Для связи в whatsapp +905441085890

Эмпедокл — Философия Эмпедокла

Эмпедокл жил на Сицилии, в Акраганте, и оказывал большую услугу городу, совершенствуя его государственные учреждения. В то же время Эмпедокл был ученым, обладающим большим опытом в области естественных наук. Его сограждане высоко ценили не только за его политическую деятельность, но и за его технические работы, такие как осушение болотистых низин вблизи Селинунтума, за строительство стен, которые останавливали холодный ветер, выливавшийся из оврагов; он пользовался большим уважением как врач и как мудрец. В своей дидактической поэме «О природе», обладающей высоким поэтическим достоинством, Эмпедокл, следуя примеру Гераклита, изложил теорию происхождения Вселенной, дал прекрасные изображения поверхности земли, ее продуктов, живых существ, населяющих ее, и выразил гениальные остроумные мысли, которые только в последнее время вошли в специальные науки; например, он сказал, что горы и камни возвышаются силой огня.

Вероятно, исследования Эмпедокла в области естествознания привели к легенде о том, что он окунулся в кратер Этны, чтобы узнать причину вулканических явлений.

Вообще, его имя окружено мифическим великолепием.

Популярные мифические сказки сохранились и о том, как он очищал воздух от болотных паров. На самом деле, может быть, он перенаправил две реки по руслу в болота Селинунте и прорвал скалу к северу от Акрагантеса, так что через прорыв ветер устремился в низменности к югу от города и загонял их пары в море.

Это лучше соответствует топографическим особенностям места, чем рассказ Плутарха о том, что Эмпедокл освободил Акраганта от чумы и сделал бесплодное поле плодородным, окружив стенами овраги, откуда ветер дул на равнину.

Эмпедокл - Философия Эмпедокла

Философия Эмпедокла

Эпедокл, как и Элеатика, говорит, что нет ни внешнего вида, ни исчезновения: Внешний вид — это только сочетание веществ, исчезновение — это только их разделение; как и Элеатика, он говорит, что бытие вечно и неизменно.

Но когда он говорит о существовании, он понимает под этим словом вещество; по его представлениям вещество вечно, и есть четыре его первобытных класса. Четырем вечным стихиям он дал аллегорические имена помимо простых мирских, мифологических: огонь — это всепроникающий Зевс, воздух — Гера Белебер, земля, темная родина духов — эта Аида, за четвертую стихию, воду, сам Эмпедокл составил аллегорическое имя: Нестис. Этими четырьмя элементами управляют две движущие силы: любовь и ненависть или разногласия.

Первоначально элементы находились в состоянии гармонии и спокойствия, образуя сферу, «божественную сферу»; из этого спокойствия они были вытеснены действием ненависти: борьба ненависти с любовью порождает ряд связей и разделений различных элементов. Этот процесс изменения привел к нынешнему устройству Вселенной. Переход от примитивного блаженного состояния к этому процессу, согласно учению Эмпедокла, представляет собой отступление от истины; изменение происходит по законам природы; а изначально тела формировались только действием случайностей: от этих случайных результатов порядок постепенно складывался, в той или иной мере, по какой-то причине.

Чтобы объяснить происхождение одних тел от других, Эмпедокл предполагает, что все тела состоят из бесконечно малых частиц: каждая частица принадлежит тому или иному из четырех элементов. Жизнеспособность человеческого организма находится в крови; самосознание возникает из определенных комбинаций составляющих частиц; одно и то же сочетание может повторяться много раз; это лежит в основе учения Эмпедокла о бессмертии и возрождении. Способность человека знать все проистекает из того, что он состоит из всех элементов, и что в нем действуют обе движущие силы, так что он является микрокосмосом, — маленьким миром, в котором отражается вселенная.

Нравственное учение Эмпедокла

Философия Эмпедокла не ограничивается доктриной зарождения и эволюции Вселенной, но включает в себя и теорию морали. Из сохранившихся отрывков его стихотворения «О природе» и другой поэмы, названной «Песни очищения», трудно определить связь между его представлениями о Вселенной и его нравственным учением. Мысли Эмпедокла о переселении душ и смысле жизни показывают, что он был энтузиастом.

Неумолимое решение судьбы определило, что те из божественных духов (демонов), которые осквернили себя в затмении разума убийством или лжесвидетельством, должны быть изгнаны из благословенного мира на 30 000 лет и должны провести это время, блуждая по трудным земным путям в различных масках смертных существ. Так он сам был низвергнут на землю из блаженной обители богов, потому что, увлекшись жестокой распри, совершил убийство.

В возвышенных стихах он описывает из впечатлений собственного опыта, как болезненно состояние грешных духов, блуждающих без покоя во всех частях Вселенной, как несчастна судьба души, вступившей в область раздоров, болезней и смерти, облеченной в одежды тела; вход в земную жизнь — это переход из жизни в царство смерти. Сбежавший убийца должен был искупить свой грех покаянием и очищением; поэтому дух, изгнанный из царства блаженных в земную, телесную жизнь, должен был очиститься, чтобы вернуться к своему прежнему, чистому и высокому существованию. Вероятно, в «Песнях очищения» были наставления о том, как путь души через печальную земную жизнь может быть прерван покаянием и очищением; вероятно, среди наставлений очищения был запрет убивать животных и есть плоть; но следует предположить, что законы очищения Эмпедокла были не столь строгими, как восточный аскетизм, от которого греки были отторгнуты. Мыслитель Эмпедокл — гносеологический философ.

Эмпедокл вспоминал, что он жил на земле по подобию разных созданий: он был кустом, он был рыбой, он был птицей, он был мужчиной, он был также женщиной; он надеялся, что «силы, направляющие души в их путях» теперь вознесут его к божественным жилищам, к которым возврат открыт для благодетелей людей: пророков, поэтов, врачей. Великое учение о любви, создающее Вселенную, было открыто поэту Музой, и кажется, что она открыла ему его как тайну, созерцанием которой он может освободиться от развращающей ненависти, и от всей той испорченности, которой ненависть подчинила свой разум.

Прекрасное описание золотого века, вероятно, было предложено Эмпедокулу ее страстным желанием вернуться из царства ненависти в блаженное состояние покоя и гармонии.

Эмпедокл как астроном

Как и большинство других древнегреческих мыслителей, Эмпедокл объединил свои философские домыслы с научными исследованиями. В этой области он предложил много любопытных гипотез.

Согласно Эмпедокулу, два полушария движутся по кругу вокруг земли — одно целиком из огня, а другое из воздуха с небольшой примесью огня. Второе полушарие, вращающееся, производит ночную тьму.

Солнце не было рассмотрено Эмпедоклом как реальный предмет, но только как отражение элемента пожара (подобно тому, что от воды). Луна была создана из воздуха, притягиваемого огнем вверх и конденсирующегося в небе, подобно тому, как капли воды конденсируются в град. Светом луны, согласно теории Empedocles, будет только отражение света солнца.

Бытие считалось Эмпедоклом сфероподобным, но оно несколько вытянуто и напоминает скорее не сферу, а лежачее яйцо. Из-за этого удлинения горизонтальная протяженность земли больше, чем расстояние от нее до неба.

Согласно Эмпедокулу, небосвод сделан не из воздуха, а из кристаллического твердого тела льда. Позднее греческие ученые вывели из этой доктрины теорию Вселенной как серию прозрачных концентрических кристаллических сфер, на которых вращаются все небесные тела вокруг Земли.

Однако сам Эмпедокл считал, что к «небесному кристаллу» прикреплены только звезды, в то время как планеты свободно передвигаются.

Эмпедокл осознавал разницу между планетами, меняющими свое положение на небе, и «неподвижными» звездами.

Эмпедокл справедливо увидели причину солнечных затмений по мере того как луна иногда загораживает солнце.

Эмпедокл как физик

Эмпедокл считал, что свет движется не мгновенно через пространство, а с конечной скоростью.

Эта точка зрения сильно противоречила общепринятым теориям греческой физики и впоследствии была отвергнута даже великим Аристотелем.

Экспериментальное подтверждение существования определенной скорости света было получено только западным ученым XVII века Олафом Рёмером при наблюдении затмений спутников Юпитера на самых больших и малых расстояниях от Земли. Определяя значение скорости света, Рёмер доказал, что в споре между двумя древними научными гениями был прав не Аристотель, а Эмпедокл.

Эмпедокл как биолог

В области биологии Эмпедокл выдвинул фантастический тезис о том, что животные и растения зарождались как комбинации отдельных органов, которые изначально существовали самостоятельно, без своих «хозяев», в свободном пространстве. Все живые организмы возникли в результате случайных комбинаций таких органов. Первые сложные существа состояли из уже расплавленных частей, но все еще имели целостность. Затем возникла целостность, и, наконец, живые индивидуумы перестали формироваться из обезличенных органов, но начали рожать друг друга. Их виды делились по «темпераментам»: одни стремились жить в воде, другие хотели дышать воздухом и иметь в себе больше огня, а третьи, более тяжелые, оставались на земле.

Эмпедокл также разработал идею преференциального выживания видов, которая оказалась целесообразной, что некоторые из них сравнили с «естественным отбором» Дарвина. По мнению Эмпедокла, в периоды доминирования любви появляются (поначалу совершенно случайно) части животных — головы, руки, ноги.

Затем они были объединены как случайным образом, так и механически, образуя воображаемые комбинации, как тела человека и животных. Но в конце концов, выжили только те комбинации, которые доказали свою жизнеспособность.

Аристотель писал, что, согласно Эмпедокулу, «части, в которых все [совпадало], как если бы они были сформированы для определенной цели…». выжили», в то время как все остальные погибли.

Гносеология Эмпедокла

Согласно теории чувственного восприятия Эмпедокла, мы постигаем, как по подобию. Каждый из органов чувств приспосабливается к тому, что захватывается. Поры одних органов шире, а других узче, чем войлок, так что для каждого вида ощущений есть свой особый, «соответствующий» орган. Объясняя природу зрелища, Эмпедокл говорит, что внутри глаза есть огонь, а вокруг него, как ножны, земля, вода и воздух. В акте зрения есть два вида «выбрасываний»: одни направлены от внешнего объекта к глазу, другие — от глаза к объекту. Следствием этого является то, что во всех ощущениях смешиваются субъективные и объективные начала.

Интеллектуальная мысль, говорит Эмпедокл, похожа на чувственное ощущение, ибо в противном случае первые не смогли бы обобщить факты второго.

Эмпедокл писал в форме стихов, в пифагорейском стиле шестигранника, подчеркивая то, что он не только отражал свои мысли, но и выражал божественное знание.

Основные его работы — «О природе», «Очищение катаризмом» — влияние пифагорейской традиции на необходимость поддержания себя в надлежащем состоянии.

Некоторые фрагменты его произведений близки к Пармениду.

Оригинальное «быть» в Эмпедокле также служит основой. В Пармениде он унифицирован. С Эмпедоклом он пытается объяснить множественность. Его точка зрения основана на плюрализме, плюрализме архии (принципов).

Его доктрина включает в себя теорию четырех элементов, корней и двух сил Филеаса (любовь) и Нейкоса (вражда), которые объясняют единство и многогранность вещей в мире. С этой концепцией он отрицает идею рождения и смерти вещей.

Эмпедокл говорил, что изначально в мире было четыре корня или, как он их называл, элементы:

  • Вода
  • Огонь
  • Земля
  • Воздух

Корень является синонимом начала. Природа соединяет начало и цель, что для чего. Нет природы в цели, нет природы в начале. Говоря о корнях, Эмпедокл говорил о начинаниях, которые необходимы для того, чтобы что-то существовало.

Взаимодействие этих начинаний становится возможным благодаря наличию двух сил:

  • Любовь,
  • Ненависть.

Эмпедокл объясняет все о любви и ненависти. Первый объединяет, второй разделяет.

Любовь стремится объединить все, рождение происходит под влиянием ее силы. Уничтожение вызвано враждой. Когда любовь объединяет что-то, что-то другое объединяет. Когда любовь действует одновременно, вражда действует одновременно. И наоборот, вражда действует с любовью, которая соединяет то, что отделено. Так что любовь и вражда — это не разные стадии существования мира, но они существуют одновременно.

В природе нет пустоты, и все, что существует, управляется этими силами. Благодаря их объединению и отделению, которые происходят одновременно в мире, появляется много разных вещей. Существование объединяет сила любви. Когда он умирает, он распадается, но распадается как единое существо, на некоторые части, и каждый элемент этих частей, корни (земля, вода, воздух, огонь) снова объединяются любовью, как эти элементы. Они становятся теми и другими, оставаясь при этом идентичными самим себе. Ни одна часть целого не пуста.

Откуда может взяться что угодно? Нет никакого супер-существа, все просто есть. Мир не заканчивается сам по себе; если бы существовала только вражда, то мир был бы исчерпан. Мир всегда остается одним миром, он всегда один. Когда мы видим то, что кажется нам разлагающимся, на самом деле именно разложение будет выглядеть снова как объединение, как возвращение элементов к себе.

Аристотель позже процитирует Эмпедокла, как философа, который ввел так называемую причину начала движения. Движение вызвано действием двух сил. Под влиянием вражды существует множество. Под действием любви каждая вещь сама по себе, и в ней есть столько же существа, сколько и в любом другом существе. Чередование вражды и любви никогда не прерывается, ибо они всегда есть, неподвижны в кругу. Здесь Эмпедокл берется за учение Парменида, который считал, что разум — это сфера предполагаемого существа, порождающая многогранность мира.

То есть, мир — это сфера, шар . шар — это фигура, выражающая совершенство. Мир, как сфера, может быть виден только умом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  2. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  3. Сенсуализм и гносеология
  4. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум
  5. Человек в Новом времени
  6. Развитие теории механизмов и машин
  7. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  8. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
  9. Истина как центральная проблема познания
  10. Человек и его бытие как центральная проблема философии