Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема познания в философии — Природа процесса познания

Познание — это конкретная деятельность, обусловленная социально-исторической практикой, направленная на приобретение знаний, их углубление и совершенствование.

Изучение процесса познания включает в себя многие частные науки: психологию, физиологию высшей нервной деятельности, кибернетику, формальную логику, лингвистику, семиотику, историю культуры и другие. Однако они не ставят и не решают фундаментальных проблем познания, а изучают их отдельные стороны. Философия играет особую роль в изучении познания.

Та часть философии, которая касается наиболее общих закономерностей и проблем познания, называется эпистемологией или гносеологией (от греческих слов гнозис — знание и логос — учение). Процесс познания интересует гносеологов с точки зрения его сущности, отношения знания к объективной реальности, к процессу познания истины. В то же время философская теория познания основывается на специальных научных знаниях о процессе познания (психологическом, физиологическом, филологическом, историко-культурном и др.).

Классификационная система гносеологии состоит из ее основных понятий: Познание и практика, предмет и предмет познания, знание и убеждения, эмпирика и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, ошибка, фальшь и другие. В категориальной системе эпистемологии истина занимает центральное место.

Один из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, — это вопрос о возможности познания бытия самим субъектом. В эпистемологии вопрос о том, известен ли мир, имеет следующую формулировку: как наши мысли об окружающем нас мире соотносятся с самим миром? Способно ли наше мышление распознать материальный и идеальный мир? Можем ли мы составить в наших представлениях и концепциях о материальном мире подлинный образ материального мира и т.д.?

В ответ на эти вопросы в истории философии возникли две позиции: когнитивно-реалистическая и агностическая.

Проблема познания в философии - Природа процесса познания

Природа процесса познания

Представители познавательно-реалистической позиции позитивно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек обладает способностями и достаточными средствами для познания окружающего мира. Агностики отрицают не известность вещей, а возможность достоверного знания сущности материальных систем.

В основе познавательно-реалистического понимания природы процесса познания лежит идея универсальности свойства рефлексии. Значение этой идеи состоит в том, что невозможно приписать мысль всей материи, но в то же время невозможно отделить ее от материи. Необходимо видеть в самой материи свойство, способное развиваться через ряд этапов до уровня сознания. Одним из таких объективных универсальных свойств материи является свойство рефлексии.

Отражение, в широком смысле этого слова, — это процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы своих воздействий.

Рефлексия

Свойство рефлексии имеет различные проявления и качественно меняется при переходе от низших стадий развития материи к более высоким. На социальном уровне развития материи она становится именно человеческой, идеальной формой. Размышления человека о внешнем материальном мире и собственных состояниях основываются на физических, химических и биологических формах. Но ведущая форма — это сознание.

Таким образом, в свойстве рефлексии мы должны искать истоки удивительной способности человека к познанию. Отсюда процесс познания предстает как отражение, а его результаты — как образы реальности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в неживой природе, и не те более сложные формы отражения, которые свойственны живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма рефлексии, которая представляет собой не пассивное созерцание реальности, а активный процесс, не просто приобретение готового знания, а его творческое формирование на основе сознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание — это высшая форма отражения человеком объективной реальности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к узнаваемому объекту, движение мышления от невежества к знанию, от неполного, несовершенного знания к более полному, совершенному знанию.

Уровни познания

В познании существуют различные уровни: сенсорное познание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Кроме того, существуют различные формы познания: познание, направленное на приобретение знаний, неотделимых от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и познание, направленное на приобретение овеществленных знаний, существующих вне личности (например, в виде научных текстов или в виде рукотворных вещей, имеющих социальное и культурное значение). Существуют также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, моральное, информационное и др. Существуют и другие подходы к классификации познания.

Таким образом, познание — это активная деятельность человека, направленная на приобретение знаний.

Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, концепциях, суждениях, теориях) и зафиксированный в знаках естественных или искусственных языков. Знание каким-то образом соотносится с верой. Вера — это знание, принятое без достаточного критического осмысления, под влиянием чужого мнения, корысти, традиций, предложений и т.д. Так, например, формируются религиозные убеждения, в которых также идет речь об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто верит в религиозные догмы.

Выделим основные элементы, составляющие процесс познания:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия субъекта и объекта, происходящий в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект и объект познания

Субъект познания является носителем познавательной деятельности, источником деятельности, направленной на объект. Субъектом познания является, прежде всего, человек, но также и социальная группа, класс, этническая общность, общество в целом и так далее.

Объектом познания является то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом познания являются объекты, процессы и явления материального мира (первичный объект познания). Признанные в качестве объективных идеальных явлений, психические процессы в обществе являются вторичными объектами познания, как и человеческое сознание. Наконец, объектом познания могут быть теоретические модели, специально созданные и изученные человеком в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения между субъектом и объектом. Такое посредничество может привести либо к более высокой степени адекватности познания, либо, наоборот, к искажению сущности исследуемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают следующие гносеологические отношения: Отражение (от объекта к субъекту), Выражение (внутри субъекта, в сознании) и Значение (от субъекта к объекту).

Таким образом, познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат как цель — то, что определяется самим объектом, так и субъективное, что зависит от субъекта. В процессе рефлексии объект познания рассеивается в сознании субъекта, получает другое его «существо» — в виде мысленного образа.

Она, как бы, переносится в человеческую голову, преобразуется в нее и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Благодаря способности человека к абстракции, мысленный образ объекта в определенных случаях может заменить реальный объект в мыслительной и практической деятельности субъекта. Он регистрируется в сознании, ему дается «имя». Выраженный в мыслях именем (концептом), образ объекта познания «возвращается» к объекту познания человеком. Существует название объекта познания с целью его изоляции или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив, в зависимости от гносеологических отношений субъекта и объекта, в зависимости от степени адекватности объекта познания и знания о нем, в зависимости от природы самого знания и возможностей его применения на практике. Сложность, противоречивый характер процесса познания определяет его диалектический характер.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
  2. Чувственный уровень познания
  3. Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
  4. Значение К. Поппера для философии науки
  5. Структура современной философии
  6. Пауль Йоханнес Тиллих, немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист
  7. Зарождение электротехники
  8. Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
  9. Джон Локк, английский философ и педагог
  10. Задача У. Молине и спор рационалистов и эмпириков