Для связи в whatsapp +905441085890

Джордж Беркли — Философия Беркли

Беркли Джордж (1685-1753) — важнейший представитель английского эмпиризма.
Родился в Ирландии в английской дворянской семье, философ, епископ.

Он посвящает всю свою жизнь защите религии.

Беркли начинает обоснование своих философских взглядов с анализа и критики сенсуалистической доктрины Локка. В своей основе системы Юма и Беркли схожи, то есть обе основаны на самых общих эмпирических предположениях, но выводы противоположны. В то время как система Локка была по сути реалистической, философия Беркли была идеалистической. Локк разделил все свойства предметов на первичные и вторичные, к первым он приписал протяженность, вес и т.д., ко вторым — те свойства, которые зависят от первых. Беркли считает все качества вторичными и полагает, что первичные качества имеют ту же природу, что и вторичные, поскольку такие качества, как протяженность, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Таким образом, он говорит, что размер объектов не является чем-то объективным, а определяется тем, что иногда объект кажется нам большим, а иногда маленьким. То есть, размер объектов — это результат нашего эмпирического умозаключения на основе органов чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств определяется нашим восприятием.

Беркли рассуждает таким же образом, когда рассматривает понятие материи. Согласно Локку, к понятию материи как таковой мы приходим путем абстракции, то есть абстрагируясь от общих свойств и атрибутов объектов. Таким же образом мы приходим к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не можем прийти к понятию материи таким образом, аргументируя это так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он считает, что существование абстрактных общих идей невозможно, поскольку при восприятии в нашем сознании возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть общей идеи. То есть, когда мы воспринимаем треугольник, это конкретный треугольник, а не абстрактный треугольник без конкретных характеристик. Точно так же, согласно Беркли, невозможно сформировать абстрактные общие представления о человеке, движении и т.д. Абстрактные идеи Беркли считает ошибкой слов.

Таким образом, он также не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он считал, что понятие материи «содержит в себе противоречие» и является «самой абстрактной и непостижимой из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отказ не причинит никакого вреда остальным представителям человеческой расы, которые не заметят его отсутствия. Атеисту очень нужен этот призрак пустого имени, чтобы оправдать свое безбожие, а философы могут обнаружить, что потеряли прочную почву для пустых разговоров».

Отсюда его аргументация перешла к отрицанию объективного существования вещей. Поскольку существование свойств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция является носителем свойств, качеств, это означает, что все вещи и предметы в окружающем нас мире, которые образованы из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли «быть — значит быть воспринимаемым» (esse est percipi).

Джордж Беркли - Философия Беркли

Бытие как философская категория. Основные формы бытия

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория охватывает веру человека в существование окружающего его мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Утверждение бытия является исходной предпосылкой дальнейшего осмысления мира. Она конкретизируется в сравнении с другими категориями философии, которые образуют учение о бытии — онтологию.

Бытие — это наиболее всеобъемлющее и, следовательно, наиболее абстрактное понятие. Четкое определение категории «бытие» еще не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, которая фиксирует все существующие. Человека постоянно сопровождает вера в неизменность окружающего его мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.

Философы доказали, что мир в целом неизменен, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время, несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие личности, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют.Философское понимание проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, но подчеркивает сам смысл этого существования. Бытие умозрительно по своей природе, оно не является реальным объектом.

Философская категория «бытие» характеризуется сложностью содержания. Она объединяет высказывания о целом мире и взаимосвязи его частей, отличается универсальностью и многоуровневыми связями со всеми другими категориями философии.

Категория «бытие» — наиболее общее и абстрактное философское понятие, которое в мировоззренческой традиции используется в основном в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей, и как понятие, обозначающее существование чего-то вообще.

В мировой философской традиции принято выделять три характерных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, имеющей внутреннюю логику существования и развития.

Древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.) первым использовал понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности. Парменид связывает бытие с самим фактом существования мира. Тем самым философ ставит вопрос, который затем проходит через всю философию — вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид устанавливает идею примата бытия над мышлением, что в свою очередь приводит к признанию познаваемости мира посредством разума. В его понимании бытие — это то, что несотворимо и неразрушимо; оно неизменно и неподвижно. Он содержит всю полноту совершенств, среди которых числится истина, благость и доброта. Бытие — это свет, который можно «увидеть» только «глазами» разума.

Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи

В античной натурфилософии материя предполагалась субстанцией, то есть общей первоосновой всех существующих вещей. Некоторые философы древности предлагали 4 элемента — вода, воздух, огонь, земля, один из которых считался материей. И только Анаксимандр, провозгласил материю особой субстанцией, которую он назвал «апейрон».

В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, постигающая материальное единство мира; различные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в процессе ее движения и развития.

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все, что существует вне и независимо от человеческого сознания. С определением материи решается основной вопрос философии об отношении между материей и сознанием. Материалисты считают его первичным по отношению к сознанию. Мир познаваем, поэтому мы можем дать более краткое определение материи: Материя — это познаваемая объективная реальность.

Философское понимание материи. Материя — ключевое понятие любой формы материализма. Ее также обсуждали идеалисты (Джордж Беркли, Дэвид Юм и др.). Понятие материи они считали ненужным, непрактичным, потому что в мире нет вещи, которая обозначалась бы этим термином. Позитивисты считали, что понятие материи не может быть проверено опытом и поэтому является нефункциональным. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) отводят материи роль пассивного начала. Для Гегеля материя разворачивается в пространстве, но не развивается во времени. В XIX веке материалисты настаивали на том, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность являются неотъемлемыми атрибутами материи. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков естественные науки улучшились: были сделаны фундаментальные открытия в химии, физике. В частности, рентгеновские лучи опровергли прежние представления о непроницаемости материи. Были открыты электрон, спонтанное испускание урана, радиоактивный распад атомов. Картина мира усложнилась, точнее, наука и особенно материалистическая философия вступили в кризис. Материя стала трактоваться как любая объективная реальность, данная человеку в ощущениях. Понятие материи было субъективным отражением объективного мира.

Естественно-научная концепция материи. Атрибутами материи являются: Структурализм, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и рефлексия. Все объекты материального мира, как и психического, можно рассматривать как системы. Материальная система — это система объектов, вещей. Духовная система — это система ценностей, идеалов. Структурированность — внутреннее разделение реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и общество.

Джорж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной

Джордж Беркли (1685-1753) достиг известности в философии благодаря своему отрицанию существования материи — отрицанию, которое он подкрепил рядом остроумных аргументов. Он утверждал, что материальные объекты существуют только в силу того, что их воспринимают. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестанет существовать, если на него не смотреть, он ответил, что Бог всегда все воспринимает; если бы Бога не было, то вещи, которые мы считаем материальными объектами, имели бы непостоянную жизнь, внезапно появляясь в тот момент, когда мы на них смотрим; но именно благодаря восприятию Бога деревья, так же как скалы и камни, существуют постоянно, как и полагает здравый смысл. Это, по его мнению, является сильным аргументом в пользу существования Бога. В лимерике Рональда Нокса теория Беркли о материальных объектах изложена таким образом:

Однажды один молодой человек сказал:

Бог, должно быть, находит это очень забавным,

Когда он обнаруживает, что это дерево

продолжает существовать

Даже когда во дворе никого нет».

Ответ:

Уважаемый господин,

Ваше удивление странно:

Я всегда нахожусь во дворе,

И поэтому дерево

Будет существовать,

Смотрите

Ваш покорный слуга

Богом.

Беркли был ирландцем и в возрасте 22 лет стал преподавателем колледжа Св. Троицы в Дублине. Свифт представил его ко двору, а Ванесса Эстер оставила ему половину своего состояния. Он разработал проект колледжа на Бермудах, для чего отправился в Америку, но, проведя там три года в Род-Айленде (1728-1731), вернулся домой и отказался от проекта. Он наиболее известен как автор книги «Развитие империи на западе», в честь которой назван небольшой город в Калифорнии — Беркли. В 1743 году он стал епископом Клойна. В более поздние годы жизни он забросил философию из-за интереса к смоляной настойке, которой он приписывал чудесные лечебные свойства. Он писал о смоляной настойке: «Она придает бодрость, но не опьяняет», — характеристика, знакомая нам по более позднему описанию Каупером действия чая.

Все его лучшие работы были написаны в то время, когда он был совсем молодым человеком: «Опыт новой теории зрения» — 1709 г., «Трактат о принципах человеческого знания» — 1710 г., «Три разговора между Гиласом и Филонусом» — 1713 г. Его работы, написанные после 28 лет, менее важны. Он очень привлекательный писатель, обладающий элегантным стилем.

Его аргументы против этого вопроса наиболее убедительно представлены в беседах между Гиласом и Филонусом. Из этих бесед я рассмотрю только первую и начало второй, так как все, что было сказано после, кажется мне менее важным. В той части статьи, которую я буду рассматривать, Беркли излагает эффективные аргументы в пользу какого-то важного вывода, хотя и не совсем в пользу того вывода, который, как он думает, он доказывает. Он думает, что доказывает утверждение о реальности духовности, но на самом деле он доказывает, что мы воспринимаем качества, а не вещи, и что качества относительны к воспринимающему субъекту.

Субъективный идеализм Дж. Беркли

Дж. Беркли (1685 — 1753) — английский философ. Он учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Он пытался быть понятным необразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь и чувствуешь, и не верить в то, что нельзя почувствовать, например, в вещи. Более того, Беркли хотел разбить «гидру атеизма и материализма», чтобы доказать их ложность. Для этого мыслитель использовал…:

Идеи номинализма, одной из философских доктрин Средневековья. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии не имеют реального существования.

Принципы сенсуализма, разработанные Локком: источником человеческого знания о мире является чувственный опыт.

Философия, созданная Беркли, получила название «субъективный идеализм», согласно которому вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а только потому, что человек воспринимает их своими органами чувств, своими ощущениями.

Пытаясь выполнить свою главную задачу — разгромить материализм и атеизм, Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что такое вещь?

Это совокупность ощущений человека, который воспринимает эту вещь. То есть любой объект — книга, яблоко, дом, стол — существует только потому, что он чувственно воспринимается субъектом познания (человеком). «Существовать — значит быть воспринимаемым» — это одна из самых важных истин, которую предлагает Беркли.
Это приводит к выводу, что если существует только то, что мы воспринимаем, то не существует ОБЪЕКТА БЕЗ СУБЪЕКТА. Получается, что человеческие ощущения первичны, а вещи вторичны: «вещи — это комбинации ощущений».
Если вещи существуют только тогда, когда их воспринимает субъект познания, человек, то с исчезновением человека должен исчезнуть и мир вещей. Более того: окружающие нас люди, как и вещи, есть не что иное, как комбинация наших ощущений. Следовательно, они существуют только тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но думать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди — лишь набор его ощущений, и что если исчезают люди, то исчезает и весь мир, — абсурдно. Однако в Беркли дело обстоит именно так. Этот взгляд называется солипсизмом. Конечно, философ не был удовлетворен этим. Чтобы выйти из такого тупика, Беркли предлагает следующие два соображения:

1) В мире нет одной единицы восприятия, есть множество людей. Поэтому вещь, которую один субъект больше не воспринимает, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что все предметы исчезли, то вещи все равно не исчезнут. Они будут продолжать существовать, потому что есть один предмет, который никогда не исчезнет. Это Бог. Следовательно, весь мир, который Он создал, тоже не может исчезнуть. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли была ярким примером того, как даже самые лучшие намерения могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в последующем развитии философии. Из них развились взгляды позитивистов и неопозитивистов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
  2. Жизнь и учение Г. Сковороды
  3. Субъективные и объективные элементы общества
  4. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
  5. Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
  6. Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
  7. Культура, этнос, язык
  8. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
  9. Феномен внутренней свободы
  10. Концепция антропогенеза Н. Гартмана