Для связи в whatsapp +905441085890

Джон Локк, английский философ и педагог — Из истории становления психологии как науки

Термин «психология», согласно наиболее часто цитируемым источникам, впервые появился в 1590 году в трудах немецкого теолога Гоклениуса; в научный обиход он был введен лишь в 1830-х годах немецким ученым Кристианом Вольфом (1679-1754), автором трудов «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это, конечно, не означает, что размышления о душе, не говоря уже о представлениях о ней, не возникали до появления термина «психология» — как и не означает, что психология обрела научный статус с появлением трудов Вольфа.

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909), один из пионеров экспериментальной психологии, высказал на первый взгляд парадоксальную мысль, которую часто цитируют в различных психологических изданиях: «У психологии короткая история, но длинное прошлое».

Действительно, мы находим размышления о душе у философов глубокой древности (и то или иное представление о ней — без обсуждения и споров — в мифологических и религиозных рассказах разных народов, в том числе и тех, которые никогда не знали философии). В этом смысле у психологии действительно долгое прошлое; как наука — в том смысле, о котором мы говорили выше — она стала сравнительно молодой наукой, в конце XIX века; знаменательной датой считается 1879 год, когда немецкий философ, психолог, физиолог, врач Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а позже — Психологический институт, в котором проводили исследования и обучались в разных формах многие выдающиеся психологи мира.

Основание Института означало выделение психологии в отдельную науку (до этого она считалась частью философии), а введение эксперимента в психологию означало, что она таким образом приобрела метод, сравнимый с методом естественных наук (которые в то время обычно считались науками в полном смысле слова). В том, что Вундт, философ-идеалист, попытался применить к душе методы исследования, приближенные к физиологическим (он назвал свою экспериментальную психологию «физиологической»), был определенный парадокс, вызвавший как признание многих ученых, так и сопротивление других; этот парадокс, характерный — в различных его вариантах — для дальнейшего развития психологии, до сих пор обсуждается. Но так или иначе, научная психология родилась как дитя философии и экспериментальной физиологии.

Психология как наука, однако, возникла на основе многовекового рассмотрения души, переосмысленного Вундтом и его современниками; позже она изменилась: современная психология не похожа на то, чем она была при рождении.

Давайте вкратце проследим, как изменилась психология со времен ее античности — как изменились ее предмет и методы. Начнем с древнегреческой философии V-IV. Век до н.э., где возникла психологическая мысль — еще не в рамках науки.

Однако эти авторы расходились во мнениях по многим вопросам, особенно в том, является ли душа особой сущностью, отдельной от тела и обладающей им, или же она неотделима от тела, являясь его функцией.

В связи с этим по-разному решаются вопросы о его происхождении, смертности, соотношении частей и т.д. Е. Е. Соколова выделяет три основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли. Они связаны с именами трех величайших античных философов V-IV века до нашей эры — Демокрита, Платона и Аристотеля.

Демокрит считается наиболее ярким представителем античного материализма; Платон — наиболее ярким представителем так называемого объективного идеализма (т.е. философской позиции, ко…

Елена Соколова имеет степень доктора психологических наук, является преподавателем факультета психологии Московского государственного университета и одним из ведущих специалистов в области истории психологии и исторической психологии.

Последняя позиция основана на идее, что материальный мир подчинен мировому духу, который его создал; Аристотель объединил в своих взглядах обе позиции.

Джон Локк, английский философ и педагог - Из истории становления психологии как науки

Известные педагоги и их идеи и работы

Ян Амос Каменски. Его главным трудом является «Великая дидактика» — одна из первых научных педагогических книг. Многие его идеи не потеряли своей актуальности и по сей день («обучение должно основываться на знакомстве с предметами и явлениями, а не на запоминании чужих наблюдений и сведений», «слух должен сочетаться со зрением, а слова с ручным трудом»).

Джон Локк был английским философом, педагогом и мыслителем. Теорию и все усилия по воспитанию он сосредоточил в своей работе «Мысли о воспитании», где изложил свои взгляды на то, как воспитать «джентльмена» — человека уверенного в себе, сочетающего образованность, деловые качества, изящество манер и твердость моральных убеждений.

Жан-Жак Руссо — французский мыслитель, просветитель. Его главный труд — «Эмиль, или О воспитании». Он сказал: «Я не устаю повторять, что мы придаем слишком большое значение словам. С нашим болтливым образованием мы только «делаем» болтунов». Он является основателем бесплатного образования.

Песталоцци был швейцарским педагогом. Его работа «Лингард и Гертруда. «Как Гертруда воспитывает своих детей?». «Лебединая песня». Обращаясь к народу с трогательными словами: «О, мой возлюбленный народ! Я вижу, как низко, ужасно низко ты стоишь, и Я помогу тебе подняться!». Он сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учеников.

G. Гербарт был немецким педагогом, важной, но противоречивой фигурой в педагогике. Его вклад:

обеспечил существенную теоретическую основу в психологии и дидактике обучения.

известен своей работой, ставшей теоретической основой для введения дискриминационных ограничений в образовании для массы рабочих.

был ярким выразителем теории авторитарного воспитания (наказания, репрессии).

Дистервег — заметная фигура в немецкой педагогике. Его работа «Руководство по подготовке преподавателей немецкого языка».

К. К. Д. Ушинский — отец русской педагогики. Он принес всемирную славу русской педагогике. Его работы «Педагогическая антропология», «Человек как объект воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др.его высказывания: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала также изучить его во всех отношениях», «Воспитание, если оно хочет угодить человеку, должно воспитывать его не для счастья, а для подготовки к тяжелой жизни».

Педагогические труды Добролюбова, Чернышевского, Толстого и др. нашли свое выражение в русской педагогике.

Так, в конце 19 века — начале 20-го интенсивные исследования педагогических проблем начались в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Выдающиеся представители Англии: Джон Дьюи, Эдвард Торндайк.

Эмпирическая психология в фил.учениях 17в.(Локк,Лейбниц)

Концепция Лейбница о разуме и психике Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ и известный математик; как и Спиноза, он рассматривал человека как целостное существо, но имел собственное понимание единства тела и разума, которое называл психофизическим параллелизмом: Душа и тело не могут влиять друг на друга и осуществляют свои действия независимо и автоматически, но их единство основано на духовном начале, на некой божественной мудрости, которая выражается в том, что между ними существует предопределенная гармония.

В душе, помимо сознательных действий, существует постоянная незаметная деятельность «малых восприятий» — бессознательных восприятий. Процесс осознания «малых восприятий» основан на том, что помимо простого восприятия (перцепции) с ним связан особый акт — апперцепция; он включает в себя внимание и память. У души есть три царства — царство определенного знания, смутного знания и бессознательного, которые наделены разными степенями сознания. Субъективность человеческого познания тесно связана с познавательной деятельностью: человек привносит в любой объект свое собственное восприятие, основанное на его жизненном опыте, и поэтому даже на начальном этапе познания невозможно отличить истинность, объективность объекта от субъективного понимания его человеком. Но это не означает, что человеческое восприятие реальности не может быть объективным, поскольку у большинства людей восприятие и понимание наиболее важных свойств предмета или явления совпадают, а значит, отражают объективную картину мира. Важность идей Лейбница о психике человека заключается в том, что они изменили и расширили представление о психическом, раскрыв его важнейший компонент — бессознательную психику, представление о которой впоследствии очень широко развивалось в глубинной психологии, особенно в психоанализе 3. Фрейда.

Идеи сознания и опыта, души и ассоциаций у Джона Локка.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ, педагог и врач, который развил идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, основанной Ф. Бэконом. Концепции сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, но не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, приходящие из внешнего мира, обеспечивают сознание ощущениями. Внутренние идеи (внутренние ощущения) поступают в сознание путем рефлексии или интроспекции, то есть анализа и размышления ума. Этот процесс называется интроспекцией и стал основным методом в интроспективной психологии для практического изучения содержания сознания. Концепция души. Принцип наблюдения был также применен к изучению души. Душа, как и все остальное в человеческом сознании, является «чистой доской», и все содержимое души возникает в жизни из опыта, а не является врожденными, божественными идеями. Душа рассматривается как пассивный, но воспринимающий медиум. Понятие ассоциации. Ассоциации — это ложная связь идей, которые, будучи изначально не связанными между собой, объединяются в сознании некоторых людей и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, то есть механизма ассоциации, могут быть симпатии и антипатии, вызываемые определенными лицами. Причиной образования такой ассоциации может быть сила воспитания и привычки, то есть внешний источник, проходящий через сознание, а способом избавления от ассоциации — время. Теория идей. Идеи понимаются как элемент всех знаний, включая ощущения (белизна, твердость, мысль, движение, человек, армия и т.д.). Идеи возникают как на основе внешнего опыта, опосредованного чувствами, так и на основе внутреннего опыта, порожденного рефлексией. Различают два типа идей: простые идеи, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются через ощущения или размышления, и сложные идеи, которые являются комбинацией простых идей через механизм ассоциации.

Философия Д. Локка: Социально-политические идеи, учение о языке и познании.

Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в семье богатого адвоката. Джон Локк учился в Оксфордском университете, где впоследствии стал профессором греческого языка и риторики. Помимо стационарного обучения, он усердно занимался самообразованием, что сделало его самым образованным человеком своего времени. Джон Локк обогатил мировую культуру рядом важных научных открытий, социальных и политических доктрин, а также разработок в области образования. В годы жестоких религиозных войн он показал необходимость свободы совести и религиозной терпимости («Письма о религиозной терпимости»), заложил основы педагогики («Мысли о воспитании»). Значительным философским достижением философа стало его учение о познании, которому он посвятил свой главный труд «Очерки о человеческом разуме».

Локк о процессе познания.

Самая важная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в разработке и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего, Локк выступил с опровержением Платона и картезианской доктрины врожденных идей. Он утверждал, что в разуме нет ничего, чего бы не было в органах чувств. Ум новорожденного, утверждал философ, — это «tabula rasa» (чистая доска), на которой опыт записывает свои ощущения. Все знания, утверждает Локк, приобретаются через опыт. Поэтому Локка, вслед за его предшественником Фрэнсисом Бэконом, называют эмпириком.

Уже в процессе познания, которое всегда исходит из ощущений, Локк различал два вида. Первая исходит из внешнего мира через чувственное восприятие. Вторая, внутренняя, возникает из анализа накопленного опыта человеческой психики. Последний он назвал рефлексивным видом обучения, при котором человек оперирует уже имеющимися в сознании элементами (понятиями, концепциями, идеями, представлениями). Наряду с этим Локк считал, что познание мира возможно благодаря интуиции, которая, так сказать, прорезает оба вида знания и «внезапно улавливает» (схватывает) истину. Исходя из этого, Локк разделил содержание самого знания на чувственное (сенситивное), получаемое через ощущения; демонстративное, получаемое через разум, и интуитивное, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.

Локк признавал существование только единичных вещей и, таким образом, стоял на позициях номинализма. Понятия и идеи формируются разумом из элементов, которыми его снабжают органы чувств. Но сами органы чувств дают нам адекватное знание только о первичных качествах предметов и явлений: пространственных, временных, материальных аспектах реальности. Вторичные качества — горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее — являются субъективными и не всегда соответствуют объективному состоянию вещей и явлений.

Локк выступал идеологом социального компромисса в Англии. Свою политико-правовую доктрину он изложил в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690).

Дж. Локк представлял позицию тех социальных групп, которые наконец-то добились гарантированного участия в управлении обществом, что заставило его порвать с радикальными взглядами революционной эпохи. Джон Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Государство, согласно Джону Локку, — это совокупность людей, объединенных в единое целое под эгидой общего права, которое они сами превращают в юридический орган, уполномоченный разрешать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство отличается от всех других форм тем, что только оно воплощает политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, чтобы регулировать и поддерживать собственность, и право использовать силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский просветитель и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали большое влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко известен как один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения и либеральных теоретиков.

Основными сферами интересов Локка были естественные науки, медицина, политика, экономика, образование, отношение правительства к церкви, проблема веротерпимости и свободы совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка стало выдающимся этапом в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его работах, особенно в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском труде «О правлении разума», были четко выражены важные прогрессивные образовательные устремления того времени. В этих работах нашли отражение идеи светского, ориентированного на жизнь образования.

В своих взглядах на образование Локк выразил свои политические и философские взгляды, а также богатый педагогический опыт, полученный им в работе в качестве учителя и воспитателя дома. В середине девятнадцатого века Локк создал новую педагогическую систему и тем самым положил начало образовательному движению нового времени — «Системе».

Еще во время учебы в Оксфордском университете он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. На основе научных знаний, накопленных в XVII веке, Локк способствовал дальнейшему развитию материалистической философии, с позиций которой он трактовал проблемы образования.

В своей философской работе «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащей первые теоретические положения, определившие образовательный подход великого философа, Джон Локк конкретизировал положение о происхождении знаний и идей из мира чувств, уже предложенное Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, которое стало отправной точкой его педагогической концепции. Локк был первым мыслителем, исследовавшим личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается «чистым листом», готовым воспринимать окружающий мир через органы чувств путем внутреннего опыта — рефлексии. «Все наши знания основаны на опыте, из него они в конечном итоге и вытекают».

Система образования Д. Локка в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «Об использовании разума», где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социально-философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому на первый план выдвигалась задача воспитания гражданина, формирования характера, высоких моральных качеств личности.

Поскольку, по Локку, цель жизни и, следовательно, воспитания — обеспечить счастье человека, то есть такое состояние, которое можно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле», то первым условием формирования личности, воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

Джон Локк

Важным представителем английского материализма, преемником Бэкона и Гоббса, был Джон Локк (1632 — 1704). Он установил принцип материалистического сенсуализма — происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.

В гносеологии, продолжая борьбу против схоластики, он сделал акцент на методе познания, который был тесно связан с вопросами эпистемологии, и посвятил этим вопросам свой главный труд «Опыт о человеческом разуме» (1690).

Д.Локк начал с критики доктрины Декарта о врожденных идеях и доказал, что в человеческом разуме нет врожденных идей ни в теоретическом мышлении, ни в моральных убеждениях. Единственным источником всех идей может быть только опыт. Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по словам Локка, представляет собой tabula rasa, «белую бумагу без каких-либо знаков или идей». В то же время Локк различал внешний и внутренний опыт. Соответственно, он выделил два эмпирических (психических) источника идей: первый из них — восприятие, второй — отражение. Чувственные идеи возникают в результате контакта с органами чувств вещей, находящихся вне нас, например, идеи, полученные с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Идеи ощущений являются основой всех наших идей. Идеи размышления возникают в нас, когда наш ум размышляет о внутренних состояниях и деятельности нашей души, например, идеи о различных операциях нашего мышления, наших эмоциях, наших желаниях и т.д.

Идеи ощущений используются для восприятия свойств вещей. Локк разделил эти идеи на два класса: 1) идеи первичных свойств и 2) идеи вторичных свойств. К первичным он относил свойства, которые принадлежат и остаются в самих объектах в том виде, в котором они представлены нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и остаются в нем постоянно при всех его изменениях. Локк назвал их реальными качествами. К ним относятся: Плотность, протяженность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи первичных качеств являются копиями самих этих качеств. Локк называл вторичными качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле в них отсутствуют. Идеи вторичных качеств он рассматривал как: Идеи цвета, звука, вкуса и т.д. В самих вещах есть только способность вызывать в нас эти ощущения. То, что в представлении кажется приятным, голубым или теплым, в самих вещах является лишь определенным объемом, формой и движением частиц, недоступных восприятию. Первичные и вторичные качества также имеют общие черты: и те, и другие производят свои идеи «толчком». Так фиалка, «толкая» недоступные восприятию частицы материи, различающиеся по объему и форме, по степени и виду их движения, порождает в душе представления о голубом цвете и аромате этого цветка. Доктрина Локка о различии между первичными и вторичными качествами является развитием идей, изложенных Демокритом и возрожденных Декартом в новое время. Эта доктрина основана на абсолютистском противопоставлении субъективного объективному.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура современной философии
  2. Проблема познания в философии
  3. Пауль Йоханнес Тиллих, немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист
  4. Зарождение электротехники
  5. Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
  6. Задача У. Молине и спор рационалистов и эмпириков
  7. Гносеология Бэкона
  8. Человек как особый род сущего
  9. Апории Зенона и споры вокруг них
  10. Сущность и смысл познания