Для связи в whatsapp +905441085890

Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли — Основные этические категории и их значение

Этика изучает «социального человека», «общающегося человека», исследуя практику жизни, повседневное поведение людей, и в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения (объект — люди).

Основной вопрос этики — определение того, что является хорошим поведением, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и установок (по отношению к себе, другим людям и обществу в целом). Общество всегда контролирует и корректирует поведение людей, стремясь согласовать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своеобразный «баланс» общественного и личного блага через «социальные регуляторы» поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако не всякая оценка поведения этична по своей природе и относится к этической сфере. Этическая оценка — это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение человека является правильным — моральным — и неправильным — аморальным, необходимо выяснить, что такое «добро» и «зло» — эти фундаментальные основы, критерии этического суждения. Сама этическая оценка поступков и отношений дается на основе их направленности на добро и зло.

Термин «этика» впервые был использован Аристотелем для обозначения особой отрасли философии, представляющей собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этикос» (нрав, обычай, привычка, характер), имеющим отношение к морали, то есть «этика» буквально означает теорию морали. Таким образом, этика — это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой — Добро и Зло.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; выявляет ее место и роль в жизни общества; раскрывает механизмы нравственной регуляции человеческой жизни, критерии нравственного прогресса; рассматривает структуру морального сознания общества и личности; анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Итак, мораль является основным предметом этики, и она была предметом этической рефлексии на протяжении всей истории ее развития. Тем не менее, как мы отмечали выше, общепринятого определения морали пока не выработано, но все же следует предложить вариант рабочего определения морали: мораль — это особый способ регулирования отношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Понятно, что это определение нельзя считать исчерпывающим, но как отправная точка для дальнейшего рассмотрения оно вполне приемлемо.

Функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, гуманизирующая. Иными словами, мораль реализует свой смысл на основе особой формы отражения мира, особого способа регулирования отношений между людьми, особых установок воспитания человека. Понятно, что разделение этих функций в определенной степени условно: они сложным образом переплетаются друг с другом, проявляясь в действительности вместе и одновременно.

Содержание морали выражается в форме норм и оценок, которые являются всеобщими, обязательными для всех людей, претендующими на абсолютность (они направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, быту, политике, личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т.д.).

Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли - Основные этические категории и их значение
Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли — Основные этические категории и их значение

Основные этические категории и их значение

Гуманизм — принцип мировоззрения, основанный на вере в безграничные возможности человека и его способность к совершенствованию, требование свободы и достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Милосердие — это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в высшем смысле — на все живые существа. Понятие милосердия сочетает в себе два аспекта — духовный и эмоциональный (переживание чужой боли как своей собственной) и конкретный и практический (стремление к реальной помощи).

Равенство — отношения между людьми, при которых они имеют равные права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение их личного достоинства.

Справедливость — понятие морального сознания, выражающее не ту или иную ценность или благо, а их общее отношение друг к другу и конкретное распределение между людьми, должный порядок человеческого общества, соответствующий идее сущности человека и его неотъемлемых прав.

Благоразумие — качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение собственного максимального блага (счастья).

Миролюбие — принцип морали и политики, основанный на признании человеческой жизни высшей социальной и нравственной ценностью и утверждающий поддержание и укрепление мира как идеала отношений между народами и государствами. Он основан на уважении личного и национального достоинства граждан и народов, уважении национального суверенитета, уважении прав человека и народов на выбор собственного образа жизни.

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительный нравственный смысл, отвечает моральным требованиям и служит для отличия нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, противопоставленная добру, выражающая в целом идею безнравственного, противоречащего требованиям морали и заслуживающего осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Существует множество объяснений происхождения зла. В религиозных учениях зло — это фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант рассматривал зло как необходимое следствие чувственной природы человека. Французское Просвещение объясняло зло неспособностью человека понять свою истинную природу. Марксисты связывают зло с антагонистической структурой общества. Справедливость в обществе понимается в разных аспектах. Это морально-политическая и правовая категория. В этике справедливость — это категория, обозначающая положение дел, которое считается должным, соответствующим представлению о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящим из признания равенства всех людей и необходимости соответствия между поступком и воздаянием за добро и зло, практической роли разных людей и их социального статуса, прав и обязанностей, заслуг и их признания. Аристотель первым разделил справедливость на уравнительную справедливость (справедливость равенства) и распределительную справедливость (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Несправедливость — это противоположность справедливости. Это когда человек унижен, его права и достоинство не обеспечены, нет равенства между людьми, а блага и награды за добро и зло распределяются непропорционально.

Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Категории добра и зла

Содержание морали выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).

Норма является простейшей формой нравственного требования, предписывая или запрещая поведение определенноrо типа («не кради», «не лги» и т.п.). Кажущаяся легкость исполнения императивов такого рода не исключает, конечно, их проблематичности в конкретной ситуации (например, следование норме «не убивай» в военное время), тем не менее, понятие «нравственное качество» в логической структуре морального сознания выглядит более сложным образованием.

Оценка — способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Какие же теории соотношения добра и зла существовали? Религиозная этика утверждала, что добро — есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку — грех, который совершили Адам и Ева является источником существования зла на земле. Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной «природе человека», в его стремлении к наслаждению, счастью.

Так этика гедонизма утверждает, что добро — это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему. Добро — это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость — добро; страдание, горе, неудовольствие — зло. Однако сразу же можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от среды, возраста, образования, следовательно, сами по себе положительные и отрицательные эмоции объективно не несут в себе определений добра и зла.

Этика утилитаризма утверждает, что добро — то, что полезно индивиду, а зло — то, что вредно. Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: «Зная лучшее, следую худшему». Кроме того, мы знаем, что в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей — это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

Нравственная регуляция общественной жизни

Свобода — одна из традиционных проблем этики, возникающая в связи с проблемой морального выбора, определения условий, делающих этот выбор возможным (наличие альтернатив), осмысления оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее связано с ответственностью человека за результаты своего выбора.

В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг социальных отношений, не существовавших до его совершения. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей, могут удовлетворять или частично удовлетворять интересы одних людей и не удовлетворять интересы других.

Соответственно, моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других людей, что он способствует стабилизации определенных общественных отношений, воспроизводству социальных взаимосвязей (в том числе в расширенном, прогрессивном масштабе) в том случае, если найден правильный баланс сочетания различных интересов, или наоборот, ведет к конфликтам, к напряженности, разрушительной для социальной жизни.

Идея отсутствия свободы затрудняет представление о реальной ответственности человека за результаты своих действий. Однако это не означает отрицания моральной ответственности. Решая эту проблему, абсолютистская этика идет по пути утверждения ответственности личности за мотивы своих поступков, не принимая во внимание или принимая в меньшей степени ответственность за результаты (И. Кант).

Все вышесказанное показывает, что эта проблема может быть решена на пути оценки поступка в единстве мотива и результата. Так рассуждали Аристотель, Гегель и Маркс.

Нравственная свобода — это ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой является для него благом. В то же время она одновременно является условием проявления его нравственных поступков и действий.Стыд и совесть вообще довольно близки. Стыд отражает осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия каким-то принятым нормам или ожиданиям других людей и, следовательно, вины. Однако стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм и переживания стыда тем больше, чем важнее и значимее для человека эти люди. Поэтому человек может испытывать стыд даже за случайные, непреднамеренные результаты действий или за действия, которые он считает нормальными, но знает, что они не признаются таковыми его окружением. Логика совести иная. Совесть человека по сути своей не зависит от мнения других людей. Нравственное становление и развитие личности — это процесс постепенного усвоения морального опыта, накопленного обществом. Усваивая и воздействуя на опыт нравственной жизни общества, личность совершенствует и развивает свою нравственность.

На каждом возрастном этапе человек накапливает нравственный опыт, обусловленный количественными и качественными изменениями. Нравственные преобразования, возникающие в личности, приводят к ее структурным изменениям, которые представляют собой функциональную взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся качеств. Движение и самодвижение в нравственном развитии личности происходит на основе противоречий, обусловленных различными источниками. Взаимодействуя с внешней средой и внутренним миром, личность вступает в первичные и вторичные противоречия, разрешение которых обеспечивает движение личности вперед в накоплении ею нравственного опыта. Единство и множество противоречий возникает между опытом нравственного поведения студента и требованиями общества, нравственными знаниями и его практикой поведения, намерениями и исполнением желаний, знанием и незнанием норм поведения и т.д. Преодолевая эти противоречия, он совершает значимые для себя поступки и тем самым обогащает свой опыт поведения. И чем разнообразнее влияния, которые он испытывает, тем сложнее становятся противоречия.

Концепции происхождения морали

В разных этических системах происхождение морали трактуется по-разному. Существует несколько концепций происхождения и сущности морали. К ним относятся: натуралистические, антропологические и креационистские концепции.

Натуралистические (эволюционистские) концепции выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяется достижением моральной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных, как способ выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, чего бы не было у животных.

Антропологические концепции происхождения морали выводят мораль из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биологической и психологической сущности индивида.

В рамках этой концепции существовало множество этических школ. Гедонизм (в переводе с греческого — удовольствие, наслаждение), например, выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека необходимо научить понимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствию. Главная ценность для человека — хорошее настроение, а чтобы оно не превратилось в плохое, не следует обременять себя лишними проблемами — имущественными и прочими заботами.

В рамках этого направления в этических учениях можно также рассмотреть концепцию утилитаризма. Его основным понятием является выгода человека (прибыль, корысть, собственный интерес и т.д.). Источником морали является «человеческая природа», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

Креационистские теории (сотворение) представляют собой различные виды религиозных систем морали. Источником морали в этих теориях является Бог. Мораль — это дар Божий, который, подобно удару молнии, отделил человека от животного мира. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, его нравственные заповеди столь же священны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди связаны с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, их соблюдение приближает человека к нравственному идеалу.Иногда противоречия разрешаются эволюционным путем, другие же достигают конфликтного состояния, особенно когда личные интересы не сочетаются с интересами коллектива. Если школьник умеет подчинять личные интересы коллективу, то конфликта не возникает. У ребят с эгоистическими наклонностями такие конфликтные ситуации бывают. Правда, они редки, да и вообще в наших условиях не может быть антагонистических противоречий между интересами личности и требованиями общества. Однако это гармоническое единство не может быть представлено метафизически как абсолютное единство, которое не порождает условий для возникновения противоречий. Противоречия, достигшие конфликтной напряженности, если они служат высоким идеалам, становятся необходимой ступенью на пути к установлению новых нравственных отношений в коллективе или у отдельных людей. В некоторые конфликтные ситуации обязан вмешаться учитель, другие же разрешаются самими учащимися. Оба варианта разрешения конфликта должны быть педагогически целесообразны и обоснованы.

При выявлении внутренних противоречий нравственного развития следует учитывать и внешние противоречия, рассматривать их во взаимосвязи и всегда принимать во внимание их прогрессивную сторону. Внешние противоречия часто возникают в результате отсутствия достаточных объективных условий для достижения цели, личных желаний и удовлетворения запросов, поэтому субъективно эти противоречия переживаются как неудовлетворенная потребность

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
  2. Культура, этнос, язык
  3. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
  4. Феномен внутренней свободы
  5. Концепция антропогенеза Н. Гартмана
  6. Направления философских исследований и основные философские дисциплины
  7. Оригенизм
  8. История западной философии
  9. М. Бакунин и его философские идеи
  10. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей