Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и внимание — Воображение

Особая форма человеческой психики, выделяющаяся из других психических процессов и в то же время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Особенность этой формы психического процесса заключается в том, что воображение свойственно, пожалуй, только человеку и странным образом связано с деятельностью организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем, кроме воображения, не проявляется идеальный и таинственный характер психики.

Вполне вероятно, что именно воображение, желание понять и объяснить их, привлекло внимание к сверхъестественным явлениям в древности, поддерживало их и стимулирует до сих пор. Воображение — это процесс, в ходе которого человек создает образы объектов, которые он никогда не воспринимал, основываясь на раннем опыте.

Воображение — основа наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства в практические действия. Она помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто непрактичны. Фантазия отличается от восприятия тем, что ее образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Когда воображение рисует сознанию такие картины, которым в реальности ничего или почти ничего не соответствует, это называется фантазией.

Если воображение дополнительно направлено в будущее, это называется сном.

Мечта, таким образом, — это процесс создания образов желаемого будущего.

Существует четыре основных типа воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что человек с его помощью вызывает соответствующие образы усилием воли.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека.

Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или имитируется. Однако в то же время она по-прежнему творчески реализована в образе.

В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством.

В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение делится на художественное, техническое, научное и другие.

Художественное воображение отдает предпочтение чувственным (зрительным, слуховым, тактильным и т.д.) образам, необычайно ярким и детализированным. Например, на картине «Казаки пишут письмо турецкому султану» И. Репин написал, что голова стала круглой от юмора и шума. Гюстав Флобер говорил, что при описании сцены самоубийства в романе «Мадам Бовари» он почувствовал во рту вкус мышьяка. Творцы яркостью чувственных образов как бы непосредственно воспринимают то, что они изображают в своих произведениях.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же служит первоосновой для воображения. Но никакое воображение не способно изобрести то, что не было известно человеку.

В этом отношении именно реальность становится основой для творчества целого ряда мастеров искусства, полет творческой фантазии которых уже не удовлетворяется реалистическими, а тем более натуралистическими средствами выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они конструируют ее по-новому, используют свет, цвет, наполняют свои произведения вибрациями воздуха (импрессионизм), прибегают к утонченному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разбивают объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и др.

Таким образом, мы сталкиваемся с продуктивной фантазией в искусстве, когда художник не довольствуется воссозданием реальности реалистическим методом. Его мир — это фантасмагория, иррациональный мир образов, за которыми скрываются вполне очевидные реалии. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — плод такой фантазии.

Обращение к необычным образам позволяет усилить интеллектуальное и моральное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем представить образ, художник создает его в своем воображении, прилагая сознательное волевое усилие.

Воображение и внимание - Воображение

Воображение

Часто яркое воображение захватывает творца настолько, что он теряет связь со своим временем, со своим «Я», которое «живет» в созданном им образе.

Редко импульсом творческого процесса является пассивное воображение, ведь «спонтанные» образы, не зависящие от воли художника, обычно являются продуктом бессознательной работы творца, которая остается скрытой от него.

Более того, автор, который обычно начинает с волевого усилия (акта воображения), настолько увлекается произведением, что воображение становится спонтанным, и уже не он создает образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма показательно творчество Ф.М. Достоевского. Во всех романах писателя есть несколько глобальных идей, за которые «борются» его герои, такие разные и такие единые в творческом воображении писателя.

Для технического воображения характерно формирование образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и конструкций, их легкое расчленение и объединение в новые образования, их воображаемый перенос в различные ситуации. Образы технического воображения обычно реализуются в чертежах, схемах, на основе которых затем создаются новые машины, предметы.

Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, обобщениях, которые возникают в процессе создания концепций. Воображение играет решающую роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации и предвидении хода эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы заполнить недостающие, нераскрытые звенья в цепи фактов.

Воображение имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности ученого. Без воображения его работа может превратиться в деятельность по накоплению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, вместо реального шага к новым изобретениям, идеям, к созданию чего-то принципиально нового в науке.

Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие для реализации творческих идей, когда образы воображения не могут быть реализованы немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации сон представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому завершение начатого предприятия становится возможным.

Без мечты, по мнению Д. Писарева, невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и завершить трудную и масштабную работу в области искусства, науки и практической жизни. Сон является элементом научной интуиции, прогнозирования и планирования деятельности.

Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действительность мечты является необходимым условием для реализации творческих идей человека, направленных на их реальное воплощение в действительности. Такие сны являются в некотором смысле движущей силой действий и поступков человека, придают ему большую целеустремленность в жизни, помогают бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниакальными». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные перспективы жизни, толкают его на путь призрачных удовольствий, делают неспособным переносить тяготы реальной жизни. Только активная, творческая мечта, которая обогащает жизнь, делает ее яркой и интересной, положительно влияет на вас.

Существуют и другие виды воображения.

Одна из них заключается в том, что сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их истинная роль в жизни человека до сих пор не выяснена, хотя известно, что в сновидениях человек находит выражение и удовлетворение многих жизненных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни.

Галлюцинации — это фантастические видения, которые, как кажется, не имеют практически ничего общего с окружающей действительностью. Как правило, они являются следствием каких-то психических расстройств или дисфункции организма — они сопровождают многие болезненные состояния.

Сны, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, обычно несколько идеализированным будущим. Сон отличается от грез тем, что он несколько более реалистичен и имеет больше общего с реальностью, то есть в принципе осуществим. Мечты и грезы занимают довольно большую часть времени человека, особенно в молодости. Для большинства людей мечты — это приятные мысли о будущем. У некоторых людей тревожные видения вызывают тревогу, чувство вины и агрессию. Люди так много мечтают, потому что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать даже тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает проблемы. В это время начинает работать воображение. Безусловно, человек не в состоянии остановить поток мыслей, прервать воображение по своему желанию.

Воображение имеет ряд специфических функций в жизни человека.

Первое — это умение представлять реальность в образах и использовать их при решении задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически содержится в нем.

Вторая функция воображения — регуляция эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек способен удовлетворить, хотя бы частично, многие потребности и снять напряжение, которое они порождают. Эта жизненная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на необходимые события. С помощью образов он получает возможность управлять своим восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертой функцией воображения является формирование внутреннего плана действий — способность выполнять его в уме посредством манипулирования образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Внимание

Один из тех человеческих познавательных процессов, о природе которого и праве на самостоятельное рассмотрение до сих пор нет единого мнения среди психологов, несмотря на то, что их изучение ведется уже много веков.

Некоторые ученые утверждают, что внимание не существует как отдельный, независимый процесс, что оно функционирует только как одна сторона или момент другого психологического процесса или человеческой деятельности.

Другие считают, что внимание — это совершенно независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, обладающий собственными свойствами, не сводимыми к свойствам других когнитивных процессов.

Действительно, внимание занимает особое место в системе психологических явлений. Он включен во все другие психические процессы, выступает их необходимым моментом, и его невозможно отделить от них, выделить и изучить в «чистом» виде.

В данной статье мы попытались рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, функции, виды и психологические теории, а также привести примеры некоторых тестов для определения качества внимания.

Одной из наиболее характерных особенностей нашей психической жизни является то, что мы находимся под постоянным притоком новых впечатлений и воспринимаем и обращаем внимание лишь на самую малую, самую незначительную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений вычленяется нашим вниманием, предстает в виде образов, закрепляется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в концентрации на психически узком диапазоне внешней или внутренней реальности, которые в определенный момент осознаются и фокусируют психические и физические силы человека на определенное время. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полубессознательного) выбора одной части информации из сенсорных впечатлений и игнорирования другой.

Свойства и виды внимания.

Человеческое внимание имеет пять основных характеристик:

  • Стабильность,
  • беспокойство
  • Возможность переключения,
  • Распространение;
  • Объем.

Давайте рассмотрим каждый из них.

Устойчивое внимание выражается в способности длительное время сохранять состояние внимания на одном объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

Продолжительность внимания может быть обусловлена различными причинами.

Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, вялость и т.д.), третьи соответствуют мотивации (наличие или отсутствие интереса к объекту деятельности, значимость для человека), четвертые — внешним обстоятельствам осуществления деятельности.

Люди со слабой или перевозбужденной нервной системой могут быстро уставать и становиться импульсивными. Человек, который физически нездоров, обычно также характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, наоборот, наличие интереса удерживает внимание в повышенном состоянии в течение длительного времени. В условиях, характеризующихся отсутствием внешних отвлекающих факторов, внимание может сохраняться довольно долго. В присутствии множества отвлекающих стимулов она колеблется и становится остаточно стабильной. В жизни выраженность общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов вместе.

Сосредоточенное внимание (противоположное качество — рассеянное внимание) проявляется в различиях, существующих в степени концентрации внимания на одних объектах и отвлечения его от других объектов. Например, человек может быть сосредоточен на чтении интересной книги или занятии чем-то увлекательным, но не замечать ничего, что происходит вокруг него. В этом случае его внимание может быть сосредоточено как на определенной части читаемого текста, даже на одном предложении или слове, так и более или менее рассредоточено по всему тексту. Сосредоточенное внимание иногда также называют концентрацией, и эти термины считаются синонимами.

Переключаемость внимания означает его перенос с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Это свойство человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и добровольным.

В первом случае человек бессознательно переключает свое внимание на то, что заинтересовало его непреднамеренно, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на объекте, даже не очень интересном самом по себе. Переключаемость внимания, когда она происходит непроизвольно, может указывать на его неустойчивость, но такая неустойчивость не всегда является причиной считать его негативной чертой. Он часто способствует временному восстановлению организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

В переключении внимания участвуют два функционально различных процесса: Привлечение и потеря внимания. Первый характеризуется тем, как человек направляет свое внимание на что-то и остается полностью сосредоточенным на этом; второй характеризуется процессом отвлечения внимания.

Все три рассмотренные характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специфическими свойствами нервной системы человека, такими как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому должны рассматриваться в основном как естественно обусловленные.

Распределение внимания — это следующая характеристика внимания. Она заключается в способности распределять внимание на большом пространстве, выполнять несколько видов деятельности параллельно или выполнять несколько разных действий. Обратите внимание, что распределение внимания между различными видами деятельности не всегда означает, что они выполняются буквально параллельно. Это бывает редко, и впечатление создается благодаря способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и успевать продолжить прерванное до наступления забывчивости.

Известно, что память о прерванной деятельности может сохраняться в течение некоторого времени. В течение этого времени человек может легко вернуться к продолжению прерванной деятельности. Именно это чаще всего и происходит при распределении внимания между несколькими задачами, выполняемыми одновременно.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, во время выполнения сложной деятельности, требующей высокой концентрации внимания, как правило, диапазон его распределения сужается. Объем внимания — это свойство внимания, которое определяется количеством информации, которое может одновременно храниться в области повышенного внимания (сознания) человека.

Объем внимания среднего человека составляет 5 — 7 единиц информации. Обычно она возникает в результате опыта, когда человек сталкивается с большим объемом информации в течение очень короткого времени. То, что человек воспринимает в это время, является показателем устойчивости внимания. Поскольку это экспериментальное определение внимания связано с кратковременной памятью, его часто приравнивают к объему кратковременной памяти. На самом деле, эти два явления тесно связаны между собой.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Он активизирует необходимые и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную концентрацию психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Ориентация и избирательность когнитивных процессов связаны с вниманием. Их установка напрямую зависит от того, что кажется наиболее важным в данный момент для организма, для реализации интересов личности. Внимание определяет точность и детальность восприятия, прочность и избирательность памяти, целенаправленность и продуктивность умственной бдительности — словом, качество и результаты функционирования всех видов познавательной деятельности. Для перцептивных процессов внимание является своего рода усилителем для различения деталей изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, удерживающий необходимую информацию в кратковременной и оперативной памяти, как необходимое условие для переноса запомненного материала в долговременную память. В мышлении внимание выступает как обязательный фактор для правильного понимания и решения проблем.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему пониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Считается, что внимательный человек — приятный собеседник, тактичный и деликатный коммуникатор. Внимательный человек учится лучше и успешнее, добивается большего в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Это природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и волевое внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Естественное внимание дается человеку от рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на определенные внешние или внутренние стимулы, которые несут в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий функционирование этого внимания, известен как ориентировочный рефлекс. Это связано с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание формируется на протяжении всей жизни в результате обучения и воспитания и связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Прямое внимание контролируется ничем иным, как объектом, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется специфическими средствами, такими как жесты, слова, подсказки и объекты.

Непроизвольное внимание не предполагает волевого усилия, в то время как добровольное внимание обязательно предполагает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для удержания и концентрации внимания на чем-то в течение определенного периода времени, в то время как волевое внимание обладает всеми этими свойствами.

Наконец, в отличие от непроизвольного внимания, непроизвольное внимание обычно предполагает борьбу мотивов или импульсов, наличие сильных, противоположных и конкурирующих интересов, каждый из которых способен привлечь и удержать внимание. В этом случае человек принимает сознательное решение в пользу одной цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, мы можем провести различие между сенсорным и интеллектуальным вниманием. Первый в основном связан с эмоциями и избирательным действием органов чувств, второй — с концентрацией и направлением мыслей. При сенсорном внимании наше внимание направлено на конкретный сенсорный опыт, а при интеллектуальном внимании — на мысль.

Способы развития внимания

Внимание, как и все другие психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — волевым. Прямое внимание также является более низкой формой внимания, чем опосредованное внимание.

Л.С. Выготский попытался проследить историю развития внимания, как и многих других психических функций, в рамках своей культурно-исторической концепции его происхождения. Он писал, что история внимания ребенка — это история развития его организованного внимания, и что ключ к генетическому пониманию внимания нужно искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из-за того, что окружающие «начинают направлять внимание ребенка с помощью ряда стимулов и средств, направлять его внимание, подчинять его своей власти и таким образом давать ребенку средства, с помощью которых он впоследствии овладевает своим собственным вниманием».

Культурное развитие внимания заключается в том, что ребенок с помощью взрослого усваивает набор искусственных стимулов — средств (знаков), с помощью которых он продолжает направлять свое собственное поведение и внимание. По мере взросления ребенка его внимание улучшается, но развитие внешне опосредованного внимания происходит гораздо быстрее, чем развитие общего и тем более естественного внимания. В то же время, школьный возраст знаменует собой поворотный пункт в развитии, характеризующийся постепенным переходом внимания, которое изначально было внешне опосредованным, во внимание внутренне опосредованное, и последняя форма внимания, похоже, выходит на первый план среди всех видов внимания с течением времени.

Различия в проявлениях волевого и непроизвольного внимания увеличиваются с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, лишь затем проявляя тенденцию к новому сближению. Эта тенденция связана именно с тем, что в процессе его развития система действий, обеспечивающих волевое внимание, постепенно переходит от внешнего к внутреннему.

Л.С. Выготский пишет, что с первых дней жизни внимание ребенка развивается в среде, которая содержит так называемый двойной ряд стимулов, провоцирующих внимание. Первая серия — это сами окружающие предметы, которые привлекают внимание ребенка своими яркими необычными особенностями. С другой стороны, именно речь взрослого, произносимые им слова, в первую очередь, выступают в качестве стимулов и направляют непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни внимание ребенка в значительной степени направляется словами-стимулами.

С постепенным овладением активной речью ребенок начинает направлять первичный процесс собственного внимания сначала на других людей, направляя собственное внимание в нужную сторону обращенным к нему словом, а затем на себя.

Общая последовательность культурного развития внимания, согласно Л.С. Выготскому, выглядит следующим образом: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем сам ребенок взаимодействует с окружающими его людьми, наконец, он начинает действовать на других, и только в конце он начинает действовать на самого себя… Сначала взрослый направляет свое внимание на окружающие предметы с помощью слов, тем самым вырабатывая сильные стимулы — инструкции из слов; затем ребенок начинает принимать активное участие в этой инструкции и сам начинает использовать слова и звуки как средство обучения, то есть направлять внимание взрослого на интересующий его объект.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Стадии культурного развития ребенка
  2. Проективная методика дерево: интерпретация
  3. Архетип «Анимус» — Бессознательное и архетипы
  4. Предмет изучения в когнитивной психологии
  5. Принцип историзма в психологии
  6. Валидность эксперимента
  7. Динамика психологических процессов
  8. Проблемы воспитания в школе
  9. Защитный механизм: проекция
  10. Музыкальная психология