Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическая мысль средневековья

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии
  2. Понятие общества. Специфика социального познания
  3. Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти
  4. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность
  5. Условия и механизмы формирования личности
  6. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений
  7. Экономическое учение А. Смита
  8. Экономическое учение Д. Рикардо
  9. Экономическое учение Т. Мальтуса
  10. Экономическое учение Дж. С. Милля

Введение

Средневековый этап в развитии экономической мысли связан с эпохой феодализма, хронологические рамки которой охватывают период с конца V века до начала XVII века. В этот период формируются европейские национальности и централизованные государства, растет материальная культура, усложняется духовная культура. Усилилось неравенство в развитии экономической мысли отдельных стран и регионов. Это касается не только влияния древнего наследия, но и особенностей господствующей социально-экономической системы.

Основными моментами возникновения феодального способа производства были превращение свободных производителей материальных благ и рабов в феодально зависимых крестьян и формирование феодального крупного землевладения. Эти процессы были подготовлены феодальными тенденциями, возникшими в процессе разложения первобытнообщинного строя и древнего общества.

Феодальное общество постепенно разделилось на четыре сословия: крестьян, светских рыцарей-феодалов, церковных феодалов и мещан-горожан. Каждое из этих сословий развивало свою собственную культуру, идеологию и экономические идеи.

Духовенство было наиболее организованным государством феодального общества. Имея строгую иерархию, он также был частью светской системы вассалитета. Это было открытое государство феодального общества, в которое входили не только феодалы, но и наиболее талантливые представители других классов. Общественные науки в этот период были всего лишь отраслями теологии и интерпретировались с точки зрения Писания. Таким образом, цитаты из Библии служили главными аргументами в споре, а подборки из древних текстов — выражением собственного мнения. Авторов ничуть не смущает, что прошлое описывается в современных категориях, а средневековые экономические идеи и феодальная система ценностей приписываются древним мыслителям. Библейские тексты, например, часто использовались для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, явления, разрушающего человеческую душу. Христианское учение стало важным «теоретическим инструментом» для преодоления антитрудовых настроений, характерных для античного мира. В Средние века труд все чаще рассматривался не только как наказание за грехи, но и как способ искупления человечества.

Вопросы управления родовым хозяйством получили определенное развитие в трудах монахов. Монастыри выступали в роли организаторов крупного, часто хорошо организованного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что отражено, например, в полиптихе Сен-Жермена, полиптихе Фульды и других произведениях этого периода.

Растущее социальное неравенство, бесправное положение масс, правовые аспекты крепостного права занимают правовые памятники средневековья («Salische Wahrheit», «Byzantinisches Landrecht», «Russische Wahrheit», «Sachsenspiegel» и др.), которые также являются важными источниками экономической мысли.

Экономические взгляды масс дошли до нас в религиозной обертке. Христианство освящало правящую систему, поэтому нападки на феодальную эксплуатацию не могли не принять форму теологической ереси. Однако, в отличие от правящего класса, представители масс апеллировали не к современному христианству, а к первобытному, идеи которого доносились до них через тексты Священного Писания. Обращаясь к ним, Дольчино в Италии и Ян Гус в Чехии не только использовали идеи равенства, проповедуемые ранним христианством, но и придали им антифеодальную направленность. Экономические требования, сформулированные во время Крестьянских войн под руководством Уота Тайлера, Дьёрдя Дожа, Степана Разина и других, также имеют антифеодальную направленность.

Рост производительных сил, углубление общественного разделения труда способствовали отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. В X-XIII веках сформировался особый социальный слой феодального общества — горожане. Будучи естественным порождением феодальной системы, буржуазная культура существенно отличалась от культуры других сословий феодального общества. По сравнению с церковной и рыцарской культурой, она была более скромной, как по экономическим, так и по социальным причинам. Богатство этого класса уже не зависело от владения землей, а в основном от усилий их труда. Таким образом, практический склад ума и рациональность городских жителей были предопределены. По сравнению с культурой крестьянских масс, городская культура находилась на более высоком уровне. Цивилизация горожан проявляется в более широком использовании товарно-денежных отношений для управления экономикой, в большей динамичности их развития, в их более светском характере, в возрастании роли грамотности и письменной культуры в целом, в пробуждении познавательного интереса к окружающему миру. Горожане склонны критически относиться к себе и другим сословиям феодального общества, они любят посмеяться над слабостями и недостатками других классов и социальных групп.

Экономические идеи средневековых бюргеров нашли отражение в цеховых статутах и городском праве. Цеховая система была специфически феодальной организацией городского ремесла. Мастер-цеховик не только работал сам, но и эксплуатировал труд подмастерьев и учеников, однако цель его эксплуатации была скорее феодальной, чем капиталистической. Средства достижения этой цели также были феодальными. Цеховые уставы осуществляют мелкое регулирование производства каждого из членов общества. Они регулируют качество и количество продукции, число учеников и стажеров, технологию производства и так далее. Все эти меры принимаются для ограничения конкуренции как внутри самого магазина, так и со стороны деревенских и других нецерковных торговцев. Это способствует объединению ремесла, распространению профессиональных навыков, стабилизации рынка, но в то же время ограничивает капиталистические возможности системы гильдий, тормозит действие закона стоимости. Именно поэтому цеховые уставы впоследствии стали препятствием для экономического развития.

Монополия

Магазины пытались создать монопольные условия для производства и продажи своей продукции на местном рынке. Купеческие гильдии также пытались создать монопольные условия для торговли. Укрепление городской системы, с одной стороны, и постепенный переход крестьян от крепостной зависимости к натуральному хозяйству, а затем к денежной дани — с другой, обостряли противоречие между городом и деревней. «Если в средние века деревня эксплуатировала город политически везде, где феодализм не был сломлен исключительным развитием городов, как в Италии, — пишет К. Маркс в «Капитале», — то теперь город везде и без исключения эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей налоговой системой, своей цеховой системой, своим прямым купеческим мошенничеством и своим ростовщичеством». Соотношение цен между городскими ремесленными изделиями и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов. Поэтому актуальной стала разработка доктрины «справедливой цены», то есть такой цены, которая, по мнению средневековых ученых (Фома Аквинский и др.), должна не только уравнивать издержки производства и обращения, но и обеспечивать достаточное существование каждого класса.

Главная особенность развития экономической мысли на средневековом Востоке заключается в том, что она продолжала разрабатывать те же проблемы, что и в античности. Преемственность в развитии экономической мысли объясняется в основном преемственностью социально-экономической структуры, которую основоположники марксизма называли системой сельских общин или азиатским способом производства. Для него характерны: сохранение крестьянско-земледельческой общины как основы социально-экономической структуры, незавершенность процессов классообразования, ведущая роль государственной собственности на землю, отсутствие домениального хозяйства, крепостного права и крепостничества, городов как центров ремесел и внутренней торговли. Города появляются здесь как военные базы, места религиозного паломничества и пункты внешней торговли. В них сосредоточены высшие ремесла, обслуживающие изощренные интересы правящего класса. Экономическая мысль средневекового Востока сосредоточена на вопросах управления, налогообложения и обогащения государства. При этом ученые пытались предложить такую систему мер, которая, удовлетворяя интересы правящего класса, обеспечивала бы нормальный ход воспроизводства, мир и спокойствие в стране.

Изучение памятников экономической мысли средневекового Востока связано не только с трудностями в изучении восточных языков и понимании сложных религиозных систем (индуизм, буддизм, конфуцианство, легизм, даосизм, ислам). В основном это связано с очень специфической, символической природой восточной культуры, в которой есть некая аллегоричность, «недосказанность», требующая особой контрдуховной работы. В Индии существует множественность и параллелизм культур, связанных с кастовой системой. Однако богатство и сложность формы здесь часто сочетаются с традиционностью содержания. Поэтому экономические трактаты воспринимаются как вариации на одну и ту же тему, иногда обогащенные все новыми мотивами, иногда возвращающиеся к первоначальной простоте. Особенностью китайской экономической мысли было то, что ее главным автором был человек, находящийся на государственной службе или стремящийся к должности. Чиновник здесь выступает в роли главного творца интеллектуальной культуры. Поэтому неудивительно, что главной темой экономических трудов по-прежнему остаются вопросы управления, продвижения сельского хозяйства как основной сферы производства, а также ремесел и торговли как дополнительных сфер.

Ислам оказал большое влияние на развитие экономической мысли на Ближнем Востоке. Арабы являются прямыми наследниками древности в ряде областей знаний. Однако из своего интеллектуального мира они усвоили больше рациональные, чем гуманистические принципы. Поэтому мусульманская культура ближе к культуре древнего Востока, чем к культуре античности. Произведения мусульманских авторов напоминали древнюю ближневосточную литературу своей ориентацией на традиционные темы, подражанием предшественникам, дидактическими особенностями литературы, любовью к «фундаментальным» произведениям — своего рода энциклопедии средневековых знаний. В этих работах часто содержатся гениальные догадки и суждения (например, в работах Ибн Халдуна), но, к сожалению, они не получили дальнейшего развития в трудах более поздних ученых.

Россия занимает важное место в истории формирования мировой духовной культуры. В отличие от народов Востока, Средиземноморья (Греция, Рим), восточные славяне не имеют такого древнего культурного наследия. Но уже в средние века Россия господствовала над огромными территориями, расширила область сельского хозяйства, подарила миру оригинальные произведения искусства, а позднее Россия возглавила социальный прогресс человечества.

Общественная мысль народов России уходит своими корнями в историю Древней Руси. Его народы образовали феодальное Киевское государство уже в девятом веке. Киевская Русь стала началом государственности восточных славян. Русь не знала рабства. Основную массу населения составляли крестьяне. Некоторые из них были лично и экономически зависимы от крупных землевладельцев (крепостные), другие были независимы и вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинные земли стали собственностью великого князя.

Экономика Киевской Руси была преимущественно ориентирована на натуральное хозяйство. После принятия христианства (988-989 гг.) в Киевской Руси начало формироваться монастырское и церковное землевладение. Сложные отношения возникали между светской властью великих князей и бояр, стремившихся к независимости и самостоятельности, и церковью, монархической властью в Киеве, между господствующими силами феодальной иерархии и порабощенными крестьянами в сельской местности и ремесленниками в городах. Интересы купечества постепенно вплетались в ткань классовых противоречий.

Российская экономическая мысль является органической частью всей истории экономической науки, которая включает в себя как рассмотрение общей логики и методологии подхода к истории возникновения и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов ее развития и трудов крупнейших отечественных ученых.

Сравнительное изучение экономической мысли феодальной Европы, средневекового Востока и средневековой России позволяет понять причины их различных исторических судеб в Новую эпоху — эпоху возникновения и становления капитализма.

Западная Европа

В пятом веке нашей эры рабовладельческая Западная Римская империя пала под натиском германских племен, и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую экономическую и политическую организацию, чем империя, и остатки племенного строя были хорошо видны. Романо-германский синтез, распространившийся на значительную часть Западной Европы, в конечном итоге привел к возникновению крупного феодального землевладения и основных классов средневекового общества — феодалов и зависимых от них крестьян.

Следует отметить, что не только раннее, но и развитое западноевропейское средневековье (XI — XVII века) не оставило нам серьезных теоретических работ по экономике. Но это не означает, что экономическая мысль не развивалась в раннем Средневековье. В этот период возникли экономические проблемы, которых древний мир не знал и которые требовали своего понимания.

Исторические документы раннего средневековья отражают проблемы, связанные с распадом содружества и возникновением феодализма (отношение к содружеству и закабаление крестьянства, экономическая организация раннефеодального строя, экономические возможности натурального производства и т.д.). Наиболее полное толкование этих вопросов можно найти в источниках, касающихся франкского королевства.

Вопрос отношения к общине был отражен, например, в знаменитой Салической правде, своде обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (481-511) и позже дополненном капитуляриями других королей. Авторы Салической правды признавали верховное право общины на сельскохозяйственные угодья и защищали суверенитет общины от посягательств чужаков.

В то же время авторы Сальской правды должны были принять во внимание тот факт, что муниципалитет распадался, а на его землях развивалось частное сельское хозяйство. Поэтому этот правовой памятник содержит законы, защищающие индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже живой изгороди», «О различных кражах», «О поджоге», «О повреждении поля или огороженной земли» и т.д.). Признавая существование остатков родоплеменных отношений (о чем, в частности, свидетельствует название «О Рейпе»), «Салическая правда» одновременно отражала процесс их постепенного исчезновения. Например, составители включили в этот сборник законов название «О горсти земли», согласно которому состоятельные родственники могли отказаться платить штрафы за своих более бедных сородичей. Название «О добровольном отказе от родства» допускало возможность выхода из расширенной семьи.

Наиболее важным источником для истории экономической мысли раннего Средневековья является «Капитулярий о сословиях», опубликованный в начале девятого века Карлом Великим или его сыном Людовиком Благочестивым. Памятник отражает экономические взгляды и политику феодалов. Автор «Капитулярия» исходит из того, что помещик является монополистом земли и что помещичье хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Весьма характерно, что в «Капитулярии» не упоминается коммуна, поскольку к этому времени она перестала быть формой земельной собственности.

Идеалом экономики для автора «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Формулируя принципы образцового сельского хозяйства, он предписал взимать налоги в натуральной форме и формировать резервы. Согласно Капитулярию, феодалы считали, что они должны продавать излишки и покупать продукты, которые не производились в их вотчине.

Экономическая политика франкских королей находилась под сильным влиянием церкви и экономических взглядов папской курии и епископов. Исходя из необходимости помогать бедным, преследуя при этом свои материальные интересы, церковь требовала, например, десятину с прихожан. Это требование нашло свое выражение в законодательстве Карла Великого (768-814). Например, в «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII века) он предписывал, «чтобы все, согласно Божьему повелению, отдавали десятину от своего имущества и доходов церквям и духовенству». Обязанность каждого платить церковную десятину была обоснована тем, что «все христиане, без исключения, должны возвращать Господу часть того, что Он дал каждому».

На протяжении всего Средневековья церковь вела лицемерную борьбу против взимания процентов по кредитам. Уже в раннем Средневековье ей удалось распространить в обществе негативное отношение к процентам и добиться издания законов, запрещающих ростовщичество. Враждебное отношение королевской власти к начислению процентов выражено, в частности, в законах Карла Великого. Так, один из них провозгласил запрет «давать что-либо с целью роста». Не только духовные, но и светские христиане не должны просить ссуду под проценты. По мнению законодателей, ростовщичество недопустимо, поскольку начисление процентов — это «требование чего-то, что не было дано…», поэтому «наиболее законным было бы взимать с должника только сумму займа…». Карл Великий объявил, что тот, кто «покупает зерно или вино во время сбора урожая или винограда не по нужде, а из жадности, например, покупает меру за два денье и ждет, пока сможет продать ее за четыре денье или больше», получает «преступную выгоду».

Проблемы, отраженные в источниках по экономической истории Франкской империи, в большей или меньшей степени затрагиваются и в документах, описывающих социально-экономические отношения в других романских странах Западной Европы (в Остроготском и Висготском королевствах, в государстве Лонгобардов).

Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не унаследовали римских форм эксплуатации, поэтому община здесь была более стабильной. Об экономических условиях в англосаксонский период можно судить в основном по правовым источникам. Наиболее важными из них являются Свод законов короля Этельберта Кентского (начало VII века), Правда короля Инеха (ок. 690 г.), Правда короля Альфреда Уэссекского (вторая половина IX века) и труды монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 или 673 — ок. 735 гг.).

Англосаксонские источники отражают процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Чтобы замаскировать тот факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею, что короли заботятся о благополучии всех людей. Однако ему пришлось признать разделение общества на богатых и бедных.

Источники англосаксонского периода также дают представление об отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, рассматривавшие торговлю как один из основных источников дохода государственной казны, поощряли коммерческие сделки, с другой — пытались их регулировать.

Большое влияние на экономическую мысль в Средние века оказала каноническая доктрина, разработанная каноническими юристами, толкователями канонического права. Канонисты также интерпретировали экономические вопросы, часто с точки зрения античной традиции, взглядов Аристотеля. Основателем школы канонизма был Августин Блаженный (354-430). Его главные произведения — «О блаженной жизни» (386) и «Монологи» (387). Он считал ростовщичество, как и чрезмерное богатство, грехом. Деньги, по мнению Августина, являются лишь средством облегчения и ускорения обмена.

Экономическая мысль классического средневековья развивалась на основе канонического права, идеи которого были систематически интерпретированы и развиты в трактате «Summa Theologica» итальянского монаха Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274). В ней он рассмотрел ряд проблем, актуальных для его времени. Ссылаясь на «догмы Аристотеля», Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство, защищал частную собственность и идеализировал натуральное хозяйство. Но в то же время он порвал со взглядами натурального хозяйства и оправданного обмена. Его работы отражают специфические проблемы товарного производства. Самая важная из них — проблема «справедливой цены». Фома Аквинский считал основой обмена равенство полезности обмениваемых вещей. Выражением этого принципа в его работе является «справедливая цена», которую он объяснял в терминах «количества труда и затрат», необходимых для производства товаров. Есть внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Сформулированная Аквинатом проблема «справедливой цены» имела этико-нормативный характер и основывалась на классовой концепции справедливости. В такой интерпретации трудовой момент играет условную роль.

Фома Аквинский в своем трактате рассмотрел и другие особенности товарной экономики. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавая их необходимость в качестве меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало от противоречий. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, с другой — обосновывал правильность кредитования, осуществляемого Церковью. Он осуждал коммерцию ради прибыли, но в целом оправдывал ее. Случаи, когда вещь может быть продана дороже той цены, за которую она была куплена:

  • Если в этом вопросе произошли улучшения;
  • Владелец понес убытки при транспортировке, хранении;
  • Риск потери работоспособности.

Фома Аквинский был первым, кто ввел термин «предпринимательский риск».

В первой половине XVI века в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути и религиозное (антикатолическое) по своей идеологической форме. Это движение было направлено на «исправление» официального учения Римско-католической церкви, преобразование церковной организации и переустройство церковно-государственных отношений; поэтому оно стало известно как Реформация. Главной ареной европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном из них собрались собственнические элементы оппозиции — масса низшего дворянства, мещане, некоторые светские князья, которые надеялись обогатиться за счет конфискации имущества церкви и стремились воспользоваться возможностью получить большую независимость от империи. Все эти элементы, тон которым задавали граждане, хотели довольно скромных и умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выдвигали далеко идущие требования и боролись за революционное переустройство мира на основе социальной справедливости.

Немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546) стоял у истоков Реформации и был ее величайшим идеологом буржуазного крыла. Именно он сформулировал те религиозные и политические лозунги, которые изначально вдохновили и объединили почти всех сторонников Реформации в Германии.

Одним из отправных пунктов лютеранского учения является тезис о том, что спасение обретается только через веру. Каждый верующий таким образом лично оправдывается перед Богом, становится священником самого себя и поэтому больше не нуждается в услугах католической церкви (идея «всеведения»). Возможность для верующих быть внутренне религиозными, вести истинно христианскую жизнь, по мнению М. Лютера, дает светский порядок.

В целом развитие деятельности и учения М. Лютера было таково, что в них нарастали элементы буржуазной узости, узколобого политического утилитаризма и религиозного фанатизма, что значительно тормозило дальнейшее развитие Реформации.

Одним из самых выдающихся идеологов и влиятельных деятелей Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Поселившись в Швейцарии, он опубликовал богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Ядром работы Кальвина является догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог предопределил одних людей к спасению и счастью, а других — к проклятию. Люди бессильны изменить волю Божью, но они могут прорицать ее тем, как они живут на земле. Если их профессиональная деятельность успешна (предопределена Богом), если они благочестивы и добродетельны, трудолюбивы и послушны властям (установленным Богом), то это означает, что Бог благоволит к ним. Из догмата об абсолютном божественном предопределении вытекает для истинного кальвиниста прежде всего обязанность полностью посвятить себя своей профессии, быть настолько бережливым и трудолюбивым, насколько это возможно, презирать удовольствия и расточительность.

Радикальная реформа церковной структуры Ж. Кальвином также носила пробуржуазный характер. Во главе церковных общин стояли пресвитеры (пресвитеры), обычно избираемые из наиболее состоятельных мирян. Во главе церковных общин стояли пресвитеры (пресвитеры), обычно избираемые из числа наиболее состоятельных мирян, и проповедники, которые не имели особого священнического достоинства и выполняли религиозные функции как служебные обязанности.

Характерной чертой кальвинистской доктрины является ее жестокая религиозная нетерпимость ко всем другим взглядам и позициям, особенно к крестьянско-плебейским ересям.

Кальвинистская идеология сыграла заметную роль в истории. Она внесла значительный вклад в первую буржуазную революцию в Западной Европе — революцию в Нидерландах и установление республики в этой стране. На его основе в Англии и особенно в Шотландии возникли республиканские партии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовил «мыслительный материал», на основе которого в XVII и XVIII веках сформировалось классическое политико-правовое мировоззрение буржуазии.

Восток

Экономические идеи арабов были неотделимы от изменений в арабском обществе. В Аравии феодальные условия возникли в результате распада первобытнообщинных отношений в большинстве районов полуострова и кризиса рабовладельческого строя. В древние времена в Аравии (на юге) существовали государства, в которых рабство играло определенную роль. Однако основную массу непосредственных производителей составляли свободные общинные фермеры, которые практиковали сельское хозяйство, основанное на искусственном орошении.

Особенности физико-географических условий Аравийского полуострова, преобладание пустынь и полупустынь, определили существование и развитие кочевого и дальнего скотоводства. Процесс имущественного расслоения происходил внутри племен. Во время миграций многие семьи селились в оазисах, тем самым устанавливая право собственности на землю.

В Аравии переход к феодальным экономическим отношениям и создание унитарного государства совпали с возникновением новой монотеистической религии — ислама. Глава первого панарабского государства, Мухаммад, был пророком, который осуществлял как светскую, так и духовную власть. Это сочетание светского и духовного начал определило все последующее развитие мусульманских стран, идеологию, историографию, юриспруденцию, экономическое мышление и т.д.

Экономическое мышление арабов в период возникновения раннефеодального государства отражено в Коране и в жизнеописаниях Мухаммеда. Коран (на русский язык переводится как «чтение») содержит проповеди Мухаммада, его высказывания на различные темы в период 610-632 г. Эти высказывания были записаны его сподвижниками и составлены после его смерти. Самые ранние сохранившиеся экземпляры Корана относятся к рубежу 7 и 8 веков.

В основном Мухаммад упоминает богатых и бедных, затрагивает проблемы собственности и неравенства и пытается дать объяснение неравенству. Основная идея, однако, заключается в божественном происхождении собственности и социального неравенства. Это Аллах якобы дал «одним преимущество перед другими в жизненном жребии».

Коран заявляет, что земля принадлежит Богу, и не каждый может рассчитывать на ее получение или сохранение права собственности на землю. Однако Коран подтверждает принцип неприкосновенности частной собственности и подчеркивает недопустимость присвоения чужого имущества, проникновения в чужие дома «сзади» или вторжения без разрешения. Воры были сурово наказаны; им отрубали руки «в награду за то, что они приобрели». Хотя Мухаммад осуждает скупость, любовь к богатству, золоту, серебру, он, тем не менее, очень внимательно относится к сохранению богатства, выступает против расточительства, чрезмерной траты денег, призывает к бережливости. Праведникам советуют «не есть имущество между собой даром» и не отдавать его судьям, ибо «есть часть чужого имущества — преступление», но отдавать родственнику «то, что ему причитается», как нищему, так и путнику.

Все верующие были обязаны тратить часть своего богатства «на путь Божий», выплачивая очистительную милостыню. Милостыня в понимании Корана — это не обычная, добровольная благотворительность. Это своего рода общее обязательство для всех, кто принял ислам, благотворительность, возведенная в ранг общей религиозной и государственной обязанности.

В Коране неоднократно упоминается проблема ростовщичества. Мухаммад всячески заставлял ростовщиков бояться наказания Аллаха, он приписывал Аллаху запрет на получение высоких процентов.

В результате своих завоеваний (632 — ок. 751 гг.) арабы создали огромную империю, которая охватывала различные страны и народы. Первоначальные постановления, изданные при Мухаммаде и записанные в Коране, стали основой для дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Кроме того, правоведы обращались к хадисам — преданиям о поступках и изречениях Мухаммада, чтобы освятить свои действия или толкования его именем. Сбор и толкование хадисов стали важным элементом в развитии как права, так и экономических концепций. Мусульманское право «шариат» (от слова «шар» — закон) сформировалось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права.

Одной из фундаментальных проблем, которую развивало мусульманское право, была проблема собственности. Мусульманское право детально разработало правила налогообложения земли.

В халифате, начиная примерно с девятого века, возникли приземленные мусульманские благотворительные учреждения, мечети, религиозные школы и т.д. — вакфы. Любой мусульманин мог передать часть своих земель или другого имущества мечетям и создать вакф. В окончательном варианте вакфы стали неотчуждаемыми и свободными от государственного налогообложения.

Мусульманские юристы признавали разницу между стоимостью товара и его заявленной ценой. Подробно рассматривались право преимущественной покупки земли, заключение договоров залога, создание трастов и компаний. Объединения купцов для проведения крупных коммерческих операций были широко распространены во всем мусульманском мире. Чеки и векселя использовались для более крупных сделок. Безналичная торговля была выгодна всем сторонам, участвующим в сделке. Чеки могли получать наличные по всему халифату.

Крупнейшим мыслителем периода халифата, в трудах которого трактовались различные экономические проблемы, был выдающийся правовед Абу Юсуф Йа’куб ибн Ибрагим аль-Ансари (731-798). Он был последователем ханафитской школы права. В 782 году Абу Юсуф был назначен кади (судьей) в Багдаде и первым получил титул верховного кади. Абу Юсуф написал несколько работ, но единственной сохранившейся работой является Китаб аль-Харадж (Книга дани), которую он написал по приказу халифа Харуна ар-Рашида. Основной целью Абу Юсуфа было предоставление халифу практических рекомендаций в решении различных вопросов экономической политики. Абу Юсуф обосновал переход государства на новую систему налогообложения, которая отличалась от той, что была в период завоевания.

Арабский мыслитель Ибн Халдун (Абу Заид ар-Рахман ибн Мухаммад аль-Хадрами) (1332-1406) родился в Тунисе и происходил из знатной семьи. В 1382 году он уехал из Магриба в Египет, где провел 20 лет в научных и политических кругах, пытаясь бороться с коррупцией в судебной системе, но безуспешно. Он выступал против феодальных классов, политика которых привела к общему упадку экономики, застою общественной жизни.

Ибн Халдун проводил строгое различие между предметами потребления и богатством. Он считал человеческий труд основным источником дохода и богатства, потому что «весь доход равен стоимости затраченного человеческого труда». Ибн Халдун обращал особое внимание на сложный труд, вовлеченный в операции различного рода, подчеркивая, что «если бы не было труда, не было бы и предмета». Он напрямую связал развитие ремесел, искусств и наук с ростом производительности труда.

Согласно Ибн Халдуну, колебания цен на любой товар зависели от спроса и предложения. Те, кто продает дешевые товары, терпят убытки из-за низких цен. Но «из всех товаров хлеб — это товар, для которого желательна низкая цена, потому что потребность в нем всеобщая».

Мысли Ибн Халдуна о ценности товаров очень важны. Принцип равного обмена, когда равные количества затраченного труда уравниваются, должен лежать в основе торговли, акта купли-продажи.

Большая историческая заслуга Ибн Халдуна состоит в том, что он выдвинул концепцию ценности раньше любого другого мыслителя своего времени. Для него все «большая часть того, что человек накапливает и из чего он извлекает непосредственную выгоду, равна стоимости человеческого труда». Все, что человек «приобретает в виде богатства, если это ручной труд, равно стоимости вложенного в него труда», а «стоимость дохода определяется вложенным трудом, местом, которое этот продукт занимает среди других продуктов, и его необходимостью для людей». В данном случае уравнивание товаров выступало для Ибн Халдуна как форма уравнивания труда. Однако он не установил разницу между стоимостью и ценой. Стоимость товаров также включала стоимость сырья, средств труда и стоимость труда производителей промежуточных товаров. Как писал Ибн Халдун, некоторые ремесла «включают в себя труд других ремесел; так, в плотничестве используются изделия из дерева, в ткачестве — пряжа, и поэтому труд в этих двух ремеслах больше, а их стоимость выше». Если предметы не (созданы) ремесленным трудом, то их стоимость должна включать стоимость труда, усилиями которого они были произведены, ибо если бы не было труда, то не было бы и предмета. Однако Ибн Халдун не смог раскрыть механизм одновременного создания новой стоимости и включения в нее существующей стоимости, созданной трудом других людей.

В работах Ибн Халдуна проблема денег занимает важное место. Он подчеркивает, что деньги являются основой дохода, сбережений и богатства и выступают в качестве меры стоимости. Ибн Халдун выступает за полное обращение денег в государстве и осуждает алхимиков, которые пытались добыть золото искусственным путем. Он осуждал не только фальшивомонетчиков, но и правителей, которые постоянно официально снижали содержание золота и серебра в монетах.

Россия

В период разложения первобытной общины у восточных славян, который пришелся на IV-VI века, господство земледелия и оседлого скотоводства стало более выраженным. Большее развитие ремесел и обмен товарами. С VI века крупные землевладельцы владеют участками земли в степи. Крупные землевладельцы владеют укрепленными жилищами. Они широко используют труд слуг — людей, захваченных, купленных или обращенных в рабство во время войн. В IX-XII веках усилился процесс закабаления, порабощения крепостных (крестьян) помещиками. Хотя основную массу крестьянских работников составляли слуги и закупы (обязанные отрабатывать записанный долг — «куп»), преобладала рабская аренда (барщина). Когда началась система феодальной эксплуатации крепостных общин, в ней стала играть роль рента продуктами (натуральная дань), которая к XI веку стала преобладающей. А сам боярин-арендатор, наследственный владелец земли, приобретает право судить и управлять зависимыми людьми.

В IX-XI веках восточные славяне объединились в Древнерусское государство — Киевскую Русь. Понятно, что верхушкам общества, их правящему классу феодалов нужно было сильное государство. Государство заботилось о решении внутренних и внешних проблем, держало в повиновении эксплуатируемые массы, защищало границы, расширяло территорию, развивало международную торговлю.

Россия этого времени — одно из мощных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города стали центрами торговли и культурных связей.

Экономическая мысль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но она уже была неотъемлемой частью общественной мысли. Княжеские договоры, уставы и летописи, церковная литература и устные предания в большей или меньшей степени проливают свет на хозяйственную жизнь и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают достаточно полное представление о налоговой и торговой политике, способах обработки земли и социальном статусе населения.

Для понимания особенностей развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории очень ценным источником является первый древнерусский кодекс «Русская правда»: своеобразный свод феодального права 30-х годов XI века, действовавший до XV века.

«Русская правда» отражала тот практический уровень, которого достигла экономическая мысль в то время. Она закрепила процесс феодализации государства, закрепила феодальную эксплуатацию. В нем давалось юридическое определение натурального хозяйства, отношений собственности, защиты прав собственности феодалов на крепостных и землю, права взимания налогов и натуральных налогов. В нем содержались нормы торговли и защиты интересов российских непредпринимателей, упоминались «торговля» (внутренний рынок), «гастба» (внешняя торговля) и т.д.

Хотя «Русская правда» приписывается мудрецу Ярославу (1019-1054), многие ее статьи и даже разделы были приняты только после смерти князя. На самом деле, к нему относятся только первые 17 статей правового памятника.

Напряженная борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70-х годов XI века потребовали дополнить «Русскую Правду» сводом статей, названным «Правдой Ярославичей». Основной целью этой части кодекса была защита собственности феодала и его вотчин. В «Правде Ярославичей» рассказывается о структуре феодального поместья, центром которого был двор князя или боярина с его усадьбами, домами приближенных, конюшнями и скотными дворами. Вотчиной управлял огнишан («огниш» — дом), княжеские аксессуары отвечали за сбор налогов.

Главным богатством родового вотчины была земля, на которой трудились смертные, крепостные и слуги. Чрезвычайно высокий штраф охранял княжескую границу. Управление крестьянским трудом было возложено на помещиков (пахарей) и лендлордов, которые контролировали труд крепостных и смердов соответственно. Ремесленники пополнили число родовых работников.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть. Однако интервал в оплате за убийство различных категорий населения значительно вырос. Это, несомненно, отражало роль феодального государства в защите жизни и имущества феодалов.

Юридическое закрепление права наследования земель, полученных «от отца» (вотчины) на съезде князей в 1097 году в городе Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли. На съезде была принята «Правда Ярославичей».

В начале XII. В начале XII века в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней были сожжены и разрушены дома княжеских управляющих, крупных феодалов и ростовщиков.

На великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Грамота Владимира Мономаха стала определенной уступкой народным массам — очередной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процента с ростовщиков, улучшил правовое положение купца, упорядочил запись в крепостное право.

Тогдашний закон о «резах» (процентах) устанавливал несколько меньшую, по сравнению с ранее применявшейся, разорительную процентную ставку по кредитам, выдаваемым ростовщикам. Это определило правовую основу кредитного бизнеса и улучшило положение коммерсантов. Таким образом, тот, кто взял кредит под 50% годовых, должен был выплачивать эти проценты только в течение двух лет, а на третий год он освобождался от всякого долга.

Борьба против феодального гнета проявлялась и в «городских ересях». Например, в XIV-XV веках в Новгороде и Пскове среди городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло движение, выступавшее не только против эксцессов духовенства, но и против социального неравенства в целом.

Феодальные междоусобицы, чрезвычайно ослабившие Русское государство, во многом способствовали монголо-татарскому владычеству XII — конца XV века. Страна подверглась серьезному материальному и моральному испытанию. До татаро-монгольского ига русская экономическая мысль была самой прогрессивной. После падения Золотой Орды Русь отстала в своем развитии от Европы на II столетия. Стремление к политической централизации страны было необходимым и очевидным для всех слоев российского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).

Экономическая мысль этого сложного этапа отражала усилия московских князей по объединению и подчинению все большего числа феодальных, боярских, монастырских и церковных владений, а также процесс дальнейшего закабаления крестьянства.

При Иване III. (1462-1505), формирование государства под властью московских князей было в основном завершено. За столетие территория Московского государства выросла более чем в 30 раз.

С борьбой за объединение страны было тесно связано формирование землевладения. Во второй половине XV века Иван III пожаловал феодалам землю при условии, что они будут служить правителю, а наследство исключительно вместе со службой. Таким образом, расширение помещичьего хозяйства создало условия для закабаления крестьян.

А в 1497 году был издан Кодекс, первый общерусский сборник законов. Его издание юридически оформило систему централизованной государственной власти, клерикальную форму государственного управления. Кодекс усилил закабаление деревни, дав крестьянам крайний срок для ухода от помещиков — неделю до и неделю после Дня святого Георгия (26 ноября), в течение которых они могли переходить от одного владельца к другому. В этом случае крестьянин был обязан выплатить феодалу определенную сумму «старых денег», то есть сумму за пользование хозяйством (хозяйственными постройками и жильем).

Возникновение централизованного государства под руководством московских князей, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую и политическую жизнь страны. Здесь широко развивалась торговля и кустарное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Были установлены международные торговые отношения.

Экономическая мысль первой половины XVI века, преддверия реформ 50-х годов, проявилась, прежде всего, в произведениях Ивана Семеновича Пересветова, талантливого публициста того времени. В написанных им произведениях фактически была изложена программа преобразований, предложенная Ивану IV Грозному.

Высказывая мнение в пользу централизованного государства, И. Пересветов порывает с замкнутым характером натурального хозяйства. Его предложение о переводе губернаторов, судей и военного дворянства на жалованье и об обращении всех доходов и налогов в казну, безусловно, давало простор для развития товарно-денежных отношений, которые устраняли препятствия для создания всероссийского рынка. Впоследствии Иван IV прислушался к совету И. Пересветова. Фактически принципы его экономической политики были направлены на укрепление единства Российского государства, усиление самодержавной власти царя и завершение феодализации деревни.

Среди церковной литературы, защищавшей интересы местного дворянства, большой интерес представляют произведения бывшего священника московской дворцовой церкви Ермолая Еразма (середина XVI века). Большинство его работ были посвящены богословию и морали, но в них поднимались и социальные вопросы. Он был противником центробежных тенденций бояр, направленных на ослабление единства русского государства. В то же время Еразм выступал за независимость церкви и государства и утверждал верховенство церковной власти над царской. Моральное осуждение вошло в его взгляды на богатство: источник обогащения он видел в присвоении феодалами чужого труда. Еразм решительно осудил обогащение купцов и ростовщиков. Религиозная терминология аргументов Эразма не исключала его симпатии к крестьянам и намерения ослабить тяготившее их крепостное право.

В своем труде «Правитель и землемер царский», который был первым в России специальным экономическим и политическим трактатом, он давал советы царю: как управлять государством, как считать и измерять землю. Его рекомендации были направлены на уменьшение размера повинностей крепостных (чтобы остановить произвол феодалов), утверждение порядка поступления средств в царскую казну, регулирование ямских повинностей, изменение системы измерения земли. Ермолай-Еразм считал, что крестьянин, находящийся в зависимости от феодального землевладельца, должен отдавать ему только 1/5 часть полученного им натурального продукта и должен быть освобожден от любых денежных выплат, как в пользу землевладельца, так и в пользу императорской казны. Чтобы получить необходимые царю средства, он предложил выделить определенное количество земли в разных частях страны. Крестьяне, находившиеся в зависимости от царя, должны были отдавать 1/5 часть своего урожая в царскую казну. Это было намного меньше, чем крестьяне платили помещикам в виде дани в середине XVI века. Будучи сторонником натурального хозяйства, Еразм одновременно позволял помещикам и царю получать необходимые им деньги, продавая полученные от крестьян продукты на рынке горожанам. Он хотел освободить крестьян от налога на сладкий картофель, но обложить им городских купцов, которые разбогатели за счет продажи своей продукции. Но купцы городов, по его мнению, должны быть освобождены от таможенных пошлин и других платежей. Конечно, важность этих мер не стоит переоценивать. Они не отменили феодальный гнет, но смогли уменьшить тяжесть эксплуатации, устранить ее крайности.

Реформа земельной единицы, предложенная Эразмом, также была направлена на освобождение крестьян от обременительных расходов, связанных с работой королевских землемеров. Эразм также сделал интересные предложения относительно наделения дворян землей и крестьянами. Он рекомендовал рассматривать этот надел только как материальное обеспечение службы дворян государству, связывая местное дворянство с государем, и чтобы высший надел земли не превышал низший в восемь раз. Ермолай-Еразм понимал требования времени, ведь земли и вотчины становились все меньше и меньше. Его предложения противоречили интересам дворянства. Еразм обошел стороной вопрос о монастырском землевладении. Это была его молчаливая поддержка монастырей.

Хотя Ермолай-Еразм осуждал владение огромными землями и богатствами крупными феодалами, его экономические взгляды не выходили за рамки крепостного права. Например, он считал, что феодальная эксплуатация крепостных и их передача государству — нормальное явление. Еразмус был реалистом, а иногда и утопистом в своем отношении к некоторым экономическим проблемам, особенно в своих проектах по защите интересов крестьянства. Примирить экономические и политические интересы дворянства и крестьянства было невозможно, поскольку они были классово антагонистичны по своей природе. Этого Еразм не понял. Нельзя однозначно утверждать, что Иван Грозный руководствовался в своей политике идеями Еразма, но, тем не менее, некоторые экономические реформы царя (расширение поместной системы) совпадают с его проектами. Эразм выступал в качестве идеолога местного дворянства и создал труды, являющиеся оригинальным памятником русской экономической мысли. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1547-1584), направленные на завершение феодализации деревни, укрепление единства Русского государства, усиление самодержавной власти царя.

Составители нового свода законов — Кодекса 1550 г. — подтвердили право крестьян на переход в Юрьев день, увеличили плату за «пожилое», право сбора торговых пошлин было передано государству. С образованием централизованного государства возникла система общегосударственных налогов и повинностей, основное бремя которых легло на плечи крестьян.

В системе экономических мер Ивана IV выделяется реформа крупного землевладения. Основной целью было изменение соотношения его форм. Боярская аристократия была ослаблена, а положение служилого дворянства, зависимого от царя, усилилось. В 1565-1584 годах была введена опричнина (часть боярских земель), которая находилась во владении образованного войска, отличавшегося жестокостью не только к боярам, но и к широкой массе городского и сельского населения.

Государство, созданное Иваном Грозным, сохранило начатые им традиции и при его следующих преемниках — Федоре Ивановиче (1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605).

В середине XVI века, учитывая интересы феодалов, были введены «заповедные годы» (запрет на проведение дня Святого Георгия в определенные годы), созданы писцовые, землемерные и землеустроительные книги (в специальные книги записывалось все население и определялась точная принадлежность крестьянина его владельцу). В 1597 году был издан указ о пятилетнем сроке поиска беглых крестьян. Крепостные крестьяне были приписаны к своему господину на всю жизнь.

Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники, и купцы.

Заключение

Был подготовлен путь для последующего развития экономической мысли и новых потрясений семнадцатого и начала восемнадцатого веков.

Формирование экономических взглядов влияет религия. Разделение наследства предписано Богом. Сочетание религиозно-этических и авторитарных, схоластических и софистических черт в произведениях мыслителей. Развитие экономической теории как основы для укрепления позиций феодалов в натуральном хозяйстве. Критика прогрессивного развития торгово-денежных отношений.

Список литературы

  1. Всемирная история экономической мысли (том I). Под ред. И.П. Фаминского // М.: Научная литература, 1997.
  2. Е.А. Мильская, И.М. Зайченко, С.С. Гутман. Экономическая теория. История экономических учений // СПб: Издательство Политехнического университета, 2005.
  3. O. Йегер. Средние века (Всемирная история, т. II) // Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997.
  4. Levita R.Y. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении // М.: ИНФРА-М, 2001.
  5. Маркова А.Н. История экономической мысли в России // М.: Юнити, 1996.