Для связи в whatsapp +905441085890

Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма — Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма

Современное демократическое общество стремительно идет вперед, достигая все больших результатов в своем развитии. Происходящие изменения, так или иначе, затрагивают все страны, независимо от культуры. В большинстве своем люди озабочены материальными ценностями, а демократическая культура — обманчивым представлением о счастье и прогрессе. Результатом этого являются технические открытия, которые лишают человека возможности общаться с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может примириться с жизнью в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться к общению с Богом. Они уже верят в технический прогресс. Люди в своем развитии пришли к тому, что демократическая культура общества потерпела крах и начала вырождаться.

Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были Вагнер, Ницше и Шопенгауэр. В то время общество отвергло метод рационального познания. Он стал неактуальным, и возникло новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как образец правильного использования. Гегель придавал огромное значение разуму, считая, что он отличает человека от всего животного мира, что человеческая душа не может быть познана. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живет, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы предпринимали неоднократные попытки познать душу разных культур, но их усилия были тщетны, так как они не могли объединить душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии называется пессимистическим, яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также влияние этой философии на развитие общества.

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра заключается в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских концепций. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо изучить, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его времени. Раскрывая свои концепции, философ пытался «посеять» в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый был по-своему счастлив. Шопенгауэр — один из ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение о правде и воле в какой-то мере применимо и к нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, воспитывать, взращивать, взращивать, взращивать.

Философия Артура Шопенгауэра — это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что его популярность пришла в последние годы жизни, и всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала большое влияние на многих известнейших философов более позднего времени. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на формирование новых систем и направлений.

Артур Шопенгауэр внес неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма - Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма
Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма — Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма

Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма

В начале девятнадцатого века в Европе возникло такое направление в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого разума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму и достижимых только благодаря таким качествам, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера и т.д.. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер реальности, постулирует невозможность познания реальности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его силу является источником всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу.

Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Некоторое время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на философском факультете Берлинского университета. Интересно, что Шопенгауэр пытался читать свою философию как альтернативный курс философии Гегеля и даже назначал свои лекции на то же время, что и Гегель. Но Шопенгауэр потерпел неудачу, не найдя аудитории.

Впоследствии, со второй половины девятнадцатого века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Провал берлинских лекций был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал философию Гегеля, называя ее то бредом параноика, то «наглым бредом шарлатана». Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитрым приемом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

Среди философов иррационалистические тенденции в какой-то мере присущи также таким философам, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон. Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Гданьске и был сыном Генриха Флориса Шопенгауэра, известного в то время банкира этого города, и Иоганны Шопенгауэр, немецкой писательницы. Лекции ученика Канта, Шульце привили ему интерес к философии. Он изучал философию Эммануила Канта и философские идеи Востока, Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Он называл существующий мир «худшим из всех возможных миров», за что получил прозвище «философ пессимизма».

Что касается черт характера и образа жизни, то Артур Шопенгауэр был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, игнорировал элементарные субъективные блага, на первое место ставил свое здоровье, отличался суровостью суждений. Он был чрезвычайно честолюбив и изобретателен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Панически боялся умереть от заразной болезни и, как только узнавал о возможной эпидемии, немедленно менял место жительства.

Шопенгауэр, как и многие другие философы, проводил много времени за чтением книг: «Если бы не было книг, я бы давно пришел в отчаяние….. Однако Шопенгауэр очень критически относился к чтению, так как считал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, поскольку читатель в процессе чтения заимствует чужие идеи и усваивает их хуже, чем если бы он придумал их сам, но и вредно для ума, так как ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы.

В первые десятилетия XIX века философия Шопенгауэра не вызывала никакого интереса, а его работы остались почти незамеченными. Перелом в отношении к Шопенгауэру произошел после революций 1848 года, когда произошел решительный поворот в буржуазном сознании и начали формироваться характерные течения апологетической философии XIX века.

А. Шопенгауэра обычно называют основателем иррационалистического направления в буржуазной философии XIX века и прямым предшественником «философии жизни». Но хотя он был одним из тех мыслителей, которые положили начало новому типу философствования по сравнению с классическим, и его учение знаменует собой полный разрыв с традициями классической буржуазной философии, теоретические истоки его учения коренятся в идеях и взглядах немецкой классической идеалистической философии.

Основные взгляды философии Шопенгауэра

В первые десятилетия XIX века философия Шопенгауэра не вызывала никакого интереса, а его произведения оставались почти незамеченными. Перелом в отношении к Шопенгауэру произошел после революций 1848 года, когда произошел решающий поворот в буржуазном сознании и начали формироваться характерные течения апологетической философии XIX века.

А. Шопенгауэра обычно называют основателем иррационалистического направления в буржуазной философии XIX века и прямым предшественником «философии жизни». Но хотя он был одним из мыслителей, положивших начало новому типу философствования по сравнению с классическим, и его учение означает полный разрыв с традициями классической буржуазной философии, теоретические источники его учения коренятся в идеях и взглядах немецкой классической идеалистической философии.

Теоретическими источниками идей Шопенгауэра являются философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток синтеза западной и восточной культур. Сложность этого синтеза заключается в том, что западный образ мышления является рациональным, а восточный — иррациональным. Шопенгауэр был философом иррационализма и критиковал идеализм.

Его учение объединяло или основывалось на идеях и мотивах, заимствованных у многих философов. Философия Шопенгауэра не состоит из отдельных кусков, а представляет собой некий сплав, элементы которого, хотя и могут, все же соединяться в единую, по-своему последовательную, целостную систему, не исключающую, однако, многих бросающихся в глаза противоречий. Но, как показывает история философии, ни одно философское учение до Шопенгауэра не было свободно от противоречий.

Заслуживает внимания отношение Шопенгауэра к материализму. Ведь он нехотя признает, что в своей основе «целью и идеалом всего естествознания является полностью состоявшийся материализм». Но он не задумывается над тем, почему естествознание так сильно тяготеет к материализму, не придает значения этому важнейшему факту. Идеалист Шопенгауэр считает, что опровергнуть материализм несложно. Для этого достаточно встать на позицию идеализма: «Нет объекта без субъекта», — вот положение, которое навсегда делает невозможным всякий материализм. Солнце и планеты без глаза, который их видит, и интеллекта, который их познает, можно назвать словами, но эти слова для представления — звон кимвала».

Относительно содержания науки в целом Шопенгауэр говорит, что она всегда должна отвечать на вопрос «почему?». Указание на это отношение он называет объяснением. При этом каждое естественнонаучное объяснение должно в конечном счете приводить к указанию на какую-то первичную силу природы, например, силу гравитации. Таким образом, Шопенгауэру чужда позитивистская идея замены вопроса «почему?» вопросом «как?». В то же время он склонен абсолютизировать окончательность и непознаваемость тех сил природы, на которых наука останавливается на каждом данном этапе своего развития, и не принимает идею о том, что научное знание в принципе может выйти за какие-либо временные границы.

Всю свою жизнь он без устали пытался отстаивать свои взгляды, ведя борьбу с популярными философами того времени, такими как Гегель. Однако его взгляды не находили поддержки в обществе, так как идеи Гегеля и других философов были популярны в обществе. Широкое признание пришло к Артуру Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Великий философ умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте в возрасте 72 лет.

Мировая Воля — главная движущая сила всего существующего

Относительно содержания науки в целом Шопенгауэр говорит, что она всегда должна отвечать на вопрос «почему?». Указание на такое отношение он называет объяснением. При этом любое естественнонаучное объяснение должно в конечном счете приводить к указанию на некую первичную силу природы, например, силу гравитации. Таким образом, Шопенгауэру чужда позитивистская идея замены вопроса «почему?» вопросом «как?». В то же время он склонен абсолютизировать окончательность и непознаваемость тех сил природы, на которых наука останавливается на каждом данном этапе своего развития, и не принимает идею о том, что научное знание в принципе может выйти за какие-либо временные границы.

Всю свою жизнь он без устали пытался отстаивать свои взгляды, ведя борьбу с популярными философами того времени, такими как Гегель. Однако его взгляды не находили поддержки в обществе, так как идеи Гегеля и других философов были популярны в обществе. Широкое признание пришло к Артуру Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Великий философ умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне в возрасте 72 лет.

Значение философии Артура Шопенгауэра заключается не в том влиянии, которое Шопенгауэр оказал на своих ближайших учеников и последователей его учения, таких как Фрауенштедт, Дейссен, Майнлендер, Бильхарц и другие. Эти ученики были лишь полезными комментаторами учения своего учителя. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход философской мысли, на формирование новых систем и направлений. Новое кантианство в определенной степени обязано своим успехом философии Шопенгауэра: Либманн находится под влиянием Канта в шопенгауэрианском свете. Гельмгольц также является кантианцем в духе Шопенгауэра, А. Ланге, как и Шопенгауэр, сочетает материализм и идеализм в непримиримой форме. Из слияния идей Шопенгауэра с другими мыслями рождались новые системы; так, гегельянство в сочетании с учением Шопенгауэра и другими элементами породило «Философию бессознательного» Гартмана, дарвинизм и идеи Шопенгауэра вошли в философию Ницше, учение о «ценности жизни» Дюринга выросло на контрасте с шопенгауэровским пессимизмом.

Артур Шопенгауэр был и остается великим философом, чьи взгляды заслуживают внимания и уважения. Именно он считается основателем иррационального направления в философии. Именно его взгляды и идеи получили дальнейшее развитие у многих философов. Именно его учение знаменует собой полный отказ от традиций классической буржуазной философии. Бросая вызов философам того времени, он неустанно отстаивал свои взгляды. Однако по некоторым причинам, которые будут рассмотрены позже, его философия поначалу не снискала популярности. Настоящая слава пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды были не напрасны и в будущем окажут большое влияние на развитие европейской философии.

Шопенгауэр философ иррационализм этика

Философско-антропологическая позиция Шопенгауэра

Мировая воля — это мощный творческий принцип, порождающий все материальные процессы, но изначально он коренится в чем-то порочном, негативном. Она как бы постоянно «голодна», — заявляет о ней Шопенгауэр. И если у Парацельса человек выступает как микрокосм, то у Шопенгауэра космос уподобляется микроантропосу.

Некая активность, смутный прообраз потребности в выживании, как «слепое» стремление, темный и глухой поезд, более чем любая непосредственная возможность быть познанным, более чем любое планирование, но вечно неудовлетворенный и ненасытный — такова Мировая воля.

Несколько похожи взгляды на мир французского философа начала XIX века Менса де Бирана и немецких философов-пантеистов середины прошлого века. Фетнера и Лотце, но это лишь отдаленное сходство, поскольку у Шопенгауэра воля направлена на реализацию своей силы таким образом, что в своих проявлениях она противоречит сама себе, вновь и вновь продолжает свой бесконечный поиск и борьбу.

Различными формами этого самого процесса самореализации мировой воли, по Шопенгауэру, являются всеобщее тяготение, магнетизм и другие различные физические силы, химическое сходство, воля и борьба за существование в органическом мире, растительные тропизмы и животные инстинкты. В концепции Шопенгауэра проводится мысль о том, что, воплощаясь в многообразии процессов и событий, мировая воля как «вещь в себе» оказывается вовсе не вещью: умопостигаемое над предметами не есть вещь и далеко не есть само по себе, «поскольку воля иногда проявляется» в очень ярких, красноречивых формах. Но и это еще не все: обнаруживая себя в себе, она также непроизвольно маскирует себя тем, что в ее выявленном все больше выступает черта, казалось бы, совершенно посторонняя ее желаниям, стремлениям и порывам. В своих проявлениях она все больше страдает и чувствует себя невыносимо несчастной.

Почему все это происходит? Потому что чем более совершенного, сознательного уровня достигает выявление Мировой Воли, тем более жестокими для нее самой и вместе с тем нравственно отрицательными они становятся. Чем более интеллектуально и эмоционально развиты люди, тем сильнее их нравственный комизм и страдания.

Шопенгауэр считал, что Мировая воля по своей природе «абсурдна. Она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Мировая воля не интересуется ни прошлым, ни настоящим, ни будущим. А события истории, происходящие во времени и пространстве, лишены связи и смысла. Поток событий во времени — это красочное чередование одних случайных событий другими, как вереница облаков на небе в ветреный день. Пожизненное беспокойство и постоянная неопределенность пронзают все сущее. Недовольство и тревога не покидают людей в их суетливых поисках, надеждах и разочарованиях. Суть философско-антропологической позиции Шопенгауэра оказывается, не в попытках создать некую рациональную психологию, а в отношении к человеку как носителю воли и интеллекта.

И здесь оказывается, что критика Шопенгауэром рационалистической традиции сохраняет свою актуальность. Нам, воспитанным в духе культа знания, нелегко принять положение Шопенгауэра о том, что наука вовсе не является абсолютным руководством к поведению человека.

Жизненные ориентиры человека вырастают из его субъективности, мира желаний и страстей. Человек сначала всегда чего-то желает, реализует свои желания. Конечно, познание играет большую роль в жизни человека. Но человек не всегда соотносит свое поведение с нормами полученных знаний. Наваждение и страх, любовь и ненависть искажают наше восприятие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ибн сина (авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма
  2. Сократические школы и их значение
  3. Техносфера и технологические эпохи
  4. Нужна ли современному человеку философия
  5. Максим исповедник
  6. Эстетическое сознание
  7. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  8. Структурная антропология
  9. Основные черты философии нового времени
  10. Эклектика и диалектика