Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: русский народный танец

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: пролежни
  2. Дипломная работа на тему: международные платежные системы
  3. Дипломная работа на тему: нормирование труда на предприятии
  4. Дипломная работа на тему: организация взаиморасчетов на железнодорожном транспорте
Дипломная работа на тему: русский народный танец

Дипломная работа на тему: русский народный танец

Введение

Русский народный танец является одним из самых распространенных и старейших видов народного искусства. Он был создан на основе трудовой деятельности человека. Народный танец передает их мысли, чувства, настроения, отношение к явлениям жизни.

Развитие народного танца было тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе в народном искусстве. Все это привело к известным изменениям в жизни русского народа, что, в свою очередь, отразилось на танце, который претерпел различные изменения в ходе своего многовекового развития.

Русский народный танец развивался во многом. В языческие времена это было неотъемлемой частью религиозных обрядов. Эти танцы долгое время сохраняли следы бытовых, народных и религиозных верований. По мере распада первобытного общества, разделения труда и роста городов появлялись люди — танцоры, профессиональные композиторы, исполнители музыки, песен, танцев.

В разных местах у них были разные названия, но суть того, что они делали, была одна и та же: они были профессионалами в низкоуровневых формах сценического времяпрепровождения. Они выступали на площадях, фестивалях и ярмарках.

Наличие диаграмм, различных рисунков и фресок из прошлого позволяет говорить о том, что у танцоров того времени была своя танцевальная техника: «… Построенный на выворачивании ног, часто был большой батман во II положении, есть rond de jambe, en,l, воздух, эхаппе, jete; практикуются бегуны и различные прыжки. Для танцоров характерны акробатические танцы на руках — кубистские — и виртуозная техника; а также танцы с балансировкой на руках и голове — кубики и корзины» Блок Л.Д., «Внешний вид и развитие техники классического танца». M, 1987.

О том, как давно танцуют в России, рассказывают легенды о танцах с шестом на Ладожском озере в доисторические времена. Юноши и девушки собрались там и «танцевали и играли в кругу».

В 5-7 веках во время «игр» исполнялся народный танец. На его характер оказало влияние древнее языческое изображение. В 8-9 веках было образовано первое древнерусское государство — Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: строились храмы, развивалась письменность. Народное искусство выражается в скомороще. Скоморохи сыграли большую роль в развитии и популяризации русского народного танца: сформировались сценические формы народного творчества.

Целью данной работы является полное раскрытие красоты русского народного танца как яркого, красочного творения народа, являющегося эмоциональным художественным своеобразным отражением его жизни, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.

Русский танец как историческое явление

Историческое происхождение славянского танца

Древнерусский танец — это народная хореография, истоки которой совпадают с периодом становления и расцвета Древней Руси примерно в 9 — 10 веках. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры вообще и танцевального искусства в частности идет несколько медленно, так как 1236 год стал поворотным пунктом в древнерусской истории — началом татаро-монгольского ига.

Вскоре после этого Россия стала платить дань, славянские народы были взяты в рабство — и в результате — разрушение и опустошение многих древнерусских территорий, истребление целых этносов и т.д. По оценкам различных историков, Россия была отброшена на несколько веков назад в развитие. Таким образом, невозможно было дать исторически последовательное название развитию России во время ига. Россия просто навязала другую историю силой.

На мой взгляд, истоки славянской хореографической культуры можно разделить на два типа: материальный и духовный. Духовные источники славянской хореографии можно назвать мифологией, богами и праздниками Древней Руси. Материальными источниками славянской хореографии является жизнь Древней Руси (земледелие, ткачество, кулинария и т.д.). Необходимо также упомянуть о прикладном искусстве, связанном с хореографией — домашней мебели, золотой хохломе, славянском костюме и др.

Отдельно следует отметить, что до 1236 года на Руси существовало две религии — христианская и языческая. Несмотря на то, что сегодня христианство воспринимается как нечто само собой разумеющееся, первоначальный славизм на самом деле был язычеством. Поэтому древнерусское язычество оказало большое влияние на истоки славянского танца.

Духовные истоки танца древних славян.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культуре жителей Земли тысячи лет. И в обоих случаях из повседневной жизни простых людей складывалась древнейшая история народов и, прежде всего, их взгляды на космос, природу и человека. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказаний, песен и мифов наших предков, которые дошли до наших дней. И не последнее место в списке этих древних искусств занимает религиозная церемониальная хореография.

История человечества показывает, что еще до того, как человек был невежественен в искусстве живописи и ритуальной архитектуры, искусство танца было естественным и врожденным в человеке. Он с изумлением наблюдал, как над его головой катился огненный шар, показывая живительную силу солнечного света быстрым, радостным танцем, стоял возле стремительного потока, шумно стекающего с горы в долину — танцы, в которых появился «ручей», символизирующий поток воды, ощущал приятный ветерок воздуха — появилась плавная танцевальная форма — танец риса. Их танцы передавали поэтическое видение красоты Родины, вызывали солнечные образы цветущей природы, цвета осени и красоты зеленых лугов.

Танцы этого периода характеризовались обязательным семантическим содержанием. Каждая фигура танца символизировала определенное действие или событие. Народные танцы черпали вдохновение в природе с золотыми узорами силуэтов листьев, цветов, птиц и животных. Созревающие ветви малиновой лозы, сгибающаяся на ветру трава, качающиеся березы, колосья пшеницы, льняные листья, летучие птицы.

Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силу космоса и природы, другие — в роду и рожаницу, третьи — в души умерших предков и духов, третьи — в тотемных животных и др. Некоторые хоронили своих умерших предков в земле и верили, что они помогают живым из другого мира и дают им что-нибудь поесть. Другие — сожгли мертвых на кораблях и отправили их души в небесное путешествие, полагая, что когда тело сожжено — душа быстро взойдет на небо и там же на своей звезде отдохнет.

Конечно, эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами, которые должны были облегчить переход души в другой мир, призыв к милости богов у жертвенного огня и так далее. Этот танец был назван также по имени алтарного ворюги — Крадица.

Танец исполнялся преимущественно женщинами и медленно и плавно описывал жизнь на том свете, куда отправляются души умерших. Существовало убеждение, что сгоревшая душа мгновенно восхитится раем, перед глазами тех, кто их любил. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом, а движения рук танцоров помогали дыму подниматься. Позже жаворонки, первые птицы, вышедшие из ущелья весной, подхватили душу — танцевальные движения напоминали хлопание стаи птиц, а танец получил название «Радуница».

С развитием религиозных верований древних предков славян праздничные обряды стали приобретать магическое значение. Таким образом, в охотничьем танце люди подражают охотничьим животным и птицам, подражая их движениям и привычкам. Копья и стрелы ударяют по фигурам или изображениям животных, на которых будет вестись охота во время танца. Люди были уверены, что после правильного выполнения ритуала им повезет на охоте.

Древние славяне стали придавать сверхъестественные свойства тем силам и явлениям природы, от которых их существование в то время во многом зависело. Люди стали приписывать магические силы солнцу, грому, дождю, рекам, стали верить в различных духов, добра и зла, и пытались завоевать эти и другие на их стороне поклонением и жертвоприношением.

В 6-8 веках на Руси возникли города, продолжалось развитие ремесел и торговли. Все это вместе определило дальнейшее развитие культуры, образа жизни и религии восточных славян, в основе которого лежал культ природы и предков.

Практика умиротворения духов и богов посредством жертвоприношения и поклонения привела к возникновению довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатый дизайн и тщательно разработанный освященный ритуал.

Материальные аспекты возникновения старославянского танца.

Главную роль в сельскохозяйственной религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды и связанные с ними ритуальные танцы были преимущественно магическими и образовывали целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и празднеств начинается зимой, когда дни становятся значительно длиннее, когда «солнце становится летом». Согласно верованиям земледельческих религий, именно в этот момент родился бог солнца. С этим временем связаны многие ритуалы и фестивали. К ним относились рождественские праздники, колядки, а последний момент этого цикла — масленица, в которую входили такие ритуалы, как призвание или вызов весны, прощание с зимой (сжигание ее соломенного образа) и др.

Будущий урожай на празднике символизировался овечкой на фронте, «красной» площадью. Хозяин и хозяйка, сидя за праздничным столом, звали друг друга и делали вид, что не видят друг друга, говоря: «Мы не видим друг друга осенью над снопами и тележками хлеба, кучами овощей». Праздничные ритуальные песни и танцы включали в себя заклинания, которые якобы обеспечивали хороший урожай и большое поголовье скота:

Многие другие обряды очистки были связаны с приходом весны и уходом зимы. Они были основаны на вере в то, что темная холодная зима собрала множество злых духов, которых нужно было обезоружить и изгнать из дома и с поля. С этой целью славяне мыли свои дома и умывались. Мы собирали весь мусор во дворе и сжигали его на костре. Костер был разожжен как можно более дымным и вонючим. Это должно было прогнать злых духов. После того, как люди таким образом очистили себя, свои дома и дворы, они пошли на свои поля и окропили их пеплом очищающего огня. В углах поля разместили ивовые ветви.

Наступление весны ознаменовалось общей живостью природы, приходом птиц. С приходом весны у людей появилась возможность выйти на свежий воздух и насладиться теплыми лучами солнца. Человек испытал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была временем праздников.

Одним из таких весенних праздников в России стал праздник «Красная горка», получивший свое название от «красной» весны, то есть красивых холмов, возвышенностей, холмов, которые впервые были покрыты травой в лучах яркого весеннего солнца. Праздник отмечался на этих холмах, где люди играли в народные игры, пели песни, танцевали серию «красных» танцев и хороводы. «Красный Холм» — это еще и время браков.

В то же время люди верили, что весной, когда оживает растительность, появляются водяные духи и русалки, когда открываются реки и озера, а из земли появляются духи умерших. Одни духи были изгнаны и обезврежены обрядами очищения, другие были привлечены на свою сторону, а люди — благосклонны. Для этого проводились сложные церемонии, а их исполнение требовало участия волшебников, волшебников, которые могли вступать в общение с богами и духами через спин-танец. Оттуда же и происходит название танца «Вертика».

Как только зерно было размотано, снова наступил критический момент, который потребовал помощи сверхъестественных сил. Для этого в древности существовали специальные церемонии, называемые «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежными листьями, все в сережках. Считалось, что быстрое и великолепное цветение березы обладает особой плодоносящей силой, и люди пытались перенести эту силу на поля.

Девочки пошли в лес, где положили пирожные и яйца под любимую березу и устроили пиршество: Они пели песни, играли хороводы. Здесь можно вспомнить мутировавших, но до наших дней сохранился хоровод «Береза стояла в поле», потому что иногда березу срубали и ставили где-нибудь в поле, в поле или возле села, а здесь празднование происходило.

По мере созревания урожая и приближения времени сбора урожая начался новый цикл сельскохозяйственных церемоний, призывов и празднеств.

Началом этого цикла стали фестивали, посвященные Купале и Яриле. Купала был богом изобилия и урожая, богом созревших плодов земли. Предложения были сделаны ему в начале сбора урожая. Фестивали в честь бога Купалы с зажжением костров «живым огнем» были очень распространены среди славянских народов.

Поля были окружены хороводами, на которых скандировали специальные заклинания. Целью всех этих церемоний была защита созревающих культур от злых духов. Реликтом еще более древней веры, датируемой временем, когда люди не знали земледелия и собирали только дикие плоды и зерновые, были ритуалы сбора волшебных трав и, в частности, поиски легендарного цветка папоротника. Во многих местах праздники в честь Ярилы сочетались с ярмарками и рынками. В ходе фестиваля проводились игры, танцы и кулачные бои.

Урожай отмечался особыми праздниками: зижинки в начале сбора и дожинки в конце сбора. Первый хлеб нового урожая выпекали из снопок урожая, а старый снопок укладывали в навес. В прошлом люди сеяли из него зерновые в первой борозде или смешивали их с семенами. Перед началом жатвы они приносили в жертву полевой дух и использовали особые заклинания, чтобы избавиться от злых духов, о которых говорили в снопах. Таковы, в наиболее общем плане, праздники и обряды той части древнего славянского населения, которая занималась хлебопечением, т.е. большинством. Религиозные праздники жителей развивающихся городов Старой Руси, купцов, военных, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись, прежде всего, характером хозяйственной жизни этих слоев населения. Городу нужны были постоянные покровители, а военные дружины и купцы — постоянные помощники-охранники в походах. Итак, мы увидели, что славянские праздники, возникшие в древности как национальные праздники на основе хозяйственных и общественных отношений, изначально не были связаны с какими-либо религиозными верованиями. И они сформировались до появления религиозных верований. В ходе дальнейшего развития эти глубоко популярные промышленные и бытовые народные праздники оказались пропитаны магическим и религиозным содержанием.

Значение прикладного искусства для появления и развития славянской хореографии

В некоторых книгах есть свидетельства того, что живопись существовала и до крещения, но в виде грубо вырезанных рельефных изображений на стенах зданий (изба), которые затем были расписаны импровизированными красками (охра, белила и т.д.). Обычно это были переносные идолы, переносимые с места на место во время ритуальных танцев. Этот пережиток сочетания древнерусского танца и живописи можно увидеть сегодня в некоторых украинских народных обрядах — ношение звезды на Рождество, позвонка с театральными представлениями и др.

Новый виток развития древнерусского искусства — живопись Христианской Руси — сыграла очень важную и совершенно иную роль в жизни общества, чем современная живопись, и эта роль определялась ее сущностью. Неразрывно с самим назначением древнерусской живописи и достигла своей высоты. Русь приняла крещение Византии и таким образом унаследовала идею о том, что задача живописи — «воплощать слово», воплощать в изображениях христианский символ веры.

Поэтому великое христианское «слово» лежит в основе древнерусской живописи. Вспомним, например, ношение икон во время пасхального крестного хода — это отдаленно напоминает ритуальный хоровод и песню языческих алтарей.

Параллельно с этим развитие древнерусской живописи на пути, не связанном с церковной традицией. Она не только разрабатывала новые жанры и типы (портрет, натюрморт, пейзаж), но и не создавала священного образа, а пыталась изобразить обычных людей, памятные события человеческой жизни. И, конечно же, на сохранившихся с древности раритетах можно увидеть праздничные действа — хороводы, танцы, выступления мумий и т.д.

В подходе к повседневной действительности народные умельцы увидели способ донести до потомков свой внутренний мир и жизнь с ее праздниками и буднями, свои радости и горести.

В начале 19 века было обнаружено и прославилось величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Позднее, на протяжении всего века, ученые искали другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают сохранившиеся в живой устной традиции памятники древнего литературного творчества — былины, сказки, песни. Опять же мы находим частые указания на то, что источники хореографического искусства славян можно найти даже в таком далеком мире, как литература.

Одновременно с развитием древнерусского танца открываются национальные истоки в музыке, и начинают появляться первые музыкальные мелодии для танца. Первоначально простые и монофонические, они превратились в прекрасные произведения древнерусской музыки, народные песни, старинные церковные гимны.

Композиторы прошлого века, от М.И. Глинки до С.В. Рахманинова, как и современные композиторы, постоянно обращаются к этим источникам, каждый по-своему обогащая свое сочинение ими. Эти источники привлекают внимание и становятся объектом расследования. Древняя музыка наших предков становится для нас, потомков древних славян, источником вдохновения, живым ключом, который питает новую, «европейскую» украинскую музыку и хореографию.

Исторический народный костюм играет большую роль в развитии народной хореографии, как в древности, так и в наши дни. Для каждого типа танца костюм был адаптирован к сезону.

Например, если бы какой-нибудь религиозный языческий праздник наступил зимой, то при 30 градусах мороза танцевать медленные и поэтичные формы хоровода в теплой одежде было бы довольно сложно — поэтому танцевальные ритмы были быстрее, фигуры были проще, но энергичнее. Так славянские народы в древности создавали свои традиции и обычаи и адаптировали свои костюмы, на которые мы смотрим сегодня и не перестаем удивляться их красочности и поэтичности.

Богатство форм русской хореографии

Особенности русских народных танцевальных форм

Самыми ранними народными танцами в России были игровые танцы, изображающие трудовые процессы.

Древнейшим русским народным танцом был хоровод, который сопровождался пением. Хоровод был массовым, а его конструкция — простой круг — олицетворяла движение солнца вокруг земли. Целая сцена была устроена под пение танцоров.

Русские народные танцевальные движения характеризовались следующими особенностями

Хороводы

Основой хоровода стало совместное исполнение хороводной песни всеми участниками. Танцы, песни и игры в хороводе неотделимы друг от друга и органически связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Хоровод — это национальное массовое мероприятие, в котором танец или простая прогулка или игра неотделимы от песни. Хоровод имеет культовую и ритуальную, социальную и повседневную тематику. Участников хоровода обычно держат за руку, иногда за шарф, шаль, пояс и венок. В некоторых раундах участники не держатся за руки, а двигаются вместе или бок о бок, сохраняя строгую дистанцию, иногда парами.

Хоровод хоровода распространен по всей России, и каждый регион привносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы выполняются в медленном, среднем и быстром темпе.

Но в разных регионах России есть локальные особенности в выполнении хороводов, которые связаны с природно-климатическими условиями, с особенностями быта и труда, человеческими отношениями, сформировавшимися в разных условиях жизни. Эти особенности отражены в композиции исполнителей, ритме, содержании песен в сопровождении хоровода, а также в манере исполнения, уникальной для данной местности.

На исполнение хоровода влияет разнообразие костюмов, которые сильно варьируются в разных областях и зачастую очень далеки от стандартного «русского сарафана», который мы так привыкли видеть на сцене. Большое значение в инсценировке раундов придается персонажам. Фигуры могут быть сформированы одними девочками, мальчиками или мальчиками и девочками вместе, которые могут быть организованы по-разному.

Русские народные танцы были сольными и массовыми. Массовые танцы — это, прежде всего, игровые танцы, хороводы, а позже — квадрильи, копья, погружения и т.д.

Танцы

В древние времена танцы носили ритуальный и культовый характер, но со временем приобрели бытовой характер. Самый популярный и популярный жанр народного танца. Танец родился в хороводе и возник из него, разорвав цепочку хоровода, усложнив техническую базу, создав формы и узоры, заменив хоровод песней на танец и разнообразное музыкальное сопровождение. Танец может выражать различные состояния человека.

Балет состоит из серии отдельных движений — элементы, отличающиеся типичным способом исполнения, имеют русский национальный характер. Каждое движение в танце имеет смысл. Разнообразие движений, количество которых умножается на импровизацию исполнителей, является характерной чертой русского танца. У исполнителя русского танца очень выразительные руки, голова, плечи, лицо, руки и др.

Танец дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. Участниками могут быть мальчики и девочки, мужчины и женщины, молодые и пожилые люди. Для мужского танца характерны ширина, размер, ловкость, сила, внимание и уважение к партнеру. Для женского танца характерны величие, плавность, благородство и сердечность, но часто он исполняется живым и с ароматом.

В каждом танце есть своё содержание, сюжет. Одной из особенностей танца является индивидуальная импровизация. От хоровода танец отличается более богатым и сложным словарным запасом танцевальных движений. Помимо обогащения словарного запаса, танец дает возможность усложнения и разнообразия пространственной фигуры: быстрые выходы парней, веселые пассажи девушек, переполненные, разнообразие в фигурных переходах пар и так далее. — Все это создает новые фигуры и структуры, уникальные для танца.

Отличайте танец от хоровода и музыкального сопровождения. Танец сопровождается не только песнями, но и различными музыкальными инструментами. Песни, под которыми исполняется танец, обычно быстрые, их мелодии имеют ярко окрашенные акценты и резко выражают активный ритм. Такие песни называются танцевальными. Танцы и хороводы где-то приблизились, не всегда с острыми отличительными чертами. Исполнители и зрители танцев подчеркивают его ритмические акценты с помощью свистков, криков, хлопков и различных музыкальных инструментов. Танец может сопровождаться многими русскими народными инструментами. Инструментальное сопровождение является еще одной существенной чертой, отличающей танец от хоровода.

В древние времена танцы были ритуалом, культом, но со временем они приобрели домашний характер. Танец — это самый распространенный и популярный жанр русского народного танца.

Особенно хорош русский сольный танец, в котором двое мужчин соревнуются в буйном танце, а также девочка и мальчик в паре танцуют. Девушка в нем кокетливо приглашает, а мальчик пытается ответить ей смелостью и мастерством.

Сольный вариант сольного танца требовал от танцоров высокого технического мастерства и актерского мастерства донести содержание танца до зрителей. Содержание передавалось в реалистичной и аутентичной форме, без условностей и символики. У танца была определенная драматическая основа. Все эти качества впоследствии сформировали основную составляющую русской национальной культуры — русское балетное искусство.

Кадрил

По количеству исполнителей квадриль можно классифицировать как групповой танец, но его последующее появление и появление в жизни русского народа, его четкая структура, четкое разделение на пары и фигуры, а также некоторые другие особенности отличают квадрилью от традиционных танцев. Поэтому кадрил изолирован в своей собственной форме. Каприль берет свое начало во французском салонном танце. Французский Кадрил стал популярен среди русского народа в начале 19 века.

На протяжении десятилетий Кадрил модифицировался, совершенствовался и воссоздавался. Она приобрела своеобразное движение, узор, манеру исполнения, взятые из салонного танца лишь некоторые черты конструкций, и название. Русские диверсифицировали квадриль, представив множество фигур русских хороводов и танцев. Форма квадрильи стала богаче, она стала выполняться в линиях и квадратах, а также в форме круга. В квадриле стали участвовать разные пары: 2, 4, 6, 8 и более, но всегда четное число. В некоторых районах, где было мало мужчин, были квадрильи в исполнении девушки. Если французский квадриль состоял из 5 — 6 фигур, то в русском народном квадрилье найдется от 3 до 14 и даже больше фигур.

Названия французских квадрильных фигур почти не имели никакого отношения к содержанию танца. В русском квадриле фигурам дают разные названия в зависимости от местных особенностей, а главное, названия этих фигур четко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или содержания. Некоторые фигуры квадрильи содержат элементы таких видов русского танца, как пасьянс и переливание. Каждая фигура квадрильи исполняется под свою популярную танцевальную песню или мелодию. Каждая фигура отделена друг от друга паузами — паузами, как в музыке, так и в танце.

Перед началом каждой фигуры руководитель, обычно молодой человек первой пары, объявляет имя или серийный номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кругом, обычно по часовой стрелке. Кадрил можно было танцевать в богатых, праздничных и повседневных народных костюмах.

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца стали скоморохи. В Киевской Руси скомороетрия была очень популярна. В те древние времена скоморохи считались созданиями богов, а их искусство — служением божеству. Они формировали особые «орды», которые ходили по России с представлениями, называемыми позорищами, то есть шоу. Мастерство скоморохского исполнения русских танцев было достаточно высоким.

Непосредственными преемниками скомороших спектаклей стали игрища — короткие народные театральные постановки сатирической природы, издевательства над человеческими пороками, запечатлевшие вечную тему борьбы добра и зла. Танцы и пантомима были основными средствами выражения игривости, которые передавали содержание.

Танцы были не менее важны в народной комедии. Народная кукольная комедия сохранила древний народный танец, тщательно отбирая и обобщая его движения, развивавшиеся на протяжении веков. Упрощенные, доведенные до совершенства особенностями их исполнения, они дали возможность передать характер, оригинальные танцевальные техники русского, украинского и цыганского танцев.

Формы русского народного танца

Виды хоровода

Декоративный

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного сюжета, отдельного сюжета, актеров, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят по кругу, в ряд, заплетают в хоровод цепочки разные фигуры, подстраивая свой шаг под ритм песни, что является всего лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные циркуляры раскрывают и передают содержание песни через свой узор, свою структуру. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, обычно связано с образами русской природы, поэтическими обобщениями, коллективным творчеством народа, его жизнью. Эти песни отличаются более точной ритмической структурой и объединяют участников хоровода в уверенном или быстром танцевальном движении. Очень сильным элементом репрезентативности являются изображения орнаментальных круглых форм — «капустный завиток», «переплетение».

Орнаментальные хороводы в разных регионах России называют фигурными, узорчатыми, кружевными и др. Этот хоровод отличается строгими формами и небольшим количеством фигур. Весь круглый танец состоит всего из нескольких фигур, которые органично переходят из одной в другую, переполняются, перестраиваются.

Игровой

Хоровод, в котором актеры в песне, в игровом сюжете, имеют определенный сюжет, то содержание песни исполняется одновременно всеми участниками хоровода. Исполнители создают различные образы и персонажи персонажей с помощью танца, мимики, жестов.

Часто героями песен являются животные и птицы, а затем участники хоровода подражают своим движениям, привычкам. В игровых раундах главное — раскрыть сюжет, столкновение персонажей и интересов актеров. Большая часть тем для игрового хоровода содержится в песнях, которые отражают жизнь людей и повседневную жизнь.

Действие хоровода органично включает в себя шарф, ленту, венок, палочку и т.д. Эти объекты иногда служат символами. Таким образом, венок символизирует завет брака, носовой платок заменяет подушку, перьевую кровать и т.д. В таких хороводах может быть назначен один актер, а иногда два или три, но чаще всего несколько.

В игровых хороводах строительный узор проще, чем в декоративных хороводах. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, по линиям или попарно. В центре круга происходит действие, разыгрывается. В линейном построении хороводов участники делятся на две группы, которые ведут своего рода диалог. Существуют определенные группы песен, которые требуют линейной структуры или просто круга. В игре хороводы имеют большое значение для художественных способностей участников.

Каждый образец, каждая конструкция хоровода имеет свое специфическое название. Например: «круг», «ворота», «восемь», «столбик», «корзина», «карусель» и т.д.

Эти определенные конструкции называются фигурами хоровода и являются неотъемлемой частью танца.

Фигурный танец — это позиция и движение танцоров на сцене. Танцевальный рисунок, как и вся композиция в целом, должен быть подчинен главной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию персонажей, проявляющемуся в их поступках и поступках. Танцевальный узор тесно связан с хореографическим текстом.

Виды танцев

Единый

Танец мужчин и женщин. Она наилучшим образом отражает индивидуальность, мастерство и изобретательность исполнителя. Сингл-танец основан на импровизации исполнителя. Исполнители танца могут передавать радость и веселье, глубокие чувства любви и юмора своими движениями; кроме того, исполнители приносят движения, связанные с рабочими процессами, образы птиц, животных и т.д.

Одиночный танец имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу — прохода — или с входа в круг и выполнения любого движения на месте — прохода. Это начало танца, затем следует его развитие, и танец достигает своей кульминации и финала.

Пара

Танец обычно исполняют мальчик и девочка или, реже, мужчина и женщина, пожилые люди в нем не участвуют. Содержание танца пары похоже на беседу по душам, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебный танец. Но иногда в танцах пары содержание и настроение немного отличаются: это передается равенством или легкой моральной подавленностью влюбленных. В основном, пара танцует очень лирично. У них нет строго определенной схемы, быстрого подъема и энергии исполнения. В темпе она равна.

Переплетайте

Это соревнование по силе, мастерству и изобретательности. Это представление индивидуальности исполнителя. В старом русском перелете участвовали два мальчика или два мужчины, девочки не участвовали. Переплывы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, а реже — под аккомпанемент песни.

Танцы начались медленно и закончились в быстром темпе. С изменением образа жизни все желающие (женщины, мужчины, старики) стали выполнять перепетис, но в нем участвовали только два человека. Перепляс исполняется под известные популярные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене танцуют несколько человек с одной стороны и несколько с другой, но цель и характер пары переплетений остается неизменным.

Массовый танец

В этом танце нет ограничений по возрасту и количеству участников. Массовый танец обычно исполняется парами — один против другого. Они танцуют индивидуально, втроем, на четвереньках, но у каждого своя задача — не только выпендриваться, но и танцевать лучше, чем тот, который стоит рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из танца в любой момент, не дожидаясь конца. Исполнитель может танцевать в любой точке танцплощадки и с любым участником танца. Массовые танцы не очень распространены на сцене.

Групповой танец

Многие люди могут участвовать в групповом танце, но обычно он ограничивается небольшой группой исполнителей. У группового танца фиксированная структура. Он принял многие фигуры хоровода, некоторые групповые танцы включают в себя одиночный или двойной танец, он импровизирован.

Групповые танцы исполняют не только мальчики и девочки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются в парах или втроем. Групповые танцы очень разнообразны по рисунку, сюжету и содержанию. У него всегда есть точное место рождения и бытия. В каждом населенном пункте есть свои традиционные темы для танца, формы здания, манера и местный колорит. Все фигуры танца имеют круговой характер: они исполняются против часовой стрелки. Групповой танец до сих пор жив и здоров, как среди людей, так и на сцене.

Типы квадрилей

Квадрат .

Она выполняется четырьмя парами, стоящими лицом друг к другу в углах квадрата. Движение и переходы пар осуществляются по диагонали или крест-накрест. Площадь квадрильи танцует по всей России.

Основные конструкции и переходы пар:

(а) все пары сходятся к центру в одно и то же время, а затем возвращаются на свои места;

б) две противоположные пары идут навстречу друг другу и обмениваются местами;

(c) две противоположные пары встречаются и образуют круг, затем пары возвращаются на свои места или обмениваются местами после одного поворота круга;

г) две противоположные пары встречаются посередине, и мужчина одной пары передает свою девушку другой и танцует перед ними.

Линейный

Могут участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другом ряду напротив второй пары, и так далее. Каждая пара почти всегда танцует только с противоположной парой.

Линейные квадрильи имеют свои конструкции и переходы пар:

(a) линии соединяются и расходятся в одно и то же время, или одна линия останавливается, а другая подходит к ней и уходит;

b) девочки образуют круг между двумя линиями мальчиков; круг может состоять из мальчиков, и в этом случае в линиях стоят девочки;

(c) две линии приближаются друг к другу; одна линия проходит под «воротами» другой.

Эти квадрильи характеризуются уважительным отношением мальчиков к девочкам.

Круглый .

Включает четное количество пар, обычно 4 или 6, редко 8 пар. Но иногда в круглом квадриле может танцевать нечетное количество пар, но не менее 4-х пар. Пары помещаются в круг, считая по часовой стрелке. Первая пара слева от зрителя. В квадрильях круга движения пар и индивидуальные переходы выполняются по кругу, против часовой стрелки, к центру круга и обратно:

a) мальчики стоят на своих местах, а девочки передвигаются по кругу до тех пор, пока не вернутся со своими партнерами;

б) Мальчики и девочки ходят по кругу одновременно в противоположных направлениях до тех пор, пока не достигнут своих партнеров;

в) Девочки или мальчики идут к центру круга и образуют «звезду» или круг; сделав полный поворот в этом составе, они возвращаются к своим парам;

(d) мальчики или девочки образуют внутренний круг, обращенный к внешнему кругу; исполнители обходят вперед своих партнеров правым или левым плечом.

Есть также ряд других переходов. Круговая квадриль выполняется простым, смешиванием и изменением шага.

Основные элементы русского народного танца

Цифры

В русских танцах артисты держатся за руки или за носовой платок и образуют разнообразные фигуры — конструкции. В таких фигурках руки можно поднимать, бросать в сторону, опускать вниз и т.д.

Фигуры могут быть сформированы девочкой или мальчиком или мальчиком и девочкой вместе.

Круг

Нет ограничений на количество людей, участвующих в этой цифре, но должно быть не менее трех человек. Мальчики и девочки стоят лицом друг к другу в центре круга, держась за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно опускаются или поднимаются под небольшим углом к телу без напряжения. Движение по кругу, как правило, осуществляется по часовой стрелке. После выполнения мягкого полуоборота тела по ходу движения мальчики и девочки делают простой шаг или чередующийся шаг, а также чередующийся шаг со стартом.

«Звезда».

Мальчики и девочки стоят в круге спинами друг к другу и приводят правую или левую руку вместе в центр круга. Противоположные руки находятся в третьей или первой позиции. Это число может состоять из четного или нечетного числа участников, но не менее трех и не более восьми человек. В этом строении ты можешь передвигаться по кругу одним или чередующимися шагами, а также с перешагом.

«Карусель

Основа этой фигуры — «звезда». Мальчики формируют правую руку «звезды», а левая держит правую руку девочки. В строительстве этой фигуры могут участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

«Корзина».

Она образуется из двух кругов — круга внутри круга. Лицом к центру мальчики и девочки держатся за руки и образуют свой круг. Внешний состоит из мальчиков, а внутренний — из девочек. «Корзина» движется «аккордеон» или «куча». Во время движения головы исполнителей поворачиваются к партнеру или к центру круга.

«Цепочка».

Участие на одной линии с касанием локтями. Руки согнуты в локтях и подняты перед вами на уровне груди. Правая рука, описывая полукруг сверху вниз, опускает локоть на левую руку стоящего правого партнера и продолжает движение, чтобы пройти под его левой рукой. «Цепь» может двигаться и вправо, и влево «Аккордеон» или «Хаддл». Поворачивайте головки по ходу движения или поддерживайте прямую позицию.

Обработка носовых платков (Женщины)

A) Носовой платок лежит на корпусе, обращенном в сторону: конец носового платка проходит между указательным и средним пальцами, а короткий конец выносит на ладонь между средним и безымянным пальцами.

B) Носовой платок опирается на заднюю часть руки, ладонь обращена к телу: пропустите короткий конец носового платка между указательным и средним пальцами и поместите его между указательным и большим пальцами.

Наиболее типичными позициями для девушек являются носовые платки.

A) Правая рука с носовым платком, слегка согнутые пальцы касаются подбородка. Ладонь, обращенная в сторону от руки. Левая рука, согнутая на уровне бедер, поддерживает локоть правой руки ладонью или спиной. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Руки согнуты на уровне груди, пальцы переплетены. Руки слегка удалены от тела; локти на одном уровне с руками.

Б) Обе руки вверх, локти слегка закруглены и направлены в сторону. Обе руки держат конец носового платка и «играют вверх».

Самые типичные позиции рук молодых мужчин —

A) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сделана в кулак, при этом спина руки направлена в сторону от тела. Левая рука согнута в локте, закрыта в кулак, за спиной и сзади рукой, направленной в сторону тела. Руки не касаются тела.

Б) Левая рука широко открыта в сторону, ладонь вверх. Голова повернута в направлении руки. Правая рука согнута в локте и кончиками пальцев касается затылка, как будто поддерживая шляпу.

Глава III. особенности русских народных танцев Сибири

Русский народный танец Сибири неотделим от общероссийского танцевального фольклора, но имеет свои особенности, неотделимые от истории заселения Сибири.

На формирование особенностей сибирского народного танцевального искусства повлияли постоянные контакты русских переселенцев с переселенцами из Белоруссии и Украины, которые были близки им по культурным традициям. Таким образом, в сольных танцах, особенно в женских, обнаруживается сходство позиций рук как в русских, так и в белорусских танцах. Более современная форма танца, массовый танец с частушками, исполняется в той же композиции.

Танцы, наиболее распространенный вид хореографии, также распространены в Сибири. Поселенцы европейской части России привезли с собой основные виды танцев, сохранили свой путь, технику исполнения. Сохраняя оригинальную основу и передавая ее из поколения в поколение, танец развивал и открывал большое пространство для индивидуального и массового творчества.

Ни один национальный праздник, праздник не может обойтись без танцев. Об этом свидетельствуют сибирские путешественники, писатели, исследователи народного творчества.

Как и любой другой, сибирский танец состоит из отдельных движений, которые отличаются друг от друга способом исполнения и отражают особенности танцующего человека. С помощью танцевальных элементов танцор раскрывает содержание танца, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, характеру музыкального или вокального материала.

Исполнитель сибирского танца — очень выразительное верхнее тело, особенно голова и руки. Выступая в танце, сибиряк раскрыл свою индивидуальность, показал свою изобретательность. Если исполнитель в танце «повернул» сложный трюк, то после обязательного прохождения в круглом перерыве или чередующемся шаге, он подергивал голову. Сибирские танцы просты по структуре и выбору движений, поэтому они доступны любому, кто хочет танцевать. В танцах могли участвовать как мальчики, так и девочки, реже — замужние мужчины и замужние женщины.

Сибирские танцы, в отличие от танцев западных регионов России, исполняются небольшим количеством участников, так как место их исполнения находилось в коттедже зимой, а на улице летом — рядом с домом. Некоторые из них исполняются в быстром темпе, например, «Семейская» танец «Ножницы», другие, например, «Баринья с Подниром», начинают медленно и быстро заканчиваются. В этих танцах существует строго установленная хореографическая структура.

Известно, что танец возник из хоровода, что дает свободу творческому воображению и индивидуальному мастерству исполнителя. В связи с климатическими условиями, образ жизни танцев в Сибири имеет свои особенности. Его техническая база была сложной, у него были свои формы и узоры, хороводная песня была заменена танцевальной.

Талантливые сибиряки создали множество танцев, отличающихся по структуре и содержанию. У каждого из них был свой стиль, способ исполнения, словарный запас. Сибирский мужской танец характеризуется смелостью, виртуозностью, мастерством, юмором в сочетании со скромностью, вниманием и уважением к партнеру. В сибирском танце женщины есть гордость, благородство, беглость и в то же время юмор и страсть. Например, такие танцы, как «Србьяночка», «Саратова», которые широко исполняются в Сибири, являются ярким эмоциональным выражением сибирского русского характера.

Отличительной особенностью как всероссийского, так и сибирского танца является индивидуальная импровизация, т.е. свободное сочетание различных движений, усложнение, композиция новых и развитие старых возможностей.

Сибирский танец характеризуется выразительностью и чувствительностью лексики. Этот словарь, в отличие от хоровода, богаче и сложнее. В некоторых сибирских хороводах, например, в «Сегодняшних», «Сидячих», «Проходячих», есть; элементы укола и танца, куда назначаются солисты, которые разыгрывают действие песни, однако язык танца тем самым технически ограничен. В танцах лексика намного сложнее: она включает в себя брейки, повороты, хлопки, подёргивания и т.д. В отличие от хоровода, танцор в танце имеет возможность двигаться в пространстве: «появляются» мужчины, кружатся женщины, всевозможные переходы, развороты в парах и т.д.. — Все это позволяет создавать новые рисунки, конструкции, свойственные только танцу.

Часто под одну и ту же песню в одной деревне танцевали, а в другой вели хоровод. Например, «Семейские» в Бурятии танцевали под песню «Я пошел вдоль берега», а жители Новосибирской области исполняли медленный хоровод.

Сибирский танец приобрел более динамичный характер, когда появился новый своеобразный жанр создания русской народной песни — частушка. Частушка принес новые ритмы — острые и своеобразно струящиеся. Более современные танцы, такие как «Саратова», «Табора», «Тюхтетка», исполняются под гармонию с частушками, когда исполнители лихо танцуют фракции, джэддски. Иногда танец сопровождался хлопанием в ладоши.

Другие особенности, влияющие на формирование местных традиций сибирского народного танца, обусловлены уникальностью быта и быта, хозяйственной деятельностью сибирских крестьян. В Сибири крестьяне занимались в основном сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей, а сельское хозяйство было основным видом деятельности. Отсюда и ритуальные традиции, связанные с различными периодами сельскохозяйственных работ.

Природно-климатические условия, несомненно, повлияли на появление сибирских народных танцев. Суровый климат и долгая зима не только сформировали особый тип человека, его внутренний и внешний облик, специальную одежду и обувь, но и во многом определили состав, манеру и характер танцев. Зимой, например, когда самцы отправлялись на охоту в тайгу, а женщины занимались рукоделием, большую часть времени проводили в хижинах. Они пели песни, исполняли вечерние танцы, молодежь начинала игры. Ограниченное пространство избы вызвало сидячий раунд.

Таким образом, возникновение и развитие сибирских танцевальных фольклорных традиций определяется комплексом факторов, их взаимодействием и единством, в результате чего национальные и местные представления слились в одно.

В чем оригинальность сибирских танцевальных традиций?

Существует три основные группы атрибутов, отражающих местные особенности народного танца: этнографические, стилистические и исполнительские.

Этнографические особенности отражают формы народных танцев. Прежде всего, они проявляются в характере обрядов, сопровождаемых песнями, танцами и музыкой. Например, драма сибирской свадьбы существенно отличается от традиций северных регионов России: если в Сибири доминируют величественные, танцевальные и радостные песни, то на севере первая часть свадебного обряда акцентируется драмой: Сламление невесты, грустные песни, плач друзей. Различия встречаются не только в местных свадебных обрядах, но и во всех других традиционных семейных и календарных церемониях.

Народная хореография как часть свадебного обряда не имеет главного смыслового назначения, но как средство выражения целостного обряда представляет несомненный интерес для хореографов.

У вечерни в доме невесты они обычно танцевали хороводы на тему любви, то есть «пели» жениху. Характер вечеринки отражал ситуацию перед свадьбой. Как правило, исполнялись игры и хоровод вечерни, в котором актерами были девочка и мальчик. Хоровод завершился поцелуем пары, танцующей в центре круга.

Структура таких циркуляров была простой. Он включал в себя следующие узоры: круг как основной узор хоровода, круг внутри круга, «змеевик», «ворота», «пусть стрелка». Главным танцевальным шагом был «пяточный шаг» на каждую четверть стопы. Круглые танцоры объединили руки и двигались в заданном направлении.

На втором этапе, когда праздновали в доме жениха, хоровод отсутствовал как хореографический жанр. Были исполнены танцы и перепады — танцы в более быстром темпе и с более эмоциональным характером. Это были групповые танцы смешанного состава, т.е. их исполняли мужчины и женщины. Жених и невеста не участвовали в танцах. Танцевали только родственники и приглашенные на свадьбу.

Дружка», как главный человек на свадьбе, заказал танцы аккордеонщику. Выступая в спектаклях «Чижа», «Саратов», «Србяночка», «Подгорная», танцоры использовали удары «трех ног», топоты, «повороты», «хлопание в ладоши», «ключи». Мужчины просто бегают, ломаются, хлопают и прыгают.

Все эти танцы носили веселый, жизнерадостный характер, что создавало особое развлечение, праздник свадебной церемонии.

Следует подчеркнуть, что в разных регионах Сибири существуют разные формы народной хореографии, некоторые из которых сильно отличаются друг от друга. Например, танцы, типичные для одного района, района или деревни, могут быть неизвестны или редки в других районах. Например, танец «Ножницы» встречается только среди забайкальских «Семейских», а песенный танец «Саратов» встречается повсюду в Сибири. Сольный танец «Голубь» известен только в Иркутской области, а кадрильский танец «Шестерка» исполняется повсюду в Сибири, вплоть до Урала.

Различно проявляется даже такая важная составляющая народного творчества, как условное действие, сопровождаемое оригинальными движениями ног и рук, «Выход» в сольном мужском танцевальном искусстве в Томской области отличается от «Выхода» в Красноярском крае. Если в Томской области мужская «эскапада» выглядит как «петушиный дудл-ду», то в Красноярском крае мужчины сначала стоят на месте с широко расставленными руками, бьют правую ногу, качая головой до упора, и только потом входят в круг.

Вторая группа знаков, определяющих особенности традиций сибирского народного танца, связана со стилистическими особенностями танцевальных типов. Каждая местность имеет свои предпочитаемые художественные выражения, используемые в танцах: своеобразные «эскапады», типичные танцевальные приемы, характерные «кегли», названия танцев, их структура. Стилистическая уникальность танцев, исполняемых в определенном регионе или деревне, во многом проявляется независимо от их жанра.

Сравнивая танцевальные движения Семейских и Сибирских крестьянок из Красноярского края, можно заметить, например, что танцевальные движения Семейских более тонкие, имеют больший интервал, нога бьется о землю всей ногой и не поднимается высоко, крестьянки Красноярского края бьют по пяткам перерывами, с переходом на всю ногу, как поочерёдно, так и вперёд, руки более активны в танце.

Третья группа особенностей, отличающих хореографический фольклор в той или иной области, определяется особенностями народного исполнения. Каждый регион Сибири, даже деревни, районы имеют свой специфический способ исполнения. Например, «шестерка» Красноярского края отличается от «шестерки» Кемеровского края цифрами и количеством движений. Хотя последняя фигура («змея») встречается там в той же форме, красноярская «шестерка» более динамична в своем развитии и отличается ручным машением в парном развороте и более быстрым темпом. Оба они по своему характеру ближе к уральской «шестерке».

Сибирские хороводы различаются по составу, но основной формой большинства хороводов является круг. Если в центральных и северных регионах России встречаются хороводы в таких конструкциях, как круг в пределах круга или два или три круга рядом друг с другом, то в Сибири «малый круг», «полумесяц» или «круг сидения» являются обычным делом, в зависимости от места. Сибирские хороводы также имеют и другие конструкции, такие как «ворота», «стрелка», «колонна», «карусель», «узор», «ножницы» и др. Следует отметить, что в Сибири одни и те же виды композиционного построения или узоры круглых арок могут иметь разные названия в зависимости от места возникновения.

Поэтому нет сомнений в том, что сохранение сибирского танцевального фольклора способствует обогащению всей национальной хореографической культуры.

Заключение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного искусства. Многие хореографы, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец и пытались проследить всю историю его развития. В результате в настоящее время существует большое количество учебников, учебных пособий и художественной литературы о русском народном танце.

Мне кажется, что в этом произведении мне удалось проследить зарождение народной хореографии, вернее, развитие русского народного танца от его истоков до наших дней. Русский народный танец на протяжении всей своей истории постоянно менялся, и в наше время по всей России проходят многочисленные фольклорные экспедиции по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкально-танцевальный фольклор условно разделен на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические, климатические, бытовые и бытовые условия, свой стиль исполнения, костюмы, манеру пения, хороводы и даже индивидуальные движения.

В результате всего этого русский народный танец делится на разные формы, каждая из которых имеет свои особенности. Хотя, конечно, это только самое заметное и основное. Поскольку каждый танец исполняется в разных областях, между ними есть много различий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

Моя работа описывает лишь малую часть всех элементов русского народного танца и хореографии.

Глубокие корни национальной культуры можно увидеть в основном в крестьянских обычаях и привычках, которые на протяжении веков способствовали сохранению некоторых старинных и даже древних элементов народного творчества.

Список литературы

1 Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводы», М.-Л., Музгиз, 1958.

2) Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. — М., 1908.

3 Блок Л.Д. «Подъем и развитие классической танцевальной техники». M, 1987.

4 Э.Д.Васильева «Танец». М., 1968 г.

Васильева Рождественская М.В. «Исторический и бытовой танец». М, 1963 г.

6. Veis G. «Повседневная жизнь народов с древнейших времен до наших дней». M., 1956.

7 Гавликовский Н.А. «Руководство по изучению танцев». L., 1959.

8. К. Голейзовский. «Картины русской народной хореографии», М., Искусство, 1964.

9. Друскин М.С. «Очерки по истории танцевальной музыки». L., 1936.

10. жорницкая М.Я. Северные танцы. — М., 1970.

11. Захарова О.Я. Русские шары и лошадиные карусели». Москва, 2000.

12. Захаров Р.В.». Говорит о танцах». Москва, 1963 г.

13. иноземцева Г.В. «Народный танец», Москва, Знание, 1978.

14. Климов А.А., «Основы русского народного танца», Москва, Искусство, 1981.

15. 15. Е.А.Королева, «Ранние формы народного танца», Кишинев, 1977г. — Кишинев, 1977г.

16 Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. — Л., 1983.

17. терещенко А. «Бытие русского народа», СПб, 1848.

18. Ткаченко Т. «Народный танец», Москва, Искусство, 1967 год.

19. устинова Т. «Русский народный танец», Москва, искусство, 1976 г.

20. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы», Москва, Искусство, 1996.

21. фамильный А. Скоморохи в России, Санкт-Петербург, 1889 год.

22. Фомин А.С. Концепция танца и его структура // Народный танец: проблемы исследования. — СПб, 1991.