Для связи в whatsapp +905441085890

Дидактическое обеспечение формирования творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по технологии — суть концепции творческих способностей

Одной из основных задач преподавания технологии является трудовое воспитание. Образование должно уделять внимание предоставлению учащимся возможности найти полезную работу в мире и прививать им неутолимое желание трудиться.

Образовательный блок «Технология» способствует развитию функциональных технологических знаний учащихся, общих рабочих знаний и навыков, необходимых во всех сферах профессиональной деятельности, а также развивает такие важные личностные качества, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость и творческий подход к принятию решений.

Внеклассная работа по инженерному делу, как и по любому другому предмету, является законченным, последовательным, ограниченным во времени отрезком учебного процесса, логической единицей предмета, главы, курса. Он является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой рабочего обучения.

В процессе обучения учащиеся должны быть ознакомлены с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, они должны научиться пользоваться наиболее распространенным оборудованием и инструментами, заниматься общественно полезным трудом, что является необходимым условием воспитания и формирования гражданина и труженика. «Приобретенные знания, навыки и умения должны быть достаточными для того, чтобы учащиеся могли сделать оптимальный выбор профессии».

Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла в грамотном составлении и выполнении личных планов учащихся.

В процессе обучения преподаватель создает необходимые условия, вооружает студентов технологическими знаниями и практическими навыками, организует и контролирует работу по их освоению. В результате этого процесса учащиеся переходят от «незнания» к «знанию», от «неспособности» к «способности». Обучение будет успешным, если знания и навыки приобретаются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастания сложности.

Развитие творческого потенциала и навыков детей также является основной задачей внеклассных занятий по технологии. При таком подходе мы понимаем креативность не только как способность ученика рисовать, лепить, придавать форму и т.д., но и его способность решить проблему необычным способом.

Сейчас мир находится на той стадии, когда все уже изобретено, а время для новых открытий еще не пришло. Но прогресс не стоит на месте. Компьютеризация растет все больше и больше, и, к сожалению, школы также поддерживают эту тенденцию. Электронные машины делают за нас большую часть работы, а мышление становится примитивным. Поэтому главная задача преподавания технологии — активизировать мыслительную деятельность через творчество. Благодаря внеклассным творческим занятиям мы можем одновременно решить большинство проблем современной системы образования. В результате возникает следующее противоречие: формирование и развитие творческих способностей учащихся является главной задачей современной школы, но этот процесс не будет успешным, если не применяется грамотная дидактическая помощь внеклассного преподавания технологии.

Дидактическое обеспечение формирования творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по технологии

Суть концепции творческих способностей

Что такое творческие способности? В чем суть этой концепции? Никто не может дать общее определение. Каждый исследователь данной проблемы дает свое определение этому понятию.

Известный исследователь А.Лилов под творчеством понимал: «…Творчество имеет общие качественно новые детерминанты и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие регулярные моменты творчества следующие.

Творчество — это социальное явление; ее глубинная социальная сущность заключается в том, что она создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет социальные потребности и, прежде всего, в том, что она является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного социального субъекта (класса, народа, общества) в его взаимодействии с объективной реальностью».

Известный советский педагог В. Н. Шацкая в связи с детским творчеством и его значением для формирования личности ребенка подчеркивала: «Детское творчество в плане общего эстетического воспитания мы рассматриваем как метод возможно более совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, а не как создание объективных художественных ценностей».

В нашем исследовании мы разделим термин «творческие способности» на два компонента: Способности и творчество.

Способности — это индивидуальные характеристики личности, которые являются субъективными условиями для успешного выполнения определенного вида деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, навыкам, умениям. Они обнаруживаются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, определяющими возможность их приобретения. Наибольший вклад в экспериментальное исследование способностей в отечественной психологии внес Б.М. Теплов.

Существует мнение, что все люди обладают творческими способностями. Но большинство людей просто не знают о своих способностях или даже не задумываются о них.

Творчество — это процесс человеческой деятельности, который качественно создает новые материальные и духовные ценности, соответственно, результат творчества является субъективно новым. Главный критерий, отличающий творчество от производства (изготовления), — уникальность результата. Результат творчества не может быть получен непосредственно из начальных условий. Все, кроме автора, не могут получить точно такой же результат, если для него созданы одинаковые начальные условия. Итак, в процессе творчества автор использует определенный материал, который нельзя свести к рабочим процессам или логическому завершению возможности, и выражает в конечном результате какие-либо аспекты своей личности. Этот факт повышает ценность продуктов творчества по сравнению с продуктами производства.

Поскольку элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, можно говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и так далее. Они представляют собой смесь многих качеств. И вопрос о составляющих творческого потенциала человека остается открытым.

Творческий потенциал ребенка

Поскольку элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и так далее. Они представляют собой смесь многих качеств. И вопрос о составляющих творческого потенциала человека остается открытым.

Многие психологи, изучающие эту проблему, связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с качествами мышления. В частности, американский психолог Дж. Гилфорд, изучавший проблемы человеческого интеллекта, обнаружил, что так называемое дивергентное мышление является особенностью творческих личностей. Такие люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинство людей используют определенным образом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Люди обычно воспринимают только то, что вписывается в «координатную сетку» уже существующих знаний и представлений; остальная информация бессознательно отбрасывается. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства и приверженность общепринятым взглядам и мнениям. Способность человека видеть дальше того, чему он научился ранее, — это нечто большее, чем простое наблюдение. Эта свежесть зрения и так называемая «острота» не имеют ничего общего с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, так как человек видит не только с помощью глаза, но, главным образом, с помощью мозга.

Основными характеристиками творческих способностей являются:

  1. Скорость — способность выразить максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
  2. Гибкость — способность выражать самые разнообразные идеи;
  3. Оригинальность — способность придумывать новые, нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях или решениях, отклоняющихся от общепринятых);
  4. Законченность — способность улучшить свой «продукт» или придать ему законченный вид.

Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где другие ее не видят;
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более информационно емкие символы;
  • Способность применять навыки, полученные при решении одной проблемы, для решения другой;
  • Способность воспринимать реальность как единое целое, не разделяя ее на части;
  • Способность легко связывать далекие друг от друга понятия;
  • Способность памяти предоставлять нужную информацию в нужное время;
  • Гибкость мышления;
  • Способность выбрать одну из альтернатив для решения проблемы до ее тестирования;
  • Способность интегрировать вновь воспринятую информацию в уже существующие системы знаний;
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, отличать то, что можно наблюдать, от того, что передается с помощью интерпретации. Простота генерирования идей;
  • Творческое воображение;
  • Способность уточнять детали для улучшения первоначальной идеи.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, общественных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, развившиеся в процессе человеческой истории:
1) Реализм воображения — образное постижение существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет ясное представление о нем и может поместить его в систему строгих логических категорий. Способность видеть целое прежде частей;
2) Сверхситуативно-трансформативный характер творческих решений, способность выбирать проблему не только из навязанных извне альтернатив, но и создавать альтернативу самостоятельно;
3) Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых объекты наиболее ярко проявляют свою скрытость в обычных ситуациях, а также способность отслеживать и анализировать особенности «поведения» объектов в этих условиях.

Концепция творческой компетентности

По мнению Э. Торренса, творчество предполагает повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту знаний или противоречию, действия по выявлению этих проблем, поиску их решений на основе гипотез, проверке и модификации гипотез, формулированию результатов решений.

Креативность — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью генерировать новые и необычные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и способностью решать проблемы, возникающие в рамках статичных систем. Многим людям с потребностями в творчестве не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетенции.

Во-первых, степень готовности человека к творчеству в контексте многомерной и альтернативной современной культуры.

Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» различных видов творческой деятельности, так сказать, набором кодов, которые позволяют ему декодировать информацию из разных областей и переводить ее на «язык» своего творчества (например, как художник может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования). По образному выражению одного психолога, творцы сегодня подобны птицам, сидящим на дальних ветвях одного дерева человеческой культуры, они далеки от земли и с трудом слышат и понимают друг друга.

В-третьих, аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения человеком системой «технических» навыков и умений (например, технологией ремесла живописца, спецификой работы с фотографией), от которых зависит способность реализовать воображаемые и «придуманные» идеи.

Различные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализации творческого потенциала из-за недостаточной творческой компетентности породила массовое любительское творчество, т.е. «творчество в свободное время», в качестве хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, которые устали от монотонной или чрезмерно сложной профессиональной деятельности.

«Творческая компетентность» — это лишь одно из условий проявления творческих способностей. К этим же условиям относится наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность поставленной задачей, и, конечно, определенные жизненные факторы, называемые обстоятельствами, которые нереализованные личности так легко прикрывают.

Творчество в современном мире все чаще рассматривается не как процесс или даже деятельность, а как качество человека, образ жизни, способ отношения к миру. Судьба творчества в развитии личности определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: «Каждый художник имеет свой собственный стиль, как и каждый композитор, пианист, скульптор, танцор, поэт, драматург, артист, оратор, фотограф, акробат, домохозяйка и механик. Мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли только по стилю. Стиль всегда узнаваем, когда это хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных областях практики не обязательно означает написание картин; оно может выражаться и в таких, казалось бы, обыденных и повседневных делах, как приготовление ужина, починка машины и даже мытье полов. Опять же, например, многие люди на протяжении всей жизни считают пироги своей мамы одними из лучших в мире, что говорит о творческом подходе некоторых мам к приготовлению этих самых пирогов и других блюд, а в сочетании с любовью не только к детям, но и к своему делу делает ужины запоминающимися и неповторяющимися. Если вы все еще сомневаетесь, подумайте о новом рецепте салата, придуманном шеф-поваром ресторана, — это и есть настоящее творчество.

Формирование творческих навыков

Формирование креативности в технологическом образовании является важной задачей с точки зрения обучения учащихся практическим навыкам и технологическому мастерству. Важно, чтобы студенты научились включать элементы воображения в свою работу и быть максимально креативными.

Учителю, внимательно изучающему учеников, для правильной организации учебного процесса и индивидуального подхода к обучению и воспитанию важно знать, чем больше всего интересуется его ученик и в какой степени выражены его способности. Практически, о способностях можно судить по совокупности следующих показателей:

  1. По быстрому прогрессу (темпу продвижения) учащегося в освоении соответствующего вида деятельности;
  2. По качественному уровню его работы;
  3. Сильной, эффективной и постоянной склонностью человека к занятию этой деятельностью.

Первым условием развития способностей являются врожденные предрасположенности. Однако биологически унаследованные характеристики человека не определяют его способности. Мозг не обладает той или иной способностью, а только способностью их формировать.

Успешное выполнение определенной деятельности, даже при наличии способностей, зависит от определенного сочетания личностных характеристик. Одни только навыки не могут привести к высокой производительности. Прежде всего, они тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, которая на высоком уровне развития переходит в страстный интерес, в жизненную потребность в этой деятельности.

Существует несколько основных методов обучения, но для активизации мыслительной деятельности учащихся используется — беседа. В ходе беседы задаются вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточнения и дополнения ответов учащихся. Часто при выполнении студентами рабочих заданий используется индивидуальное собеседование для выяснения уровня понимания студентом отдельных способов работы и задания в целом или причин ошибок. Обсуждение может быть свободной дискуссией, развивающей независимое суждение о творческих идеях.

Начальная стадия и начальная форма любого произведения — идея, это сознательное (идеальное) производство продукта произведения. Этот процесс предполагает предвосхищение конечного результата работы, моделирование в голове всего технологического процесса: выбор материалов, инструментов, системы операций до окончательного завершения изделия. Успешная работа немыслима без плана. Беседа помогает развивать в детях культуру идеи, чтобы они заранее обдумывали свою работу.

План является следствием идеи работы над следующими шагами.

Основной причиной, препятствующей реализации идей, является недостаточное материальное обеспечение рабочего процесса (нехватка материалов, отсутствие инструментов, оборудования). Но при этом актуально передавать навыки наставника ученикам.

Идея выполняет всю работу, так как продуман весь путь к результату и цели работы: использование материалов и инструментов, последовательность шагов и подготовка работы. После того как в голове появилась конкретная идея, разработан план действий, можно переходить к следующему этапу — подготовке.

Подготовка — это промежуточная форма работы, связующее звено между идеей и исполнением. Она включает в себя поиск и отбор сырья, настройку инструментов и их размещение на рабочем месте.

Выполнение — это венец, высшая форма работы — это непосредственное изготовление продукта, завершение подготовки, реализация идеи. Подготовка экономит время на выполнение, поэтому студентам нужно привить серьезное отношение к подготовке, тогда будет успех в реализации оригинальной идеи. Исключительную роль в достижении успеха в проведении игр играет владение студентом необходимыми навыками, привычками, действиями, которые он приобретает во время практической или теоретической деятельности.

Для того чтобы учащиеся в процессе беседы сознательно усваивали знания и трудовые навыки, творчески их использовали, чтобы у них формировались творческие навыки, развивалась творческая личность, чтобы воплотить замысел в реальность, следует применять различные группы приемов: мотивационные, поддерживающие, стимулирующие.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Содержание и структура иноязычной коммуникативной компетенции
  2. Cотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей подросткового возраста — Основные вопросы совместной работы семьи и школы
  3. Влияние сми на социальное становление детей
  4. Выявление и преодоление нарушений письма у младших школьников-билингвов
  5. Тенденции свободного воспитания в мире
  6. Способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса
  7. Закон рф «об образовании»
  8. Статистические методы в педагогических исследованиях
  9. Организация соревновательной двигательной деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ
  10. Коллектив: методика его создания и развития