Для связи в whatsapp +905441085890

Архетип «Анимус» — Бессознательное и архетипы

Самая глубокая и значительная область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных движений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и перенесены в бессознательное. Неосознанный материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного восходит к древним временам, оно было признано целителями самых ранних цивилизаций в их практике. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания эпистемологии, построенной на воспроизводстве того, что находится в недрах человеческой психики. Знакомый с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, позаимствовал оттуда некоторые представления о бессознательном. Таким образом, маловероятно, что в его поле зрения не были включены те соображения Платона, которые были связаны с проблемой бессознательного познания человека. Проблема бессознательного, облеченного в форму рассмотрения возможности существования бессознательных представлений, встречается и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно упоминал Канта в своих работах. Текстовый анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с «Антропологией с прагматической точки зрения» Канта, но и с другими работами немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделял философские идеи Канта, но и ссылался на его авторитет в обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касалось проблемы бессознательного.

Бессознательное не следует понимать как нечто абстрактное или как гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное — это те формы психической жизни, которые, обладая всеми свойствами умственного, в то же время не являются областью сознания.

Архетип "Анимус" - Бессознательное и архетипы

Бессознательное и архетипы

Основные особенности аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передаваемые по наследству; интровертность и экстравертность как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение — 4 важные функции сознания, влияющие на жизнь и поведение человека.

К. Юнг делится на два класса. К первому классу относится индивидуальное бессознательное, ко второму — коллективное бессознательное. К. Юнг понимал индивидуальное бессознательное как бессознательный, узнаваемый материал очевидного индивидуального происхождения. Содержание этого типа бессознательного — это индивидуальные диспозиции или продукты инстинктивных процессов, составляющие личность в целом. Индивидуальное бессознательное содержит в себе помимо забытых и репрессированных содержимое творческого характера. Коллективное бессознательное — это самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, переданные от наших предков. Коллективное бессознательное — это психическая система, имеющая коллективную универсальность и обезличенную природу, которая идентична всем индивидуумам. Коллективное бессознательное обязано своим существованием наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально. К. Юнг определил содержание коллективного образования как универсальные ментальные образы, называемые архетипами. Слово «архетип» происходит от латинских опечаток (печать, оттиск) и относится к определенной формации архаичного характера, содержащей мифологический мотив. Архетипы также принадлежат не отдельному человеку, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде исходных «ментальных структур» (архетипов), которые идут из глубин веков и, следовательно, хранят в себе древнейший опыт человечества и обеспечивают априорную готовность воспринимать и понимать мир. Нам нужно почувствовать разницу между архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на определенное сходство, тем не менее, являются совершенно разными понятиями и требуют четкого разграничения. Инстинкт — это физиологический импульс, который обнаруживается органами чувств. Архетипы, в отличие от инстинктов, не вовлекают человеческие чувства абсолютно, а проявляются через фантазии и раскрывают свое присутствие только через символические образы. В чистейшей форме архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. Что касается человека, то архетипы выражаются через субъективный опыт, а человек воспринимает их через символические архетипичные образы. Архетипичные образы в психике человека проявляются через определенные символы в снах, фантазиях, патологических явлениях и т.д. Встреча с архетипичными изображениями всегда оставляет глубокий след в человеческой душе, всегда сильно окрашена эмоционально, дает человеку определенную силу и энергию, которая во много раз превышает его индивидуальное эго.

Далее мы рассмотрим некоторые примеры архетипов и архетипичных изображений.

Базовые архетипы и их характеристики

Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, называемых «архетипами» (греческие архетипы — начало, опечатки — изображение) — прототипом, архетипами, образцом. Архетипы — это формальные модели поведения или символические образы, которые формируют основу для определённых содержательно наполненных образов, соответствующих стереотипам сознательной деятельности человека в реальной жизни. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. Архетипы — это система врожденных поведенческих программ, типичных реакций и установок, которые лежат в глубинах психической жизни всего человечества.

Количество архетипов в коллективном бессознательном состоянии может быть неограниченным. Однако в теоретической системе Юнга особое внимание уделяется персонажу, аниме и анусу, тени и «Я».

1) Персона (от латинского слова «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы показываем себя в отношениях с другими людьми. Персона — это различные роли, которые мы играем в соответствии с требованиями общества. В юнгианском понимании персона служит цели произвести впечатление на других или скрыть свое истинное «я» от других. Персона, как архетип, необходима нам для того, чтобы ладить с другими в повседневной жизни. Юнг, однако, предупредил, что если этот архетип станет слишком важным, то можно будет стать поверхностным, поверхностным, сведенным к простой роли и отчужденным от истинных эмоциональных переживаний.

2) Тень — это репрессированная темная, злая и анималистическая сторона личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако, тень также обладает и положительными качествами. Юнг видел тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По словам Юнга, функция эго — направлять энергию тени, сдерживать вредные стороны нашей природы до такой степени, что мы можем жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

3) Анима — это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона.

4) Анимус — это внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Признание Юнгом врожденной андрогинной природы человека находит выражение в архетипах анимы и ануса. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на биологическом факте, что в организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, по мнению Юнга, развивался на протяжении многих веков в коллективном бессознательном состоянии в результате опыта с противоположным полом. Многие мужчины хотя бы частично «феминизировались» к годам жизни с женщинами, в то время как в отношении женщин наблюдается обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анус, как и все другие архетипы, должны выражаться гармонично, без нарушения общего равновесия, чтобы личностному развитию в направлении самореализации не препятствовали. Иными словами, мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, в то время как женщина должна проявлять и мужские, и женские качества. Если оставить эти необходимые атрибуты неразвитыми, то результатом будет односторонний личностный рост и функционирование.

5) Я — самый важный архетип в теории Юнга. Я представляет собой ядро личности, вокруг которого организованы и объединены все остальные элементы. Когда достигается интеграция всех аспектов души, чувствуешь единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие «Я» является главной целью человеческой жизни.

Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное». Его содержание — так называемые архетипы. Архетипы — это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей к восприятию, переживанию и реакции на события определенным образом; другими словами, это универсальные шаблоны восприятия, мысли и действия в ответ на определенный объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, наиболее важными являются Персона (наше публичное лицо), Тень (репрессированная, темная сторона личности), Анимус/Анима (внутренняя женская в мужском и наоборот, внутренняя мужская в женском), Я (ядро личности, вокруг которого организованы и объединены все остальные элементы).

Анимус. Стадии развития. Как анимус проявляет себя

Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и персонифицируется в принципе Логоса. Анимус проявляется в жестком и самоуверенном характере женщины, которая может постоять за себя и принять волевое решение.
Анимус – это психический компонент, который находится ниже порога сознания и действует из бессознательного.
Анимус, как и анима, рассматривается в качестве архетипического образа. 

К. Юнг выделил четыре стадии в развитии анимуса:

  • 1 стадия — возникновение в сновидениях или фантазиях женщины мускулистого человека с физической силой — атлета.
  • 2 стадия — анимус предоставляет женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру.
  • 3 стадия — анимус предстает «словом», персонифицируемым в сновидениях и образах профессора или священника.
  • 4 стадия – анимус является воплощением здравого смысла. 

Так, в то время как у мужчин анима управляет чувствами, у женщин ее близнец, а неприязнь, управляет различением, самопознанием и способностью взвешивать обстоятельства. Нельзя сказать в буквальном смысле, что враждебность — это полная «мужская половина» женщины, ибо архетип — это лишь ментальный отпечаток других мужчин в психике. Этот отпечаток не обладает способностью изменять или развиваться самостоятельно, как это бывает с людьми, и его влияние не подчиняется разуму. Точно так же наличие анимации обычно не делает мужчин женоподобными, а только позволяет им соответствовать своему «типу» женщин.

Вражда формируется у девочек в раннем детстве, как в результате контакта с мужчинами, так и под влиянием идей, социальной морали и т.д. Таким образом, в то время как анимация была обобщенным, но единообразным образом женщины, анимация является скорее «коллективной персоной» из многих источников. Вот почему мужчины чувствуют, влюбляются, впадают в полное отчаяние и даже лишают себя жизни из-за несчастной любви, в то время как женщины — пусть и неосознанно — размышляют, оценивают перспективы и сравнивают кандидатов. Читая Чжун, нельзя не задаться вопросом, кто на самом деле «более слабый пол». И кто, простите за каламбур, рожден быть «пушечным мясом» Купидона?

Каждая женщина развивает свой «образ» мужчины: жизнерадостный отец большой семьи, недостижимый интеллектуал с книгой, универсальный герой и любимый, очаровательный мошенник с колючим подбородком и т.д. Впоследствии враждебность проецируется на других людей, и в случае совпадения возникает симпатия к конкретному человеку.

Однако воображение склонно отрабатывать недостающие детали, а человек в реальности может лишь частично соответствовать «стандарту» — поэтому разочарование почти неизбежно. «Подходящими людьми для проекции вражды являются либо живые образцы Господа Бога, знающие правильные ответы на все вопросы, либо непризнанные реформаторы, у которых есть запас лозунгов…» — с явной печалью и сарказмом, пишет Юнг. Это не означает, что разочарование обязательно приводит к провалу отношений, а лишь то, что его необходимо переосмыслить.

Бесконтрольный мужской сексизм и ранние «расцветы» феминизма — так выглядел мир во времена Карла Густава. С одной стороны, вы должны учитывать дух времени, а с другой -….. может ли кто-нибудь опровергнуть следующие взгляды основателя аналитической психологии? Давайте попробуем разобраться с этим, не навлекая на себя гнев прекрасной половины наших читателей.

«Если анима производит настроение, то анимация производит мнения. И точно так же, как настроения мужчин выходят из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предположениях. Мнения враждующих очень часто имеют характер фиксированных убеждений, которые нелегко поколебать, или принципов, которые должны быть незыблемыми. На самом деле эти мнения принимаются уже готовыми и желающими, а женщина даже не думает в них сомневаться», — сказал Юнг. Ну, «не скажу за всю Одессу — вся Одесса очень большая», но… если годами роль «жилетки» для знакомых дам, то это мнение иногда спрашивают как-то само по себе. И все же, вопреки моим личным наблюдениям, мне хотелось бы верить, что это касается не всех женщин.

Слабая или слаборазвитая враждебность бесполезна: если ее игнорировать, женщина становится доверчивой к стабильным социальным убеждениям и магическому мышлению. Отрицательная враждебность, как и аниме, может изобразить настоящего мужчину в ложном свете и заставить женщину ревновать, искать подсказки — и не верить, хотя их и нет. Однако сама Фьюри не может объяснить, почему она так уверена в существовании «любовного треугольника».

Отождествление с враждой — т.е. отказ от других составляющих ее «я» и отождествление с бессознательным архетипом — делает женщину неоправданно упрямой, самодовольной, догматичной, фанатичной, негибкой, спорной, директивной и верящей в то, что она всегда и во всем права (особенно если мужчина слишком мягко относится к избранному). Это не только делает ее совсем не женственной, но иногда даже физически фригидной. Вот почему для мужчины так важно выражать свое мужское отношение в семье.

«Точно так же, как женщины часто понимают вещи, о которых мужчины все еще далеко в неведении, так и мужчины, естественно, имеют области опыта, которые мало интересуют женщин — широкие сферы бизнеса, политики, технологий….. Личные отношения, как правило, важны и интересны для нее. У нее есть подробное представление о них, бесконечные нюансы которых, как правило, ускользают от мужчин, — рассказывает Юнг о дамах своего времени. И хотя сегодня многие бизнес-леди занимаются коммерцией и наукой, а многие мужчины — дизайном или флористикой….. И все же мужчины до сих пор боятся выстрелить фразой «Дорогая, нам надо поговорить», а женщины все еще зевают, когда слышат подробный рассказ о ремонте карбюратора или о состоянии фондовой биржи. Но что происходит, когда враждебность начинает «перекрывать» и лишает женщину способности к общению — в чем она обычно является мастером?

Юнг предполагает, что у интеллектуальных женщин доминирующая враждебность может также проявляться в виде тенденции к аргументированию и запутанных мыслительных процессов, которые могут быть критическими — но обычно зацикливаются на неважных мелочах и таким образом теряют свой истинный смысл. Наверное, стоит вспомнить простой эволюционный факт: мужчины привыкли мыслить масштабно, в то время как женщины совершенствуют детали, как будто накладывая тонкий «шлиф» на рок-идеи. Оказывается, когда в человеке нарушается гармония между мужчиной и женщиной, это не может не влиять на результат…?

«Подобные психические изменения пола основаны исключительно на том, что функция, связанная с внутренним миром, оказывается внешней», — объясняет Юнг. Психолог убежден, что если не научиться отличать себя от влияния анимы, ануса, эго, маски-персоны и других «персонифицированных комплексов», то их можно рассматривать даже не как психические функции, а как относительно самостоятельные личности. Поэтому у женщины, «одержимой» враждой, создается впечатление, что она стала совершенно другим человеком. К счастью, с помощью опытного психоаналитика можно вернуть «полюса» на место — и попытка не пытка.

Анима и анимус — особенности психологии мужчины и женщины

Термины «анима» и «анус» были использованы К.Г. Юнгом для характеристики вечных образов унаследованного опыта женственности и мужественности, женственности и мужественности. Анима и враждебность — это образы женщины и мужчины, восходящие к древним временам, наследственно запечатленные, переданные из поколения в поколение предками. Эти образы бессознательно проецируются (передаются) на другого человека, лежат в основе увлечения противоположным полом и способствуют возникновению чувства любви и ненависти. Это архаичные формы тех психических явлений, которые в своей полноте и целостности часто называют душой.

По мнению К.Г. Юнга, образы анима и ануса локализованы в психическом строе: они живут и функционируют в филогенетически глубоком слое бессознательного. В фигурах анима и ануса автономный характер того, что он назвал «коллективным бессознательным», находит свое выражение. Анима и Анимус олицетворяют те его элементы, которые могут быть интегрированы в сознание и в этом смысле представляют собой функции, которые отфильтровывают содержимое коллективного бессознательного и передают его в сознание. Благодаря интеграции анимация становится эросом, а анимация — логотипом.

К.Г. Юнг верил, что анима и враждебность привносят в сознание дух неизвестных предков. Их функционирование заключается в том, чтобы думать и чувствовать, знать жизнь и мир, богов и человека. Они существуют в мире, отличном от внешнего, где рождение и смерть человека не в счет. Оба архетипа наделены своего рода предопределением, которое иногда может привести к трагическим последствиям. Их природа настолько нехарактерна и настолько чужда современному человеку, что их проникновение в его сознание часто равносильно психозу.

В аналитической психологии К. Г. Юнга анимация и анимация играют важную роль в понимании особенностей мужской и женской психологии. Анима представляет собой архетип жизни и воспринимается человеком как дух. Вражда — это ментальный образ женщины, но воспринимается ею как эрос. Анима — это связь чувств, которые влияют на мужское восприятие мира. Вражда — это совокупность спонтанных взглядов, которые влияют на эмоциональную жизнь женщины. В то время как анимация способствует формированию настроения, анимация ведет к генерации мыслей. Если анима — это иррациональное чувство, как выразился К.Г. Юнг, то анима — это иррациональное суждение. Анимация эротично-эмоциональна по своей природе, в то время как анимация спорно-критична. С помощью вражды мужчина пытается понять природу женщины. С помощью вражды женщина пытается понять мужчину. Следует иметь в виду, что с точки зрения К.Г. Чжуна, женщина имеет образ мужчины, в то время как мужчина имеет образ женщины.

В сущности, анима направлена на единство, в то время как анима направлена на отрыв. В реальной жизни образы анима и ануса могут способствовать гармоничным отношениям между мужчиной и женщиной. Однако они также могут привести к конфликту из-за искажений, связанных с тем, что анима и враждебность являются персонифицированными комплексами, которые держат человека во власти и создают ощущение враждебности. Оба образа представляют собой бессознательное и могут действовать как падшая женщина и недостойный мужчина, вызывая раздражение, создавая нестабильное настроение и агрессию. Как негативные образы, анимация и анимация часто появляются во сне у человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Математические методы в психологии — Краткая история развития методов психологического исследования
  2. Исследование школьной дезадаптации у подростков
  3. Теоретические основы специальной психологии
  4. Стадии культурного развития ребенка
  5. Проективная методика дерево: интерпретация
  6. Предмет изучения в когнитивной психологии
  7. Принцип историзма в психологии
  8. Воображение и внимание
  9. Валидность эксперимента
  10. Динамика психологических процессов