Для связи в whatsapp +905441085890

Человек как особая форма бытия — Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Для чего я живу? Какова цель моего существования в этом мире? И многие другие вопросы о природе человека, о его существовании, несомненно, каждый человек задавал себе. Философия пытается ответить на эти жизненно важные вопросы. По сей день вопросы о природе и существовании человека очень актуальны. Каждый человек хочет найти ответ на свой вопрос: «Для чего я живу?». В данном случае я стремлюсь раскрыть сущность человеческого существования, смысл жизни и бытия человека.

Человек как особая форма бытия - Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Сущность человека не содержит в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы возможно и то, и другое, и то, что человек существует, и то, что его нет. Мужчина думает. Такие способы мышления, как любовь, желание и все другие так называемые аффекты, могут существовать только в том случае, если мысль о любимом, желанном и т.д. Вещь существует в одном и том же человеке. Но идея может существовать только тогда, когда нет другого способа мышления. Мы чувствуем, что тело подвергается разным действиям. Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тела и способов мышления.
Человек — многомерное, многослойное, очень и очень сложное явление жизни. С древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого явления, возникали различные личные представления о человеке, приближавшиеся к его пониманию с разных точек зрения. Человек является продуктом природы, планетарным и космическим существом, он является результатом эволюции всех живых существ. Влияние космической энергии, электромагнитных волн, излучения и других воздействий на его психофизическое состояние огромно. Общество может существовать только внутри природы. Из этого следует, что гармония с природой является необходимым условием жизни человека. Но человек также зависит от социальных отношений.
Сущность человека — это совокупность его социальных характеристик, которые обусловлены его конкретной исторической ситуацией. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность. Человек как феномен богаче своей сущности, он биопсихосоциальное существо. Его сущность должна рассматриваться во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — основное качество, второе — виды его жизнедеятельности, которые меняются в зависимости от обстоятельств.

На индивидуальном уровне человек — это единица, состоящая из трех компонентов:

  • Биологические (анатомические и физиологические состояния, тип нервной системы, половые и возрастные характеристики и т.д.);
  • Умственные (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
  • Социальные (мировоззрение, ценностные ориентиры, моральные качества, знания и навыки и т.д.).

Человек является представителем гомосапиенов, генетически связанных с другими живыми существами, наделенных разумом, рефлексией, языком и способностью создавать орудия труда. Он — уникальное существо (космополитическое, уникальное, умственно неполное), универсальное (морфологически способное к любым видам деятельности), целостное (объединяющее физическое, умственное и духовное начало).

Человек — живая система. Следует отметить, что с точки зрения марксистской концепции человека, социальная составляющая имеет приоритет в этих трехсторонних отношениях, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон оппозиционной «био-социальной», часто формулируемой как в частной науке, так и в философии, приводит либо к биологизации (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и т.д.) смысла и цели человеческого существования, либо к социологизации, которая в обоих случаях сомнительна.

Происхождение и существование человека

Появление человека на земле — это чудо. До того, как появился человек, появилась жизнь. До сих пор неизвестно, была ли жизнь принесена на Землю в виде спор из космоса или возникла химически. Однако жизнь, возможно, не эволюционировала в человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени. Однако во Вселенной нет такой однонаправленной эволюции в сторону сложности, скорее наоборот — Вселенная переходит из космоса в хаос.

Появление человека — идеальная случайность, непредсказуемая мутация. Эволюция человека от питхантропа к существам, похожим на нас (гомосапиенс — живые существа), ибо сегодня абсолютно неадаптированные существа выживают в естественных условиях. Но чтобы выжить, человек наделен интеллектом. Ни одно животное не может позволить себе вынашивать и кормить своего ребенка в течение 10-15 лет.
Эта неадаптируемость дает человеку преимущество перед животным детенышем, так как человек рождается с полностью открытой программой, в нем почти ничего не фиксируется, кроме некоторых инстинктов и неявных диспозиций. Образованию человека способствует окружающая среда, в которой он живет. Если он вырастет среди волков, он будет волком; если он вырастет среди обезьян, он будет обезьяной; если он вырастет среди людей, он может быть человеком. Поскольку человек рождается с открытой программой, из него можно сформировать все, что угодно.
В течение многих лет в исторической науке, антропологии и философии доминировало мнение, что труд делает человека. Человек не поднимался выше состояния животного, пока не начал делать инструменты, и в этом его главное отличие от животного. Сейчас ситуация кажется неправильной: примитивные каменные орудия труда — топоры, булавы существовали почти миллионы лет без существенных изменений, за это время, по археологическим данным, значительного усовершенствования технологии не произошло. Животные были гораздо более продвинутыми в этой области, так как они оказались более искусными изобретателями и конструкторами. Бобровые плотины, геометрически правильные ульи, термитные курганы свидетельствуют о том, что животные в этом виде деятельности были намного более развиты, чем человек.
Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей психической энергией, чем было необходимо для его выживания на чисто животном уровне. И он использовал эту энергию не только в получении пищи и в деторождении, но и в производстве вещей очень странных с точки зрения основных потребностей: Пещерные картины, предметы культуры. Культурная работа занимает более важное место, чем утилитарный ручной труд.
С появлением языка человек начал развиваться особенно быстро — теперь производство «культурных» предметов значительно превосходит производство орудий труда, способствуя стремительному развитию технологий. Расширяя границы жизни, «культурный труд» занял более важное место, чем утилитарный ручной труд.
До этого в технической деятельности человека не было ничего уникального, в инструментах работы не было ничего конкретно человеческого. Главным инструментом, захватывающим и великолепным, было его тело. Удивительно податливый, приспособленный к любому виду деятельности, контролируемый разумом, он может создавать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колышки. «Даже рука, — предположил Л. Мамфорд, — была не просто мозолистым рабочим инструментом; она ласкала тело возлюбленной, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в современном ритуале какие-то невыразимые ощущения жизни или смерти по поводу вспоминаемого прошлого или желаемого будущего».

Любая культурная деятельность человека, производство оружия было направлено не только на покорение окружающей среды, увеличение добычи пищи, но и на укрощение себя. Контроль над своей психикой через создание символической культуры был важнее, чем контроль над внешней средой.
Пока человек не создал себя по своему образу и подобию, он мало что мог сделать для окружающего мира. Борьба за существование не в полной мере поглощала энергию и жизненную силу человека и отвлекала его от более насущной необходимости привнести порядок и смысл в каждую часть его жизни.
Наука сводит сущность человека к его естественному существованию и дает беспомощное объяснение происхождения человека. С точки зрения теории эволюции, человек с его душой, духом постепенно развивается из амёбы или протоплазмы. Теория эволюции была наивной мифологией, Фрэнк верил. Человек не мог эволюционировать от того, что ему чуждо в принципе; он исходит из совершенно другого источника. Можно сказать, что она не возникает, но в каком-то смысле она всегда есть. И если человек остается один перед лицом холодного и безразличного космоса, если он беззащитный странник в нем, это только означает, что у него есть дом в другой сфере реальности.
Это становится очевидным уже при рождении и в первые младенческие годы человеческого существования. Разанов написал удивительные строки о новорожденном человеке. Маленький человек, как он верил, раскрывает бездонную тайну своего происхождения. Ребенок — это не только сияние жизни, не только свежесть и чистота, которые мы теряем с годами, но и явление единственной неоспоримой безгрешности, которую человек знает и переживает на Земле. Недостаточно сказать, что ребенок невиновен (или что камень невиновен). Младенец обладает положительной невинностью, не только отсутствием греха, но и присутствием святости. Тот, кто понимает человеческую природу, не может смотреть на младенца без слез, без «переполненного сердца».
Взрослой человек вспоминает свое блестящее детство, память, лингвистические способности и чудеса: так ли это? Взрослому человеку трудно выучить хотя бы один иностранный язык, так трудно пробудить воображение, все забывается так быстро, и совершенно невероятно, что все мы когда-то были гениями в детстве, по крайней мере, в своих наклонностях.

К сожалению, большинство людей слишком человечны, слишком обоснованы, слишком поглощены своими мелкими делами и заботами, когда они должны стремиться к сверхчеловеческим, к тем сверхчеловеческим качествам, которыми обладают философы или святые. Такие люди больше всего напоминают заглавные страницы драгоценных художественных эскизов, где все плачет, Приходи, помогай, заканчивай, соединяй! Как будто их еще не было и они существуют только потенциально как истинные человеческие существа.
Но каким образом жизнь человека может иметь наивысшую ценность и самый глубокий смысл? При каких условиях он меньше всего тратится? Это необходимо, думал Ницше, чтобы человек считал себя неудавшимся произведением природы, но в то же время свидетелем величайших намерений этого художника. Каждый человек должен сказать себе: на этот раз ему это не удалось, но я постараюсь как-нибудь добиться этого от него. Я буду работать, чтобы развить себя как философ, художник или святой.

Смысл и цель человеческого существования

Вопрос о том, почему человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на протяжении всего пути развития философии. В разное время разные философы по-разному отвечали на этот вопрос. Смысл жизни не дается человеку извне. Человек сам воплощает в жизнь рациональность, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни раскрывается каждому человеку по-своему. Невозможно найти смысл жизни для всех времен и народов, потому что помимо общечеловеческих, вечных истин в ней есть нечто конкретное — желания людей той или иной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий существования человека, но и от его возрастных особенностей: в молодости цели одни, в зрелости и старости — другие. Цель жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: Прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (поиск). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, которые включают в себя, прежде всего, наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих средств. Существуют различные подходы к определению смысла жизни, лежащие в основе того или иного понятия.

Основные понятия смысла жизни

Гедонизм. Короче говоря, суть этого понятия выражена в предложении «Жить — значит наслаждаться». Удовольствие — это высший смысл существования человека, независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех жизненных ситуациях, во всех ее проявлениях человек должен стремиться удовлетворить свое собственное удовольствие.
Фрейд считал, что смысл жизни просто определяется программой принципа удовольствия. Этот принцип, по его словам, с самого начала доминирует в деятельности «умственного» механизма. Ее целесообразность не подлежит сомнению, в то время как ее программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром. Такая программа нецелесообразна. По мнению Фрейда, «в плане «творения» нет намерения сделать человека «счастливым».
Эвдемонизм. С точки зрения представителей этой концепции, жизнь — это стремление к счастью как истинно человеческая судьба. Счастье, которое не осознает радости само по себе, но является радостью только в той мере, в какой оно ведет к безмятежности ума, выражающейся в отсутствии страха перед Богом, в страданиях и смерти, в бесконечном стремлении к духовному обогащению, в умеренности в физических удовольствиях. В таком понимании счастья ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера не приносят его.

Религиозная концепция смысла жизни

В основе этой концепции лежит стремление вывести цель жизни за пределы человеческой жизни. Целью жизни является «Царство Небесное», которое является идеальным совершенством. Религиозная концепция смысла жизни сосредоточена на достижении этого идеала посредством праведной жизни на земле во имя веры и любви к Богу. Считается, что аскетизм является основой праведной жизни, требующей отречения от мирской суеты, умерщвления плоти для искупления грехов и ревностного служения Богу. Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир.
Понятие долга. Жизнь в этом понятии представлена как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать в соответствии с велением долга, в соответствии с моральным принципом, общим для определенного сообщества людей, для того, чтобы одобрить общее благо. Все человеческие поступки обусловлены не внешними обстоятельствами (интересами, выгодами, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отказ от всего личного ради общего блага — вот что должен делать человек.
Утилитаризм. В утилитарной концепции смысл жизни заключается в расчете, в сочетании со способностью извлекать выгоду из чего угодно, в том числе и из человека, который здесь становится функцией социальной организации.
Прагматизм. Кредо прагматизма — «цель оправдывает средства». Из этого основного тезиса следует, что смысл жизни здесь виден в служении практическим действиям, успеху. Такая цель оправдывает любые средства ее реализации.
Представленные концепции смысла жизни показывают, что человечество находится в бесконечном поиске идеалов и ценностей, на основе которых можно было бы раскрыть то, что есть человек в человеке, определить смысл его существования.
Смысл жизни — это решение каждого человека. Именно сознательный выбор индивидуумом этих ценностей (по словам Фромма) ориентирует человека не на обладание (отношение к обладанию), а на бытие (отношение к использованию всех человеческих потенций). Иными словами, смысл человеческой жизни заключается в самореализации личности, в потребности человека творить, давать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее человек, тем больше развивается его экзистенциализм, тем сильнее он влияет на окружающих и социокультурную среду. Конечно, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными особенностями. Конечная природа человеческого существования является естественным законом природы. То, что не имеет смерти, не имеет рождения. Страх смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: когда человек жив, смерти нет; когда смерть пришла, его уже нет. И Спиноза посоветовал, что лучше думать о жизни, чем о смерти. Чтобы компенсировать страх смерти, было придумано много мифологий: Реинкарнация души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в делах, творчестве, памяти людей.

Проблема смысла жизни рано или поздно возникает перед каждым человеком, и тогда он задаёт себе вопросы, на которые есть и не может быть определённых ответов. «Во имя чего, почему я живу?» — Человек задается вопросом и со временем начинает понимать, что если он не даст ответа на этот вопрос, не придаст определённого смысла собственной жизни, то никто и никогда не сможет сделать это за него. Перед лицом вечности, перед лицом смерти каждый в конце концов остается наедине с самим собой.
Чтобы лучше понять эту ситуацию и тот факт, что человек обречен делать свой собственный выбор, американский социальный психолог и философ У. Эрхард предлагает тем, кто еще не ухватился за это, выйти в глубокую ночь на пустынный берег океана и, глядя на яркие звезды ясного неба, рассказать им и океану всю правду о своей жизни, рассказать им о своих заботах и радостях, страхах и печалях, довериться им самые сокровенные и личные вещи, которые беспокоят вас в глубинах вашей души. И вы видите, говорит он, как звезды и океан глубоко безразличны ко всем вашим заботам и тревогам, желаниям и сомнениям, мучая вас, разрывая на части.
Конечно, вы не чувствуете себя в обществе так одиноко, но, как утверждают экзистенциалисты, только временно, до тех пор, пока вы не поймете, что у других таких же, как он, есть своя собственная жизнь, и что они сталкиваются с необходимостью решать те же самые глубоко личные проблемы — о смысле своей собственной жизни и судьбы — так же, как и независимо друг от друга.
Поэтому в экзистенциалистской философии и в философской антропологии в целом проблема одиночества становится одной из важнейших в анализе человеческого бытия. «Часто ли мы говорим о тех, кто умер? — Ж.П. Сартр, величайший представитель экзистенциальной философии, задает вопрос и продолжает: «У нас не было достаточно времени. Нет. Меня нигде не ждут. Я не оставлю ни единого пробела. Метро переполнено, рестораны переполнены, головы ломаются над кучей мелких забот. Я вылупился из жизни, и она остается неизменной, полной, как яйцо. Я должен был напомнить себе, что меня можно заменить. И я хотел быть незаменимым. Для чего-то и для кого-то».
Проблема смысла жизни и проблема смерти — самая важная и самая трудная для человека. Без удовлетворительного решения они остаются для него крайне болезненными, потому что никто не может считать себя свободным и независимым от этих вопросов. Несмотря на то, что эти проблемы всегда сильно беспокоили человека, только в ХХ веке они приобрели особое и драматическое значение и актуальность, поскольку возникновение глобальных проблем поставило не только отдельных людей, но и весь человеческий род перед судьбоносным вопросом: «Быть или не быть».
В этом отношении давний спор о взаимоотношениях между биологическим и социальным, коллективным и индивидуальным в человеке приобрел иной тон.

Как биологическое существо, каждый человек смертен, но как социальное существо он также смертен. Современная наука выделяет четыре стадии возникновения смерти, которая приходит постепенно, обратно пропорционально развитию жизни. Этим этапам предшествуют необратимые биологические изменения в организме, характерные для старения. Таким образом, с 25 лет, а особенно с 45 лет, ежедневно умирают десятки тысяч нервных клеток (нейронов), которые «пополняются» в момент их рождения и больше не обновляются. Но в коре головного мозга их около 40 миллиардов, и поэтому «это не имеет серьезных последствий для нормально стареющего мозга, так как еще десятки миллиардов нейронов продолжают нормально функционировать» .
Реальный уход из человеческой жизни начинается тогда, когда наступает социальная смерть, характеризующаяся все большей интровертностью, отдаленностью и изолированностью от общества. Затем следует психическая смерть, когда конец жизни человека становится очевидным и неизбежным. С наступлением смерти мозга происходит полное прекращение мозговой деятельности и контроля над различными функциями организма. Этот процесс заканчивается физиологической смертью, когда все функции человека, характеризующие его как живой организм, окончательно исчезают.
Конкретный человек может не знать об этих стадиях своего вымирания (большую часть времени он живет), но сознательно или инстинктивно, день за днем, выстраивая свою жизненную линию, он уже отвечает на вопрос: зачем, для чего он живет? Он отвечает своими поступками, своими действиями, и если они еще не до конца поняты, то решение такой проблемы остается той же невероятно трудной задачей для того, кто все еще находится в процессе выбора жизненного пути, и для того, кто, в конце концов, оглядываясь назад, подводит итог пережитому опыту.
Эта кардинальная проблема человеческого существования была признана давно. Так писал наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский, что «секрет человеческого существования заключается не только в том, чтобы жить, но и в том, ради чего живешь». Не имея твердого представления о себе, как жить, человек не согласится жить и уничтожит себя, а не останется на земле». В этом вечном стремлении человека оставить свой след на земле появилась некая общая закономерность, отражающая естественную потребность всех живых существ поддерживать преемственность, не исчезать бесследно.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема соотношения части и целого в истории философии
  2. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
  3. Идеализм Шеллинга
  4. Философское, научное и обыденное познание
  5. Кризис в физике
  6. Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ
  7. Свобода воли как философская проблема нового времени
  8. Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
  9. Развитие вычислительной математики. Машинный эксперимент
  10. Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека