Для связи в whatsapp +905441085890

Истина как центральная проблема познания — развитие взглядов на познание

Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии — гносеологией. Теория познания имеет давнюю традицию: на протяжении веков различные школы и направления философской мысли часто выражали противоположные взгляды на природу, содержание и структуру мыслительного процесса. Главный вопрос гносеологии — известен ли мир? В соответствии с его решением были сформированы две позиции: когнитивно-реалистическая и агностическая. Накопление и углубление информации о мире основано на умении осмысливать реальность чувственно и рационально и, соответственно, различаются различные уровни сознания: эмпирический и теоретический, абстрактный и конкретный. Центральной проблемой гносеологии является проблема истины, которая понимается как соответствие между знанием и реальностью. Основным критерием истины (признаком, определяющим достоверность знаний) является человеческая деятельность, понимаемая как социально-историческая практика.

Истина как центральная проблема познания - развитие взглядов на познание

Развитие взглядов на познание

Необходимость ориентации в процессе социально-исторической практики определяет специфику человеческой деятельности — познания, которая заключается в приобретении и расширении адекватной информации об окружающем мире.

Проблемы познания рассматриваются одной из ветвей философии — гносеологией (греческий гнозис — знание, логотип — слово, учение). В современной литературе также используется термин эпистемология (греческая эпистема — знание). Последнее больше относится к теории научного познания. И хотя термин «эпистемология» является относительно недавним достижением философии (введен шотландским философом Ж. Феррером в 1854 г.), сама проблема знания возникла в древности.

Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими областями философского знания — онтологией, антропологией, аксиологией, нравственностью. Таким образом, в эпоху античности и средневековья вопросы знания обычно рассматривались с позиции определенного онтологического понятия, отношения. Платон определил сущность знания как «поминание» бессмертной души своей инаковости в мире идей. В средние века ведущим аспектом познавательной деятельности была интерпретация священных текстов (экзегеза) как более глубокое понимание воли Творца — Бога. Когнитивные отношения формировались на основе онтологической картины мира, недостаточно рационализированной, но все же облеченной статусом непреложности.

Впоследствии, начиная с XVII века (Новый век), философы все чаще ставили под сомнение примат онтологии над гносеологией, и возникала новая эпистемологическая позиция. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Хьюм, Кант и другие видели основу познавательной деятельности в присущих человеку чувствах, разуме и во взаимоотношениях между ними. Поэтому одной из главных задач эпистемологии становится овладение «человеческой природой» (выражение Хьюма). В этом контексте изучение человека (антропология) занимает существенное место в решении проблем эпистемологии. В прошлом эта ситуация называлась «Коперниковской революцией», которая подчеркивала радикальный характер изменений, происходящих в эпистемологии.

Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философской доктрины, решающей собственные специфические проблемы. Главный вопрос эпистемологии — является ли мир познавательным? Согласно ответу на этот вопрос, есть две позиции: когнитивно-реалистическая и агностическая. Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критики) отрицает (или ставит под сомнение) принцип узнаваемости естественной или социальной реальности. D. Хьюм и И. Кант — основные представители агностицизма XVIII века. Это оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философских знаний. Агностика Хьюма была основана на утверждении, что человек может судить обо всем только по впечатлениям, которые находятся в его сознании, и теоретически недопустимо выходить за их пределы. Поэтому такие понятия, как «разум», «материя» и другие, не имеют объективного содержания, а являются продуктом наших впечатлений, привычек и т.д.

Кант критиковал такие взгляды. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного знания явлений, он в то же время утверждал принципиальную неосведомленность о сущности вещей, о мире. Агностические идеи Канта использовались в различных интерпретациях последующих направлений западной философии. В том числе: «физиологический идеализм» (И. Мюллер), «теория символов» (Х. Гельмгольц, К. Пирсон), конвенционализм (А. Пуанкаре, К. Поппер) и другие.

Агностические понятия возникают в области науки, философии как отражение противоречивой природы процессов, происходящих в материальной и духовной реальности. Сторонники этих понятий подчеркивали сложность и неоднозначность процесса познания, противопоставляли необоснованный эпистемологический оптимизм и тем самым вносили существенный вклад в развитие эпистемологии.

Познавательные способности человека

Познание происходит как переход от невежества к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию, как движение к истине. Этот процесс содержит множество моментов, сторон, отношений, которые обязательно взаимосвязаны.

Когнитивный процесс основан на способности сознания к сенсорной и рациональной рефлексии на реальность. Эти две составляющие реального механизма отражения тесно взаимосвязаны. Например, получается, что в ряде случаев чувственное проникает и во многом определяется рациональным. А рациональный, наоборот, зависит от чувственного образа, как это происходит в смысловых конструкциях. Но все же чувственное и абстрактное отражение имеет свои отличия и особенности.

Чувственное возникает в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы в виде ощущений, восприятий, понятий.

Восприятие — это простейшее сенсорное изображение, отражение индивидуальных качеств объекта. Например, в случае яблока мы чувствуем определенный цвет, запах, вкус, твердость его структуры и т.д. Чувства возникают под влиянием внешнего по отношению к окружающей человека среде органов чувств. Внешние раздражители появляются в виде световых и звуковых волн, механических и химических воздействий и т.д. Разнообразие ощущений выражает качественное разнообразие мира. Ощущения являются предпосылкой для восприятия, существуют как отдельные его части, но также имеют ту или иную степень образности.

Восприятие ассоциируется с активным отношением человека к окружающему миру. Деятельность выделяет значимые объекты, явления, процессы, которые воспринимаются как единое целое с различными качествами и свойствами. Восприятие улавливает целостный образ, его структуру и является изоморфным (греческий isos — то же самое, то же самое; морф — форма).

Восприятие является высшей формой сенсорного отражения мира. Он содержит и развивает все отмеченные стороны и моменты предыдущих форм. В реальном процессе «живого созерцания» человеческие чувства находятся под влиянием «калейдоскопа» объектов и явлений, которые отличаются не только своими свойствами и качествами, но и длительностью их производства. Но в сознании запечатленное изображение не исчезает сразу и бесследно. Он хранится в памяти. При отсутствии прямой связи с реальностью становится возможным не только механизм памяти, но и творческое воображение, сочетающее в себе различные элементы. Представление исключает реальность, воспринимает увеличенные, обобщенные изображения, без вторичных особенностей и качеств. Это позволяет расширить диапазон прямого сенсорного восприятия, включив в него собственный и общественный сенсорный опыт. На самом деле образ является промежуточным звеном между восприятием и теоретической мыслью.

Таким образом, идея — это образ ранее воспринимаемого объекта или явления, а также образ, созданный посредством продуктивного воображения; форма сенсорной рефлексии в виде зрительного и образного знания.

Поскольку органы чувств являются «отправной точкой» когнитивной деятельности, возникает вопрос об их гносеологических возможностях. Ибо если они адекватно отражают окружающий мир, то это свойство логически распространяется и на другие формы рефлексии смысла (восприятия и представления). Важность этой проблемы подтверждается тем, что она имеет давние традиции в истории философии и связана с противоречивыми отношениями между здравым смыслом (наивный реализм) и научным знанием (критический, научный реализм).

Формы логического мышления

Сенсорные восприятия отдельных объектов недостаточны для познания реальности. Даже Гегель, подчеркивая это, образно сказал, что законы природы не написаны на небе. Чтобы раскрыть сущностные аспекты явлений, их законы, необходимо работать мысленно. Благодаря последнему происходит переход от прямых, чувственных данных об окружающем мире к опосредованному знанию сущности этих явлений, законов их развития. Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом сущностных отношений и отношений объектов и явлений, в творческом созидании новых идей, в предсказании событий и действий. Мышление, как уже говорилось, является функцией высокоорганизованной формы материи — мозга, который исторически формировался в процессе возникновения и становления социального человека.

Перерастание чувственных (чувствительных) способностей в новые способности, связанные с мышлением, основано на необходимости, вытекающей из практической трудовой деятельности. Сложный характер взаимодействия природы и человека требовал все более глубокого восприятия мира, выходящего за рамки сиюминутных восприятий, объектов, явлений, процессов. Возникает абстракция как определенное отвлечение от конкретных объектов, ситуаций. Некоторые особенности этих объектов признаются более значимыми, чем другие, происходит их классификация, сравнение, обобщение. Эти знания, полученные в процессе трудовой деятельности, вовлекаются в новые циклы целенаправленной деятельности. Язык сыграл большую роль в развитии абстрактного мышления как важнейшего момента социального развития человека. Абстрактное мышление невозможно без языка, так как сам язык невозможен без чувственного восприятия действительности. Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие вообще — это мысль, охватывающая объект или явление реальности во всей совокупности ее общих и специфических черт. Понятиями, например, являются: атом, революция, Бог, человек, пространство, ученик, роза и др. Концепции образуют определенные системы знаний, которые в теоретической форме отражают фрагменты, разные стороны окружающей нас реальности. Например, физические понятия отражают физическое строение мира, материя, экономические понятия — экономическую сторону человеческой деятельности. Каждая теория или доктрина является собственным, уникальным взглядом на мир. Философские концепции составляют содержание философских учений. Можно в определенном смысле сказать, что понятия — это не что иное, как язык той или иной теории, который нельзя смешивать. Нарушение «лингвистических» границ, которое неоднократно происходило в истории науки и философии, приводит к путанице и ложным выводам. Поэтому ясность, однозначность понятий является требованием любой теории. В случае заимствования любого понятия, что довольно часто встречается в практике познания, его содержание должно быть уточнено и разъяснено. Понятия меняются, наполняются новым содержанием в процессе развития познания окружающего мира и могут быть выражены одним словом, несколькими словами или даже группой слов (утро, солнечное утро, Сократ — человек, Москва — столица России и т. д.).

Фундаментальными философскими понятиями являются бытие, материя, сознание. Являясь крайне абстрактными абстракциями, они (бытие, материя, сознание), во-первых, характеризуют качественный уровень развития предметно-практической и духовной деятельности и, во-вторых, служат основой для наиболее общих, фундаментальных целей человеческой деятельности. Таким образом, философские концепции, являясь инструментами познания, определяют силу разума, его творческие возможности.

Суждение в логике традиционно понимается как мысль, утверждающая или отрицающая что-либо по отношению к какому-либо объекту: «Товар имеет ценность», «Рынок мудрее любого правительства», «Это предприятие невыгодно». Как легко заметить, суждение предполагает наличие определенных понятий, между которыми устанавливается связь. Но, в свою очередь, понятие возникает из одного или нескольких суждений.

Умозаключение — это процесс выведения одних суждений (выводов) из других (помещений), определенной системы суждений. Например:

Все люди смертны; Сократ — человек; Следовательно, Сократ смертен.

Понятия, суждения и умозаключения составляют абстрактную мыслительную способность человека, взаимно связаны друг с другом и являются моментами единого процесса мышления.

Существенным аспектом абстрактного мышления является способность отражать общее, существенное и на его основе конструировать идеальные объекты, косвенно (через чувства, устройства, умозаключения) познавать реальность.

Эмпирические и теоретические уровни знаний

По чувственным и рациональным сторонам различают разные уровни знаний: эмпирические и теоретические, абстрактные и конкретные.

Эмпирический уровень характеризуется тем, что его содержание получено из опыта (экспериментов, наблюдений) и выражено на определенном языке. Несмотря на то, что результат этого опыта подвергается некоторой рациональной обработке, отношения и связи, выраженные эмпирическим знанием, доступны для чувственной рефлексии. Возможности эмпирических знаний достаточно велики даже при изучении элементарных частиц. На основании фотографии следов движения частиц в камере Вильсона делается вывод об их свойствах, зарядах, массе, энергии и т.д. Эмпирические исследования готовят предпосылки для глубоких теоретических исследований. В этом отношении научные исследования делятся на экспериментальные и фундаментальные.

Теоретическое познание отражает субъект не только со стороны связей и отношений, полученных экспериментально, но и полученных в результате деятельности абстрактного мышления. Чувственное в теоретическом мышлении выступает как отправная точка исследования и как некая знаковая система, выражающая содержание той или иной теории. Теоретические знания выходят далеко за рамки чувственного опыта и часто вступают с ним в противоречие. Например, гелиоцентрическая система N. Коперника противоречит чувственным данным, фиксирующим восход и закат солнца, т.е. движение солнца вокруг земли. Аналогичным образом, теория относительности Эйнштейна выявила парадоксальную природу пространственно-временного континуума с точки зрения здравого смысла. Например, взаимодействия микрочастиц, процессы, происходящие в физическом вакууме и т.д., не «вписываются» в обычные восприятия здравого смысла.

Теоретические и эмпирические знания тесно взаимосвязаны. Первое, опираясь на второе, выходит далеко за рамки опыта, предоставляя ему новые неограниченные возможности для дальнейших исследований. В целом, сочетание опыта и теории способствует все более полному и глубокому познанию окружающего мира.

С точки зрения полноты представлений о предметном знании оно делится на абстрактное и конкретное. Абстрактные знания не отражают предмет полностью, с одной (даже существенной) или нескольких сторон. Конкретные знания характеризуются универсальностью, целостным взглядом на предмет. Вектор движения любого знания восходит от абстрактного к конкретному. Примером такого восхождения являются, например, понятия «бытие», «материя», «сознание» и другие. Общие идеи, скажем, о рынке, являются абстрактными, но по мере того, как мы рассматриваем их проявления в разных странах, социально-экономических условиях, эти идеи становятся более целостными, многогранными, то есть конкретными.

Движение знаний от абстрактного к конкретному на основе практической человеческой деятельности предполагает операции, связанные с анализом и синтезом. Анализ как бы расчленяет объект, явление на отдельные элементы, раскрывает его особенности, структуру, содержание, разные стороны. Синтез, напротив, предполагает объединение разных сторон в одну, целостную. Синтетическая способность ума является основой творческой деятельности, порождает новые знания в науке, создает уникальные образы в искусстве.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в Новом времени
  2. Эмпедокл
  3. Развитие теории механизмов и машин
  4. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  5. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
  6. Человек и его бытие как центральная проблема философии
  7. Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры
  8. Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
  9. Этическое и социальное в философии Конфуция
  10. Филон александрийский