Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие общества. Специфика социального познания

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
  2. Соотношение действительности и мышления
  3. Исторические типы рациональности. Логика и язык
  4. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика
  5. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии
  6. Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти
  7. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность
  8. Условия и механизмы формирования личности
  9. Экономическая мысль средневековья
  10. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений

Введение

Общество предстает в виде подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природных образований, но органически связанной с ними. В истории философии «общество» понималось как совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения социальных инстинктов (Аристотель) или для контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо).

Философы видели основы общества:

1) во взаимном договоре между людьми на основе общего согласования их интересов (Локк, Гоббс);

2) в действии закона становления в сложных гармонических системах (Comte);

3) в гражданском обществе как сфере экономических отношений, в которой всесторонне переплетается зависимость всех от всех (Гегель).

Общество подчиняется универсальным законам бытия. Форма движения, характерная для общества, как условие его существования, основана на низших формах движения материи (механической, физической, химической, биологической) и содержит их в диалектически редуцированном виде.

Главное отличие общества от других подсистем объективной реальности заключается в том, что оно всегда представляет собой определенное сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и запланированного. Это связано с тем, что в обществе, в отличие от природы, работают люди, наделенные сознанием и волей, и их действия всегда целенаправленны. Однако деятельность людей не всегда приводит к ожидаемым результатам, поскольку происходит столкновение противоположных сил, действий и поступков различных субъектов, что определяет объективность общего хода общественного прогресса.

Общество и общественная деятельность

Общество — это объединение людей, имеющих фиксированную общую территорию, общие культурные ценности и общую правовую систему, а также общие социальные нормы и правила поведения, которые позволяют его членам создавать социокультурную идентичность и чувство принадлежности к единому целому.

Изучение общества является предметом социальной философии. Понятие «общество» имеет много значений. В самом широком смысле это понятие применимо как к животному миру (например, когда мы говорим о «сообществе» насекомых и стадах обезьян), так и к человеку. Однако, когда это понятие применяется только к людям, оно имеет и другие значения. В широком смысле мы говорим о человечестве, мировом сообществе. В более узком смысле общество означает этническое, национально-государственное объединение, группы людей, объединенных общим происхождением и положением, общими занятиями, интересами и целями. Но во всех интерпретациях общество — это не просто сумма, конгломерат людей. В этом контексте Маркс заявил: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды соотносятся друг с другом».

То, что связывает людей в общество, — это общая жизненная деятельность. Определенная группа людей становится социальной группой, обществом, когда она способна своей деятельностью создать все необходимые условия для совместного существования. Социальная жизнь — это процесс совместной деятельности людей.

Деятельность человека многообразна. Для того чтобы существовало общество как некое стабильное социальное образование, необходимы следующие виды деятельности.

  1. Производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, например, говорят о материальном производстве (К. Маркс), хозяйственной деятельности (Э. Дюркгейм), экономике (С.Н. Булгаков) и т.д.
  2. Социальная активность. Она выражается в производстве и воспроизводстве людей и самой человеческой жизни. Эту деятельность осуществляют семьи, этнические группы, профессиональные группы и т.д., которые часто называют «гражданским обществом». Эта деятельность создает и реализует программы образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.
  3. Организационно-административная деятельность. Его цель — создание и оптимизация социальных отношений и взаимодействий посредством социального управления, политической деятельности (субъектами последней являются в основном государство и политические партии).
  4. Интеллектуальная деятельность — производство и потребление разнообразной информации, необходимой для жизни, от обыденной до научной, включая знания в области экономики, политики, морали, искусства и так далее.

Общество как социальная система

Система (от греч. system — целый, состоящий из частей; связь) в широком смысле — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную цельность, единство.

Социальная система — это совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих некую социальную целостность и единство.

Любое общество не рассматривается как нечто однородное и монолитное, а внутренне делится на различные социальные группы, страты и национальные общности. Все они находятся в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, они могут существовать и проявлять себя в обществе только в рамках этих связей и отношений. Это определяет целостность общества, его функционирование как единого социального организма, сущность которого была раскрыта в теориях О. Конта, Т. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа и других социологов. Можно сказать, что социальная система — это совокупность тех связей и отношений, в которые вступают социальные группы и сообщества людей друг с другом в экономических, социальных, политических и духовных условиях их жизни.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

(а) социальные индивиды;

(b) социальные сообщества;

(в) социальные институты;

(d) социальные связи;

(e) социальные отношения;

(f) социальная культура.

Некоторые социологи считают, что структура социальной системы общества может быть представлена в следующем виде:

  1. социальные группы, слои, классы, нации, общественные организации, индивиды.
  2. социальные институты, социальные учреждения, организации.
  3. отношения классов, наций, социальных общностей, индивидов.
  4. идеология, мораль, традиции, нормы, мотивы и т.д.

Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):

  1. адаптация.
  2. интеграция.
  3. целеустремленность.
  4. поддержание ценностно-ориентированного образа взаимодействия.

Основные сферы (подсистемы) общества:

  1. экономический
  2. политический
  3. социальный (общество и его элементы)
  4. духовные (культура, наука, образование, религия).

Экономическая сфера включает в себя предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, денежные и инвестиционные потоки, движение капитала и т.д. Именно это позволяет обществу задействовать в производстве имеющиеся в его распоряжении ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей. Экономическая жизнь общества напрямую затрагивает 50-60% населения, так называемых работающих людей. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого формирует национальный доход. Экономика современной России является преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт большей части нефти и газа, а также необработанной древесины.

Политическая сфера включает центральные, региональные и местные органы власти; армию и другие силовые структуры; налоговые и таможенные органы, которые вместе образуют государство; внепарламентские политические партии. Политическая сфера в первую очередь связана с легитимацией способов, с помощью которых большие социальные группы борются за власть и используют ее для продвижения своих интересов и потребностей. Интеллектуальная сфера включает в себя четыре подсистемы: культура, наука, образование и религия. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, картинные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и Интернет, памятники культуры и истории. Наука призвана открывать новые знания в технических, естественных и гуманитарных науках. Образование призвано передать эти знания будущим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать их достижением народа.

Социальная сфера в более широком смысле — это совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благополучие населения. Это системы здравоохранения и связи, учреждения культуры, коммунальные и бытовые услуги, пассажирский транспорт, магазины и предприятия общественного питания. Социальная сфера в более узком смысле включает социально незащищенное население (пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи и т.д.) и органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения центрального и местного назначения.

Особенности социально-политического знания

Из понимания социально-политической психологии, представленного во введении, следует, что она является в равной степени психологической дисциплиной, как и социологической и политологической. Более того, как мы увидим ниже, есть все основания полагать, что социально-политическая психология, как совокупность психологических явлений и процессов, не является каким-то необязательным дополнением к психике человека, а органично входит в ее сущность, составляет ее неотъемлемый компонент. Чтобы понять как специфику этого компонента, так и его роль и место в структуре психики человека, мы должны обратиться к более общим проблемам психической жизни.

Было бы невозможной задачей попытаться рассмотреть их полностью и систематически в этой книге. Для этого нам пришлось бы пересказать почти всю историю философской мысли и историю психологических теорий, чтобы проанализировать и оценить концепции человеческой природы, разработанные различными научными школами. Читателю, желающему глубже изучить эти проблемы, рекомендуется обратиться к соответствующей литературе1. Мы ограничимся рассмотрением только тех теоретических и психологических вопросов, которые имеют самое непосредственное отношение к нашей теме. Первый из этих вопросов можно сформулировать следующим образом: Какие именно свойства человеческой психики порождают ее макросоциальный уровень, социально-политическую психологию как область ее специализации? Или, говоря иначе, каковы общепсихологические основы социально-политической психологии?

Сразу скажем, что однозначного ответа на этот вопрос, похоже, нет. Это исключается, прежде всего, современным состоянием психологической науки, для которой характерно сосуществование и конкуренция совершенно разных «образов» человеческой психики. Хотя эта ситуация, очевидно, отражает чрезвычайную сложность и многогранность психической жизни и ни в коем случае не исключает совместимости, взаимодополняемости различных «образов», их научно обоснованный синтез — дело будущего. Поэтому, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно сначала дать не один, а несколько ответов, и только потом попытаться на основе их сопоставления построить относительно полную картину социально-политического уровня духовной жизни.

Самая элементарная и исторически наиболее ранняя научная «картина» человеческой психики фактически основана на понимании человека как существа, воспринимающего явления внешнего объективного мира и вырабатывающего представления о них. Позже в психологии возникло научное течение, целью которого было экспериментально продемонстрировать способность психики создавать целостные образы, суть которых не сводится к сумме или мозаике отдельных ощущений (так называемая гештальтпсихология, от немецкого слова «гештальт» — форма, структура, целостная конфигурация). Эти, как и многие более поздние течения в психологической науке, в своей основе интересовались человеческой психикой прежде всего как аппаратом познания мира, а за ними стоит подход к человеку как к познающему существу. Поэтому в современной литературе их иногда объединяют в общее когнитивистское (от латинского «cognito» — знание) направление в психологической науке.

Когнитивистская тенденция выражается не столько в конкретной теоретической концепции (она проявляется в совершенно разных концепциях), сколько в общей направленности изучения психики, в той точке зрения, которую выбирает психолог. Российский психологический словарь определяет психику как «системное свойство высокоорганизованной материи, состоящее в активном отражении субъектом объективного мира, в создании субъектом образа этого мира и в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности «3. Как видим, в этом определении когнитивные, рефлексивные свойства ментальности явно доминируют над всеми остальными, в том числе и над теми, которые направляют собственную активность и деятельность человеческого субъекта, которые в данном случае представлены лишь как производные от «рефлексии». Познающий человек оказывается, так сказать, «начальником» действующего человека.

Обыденное и идеологическое познание

Понятие стереотипа особенно важно для социально-политической психологии, поскольку присущие ей когнитивные процессы направлены на объекты, которые доступны непосредственному восприятию лишь как «надводная часть айсберга». Источники, глубинные причинно-следственные связи социально-политических явлений скрыты от такого восприятия, и именно поэтому в системе знаний об этих явлениях такую большую роль играют обобщенные стереотипные представления, усвоенные из различных источников информации. В то же время понятие стереотипа и других родственных категорий (о которых речь пойдет ниже) совершенно недостаточно для понимания всей системы социально-политического знания. Это знание основано не только на стереотипах, но и на собственном опыте субъекта, и его роль особенно важна в формировании знаний, необходимых в повседневной жизни для определения своей линии поведения. Интерес к этой стороне когнитивного процесса вызвал в психологической науке поиск концепций и теорий, способных дать более полное описание и объяснение явлений социального познания, чем концепция стереотипа и соответствующая ей методология.

Концепция социальных представлений

Одним из важнейших результатов этого поиска стала концепция социальных представлений, разработанная в основном в рамках французской школы социальной психологии С. Московичи и его последователями. Его основатели не ставили перед собой задачу непосредственного изучения социально-политических представлений, они работали с эмпирическим материалом, связанным, например, с внедрением фрейдистского психоанализа (Московичи) в массы, развитием представлений о человеческом теле, отношением к душевнобольным (Жодле) и другими «повседневными» психологическими явлениями. Тем не менее, для ее исследований характерен интерес к макросоциальным психологическим явлениям, связанным с историей и развитием культуры, что приближает ее к задачам социально-политической психологии.

Концепция социальных представлений также отразила более общие тенденции в психологической науке. Во-первых, она стала одной из попыток преодолеть примитивное, механистическое понимание человеческой психики как набора врожденных или приобретенных реакций на стимулы окружающей среды (бихевиористское течение в психологии) или как их зеркального отражения. Такие подходы, игнорирующие активность личности и творческую роль психики и сознания в познавательном процессе, подвергались критике как в общей, так и в социальной психологии. В когнитивной психологии Ж.П. Пиаже умственная деятельность представлена как психическая деятельность. Пиаже представляет психическую деятельность как единство процессов ассимиляции — переноса внутренних структурных свойств психического субъекта в среду — и аккомодации — преобразования этих свойств в соответствии с условиями среды. Пиаже писал: «Феномен» — это взаимодействие субъекта и объекта, взаимосвязанное, поскольку одно постоянно трансформируется в другое. Эта теоретическая исходная позиция была полностью принята концепцией социальных представлений, которая отрицает жесткую оппозицию между стимулом и реакцией, субъектом и объектом: в представлениях они сливаются в единое целое, происходит творческое «конструирование реальности», «материализация мысли «10.

Во-вторых, существует тенденция понимать когнитивную деятельность как коллективную, социальную деятельность. Конечно, стереотипы имеют и социальное происхождение. Но в отличие от них социальные идеи — это не механический отпечаток идей и ценностей, пришедших в индивидуальное сознание извне, с каких-то верхних уровней социальной структуры, а продукт работы самих познающих субъектов в процессе непосредственного общения. Сторонники этой концепции любят ссылаться на одного из основателей социальной психологии, Дж. Тарда. Тарде, который считал изучение разговоров между людьми одной из своих самых важных задач.

Заключение

Вся история социологической мысли — это история поиска научных подходов и методов для построения теории общества, отражающей реальные реалии социальной жизни. Это история теоретических взлетов и падений. На разных этапах «теоретический оптимизм» сменялся «теоретическим пессимизмом», который граничил с отказом от разработки общей теории общества. Эта история сопровождалась развитием различных концептуальных подходов к категории «общество». В широком смысле термин «общество» охватывает то, как люди относятся друг к другу и какие формы сосуществования они имеют. Общество и природа взаимосвязаны. Общество — это динамическая система. Его основными подсистемами являются сферы общественной жизни — экономическая, политическая, социальная, духовная.

Специфика социальной системы заключается в том, что она формируется на основе той или иной общности людей (социальной группы, социальной организации и т.д.), а ее элементами являются люди, поведение которых определяется определенными социальными позициями (статусом), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными характеристиками. Общество как социальная система представляет собой совокупность основных социальных элементов, образующих определенную целостность и единство. В современной социологической науке существуют различные подходы к типологии общества и классификации социальных общностей и социальных групп.

Список использованной литературы

  1. Зосименко И. А. Социология в схемах / И. А. Зосименко, В. А. Чернов. — Ульяновск: УлГТУ, 2010.
  2. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. — М., 2009
  3. Луман Н.Л. Общество как социальная система. Перевод с немецкого / А. Антоновский. Москва: Издательский дом «Логос». 2004.
  4. Симонова О.А. История социологии в 20 веке: Учебное пособие / О.А. Симонова. — Москва: Логос, 2008.
  5. система социологического знания : учебник / сост. Г.В. Щекин. —
    4-е изд. — K.: IAUP. — 2006.
  6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 2008
  7. Социология / под ред. А.Н. Елсукова — Минск, 2008.
  8. Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений / О.В. Шиняева, И.Г. Гоношилина, И.А. Зосименко и др. — Ульяновск: УлГТУ, 2011.
  9. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов / под ред. академика РАН Г.В. Осипова, действительного члена Российской академии естественных наук Л.Н. Москвичева. — М.: Норма, 2009.
  10. Социология: учебник для вузов / ВН. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е издание, переработанное — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  11. Фролов, С. С. Социология : учебник / С. С. Фролов. — 3-е изд., переработанное и дополненное — М. : Гардарики, 2009.