «Что на свете трудно?» — «Познать себя». «Что легко?» — «Советовать другому».

Первые древнегреческие философы были заняты поиском первоосновы, из которой состоит вселенная.

Философия Гераклита.

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Дата жизни у разных философов датируется по-разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около 535 г. до Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив 60 лет. Богомолов называет дату рождения (544 г., а дату смерти считает неизвестной). Все признают, что личность Гераклита была весьма противоречивой. Происходя из царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм Артемиды Эфесской, отдав свое время занятиям философией. В конце жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником.

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.

Видный исследователь Гераклита М. Маркович так воссоздает ход мысли эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и всем, что в нем есть, совершается через огонь. Ибо все,… грядущий огонь будет судить и осудит. Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь.

Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но «он всегда был, есть и будет вечно живым огнем».

Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь — тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего — логос — структурную, устойчивую. «Огонь — обмен или размен, логос — пропорция этого обмена».

Итак, гераклитовский логос — разумная необходимость сущего, слитая с самим понятием сущего — огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос — слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову закон как всеобщей смысловой связи сущего.

Основное положение философии Гераклита передает Платон в диалоге «Кратил». Платон сообщает, что по Гераклиту «все движется и ничто не покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку».

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает «звания основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящее значение».

Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанным, что все происходит через борьбу: «следует знать, что война всеобща и правда борьба и все что происходит, через борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира.

Демокрит и его атомистическая теория

По мнению большинства философов, Демокрит родился в 460 году до н.э. и умер в 360/370 году до н.э. Он прожил почти 100 лет. Он родился в Абдерах, происходил из знатной семьи и был богат, но отказался от богатства и провел свою жизнь в бедности, посвятив себя исключительно мудрости.

Демокрит учил, что существует нечто чрезвычайно простое, далее неделимое и непроницаемое, из чего состоят все вещи — атом. Атомы бесчисленны, Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид характеризует бытие. Атомы вечны, неизменны, неделимы, непроницаемы, не созданы и не восстановлены. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга объемом и формой. Все тела состоят из атомов; подлинные истинные свойства вещей — это свойства, присущие атомам. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атомы — это бытие, то пустота — это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы реальной множественности и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть не было бы ничего в мире, не было бы самого мира. Демокрит трактовал движение как естественное состояние космоса, а движение трактовал строго однозначно как бесконечное движение атомов в пустоте.

Демокрит первым в древнегреческой философии ввел в науку понятие причины. Он отрицал случайность в смысле беспричинности.

В неорганической природе все совершается без цели и в этом смысле является случайным, тогда как у ученика могут быть и цели, и средства. Взгляд Демокрита на природу, таким образом, строго каузальный, детерминистский.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. «Душа, по Демокриту, состоит из сферических атомов, т.е. она подобна огню».

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно считал, что первые люди вели беспорядочную жизнь. Когда они научились добывать огонь, то постепенно развили различные искусства. Он предположил, что искусства возникли путем подражания (Мы научились у паука ткать, у ласточки строить дома и т.д.), что законы были созданы людьми. Писал о плохих и хороших людях. «Плохие люди дают клятвы богам, когда оказываются в безвыходном положении. Выбравшись из нее, они все равно не выполняют клятвы».

Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь и посмертное воздаяние за земные деяния. Этика Демокрита проникнута идеями гуманизма. «Гедонизм Демокрита направлен не только на получение удовольствия, поскольку высшее благо — это блаженное состояние души и мера наслаждения». «Основная суть философии Гераклита передана Платоном в его диалоге «Кратил». Платон сообщает, что по Гераклиту «все движется и ничто не покоится… невозможно войти в одну и ту же реку».

Диалектика по Гераклиту — это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое движение, а как процесс становления Вселенной, космоса.

Без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода античной философии Гераклит более всего заслуживает «звания основателя объективной диалектики как учения о противоположностях, их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящее значение».

Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, об «обмене» противоположностей. «Холодное — теплое, теплое — холодное, влажное высыхает, сухое — влажное. Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. Утверждение Гераклита о том, что все есть обмен противоположностями, дополняется утверждением, что все происходит через борьбу: «следует знать, что война есть всеобщая и истинная борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира.

Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель

Пифагор (IV век до н.э.) и его последователи исходили из идеи, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени и что ею управляет бог, который так же вечен и бесконечен, как и сам мир. Во всем мире господствует порядок, основанный на числе и мере, которые порождают гармонию бытия, подобную той, что мы находим в музыке. Число управляет ходом небесных святилищ, а также всеми человеческими отношениями. Число управляет как небесными святилищами, так и всеми человеческими отношениями. Число — источник наград и наказаний. Душа человека бессмертна и гармонична, но за время своего земного существования она проходит через ряд тел, то более высоких, то более низких, в зависимости от того, насколько она добродетельна.

Сократ (469 — 399 гг. до н.э.) Он считал, что главное — знать общие, генеральные принципы добродетели. Добру нельзя научить — оно заключено в природе духа. Все заключено в духе человека; он учится чему-либо только по внешним признакам. Все вещи заключены в самом человеке. Для Сократа человек как мыслитель — мера всех вещей. Требование Сократа: познай самого себя. Для Сократа был характерен этический интеллектуализм; его нравственное и научное знание были идентичны. Подлинное знание, по мнению Сократа, включает в себя правильные действия.

Тот, кто знает, что такое добро, должен всегда действовать в духе добра. Важным средством достижения философского лидерства он считал диалог. Согласно Сократу, Бог по сути своей есть Разум, Душа. Человеческий разум и душа — это внутренний голос (совесть) божественного происхождения, призывающий человека к добродетельной жизни.

Платон — выдающийся объективный идеалист.

Платон (427-347 гг. до н.э.) был основателем объективного идеализма, учеником Кратила и Сократа. До нас дошли почти все его произведения, написанные в форме диалогов или драм: «Апология Сократа», 23 подслушанных диалога, 11 диалогов разной степени сомнительности, 8 произведений, которые не были включены в список произведений Платона даже в древности, 13 писем, многие из которых безусловно подлинные и определения».

Платон рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона и пифагорейцев. Платон является основателем школы под названием Академия. В диалоге «Тимей» он первым всесторонне обсуждает вопросы происхождения первоначала и устройства космоса. «Нам необходимо рассмотреть, какова была сама природа огня, воды, воздуха и земли до рождения неба и каково было их состояние тогда. Ведь до сих пор никто не объяснил их рождение, но мы называем их и принимаем за элементы буквы мироздания.» Впервые поставил вопрос о сущности вещей и их сущностях. Основоположник учения о референтных первообразах или парадигмах. Бытие идеи первичнее небытия. Область идей Платона напоминает учение Парменида о бытии. Мир чувственных вещей Платона напоминает доктрину бытия Гераклита — поток вечного становления, рождения и смерти.

Платон перенес характеристику бытия Гераклита на мир чувственных вещей.

В диалоге «Тимей» он раскрывает космогонию и космологию. Устроителем космоса он считал демиурга (бога). Таким образом, первообразы космоса выглядят следующим образом: «Идеи — это первообразы вещей, материи и демиурга, бога, который устраивает мир в соответствии с идеями. Есть бытие (идеи), есть производство и есть три рождения мира».

Возникновение космоса Платон описывает следующим образом. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по космосу, предназначенному для видимой вселенной, разделяя ее на элементы — огонь, воздух, воду и землю. Раскручивая космос, он округляет его, придавая ему самую совершенную форму — сферы. В результате космос предстает как живое существо, наделенное разумом. «Итак, перед нами структура мира: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос).

В центре учения Платона, как и его учителя Сократа, находятся проблемы нравственности. Нравственность он рассматривал как достоинство души, душа — подлинная порождающая причина вещей, душа бессмертна.

В диалоге «Тимей» он раскрыл картину загробной жизни и суда. Он считал, что необходимо очистить душу от земной скверны (от зла, пороков и страстей).

В диалогах «Политик», «Государство», «Законы» Платон раскрыл учение о правлении. Он боролся за полное подчинение личности государству; его идеалом была власть просвещенного царя.

Историческое значение античной философии

Философские достижения Платона и Аристотеля по праву считаются вершиной древнегреческой философской мысли. Влияние на последующее философское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Аристотелем, во много раз превышает влияние идей, созданных их предшественниками. Без платоновских и аристотелевских подходов и концепций невозможно понять ни одну философскую систему на всем длинном пути последующей эволюции, включая современность.

Античная Греция задала определенную модель цивилизации вообще, цивилизации как таковой. Эта модель оказалась, однако, сложной и противоречивой. Но она остается и навсегда останется привлекательной, особенно когда цивилизация где-то находится под угрозой или ищет новых импульсов, чтобы обрести свежее дыхание. Греческая модель статична. Но самое главное, что благодаря этому же качеству она может быть инкорпорирована в другую цивилизацию. Правда, в этом случае приходится решать сложнейшую проблему путей и способов такой интеграции. Последующее развитие цивилизации, основанной на христианских ценностях, продемонстрировало различные варианты решения этой проблемы. Все варианты, однако, признавали ценность интеллектуально-технической стороны древнегреческой мысли. Своим достижением высшей техники мышления античность была обязана главным образом трудам Платона и Аристотеля, которые опирались на предшествующие достижения греческой мысли. Эти достижения в совокупности составили феномен, называемый древнегреческой философией. Древнегреческая философия — это то, что развивает и закрепляет универсальные методы мышления, не ограниченные ничем внешним, прежде всего верой и чувственным опытом.

Заключение

Итак, подводя итоги контрольной работы по теме «Античная философия», я делаю следующие выводы:

  1. Философия — одна из древнейших областей человеческого знания.
  2. 2. Сущность философии и ее роль в обществе заключается в том, что она представляет собой познание всеобщего, сущностное знание о мире, познание реального бытия. Философия — решающая сфера формирования духа.
  3. Философия общие связи и отношения, общие законы, действующие в природе, обществе и человеческом мышлении.
  4. Европейская философия сформировалась на основе античности и христианства.
  5. Античная философия сыграла огромное историческое значение в духовном развитии человечества, заложив основу для последующего движения всей европейской и мировой философии.Второй период греческой философии (V — VI вв. до н.э.), в отличие от односторонней космоцентрической направленности предшествующей философии, также начинается односторонне, а именно с постановки антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло тех пределов, за которые оно не могло выйти в то время. Этот период представлен софистами, Сократом и сократиками. Разница между Сократом и сократиками заключается в том, что мерилом в оценке поступков для него является рассмотрение того, какие мотивы определяют решение, что полезно, а что вредно.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимость для каждого познать самого себя и то, что ни один человек ничего не знает окончательно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Сократ завершает натурфилософский период в истории древнегреческой философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Повышение социального статуса архитектора и инженера
  2. Алгоритмы исследовательской деятельности
  3. Этика древнерусского человека — Диалогические элементы древнерусской культуры
  4. Исторические типы философии
  5. Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
  6. Неоплатонизм
  7. Познание как творчество
  8. Концепция истории Гегеля
  9. Позитивизм, его основные проблемы и этапы
  10. Сенсуализм в философии нового времени