Для связи в whatsapp +905441085890

Философия Августина и смысл жизни человека — Биография Августина Аврелия

Августин Блаженный Аврелий (на латыни: Aurelius Augustinus Hipponensis, Blessed Augustine; 13 ноября 354, Tagastus, Numidia, North Africa — 28 августа 430, Hippon, near Carthage, North Africa) был христианским богословом и философом, влиятельным проповедником и епископом Гиппона (с 395 г.). Он считается отцом христианской философии истории. Августин Аврелий является одним из отцов христианской церкви и основателем августинизма. Он оказал сильное влияние на догматическую сторону христианской доктрины. Эффект его проповеди ощущался не только в Африканской, но и в Западной Церкви в течение последующих столетий. Его полемика против ариев, приисцилийцев и особенно против донатистов и других течений нашла много сторонников. Августин оставил после себя многочисленные работы, оказавшие значительное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догм православной и католической церквей, стало основой кальвинизма и богословия отделившихся от него групп — Независимых. Он разработал учение о Святой Троице и изучил отношение человека к Божьей благодати. Для него суть христианского учения заключается в способности человека принимать божественную благодать, и этот основной постулат находит отражение в его понимании других догматов веры.

В этом он находился под влиянием Раймунда Луллия и других православных и католических богословов, которые подчеркивали важность разума как источника веры. По мнению Августина, библейские тексты не следует понимать буквально, если они противоречат тому, что знает наука. Более того, Августин не видел первородного греха как причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в человеческом и животном мире. Он даже предполагает, что тела Адама и Евы были сотворены смертными перед Падением (но если бы они не согрешили, то получили бы духовные тела и вечную жизнь перед Вторым пришествием Христа). Он основал несколько монастырей, некоторые из которых впоследствии были разрушены.

Религиозно-философская система Августина — это, с одной стороны, результат усвоения некоторых из основных принципов платонизма и неоплатонизма, которые были приемлемы для христианской догмы и использовались для ее философского углубления, а с другой — результат отвержения и преодоления тех принципов, которые были для него абсолютно неприемлемы. От римских эллинистических философов Августин принял практико-этическую установку в качестве основной цели философского познания, но изменил эту установку, чтобы она соответствовала доктринам и целям христианства. Он провозгласил стремление к счастью главным содержанием человеческой жизни и видел это счастье в познании Бога человеком и в прояснении его полной зависимости от Него. «Любовь к себе до степени презрения к себе как к грешному существу — это любовь к Богу, а любовь к себе до степени презрения к Богу — это порок». Религиозное мировоззрение Августина было полностью теоцентричным. Бог, как начальная и конечная точка человеческого суда и действия, непрестанно появляется во всех частях Его философского учения.

Философия Августина и смысл жизни человека - Биография Августина Аврелия

Биография Августина Аврелия

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 года в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Своим первым образованием он обязан своей христианской матери, Святой Монике.

В молодости Августин не нашел склонности к традиционному греческому языку, но был очарован латинской литературой. Окончив школу в Тагасте, он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадаверу. Осенью 370 года Августин отправился на трехлетний курс риторики в Карфаген под покровительством Романа, друга семьи, жившего в Тагасте. В возрасте 17 лет, во время своего пребывания в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его спутницей на 13 лет и за которую он никогда не выходил замуж, потому что она принадлежала к низшему социальному классу. Именно в это время Августин произнес свою диктатуру: «Боже милостивый, дай мне целомудрие и воздержание…». Но не сейчас, Боже, не сейчас!» В 372 году у Августины родился сын, Адеодат, от наложницы.

Первое знакомство Августина с Священным Писанием не удовлетворяло его религиозно-мировоззренческим интересам: языческий риторик, выросший на лучших образцах римской литературы, не мог смириться с грубым языком и примитивной мыслеструктурой этого документа. Продолжая свои духовные поиски, он обратился к манихейству.
Ярый приверженец этого учения Августин приехал в Рим в 383 году, где с помощью манихеев основал школу риторики. Но постепенно он также разочаровался в манихействе. В своей исповеди Августин переварил девять лет, потраченных впустую на «шелуху» манихейской доктрины….. По мере того, как это разочарование разворачивается, Августин склоняется к скептицизму (в его академической версии Архесилауса и Карнеады). Из Рима он переехал в Медиолан (Милан), где стал близок к кругу людей, сгруппировавшихся вокруг Амброзе, очень влиятельного епископа там. Под его влиянием Августин начал обращаться к христианству.

Готовясь принять христианство не как обычного верующего, а как идеолога учения, Августин начал читать «Энниды» Плотина (в латинском переводе, так как он плохо владел греческим), а также некоторые сочинения Порфирия. Он также углубился в творчество Платона, особенно в творчество Менона, Тимея и Федо. Августин преодолел свой скептицизм в философских работах, написанных в 386-387 годах, таких как «Против академиков» (Contra Academos), «О манере познания сверхъестественных истин», «Орден» (De Ordine). В 387 году их автор обратился в христианство. На следующий год он вернулся домой и стал одной из самых активных фигур Христианской Церкви, неумолимым врагом и преследователем многочисленных «еретиков», отступивших от официального учения. Августин развивал эту деятельность не только в своих многочисленных литературных произведениях, но и в качестве епископа Гиппо, которым он стал в 396 году и оставался до самой смерти.

Августин умер 28 августа 430 года во время первой осады бегемота вандалами.

Останки Августина были вывезены его последователями на Сардинию, чтобы спасти их от осквернения арийскими вандалами, а когда этот остров попал в руки сарацинов, были выкуплены Лютпраном, королем лонгобардов, и похоронены у Павии в церкви Святого Петра.

В 1842 году, с согласия Папы Римского, они были привезены в Алжир и сохранились там благодаря статуе Августина, воздвигнутой французскими епископами на развалинах Гиппона.

Этапы работы

В творчестве Августина Аврелия есть три основных этапа:
Первый этап (386 — 395), характеризуется:

  • Влияние древней (неоплатонической) догматики;
  • Абстракция и высокий статус рациональности: философские «диалоги» «Против академиков» (т.е. скептиков, Contra Academos, 386), «По порядку» (De Ordine, 386. Первая работа, обосновывающая семь либеральных искусств как подготовительный цикл к изучению философии), Монологи (Soliloquia, 387), «О благословенной жизни» (De Beata Vita, 386), «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О музыке est» (388—389);
  • Содержит известное определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием;
  • Пять из шести книг — это, вопреки обещаниям названия, трактаты на древнем стихе), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле или свободном решении» (388-395);
  • Цикл антиманихиатрических трактатов. Некоторые сочинения этого раннего периода также назывались Кассисиакумом, по имени виллы недалеко от Медиоланума (Кассисиакум, ныне Кассиаго в Италии), где Августин работал с 386 по 388 год.

Вторая стадия (395—410), в которой доминирует:

  • Экзегетические и Религиозно-экклезиастические проблемы: В книге Бытия — цикл толкования букв апостола Павла, нравственных трактатов и исповеди, а также трактатов антидонационистов.

Третья стадия (410 — 430). Для него характерно:

  • Вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и о Городе Божьем;
  • Критический обзор его собственных работ в Revisions.

В 413 году, под влиянием поражения Рима вестготами, Августин начал писать свою самую обширную и известную работу «О городе Божьем», которая была завершена около 426 года.

Незадолго до смерти он завершил Ответы, в которых обобщил свои основные идеи с добавлением ортодоксального католического духа, своего духовного завещания.

Основные черты философии

Следуя примеру Плотина, Августин превращает божественное существо в нематериальный абсолют, стоящий напротив мира и человека. Августин истолковывал Бога как человека, который создал конечный мир и человека в силу своего добровольного расположения. В какой-то момент в своем крупном произведении «О Городе Бога» он прямо подчеркивает разницу между этим пониманием Бога и слепой удачей, которая сыграла большую роль в древнем языческом мировоззрении. Христианский философ постоянно подчеркивает личностный элемент в Боге, связывая его прежде всего с присутствием воли в божественном разуме. «Воля Божья присуще Богу и предшествует всему творению….». Воля Божья принадлежит самой сущности Божественной».

Религиозно-фаталистическое мировоззрение, являющееся одной из определяющих характеристик августинизма, приводит к иррационалистической интерпретации действительности. Кажется, что она полна чудес, т.е. событий и явлений, которые находятся вне человеческого понимания и за которыми стоит воля всемогущего Творца.

Все вещи и все существа, по Августину, появились в результате Божественного творения. Из этих существ сначала были созданы такие бесплотные существа, как ангелы и души человеческие — и сразу же в законченном виде. Таким образом, философ христианства, используя идею неоплатоников о бессмертии человеческих душ, в то же время, в отличие от языческой мифологии о вечном существовании сохранившихся у них душ, распространяет на них фундаментальный религиозный монотеистический принцип креационизма. Все остальные вещи и явления природного мира обязательно связаны с материей, которую он считал абсолютно бесформенным и пассивным субстратом в смысле многовековой идеалистической традиции. Создание материи и всех телесных вещей происходит одновременно. Таким образом, четыре традиционных элемента древних — земля, вода, воздух и огонь — а также небесные светила, такие как ангелы и человеческие души, были созданы в едином законченном виде.

Таким образом, очевидно, что христианский августинианский креационизм приводит к крайне метафизическому, антидиалектическому взгляду, исключающему идею эволюции (скрытую в концепции эманации Неоплатона). Но даже для этой точки зрения очевидно, что в природе есть такие существа, которые растут и развиваются на протяжении значительной части своей жизни. Это растения, животные, человеческие тела. Для объяснения их происхождения и роста Августин использовал учение с так называемыми семенными (или зародышевыми) причинами (hautiones seminales), которые индивидуально создают возможность развития живых существ.

Августин представляет божественную сущность в соответствии с догмой Троицы, установленной Никейским Советом. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна, он считает свою вторую ипостась — Бога-Сына или Слово Логоса — самосознанием Бога-Отца и «Да будет так», которое породило мир. Но Бог говорил эти интимные слова, руководствуясь не только Своей доброй волей. В создании бесконечного разнообразия вещей и явлений природы, он также исходил из тех совершенных прототипов или идей, содержащихся в его сознании.

Августин окончательно христианизировал платонизм: идеи из независимых, несущественных и непреложных родов бытия стали устоявшимися мыслями Богом Творца. С точки зрения августинского христианского платонизма, все вещи, взвешенные по материи и потому приближающиеся к небытию, являются очень несовершенными копиями божественных идей. Все существует как на двух уровнях: в виде преддверийных мыслей божественного разума и в виде материальных вещей, как их несовершенные аналоги. Здесь Августин особо подчеркивает вечность и непреложность, присущие идеям, которые являются двумя важнейшими качествами божественного существа. Дуализм сверхъестественного Бога и естественного мира и, прежде всего, представляет собой противостояние между вечным и неизменным верховным существом и постоянно меняющимся миром скоропортящихся вещей.

Вечность и время

Августин особо подчеркивает вечность и неизменность, присущие идеям, которые являются двумя важнейшими характеристиками божественного существа. Дуализм сверхъестественного Бога и естественного мира и действует, прежде всего, как контраст между вечным и неизменным верховным существом и постоянно меняющимся миром скоропортящихся вещей.

Анализируя понятие времени, Августин стремился установить связь между его основными категориями, такими как настоящее, прошлое и будущее. Общий вывод, к которому он пришел, заключается в том, что ни прошлое, ни будущее не имеют фактического существования, принадлежащего только настоящему, и из которого и прошлое, и будущее могут быть поняты. С этой точки зрения, прошлое обязано своим существованием человеческой памяти, а будущее — надежде. Противопоставление Августина абсолютной вечности Бога и постоянной изменчивости материально-человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения. Это противостояние, как и сами категории вечности и времени, не является эмпирическим понятием. Функция этих спекулятивных терминов — идеолого-моральная. Поскольку человек проводит свою земную жизнь в окружении постоянно меняющихся вещей и сам подвержен этим изменениям, то он не должен ни на мгновение забывать Божественный, абсолютно неизменный мир и должен постоянно стремиться к нему.

Добро и зло — Теодицея Августина

Как и некоторым предыдущим христианским философам, Августину предстояла трудная задача — освободить высшего Творца Божьего от ответственности за зло, царившее в мире, который он создал. Это была первостепенная задача.

В своей борьбе против манихейства Августин ссылался на принципы неоплатонизма. Богослов примирил неоплатоническое понятие зла как отрицательной степени добра со своей основной креационистской позицией. Ссылаясь на тексты Писания, в которых говорится о благости Высшего Творца, он доказывает, что все созданное Им так или иначе вовлечено в эту абсолютную благость. Ибо Бог, создавая вещи, поражал их определенной мерой, весом и порядком. Поскольку, согласно августино-платоническому взгляду, он также руководствовался своими Идеями-мыслами как высшими моделями для всех создаваемых вещей, они содержат в себе некий инопланетный образ или иное. И как бы ни искажал этот образ неизбежное присутствие материи, и как бы ни менялась любая земная вещь или существо, они все равно сохраняют этот образ в той или иной степени. В этом смысле и добро в них. Как тишина — это отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а тьма — отсутствие света, так и зло — это отсутствие добра, а не то, что существует само по себе.

Это теодицея Августина, часто называемая христианским оптимизмом. Его социальное значение довольно прозрачно. Она заключается в стремлении Августина, самого видного идеолога официального христианства, примирить простых верующих с существующим общественным порядком вещей, которые призваны не роптать против зла, а благодарить Всемогущего за добро, которое он запечатлел в мире.

Человек и душа

У души есть начало, но она не может иметь конца; будучи бессмертной, она существует даже после смерти и распада тела, которое она оживила во время жизни. Опираясь на плотинианского Эннеда, Августин последовательно относится к душе как к нематериальной сущности, как к отдельной духовной субстанции, не имеющей ничего общего с телесно-биологическими функциями человека, главными из которых являются его функции: Мысли, Память и Уилл.
Августин определяет душу как «рациональную субстанцию, способную управлять телом» [О ценности души, XIII, 22]. Сущность каждого человека проявляется именно в его душе, а не в теле. Оригинальность мыслителя состоит в том, что он видит эту сущность души не столько в её рассудочной и мыслительной деятельности, сколько в деятельности воли. Деятельность человека не проявляется в том, что человек думает, — здесь он предстает скорее как существо, пассивно отражающее объекты (идеи), находящиеся вне его сознания (в Боге). Такое отношение подчеркивал и Августин в платонизме. Но, порывая с интеллектуализмом этого направления (как и со всей древней философией классического периода), христианский философ видит определяющий фактор человеческого действия именно в воле, которая, таким образом, имеет очевидное преимущество перед человеческим разумом. Призывая к неустанному поиску божественной истины и подчеркивая важность сильной воли к ней, он неоднократно демонстрирует в своих работах страсть и эмоциональность этого поиска. С этой точки зрения, знание и любовь к Богу — это двойной процесс.

Отношения между верой и разумом

Августин не ограничился простым провозглашением богословской формулы о превосходстве веры над разумом. Он пытался дать ему философское обоснование. Исходя из того, что человеческие знания берутся из двух источников: личного опыта и знаний, полученных от других людей, философ сосредоточился на втором источнике, более значительном и обильном, и назвал его верой. Но он делает неверный вывод, приравнивая веру в то, что человек учится у других людей, к вере в церковную власть.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
  2. Неопозитивизм — современная философия
  3. Свобода и ответственность личности
  4. Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества
  5. Значение философии в жизни человека
  6. Понятие, структура и особенности научного познания
  7. Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами
  8. Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
  9. Просветительская философия в Европе в XVIII веке
  10. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)