Для связи в whatsapp +905441085890

Человек в Новом времени — Человек и эпоха

Проблема человека — одна из важнейших проблем философии. Но это особенно актуально в критические периоды исторического развития, когда вопрос о смысле и цели существования, не только для отдельного человека, но и для общества в целом, приобретает особую остроту. Это как раз тот этап, через который проходит история нашей страны. Однако, чтобы лучше понять современное состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческими очертаниями ее развития и результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Образ человека в Новом веке антропоцентричен. Бог отодвинут на периферию человеческой души. Человек оторван от него. Человек верит в себя. Основным направлением человеческой деятельности является познание. Главный метод — отражение. Мир управляется рациональными законами, которые соответствуют человеческому разуму. Человек — это объективное существо, он всегда имеет дело с предметами и объективно. Будучи предметным существом, он не сводится к мышлению и сознанию. Это только один из факультетов целостного человека.

Однако человек является не только естественным субъектом, но и социальным субъектом, который живет в собственном человеческом, социально-объектном мире. Последнее создается человеком, формирует человека, социализирует его. Таким образом, человек культурно ориентирован. Человек осознает себя не только потому, что неразрывность тела и ума присуща ему, но и потому, что не только человек является движущим моментом социальной системы, но и общество является движущим моментом человека. Человек делает свою жизнь субъектом. Так как его собственная жизнь является для него объектом, то его деятельность — это свободная деятельность. Он достигает высшей формы деятельности, само-активности. Этим сознательная жизнедеятельность человека напрямую отличается от жизнедеятельности животных.

Человек и эпоха

На протяжении истории философской науки возникло множество теорий о человеке, различия между которыми обусловлены особенностями исторических периодов, личностными особенностями и, конечно же, мировоззрением мыслителей, принадлежавших к тому или иному времени.

Как правило, в прошлом образ человека определенного исторического периода строился на взглядах мыслителей прошлого. Но на современном этапе развития философии изучение конкретного человека становится более ясным, потому что каждая историческая эпоха формирует специфический образ человека как личности, отражающий индивидуальность той эпохи. Поскольку человек является результатом динамики общества, эпохи, культуры и типа цивилизации, в которой он живет, то реконструкция специфических черт человека, его образа жизни, социального статуса, норм поведения играет важную роль в общем понимании сущности человеческой личности.

Социально-философские антропологи впервые обратили внимание на важность проблемы человека в различные исторические периоды. В настоящее время необходимо преодолеть недостатки в определении характеристик человека разных эпох. Это объясняется тем, что многие философы при описании образа человека не учитывали предыдущие столетия, поскольку каждый исторический период оставляет отпечаток своеобразия человеческого развития, характерные черты которого определяются конкретной культурно-исторической эпохой, типом цивилизации. Социальные философские антропологи рассматривают человека как существо, включающее в себя общее и специфическое, род и вид. Каждая историческая эпоха наделяет человека особыми, специфическими чертами, характерными только для определенного времени.

В зависимости от того, к какой форме общества он принадлежит: древней или средневековой, человек обладает качествами, мировоззрением, целями, которые определяются спецификой каждой исторической эпохи. Только при изучении основных характеристик человека как личности в разные исторические эпохи можно сформировать наиболее полную картину реальной личности. По этой причине углубление знаний о характерных особенностях человека в разные периоды истории становится необходимым и очевидным развитием на сегодняшний день.

Восприятие идеального человека в разных культурах

В древнекитайской книге Lunyuya написано: «Если естественность человека превосходит его манеры, то он как деревенский житель, но если манеры его превосходят естественность, то он как ученый-бухгалтер». После того, как образование и естественность уравновешиваются в человеке, он становится благородным человеком. В древнем Китае представление о совершенном человеке встречается в учении Конфуция о «благородном человеке», для которого характерны такие качества, как человечность (чжэнь), послушность (i), ритуальное почитание (ли), мудрость (чжи), искренность (хин), филиальное благочестие (сяо), которые лежат в основе как семейных, так и государственных отношений.

Человек должен учиться, более того, он остается молодым до тех пор, пока учится. Но концепция идеального человека на этом не заканчивается. Он должен относиться с уважением к старшим (не только по возрасту, но и по званию и положению), следовать традициям и уважать прошлое.

Как и в древней Индии, в учении Будды есть такое понятие, как «метта», что в переводе на русский язык означает любовь, отсутствие ненависти. В этом состоянии человек, как он есть, борется с самим собой, преодолевает враждебность внутри себя, осознавая себя в одинаково доброжелательном отношении ко всем живым существам.

Согласно концепции трансмиграции, когда душа может перейти в животное, растение или другой неодушевленный предмет, не может быть никакой ориентации на дух как высшую ценность в древней Индии. Известно, что когда принц Сиддхартха Гаутама стал просветленным и стал Буддой, одной из проблем для него было то, как донести это знание до людей, потому что слова — это орудия ума, а ум не всегда способен выразить знание.

Согласно буддизму, совершенный человек — это тот, кто сумел освободиться от желаний, потому что желания являются источником страданий. Чтобы стать таким человеком и достичь нирваны, необходимо следовать восьмикратной речи, правильному образу жизни, правильному пониманию, правильному образу мышления, правильной концентрации и т.д.

Идеи об идеальном человеке в Индии несколько отличаются от китайских. Но можно выявить общие черты, присущие Востоку и отличающиеся от западного мировоззрения. На Востоке разум не стоит во главе Вселенной и не играет ведущей роли в жизни человека. Все части человеческой души, воля, эмоции, интуиция — идентичны.

С точки зрения западного мировоззрения, деятельность человека должна быть направлена на внешний мир — природу и общество. С точки зрения восточного мировоззрения, человек активен, но эта деятельность должна быть направлена в первую очередь «внутрь». Если применить классификацию К. Юнга, то восточный человек — интроверт, а западный — экстраверт.

Древность

В древности человек был представлен как часть Вселенной — микрокосм. Совершенный человек — это тот, кто понял знаки судьбы и живет по закону мирового духа.

В древние времена идея идеального человека основывалась прежде всего на культе разума. По мнению древнегреческих мыслителей, человеческая душа делится на три части: Причина, Уилл и Эмоции. Высшая часть души была разумом. Совершенным является человек, который более развит, он является частью души, та же воля и чувства подчинены разуму и контролируются им. Но у всех людей есть разум, и идеальным человеком может быть только тот, кто постоянно совершенствует свой ум, находится в поиске истины. Этот поиск может начаться только тогда, когда человек убежден, что он ничего не знает. Человек должен глубоко проникнуть в истину, преодолевая противоречия и препятствия. И только на основании знания того, что такое добро и зло, человек выбирает добро и становится добродетельным человеком. Такие взгляды на идеального человека были характерны для Сократа.

Если обратиться к теории государства, то Платон разделяет людей на три разных типа, в зависимости от того, какая часть души в них преобладает: рациональная, аффективная (эмоциональная) или удовольственная (чувственная). Когда доминирует рациональная часть, такие люди стремятся к красоте и порядку мыслей; они стремятся к высшему благу. Такие люди привержены истине, справедливости и сдержанности во всем. Платон называет их мудрецами или философами и отводит им важную роль — роль правителей в идеальном государстве. Когда аффективная часть души преобладает, человек обычно отличается такими благородными качествами, как мужество, храбрость, способность подчинять себе стремление к долгу. Воины, или «охранники», нуждаются в таких качествах, потому что они в первую очередь занимаются обеспечением безопасности государства. Согласно теории государства, люди «похотливого» типа должны заниматься физическим трудом, потому что они принадлежат в первую очередь к физико-физическому миру: Крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.

По мнению Платона, совершенный человек — это гражданин идеального государства, в котором представителем высшего слоя государства является философ-мудрец. Но даже если человек не мудрец, каждый обязан, отказываясь от личных интересов, трудиться на благо государства, посвятить жизнь государству. Поэтому, по словам Платона, государство должно сначала ввести общественную собственность и освободить женщин от работы по дому, от воспитания детей.

В определении образа совершенного человека, конечно, нельзя руководствоваться идеями только одного философа или даже целой философской школы, какой бы весомой она ни была. Более того, идеи Платона представлены в довольно преувеличенной форме, и многие критикуют эти идеи.

Но в целом идеи Платона соответствуют древнему представлению о совершенном человеке, потому что древнее государство — это государство, в котором существуют так называемые городские полисы, где каждый порядочный гражданин имел определенные политические права и обязанности и должен был участвовать в жизни своего полиса.

Аристотель определил человека как «социальное животное», наделенное разумом. Человеку по природе суждено жить вместе. Только в обществе человек может быть сформирован и воспитан как нравственное существо. Греческий философ считал, что все люди по своей природе неравны: Тот, кто не может нести ответственность за свои действия, не может стать хозяином самого себя, а именно быть неспособным формировать такие качества, как сдержанность, самоконтроль и справедливость. Такой человек по своей природе является рабом и может подчиняться только другому.

Греки и римляне разработали идеальный образ человека, который был принят практически всеми последующими культурными эпохами. С одной стороны, развитие демократической системы, системы полиса обусловило разнообразие культурной жизни: религии, мифологии, фольклора и др. С другой стороны, притяжение к буржуазному элитаризму приводит к развитию более или менее возвышенного аристократического идеала, отражающего другую сторону жизни того же древнего общества — его очевидный элитаризм. Поэтому древнегреческие мастера искусства, писатели и мыслители проявляют элитарные устремления в своих произведениях и творчестве. Они создают в мифологии и изобразительном искусстве образы физически красивых богов и героев, в архитектуре и градостроительстве — правильные симметричные структуры и целые комплексы, в скульптуре — образы людей с совершенными телами, в литературе — округлые — как физически, так и психически полноценные.

Таким образом, основной идеей древней культуры была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. Этический идеал античности был гармоничным.

Средневековье

Философия средневековья базировалась на религиозном мировоззрении, которое исходило, прежде всего, из христианской религии. Соответственно, главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм. Бог — особый фокус всех мировоззрений в философии: Бога-благосостояния, Бога-живого, Бога-правды, красоты и добра. Таким образом, теоцентризм проявляется во всех областях философии.

С религиозной точки зрения, человек — это сверхъестественное существо, венец творения, Господь природы. Сверхъестественная природа человека объясняется тем, что в религии человек есть образ и подобие Бога. Это определение природы человека стало основой для всех последующих объяснений природы человека в европейской религиозной философии: в зависимости от изменения понимания Бога, изменилось и понимание человека.

Согласно христианской религии, совершенный человек — это нравственный человек. Свободная воля, которая дается каждому человеку, означает возможность выбора между добром и злом. Исходя из этого, человек должен отвечать за выбор, который он делает.

В теоцентрической философии самопознание человека реализуется через постижение Бога. Истинный средневековый мыслитель не ищет истины для себя, он хочет в основном жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с древним космоцентризмом, это прогресс в понимании субъективности, в формировании личности в культуре: человек воспринимает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, еще не думающей о себе как о человеке. Человек видит себя как образ Бога, как высшее творение Божье, но как несовершенное существо по сравнению с Творцом.

Средневековый человек руководствовался религиозной нравственностью, и эта нравственность уже служила залогом его судьбы. Школа патризма была известна верховенством человека над вселенной. Человек рассматривался в ней как отдельное и божественное творение — венчающее славу Божества, не подчиняющееся естественным законам, ибо патриотикам казалось невероятным, что может существовать любое другое творение, столь благородное, столь успешное и столь способное, как человек. Ради него и только ради него были созданы все царства природы.

Схематическая философия Средневековья основана на прямом видении реальности, открытом взгляду человека, для которого путь веры является главным содержанием и смыслом его жизни. В то же время схоластическая философия пытается выразить и осмыслить опыт постижения Бога и мира, который приобретается на самых высоких уровнях духовного совершенства.

Например, основной принцип этической концепции Абеляра — утверждение полной нравственной ответственности человека за свои поступки — как добродетельные, так и греховные. Действия человека определяются его намерениями. Никакое действие само по себе не является ни добром, ни злом. Все зависит от намерения. Греховное действие — это действие, которое совершается вопреки своим убеждениям.

Возрождение

Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: человек (антропос) находится в центре Вселенной, и для большинства философов он также является основным предметом философской рефлексии.

Совершенный человек эпохи Возрождения очень универсален; он гений, в котором высшая сущность составляет его существо, потенциально присуща и не должна быть достигнута, а должна быть развернута, актуализирована и воплощена. Через антропологию, руководящий принцип эпохи, гуманизм доминирует над культурой. Культура Ренессанса характеризуется отказом от власти, материального богатства, социальной карьеры, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, сдержанностью воображения с помощью естественных наук.

Ренессансная концепция человека — это образ и подобие Бога. Но если средневековая философия указывала на греховность и несовершенство человека, то Ренессанс предполагает божественность человека, богоподобную природу человека. «Человек — это Бог, — пишет Н. Кузанский, — но не в абсолютном смысле, потому что он — человек. Божественность человека заключается в его способности творить, но творческая натура человека воплощается не только в создании культурных ценностей. Творчество человека проявляется, прежде всего, в его самосоздании.

Даже в средневековой философии было понимание человека как личности. Однако в то время человек был лишь частью абсолютной личности. В то время как средневековый мыслитель понимал себя через Бога, человеческая личность в Ренессансе признает Абсолюта, то есть Бога в себе. Можно сказать, что Бог функционирует как высшее начало, так что только человек является личностью, а теперь именно человек занимает центральное место бытия, которое в средневековой философии принадлежало абсолютной личности, т.е. Богу.

Ренессанс возвышает человека не только как творческую, духовную личность: он возвышает его как единое целое души и тела.

Таким образом, совершенный человек должен обладать всеобъемлющим духом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободой мысли и образования, гармонией духовного и физического, единством личного и общественного.

Идея идеального человека привела к новым формам восприятия мира — оптимистическому реализму.

Новый век

Образ человека в Новом веке антропоцентричен. Человек отдален от Бога. Теперь он верит в себя. Он заменяет Бога «человеческим богом» (Федор Достоевский). Философия Р. Декарта — это видимый ориентир, который знаменует собой переход от старого к новому образу. Суть открытия французского философа — «Человек — это мыслящее существо». Веками глаза были устремлены на небо, внутрь человека. Предвзятость — это самая подлинная реальность. Более того, это критерий для всего, что существует. Центральная картезианская формула — «Я думаю, поэтому я существую». Есть второе — после античности — зарождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Основной сферой человеческой деятельности является познание. Основным методом познания является рефлексия. Мир управляется рациональными законами. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, даже самый утопичный, социальный проект, который может быть встроен в человеческий разум, имеет шанс быть реализованным в реальности благодаря этой корреспонденции. Путь к реализации социальных проектов лежит через образование и просвещение.

Введение в сознание людей определенных идей по перестройке общества на рациональных принципах является, по сути, их воплощением в жизнь. Его отношение к природе — это отношение доминирования и подчинения.

Философия Новой Эры основана на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в его преобразовании и в преобразовании самого человека. С развитием разума, с прогрессом знаний, образования и просвещения, ассоциируется надежда на решение всех социальных и моральных проблем. Чем разумнее человек, тем он нравственнее и счастливее, эту идею разделяет большинство философов Нового времени. В культуре Нью-Эйджа и философии Нью-Эйджа в конечном итоге развивается идеал человека как личности, активно меняющей мир силой своего разума.

В Новую эру существует очень сильная вера в науку, вера в ее непогрешимость. Некоторые мыслители считали, что сила разума может устранить социальные недостатки. Основываясь на мировоззрении рационального познания мира, французский мыслитель Нового времени утверждает: «Я думаю, поэтому я существую». Не менее значима и известна поговорка английского философа Ф. Бэкона: «Знание — это сила». Поэтому образ совершенного человека Нового времени — это образ такого человека, который обладает высоким интеллектом.

По определению Д. Локка, совершенный человек Новой Эры — это хорошо воспитанный человек, который приобретает знания, полезные для предпринимательской, коммерческой деятельности.

Что касается периода Просвещения, то интеллектуальная и культурная жизнь Европы XVIII века характеризовалась широко распространенным и чрезвычайно популярным понятием всемогущества человеческого разума, решающей роли знания и научного познания. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия», «естественные права человека») в Просвещении возникает образ человека как «гражданина мира», для которого солидарность со всем рациональным человечеством важнее национальности, служащей правде, а не конкретному народу.

Современная эпоха (XX-XXI)

Стремительное развитие технологий и науки оказало огромное влияние на современный мир. Идеальный человек в современном мире понимается как универсальный и обязательно соответствующий информационным и технологическим стандартам: Владеет информационными и коммуникационными технологиями, компьютерными технологиями, системами управления. Идеальный человек требует знаний, компетентности, профессионализма, умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, требования высочайшей ответственности. Итак, идеальный человек — это «рыночный человек», человеческий робот. Он должен выработать свое отношение к миру, подняться от повседневной рутины к историческим общечеловеческим проблемам.

Таким образом, мы проследили представления о совершенном человеке в разных культурах в разное время. Это были идеальные типы, которые не всегда соответствовали реальности, а просто представляли собой желательную модель.

Человек входит в общество через различные социальные сообщества: социальные группы, социальные институты, системы социально принятых норм и ценностей, то есть через культуру. Лишенный общества, он или она деградирует. Например, дети, родившиеся в больнице и подвергшиеся в раннем возрасте длительному воздействию бесплодных заболеваний, значительно отстают от своих сверстников в умственном, языковом и, конечно же, культурном развитии, потому что постоянное общение с матерью и сверстниками не может заменить формального отношения ребенка к воспитателям. Будучи социальным существом по своей природе, ребенок должен ответить на вопрос: Кто это, что такое «я», что его окружает как «не я» (природа, общество, социальные сообщества, культурный мир и т.д.), как «я» вхожу в культурный мир и зависит от него, при каких условиях «я» становлюсь творцом последнего?

Субъект культуры раскрывает свою полимодальность, вступая в различные отношения, без которых его существование немыслимо. Правду, которую можно интерпретировать следующим образом: Культурный человек не рождается, он становится культурным человеком. И человек становится единым целым в системе социальных отношений. Культурная личность и личность формируются такими факторами, как историческая память, религиозные доктрины, традиции и обычаи, социальные институты, коллективные мнения, предрассудки, культурные образы, идеалы, ценности и многие другие. Не только общество, культура влияет на человека, но и сам человек, создавая «вторую природу», влияет на него, то есть культура и личность тесно взаимосвязаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности, с другой стороны, в культуре личность воссоздает себя, меняется, открывает что-то новое. Таким образом, через распространение культурного мира человек в культуре формирует себя и становится творчески созидательным субъектом культуры.

Это, естественно, порождает два явления: инкультивирование и культурную самоидентификацию. Инкультурация — это процесс приобретения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, культурных моделей и стереотипов в поведении и мышлении. Инкультивирование — это постепенная интеграция личности в культуру, постепенное развитие навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, характерных для определенного типа культуры. Инкультивирование предполагает наличие таких социокультурных элементов, как языковая система, ценностные и смысловые ориентации, творческая деятельность, совокупность накопленных в культуре ценностей, традиций и форм преемственности.

Культурная самоидентификация — это идентификация человека с определенной культурой. Формирование личности — это процесс социализации человека, который заключается в приобретении его родовой, социальной сущности. Такое преодоление всегда происходит в конкретных и исторических обстоятельствах человеческой жизни. Каждый пытается найти свое место в обществе, то есть быть принятым им. Поэтому он должен уметь устанавливать отношения с другими людьми. Образованная личность является субъектом свободного, независимого и ответственного поведения в обществе. Процесс восприятия одного человека другим является обязательной частью общения и представляет собой то, что называется восприятием. Однако в процессе общения участвуют как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Один из простейших способов понять другой — ассимилироваться (идентифицировать) с ним. При идентификации человек ставит себя на место другого человека и определяет, как он будет действовать в подобных ситуациях.

Очень важно установить тесную связь между идентификацией и другим близким по содержанию феноменом — эмпатией. Сочувствие также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь мы имеем в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это бывает со взаимопониманием, а желание эмоционально реагировать на его проблемы. Сочувствие — это способность понимать эмоциональное состояние другого человека в форме эмпатии. Только это не означает идентификацию одного человека с другим. Человек может учитывать линию поведения другого человека, но строить свою по-другому. Область исследований, посвященная выявлению механизмов формирования различных эмоциональных отношений к реципиенту, называется изучением эмпатии, а также притяжения. Притяжение — это термин, относящийся к формированию у человека представления о привлекательности человека для другого, то есть притяжение — это искусство полюбить других людей, произвести на них приятное впечатление.

Взаимодействие — это влияние одного человека на поведение и психологию другого.

Человеческий разум проходит три стадии своего развития: сначала ум становится верблюдом, верблюд — львом, а лев — ребенком. Что означает каждый этап? Дух на верблюжьей сцене символизирует тяжелый труд (не обязательно физический) и рабство. Львиная сцена представляет собой высокое положение, признание, господство и некоторую иллюзию свободы. Но в принципе свободы как таковой нет, так как человек остается зависимым от окружающей среды. Истинная свобода, свобода творения, начинается, когда разум становится ребенком.

Поэтому у супермена есть следующие качества: он всегда должен идти вперед (не довольствоваться тем, что имеет, не останавливаться на достигнутом) и быть свободным от социальной среды. Кроме того, супермен должен быть сильным. Имеется в виду, конечно, не физическая сила, а способность не ожидать жалости ни в одной, даже самой сложной ситуации. Сильный человек не испытывает сострадания к другим и не ожидает сострадания от окружающих. «Жалость делает слабым» — идея, которая повторяется во многих работах Ницше. Человек должен только надеяться в себе, чтобы найти в себе силы, чтобы выйти из трудной, иногда катастрофической ситуации, в которой он оказывается, и только тогда вперед движение возможно. Иначе, если человек ждет сострадания от других, он останется слабым.

Философия и человек

Тысячелетний опыт развития философии убедил нас в том, что есть одна центральная тема, вокруг которой вращаются все остальные проблемы и вопросы. Это тема человека и личности. Об этом писали известные мыслители с древнейших времен (Сократ, Платон, Аристотель) до наших дней.

Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывало принципы, критерии разграничения человеческих характеристик и качеств, а значит и представления о совершенном человеке. Идеал человека — это своеобразный ориентир, аккумулирующий общие типичные характеристики человека, который является социальным идеалом в то или иное время. Уже в древние времена был создан идеальный образ человека, характеристики которого определялись тогдашней господствующей системой ценностей. В ходе социального развития этот идеал видоизменялся и воплощался в различных культурных концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в той или иной степени экстраполяцией в будущее тех человеческих характеристик и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значение этих качеств определялось обстоятельствами того времени, эпохи, в которой жил создатель того или иного идеала.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема смысла истории
  2. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  3. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  4. Сенсуализм и гносеология
  5. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум
  6. Эмпедокл
  7. Развитие теории механизмов и машин
  8. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  9. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
  10. Истина как центральная проблема познания