Для связи в whatsapp +905441085890

Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э. — Формирование религиозного мировоззрения христианства

В условиях краха древней цивилизации и подъема варварских племен к социальному и политическому господству в регионе, отягощенном мировоззрением молодой христианской религии, еще не утратившей своего харизматического свечения, философия не могла остаться на своем старом пьедестале и была вынуждена одевать себя хотя бы новыми интеллектуальными великими. Эта одежда стала ассоциироваться с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и ислама, но чуждых древнему религиозно-мифологическому мировоззрению. Философия направлена на удовлетворение всех людей без различия национальности. В результате интерес к самим политическим и космологическим вопросам отступает на задний план. Объектом философских размышлений в основном является человек в его универсальных качествах, независимо от происхождения, звания и состояния. Философия уделяет большое внимание религии и богословию.

Христианство появилось в Палестине в первой половине первого века после Христа. Его появление затянулось на длительный период времени. Исторические источники сохранили ссылки на христианских проповедников, заложенные в мифах и легендах. Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут искупление и небесное блаженство в загробной жизни, и видела сопротивление злу как путь к нравственному совершенству.

Христианство сбрасывает не только социальные, но и национальные барьеры между людьми. «Нет ни грека, ни еврея… Ни варвар, ни скиф, ни раб, ни вольный», — говорится в одном из апостольских посланий. Христианство приобрело характер универсальной, всемирной религии.

Христианство — это религия, и поэтому мировоззрение христианства — это религиозное мировоззрение. И мы уже знаем, что религиозное мировоззрение ниже философского. И не только ниже. С самых первых дней своего существования объявил о своей вражде к философии.

Авторы книг Нового Завета в целом враждебны современной философии и осуждают всю «мудрость мира сего». Иисус Христос обещает блаженство в Своем Небесном Царстве только «духовно немощным людям» (Матфея 5,3; Луки 6,20). Апостол Павел в своих посланиях решительно предостерегает: «Внимайте, братия, чтобы не обмануть вас философией и тщетным обманом, по обычаям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу».

Это крайне враждебное отношение к философии (а значит, и к культуре, прогрессу, науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей Церкви (патристики) — непрерывной цепи, простирающейся до настоящего времени. Эта линия негативного отношения к разуму и философии росла на интеллектуальной почве Нового Завета, вдохновляла воинственную антикультуру и нашла полную поддержку среди неосвоенных масс христианских верующих.

Но христианство не могло обойтись без философии. Без философии христианство никогда бы не сформировалось как религия высшего порядка: космополитическая религия, религия абстрактного монотеизма.

Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э. - Формирование религиозного мировоззрения христианства

Формирование религиозного мировоззрения христианства

Помимо Еврейской Библии (Танах, Ветхий Завет), можно сказать решительно, повлияла вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектизм, гностицизм, неопифагорианство. В той мере, в какой христианство становилось мировой религией, ему приходилось более или менее четко формулировать основные положения своей доктрины. Но как религия высшей ступени развития, она не могла бы этого сделать без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизма. В этой области наибольшая заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые с конца II века начали философскую переоценку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирование и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первый был основан на платонизме, второй — на аристотелизме.

Появление и философские основы Александрийской богословской школы

Александрийская богословская школа возникла в 180 г. Ее основателем стал катехиум Пантен. Его наиболее выдающиеся представители: Тит Флавий, Климент (Климент Александрийский), Ориген, Афанасий Великий и Кирилл Иерусалимский. С первых дней своего существования Александрийская богословская школа утвердилась в том философско-богословском направлении, которое в церковном и научном мире единодушно называется мистическо-спекулятивным. Каждый выдающийся представитель этой школы, в зависимости от своих личных вкусов и талантов, а также с учетом социально-исторических условий и потребностей того времени, был уникальной личностью, которая развивалась, а не повторяла своих предшественников. Но мистическо-спекулятивный характер их философии и богословия остался идентичным.

Как было сказано, Александрийская богословская школа признала необходимость и полезность философии для христианского мировоззрения. Философия занимала видное и почетное место в деятельности всех членов Александрийской богословской школы, в результате чего Александрийские христиане «с конца II века приобрели в христианском мире славу философской церкви, в которой никогда не угасал интерес к изучению высших вопросов веры и познания». Отождествляя христианское богословие с философией, Клемент Александрийский дал следующее определение философии: «Истинная философия, — писал он, — это знание как о божественном, так и о человеческом». Философия — это наука, которая формирует в нас представления об отношении человека к Богу и миру и показывает нам пути понимания мудрости и благочестия».

Александрийские христианские богословы основывали свои философские взгляды на современной эклектической философии, то есть на синтезе всех достижений греческой и римской философии на основе платоновской философии. Клемент Александрийский сказал: «По философии я понимаю не стоическое, не платоническое, не эпикурейское, не аристотелевское, а эклектическое, — и прежде всего то лучшее из всех учений, которое устанавливает учение об истине, поведении и человеколюбии. На самом деле, с современной точки зрения, александрийцы находились под влиянием платоновской философии и являлись выразителями чистейшего, платоновского идеализма. В соответствии с доктриной идей Платона, они утверждали, что «в мире земном нет ничего ценного, ничего реально существующего; все иллюзорно и условно». Они предпочитали спекулировать не о реальных, земных вещах, а об абстрактных, сверхчувствительных предметах. Центральное место в их христианских медитациях занимали истины телеологического бытия, онтология Божества, а также прояснение и доведение до верующих высших религиозных христианских истин.

Основные философские позиции антиохийской христианско-богословской школы

Аристотель оказал решающее влияние на философско-богословское мышление деятелей антиохийской школы. Аристотель оказал решающее влияние на философское и богословское мышление деятелей антиохийской школы. Аристотель оказал решающее влияние на философскую и богословскую мысль деятелей антиохийской школы.

Характерной чертой философско-богословской мысли представителей антиохийской школы был реализм и рационализм в их богословской интерпретации. Мы должны помнить, что речь идет о богословских школах, а не о философских. Различие между богословием антиохийцев и богословием александрийцев можно с полным основанием сравнить с разницей между философиями Аристотеля и Платона. Представители антиохийской школы, отмечают ученые, «усердно изучали философию Аристотеля и прославились своим мастерством в диалектике….. Современные писатели отмечают, что они увлекались аргументацией и были хороши в этом деле, и что они раскрыли свое учение с помощью аристотелевских категорий и формы силлогизмов». Антиохийцы стремились к ясности и однозначности своих выражений; с помощью диалектики и логики Аристотеля они пытались приблизить к человеческому знанию все термины и понятия, в том числе и сверхъестественные.

В области эпистемологии антиохийцы явно следовали Аристотелю и приписывали реальное существование только единичным, конкретным объектам, а не общим понятиям и понятиям, как это принято у платонистов и, следовательно, у александрийцев. Не отрицая понятий вселенского, Антиохен, вслед за Аристотелем, считал, что идеи вселенского раскрываются только при рассмотрении всей совокупности отдельных вещей. Антиохийцы, как последователи Аристотеля, в первую очередь делали предметом своих исследований конкретные объекты и явления. Даже в экспозиции «высших религиозных истин», догмах Церкви, они уделяли больше внимания и делали больший упор на конкретные представления, чем на их абстрактную сущность. Таким образом, в учении о Боге антиохийцы больше сосредотачивались на присутствии трех ипостасей в Боге, чем на их таинственном единстве; в учении о Личности Иисуса Христа они обращались, прежде всего, к откровению конкретной человеческой и конкретной божественной природы Богочеловека, чем к единству двух природ в нем. В целом, в области философской и богословской эпистемологии они говорили больше обособленности, сингулярности и отдельности, чем о таинственном единстве, как это было характерно для александрийцев.

Неоплатонизм

В попытке удовлетворить прежде всего религиозное устремление неоплатоническая теософия вступает в борьбу религий и культов, в ходе которой в Римской империи философия также должна была служить религиозной потребности. Наряду со стоицизмом и аристотелевским монотеизмом, в этой борьбе неоплатонизм, в частности, участвует как философская система, очень похожая на религиозное мировоззрение. В неоплатонизме V века предпринимаются попытки возродить древнегреческую популярную религию с аналогичными идеями. Из этой борьбы культов и философских систем, которая растет на основе иудейского монотеизма и совершенствуется в постоянном взаимодействии с идеями греческой философии, христианство окончательно возникает как победоносное религиозное мировоззрение, которое с этого момента надолго определяет и развитие философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жизнь и учение Г. Сковороды
  2. Субъективные и объективные элементы общества
  3. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
  4. Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
  5. Джордж Беркли
  6. Культура, этнос, язык
  7. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
  8. Феномен внутренней свободы
  9. Концепция антропогенеза Н. Гартмана
  10. Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли