Для связи в whatsapp +905441085890

Философия нового времени — Особенности философии Нового времени

Семнадцатый век открывает период в развитии философии, которую обычно называют философией новой эпохи. Этот период в жизни общества характеризуется распадом феодализма, возникновением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технологиях, повышении производительности труда. Значительные преобразования происходят в социальной сфере и в политике. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Наука, особенно экспериментальная и математическая, основу которой заложил Г. Галилео, быстро развивается. Этот период называется эрой научной революции. Наука играет все более важную роль в обществе.

Философия современности обязана своим развитием, с одной стороны, более глубокому изучению природы, а с другой — все более тесной связи математики с естественными науками. Благодаря развитию этих наук принципы научной мысли вышли за рамки отдельных отраслей и самой философии.

Развитие современной науки, а также социальные изменения, сопровождавшие распад феодального общественного строя и ослабление церковного влияния, привели к переориентации философии. Если в средние века она действовала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманистическими знаниями, то теперь она полагалась в основном на науку. Поэтому, чтобы понять проблемы философии XVII века, необходимо учитывать: во-первых, особенности нового типа науки — экспериментально-математической естественной науки; во-вторых, проблемы эпистемологии — гносеологии.

Хотя в новой форме старая полемика, восходящая к средневековью, была продолжена между двумя школами мысли: номиналисткой, опирающейся на опыт, и рационалистом, предлагающим разум как наиболее достоверное знание. Эти две школы мысли появляются в семнадцатом веке как эмпиризм и рационализм.

Философия нового времени - Особенности философии Нового времени

Особенности философии Нового времени

Предметом философии в целом являются универсальные свойства и отношения (отношения) реальности — природа, общество, человек, отношения между объективной реальностью и субъективным миром, материя и идеал, бытие и мышление.

Человек пытается найти ответ на самые общие и глубокие вопросы: Что такое мир вокруг нас, и каково место и назначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего, что существует — материального или духовного? Есть ли в мире законы? Может ли человек знать мир, что это за знание? В чем смысл жизни, ее назначение? Такие вопросы называются философскими.

Центральные проблемы мировоззрения (связь мысли с бытием, человека с миром, сознания с материей, разума с природой, умственного и физического, идеального и материального, первичного) составляют общие вопросы философии, ибо именно через связь человека, его мысли, сознания, умственной и духовной деятельности, известно место человека в мире, его судьба, смысл бытия.

Условия возникновения философии Нового времени связаны со смещением интереса мыслителей от проблем схоластики (тип религиозной философии, характеризующийся сочетанием теологических и догматических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формальным и логическим проблемам) и богословия (совокупность религиозных доктрин и учений о природе и действии Бога). Включает в себя понятие абсолютного Бога, который в откровении передает человеку знания о себе) к проблемам натуралистической философии.

В этот же период философы пытаются заново обосновать естествознание, сочетая эксперимент и рефлексию как основу теоретического метода. В XVII веке интерес философов был сосредоточен на вопросах познания. В первую очередь среди них были проблемы гносеологии.

Гносеология — это отрасль философии, изучающая проблемы природы познания и его возможности, связь знания с реальностью, изучающая универсальные предпосылки познания, раскрывающая условия его достоверности и правдивости. Существовали два основных течения: эмпиризм — течение в теории знания, признающее сенсорный опыт единственным источником знания, и рационализм, подчеркивающий логическую основу науки и признающий разум источником знания и критерием его истинности.

Особенности философии Нового времени. Характерной чертой является ориентация на знание реальности на основе сенсорики. Появление естественных наук связано с тенденцией знания к единичным, обособленным фактам, без целостного определения системы. Возникает вопрос о природе и сущности самого знания, что приводит к возрастанию значения эпистемологической направленности новой философии.

Стремление к систематизации, количественному росту и все большей дифференциации знаний приводит к развитию теоретического мышления, которое стремится не только к причинно-следственным (связанным с законами) объяснениям взаимосвязей между отдельными явлениями и феноменальными областями, но и стремится к созданию целостной картины мира, основанной на новой науке и ее данных. Стремление прояснить взаимосвязи и взаимодействия естественным образом ведет к повышению роли рационального наблюдения, так что по мере развития сенсорных эмпирических знаний о мире растет и точное, рациональное математическое мышление.

Основные идеи философии 17 века:

  • Принцип автономного субъекта мышления.
  • Принцип методологического сомнения.
  • Индуктивно-эмпирический метод.
  • Рационально-дедуктивный метод с интеллектуальной интуицией.
  • Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.

Развитие нового правового мировоззрения. Обоснование и защита гражданских прав и прав человека.

Новая эра дала человечеству богатство выдающихся философов: Ф. Бекон, Р. Декарт, Т. Хоббс, Д. Локк, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лебниц, Д. Беркли, Д. Хьюм и другие.

Основные достоинства и недостатки материализма в XVII и XVIII веках

Материализм (от лат. материализм — материя) — одно из главных философских течений, которое решает главный вопрос философии в пользу материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, мыслящее как свойство материи, в отличие от идеализма, который предполагает ум, идею, сознание, мыслящее как ментальное, субъективное свойство.

Признание своеобразия Вещественности означает, что она никем не создана и существует вечно, что пространство и время объективно являются существующими формами существования Вещественности, что мышление не может быть отделено от мыслительной материи, и что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй части главного вопроса философии о узнаваемости мира означает веру в адекватность отражения действительности в сознании человека, в узнаваемость мира и его законов.

Слово «материализм» употреблялось в XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойл), а позднее в более общем философском смысле (Х. В. Лейбниц), чтобы противостоять идеализму.

Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая, прежде всего, методом мышления, в связи с которым и посредством которого развивается и обосновывается это течение материализма.

Содержание материализма, таким образом, содержит, прежде всего, то, что является общим для всех школ и течений материализма в их противостоянии идеализму и агностицизму, и с формой материализма связано то, что является специфическим для отдельных школ и течений материализма. Но это различие в то же время относительное, условное.

Форма материализма, действуя по своему содержанию, вносит в него существенные коррективы, в результате чего, например, диалектический материализм качественно отличается не только по форме, но и по содержанию, от вульгарного материализма, от метафизического материализма, от всех других видов материализма, хотя и имеет с ними то, что свойственно всему материализму в целом.

Когда существуют последовательные этапы в развитии одного и того же вида материализма, эти этапы рассматриваются как его этапы. Когда происходит радикальное изменение формы материализма, замена его старой формы на новую, мы говорим, что тип материализма меняется. Изменение формы материализма происходит в основном под влиянием прогресса научных знаний и социального развития.

Механистический (метафизический) материализм. Эта форма материализма была наиболее распространена в 17-18 веках.

В атомистическом материализме заимствована идея присутствия мельчайших частиц, составляющих всю Вселенную. Эти частицы назывались частицами (латинское corpusclea — корпускулы). Соответственно, теория материи, принятая последователями механистического материализма, называется корпускулярной.

Проблема метода познания философии (Бекон, Декарт)

Период развития капитализма с 16 по конец 19 века создает в Европе условия для ускоренного развития технологий, что затем приводит к промышленной революции. Но потребности практики, которая требовала новой техники и новых технологий, вступили в конфликт со старым мировоззрением. Материализм отвечал интересам естествознания. Этот материализм начинает свою критику схоластики с того, что ставит вопрос о способе познания. Материалисты объясняли бесплодие схоластической науки лживостью ее метода, главным из которых был дедуктивный метод выведения последствий из общих детерминаций.

Главными характеристиками ученого метода были:

  • Некритическая приверженность власти;
  • Догматизм;
  • Спекулятивный;
  • Отсутствие экспериментов;
  • Преобладание дедукции.

Тогда главной проблемой был поиск надежного способа получения знаний.

Первым философом, сознательно решившим разработать новый метод науки, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он был канцлером Англии. Его основная работа — «Новый Орган» («Орган» — краткое изложение логических записей Аристотеля).

Согласно доктрине Бэкона, чувства инертны и являются источником всех знаний. Эта точка зрения называется сенсацией.

Как Бэкон мог настаивать на непогрешимости чувств? Наши чувства часто оказывались ошибочными, например, когда мы видели разбитую ложку в стакане воды, когда мы видели огромную луну на закате и огромное солнце на закате (чего быть не может), и когда психология учит нас о многих видах иллюзий. Может быть, Бэкон ничего из этого не знал? Конечно, он это сделал. Но он мог бы задать нам вопрос: Откуда нам знать, что ложка действительно прямая, что солнце и луна имеют тот же размер, что и в полдень? Мы бы ответили, что вынимаем ложку из воды и смотрим, что это такое на самом деле, что, измеряяя угловой градус луны и солнца, мы убеждаемся, что их размеры не меняются. Но это означает, в конце концов, что мы снова апеллируем к чувствам и верим, что именно они дают нам окончательный ответ.

Но тогда почему люди совершают ошибки? Дело в том, что научные знания даются нам не просто так. А причина делает ошибки. Бэкон был убежден в возможности достоверных знаний. Для этого мы должны усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции. Следующим условием реформы науки является очищение разума от ошибок. У него четыре таких заблуждения, четыре вида «идолов» или «духов».

Поскольку знание основано на законах дедукции, главную роль в этом случае играет разум, а не органы чувств. Таким образом, Декарт считается основоположником рационализма, доктрины, утверждающей примат разума.

Проблема бытия и субстанции в современной философии

Если мы последовательно не признаем существование небытия, как это делали Элеатики (Парменид, Зенон), доказывая, что небытия не существует, то появление и разрушение может быть объяснено только изменением некой основы существования. Это основание называлось веществом.

Вещество (лат. субстанция) — это то, что лежит в основе. Уничтожение — это не отступление в небытие, а изменение вещества, его переход в другое состояние. В этом случае все многообразие вещей — это разные состояния одного вещества.

Именно необходимость объяснить существование разнообразия и изменений привела к пониманию существа. Поэтому в учениях, предшествующих философии, есть термины для различных веществ: Земля, вода, воздух, огонь. Древние философы склонны были рассматривать как одно вещество любую субстанцию, а многообразие вещей — как различные состояния этой субстанции. Если существовало более одного вещества, то они считались неизменными и не менялись друг на друга. Различные вещи были тогда результатом различных комбинаций веществ. Душа считалась состоящей из одного и того же вещества.

В средние века возникло понятие о существовании двух противоположных веществ: физического и духовного. Иначе невозможно объяснить существование бессмертной души в смертном теле.

В Новую эру возникла проблема взаимосвязи этих двух веществ. Действительно, есть такая вещь, как цветок. Мы можем дотронуться до него, даже проткнуть руку его шипами. Но тот же самый цветок, который мы можем себе представить. Из какого мы представляем себе цветок? Очевидно, что она сделана из чего-то другого.

Декарт, который определил вещество как вещь, которая не нуждается ни в чем, кроме себя, для своего существования, утверждал, что вещи сделаны из расширенной субстанции и что идеи сделаны из мыслящей субстанции. Но в данном случае, как они связаны?

Например, если мы (мыслящее вещество) решаем поднять руку, почему рука (расширенное вещество) выполняет наше решение? Существует ли канал передачи информации от мысли к мышце, так как нервный импульс — это всего лишь электрический сигнал? Откуда мышцы знают, что нужно двигать рукой вверх, а не вниз?

После того, как Декарт решил проблему, он должен был признать независимое существование обоих образований, расширение и мышление. Этот подход называется дуализмом (dual — dual). Но этот подход должен был объяснить одновременность действия двух веществ. Объяснение было предоставлено его учеником с «теорией двух часов». Если у одних часов есть стрелки, но нет стрелок, а у других есть стрелки, но нет стрелок, то для того, чтобы их использовать, мы должны заводить их одновременно. Таким образом, когда Бог сотворил мир, Он «закрутил» обе субстанции одновременно, и теперь они работают синхронно.

Спиноза (1632-1676), сохранив определение Декарта о веществе как о причине самого себя, избавился от дуализма, заявив, что расширение и мышление — это не вещество, а признаки (свойства, присущие) одной общей для них вещественности — физической природы или Бога.

Признание того, что в мире существует только одна субстанция, называется монизмом.

Спиноза родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви, христиане тоже его ненавидели. Его главная работа, Этика.

Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) утверждал, что содержание не может быть расширено, поскольку расширение означает, что оно состоит из чего-то. Но вещество не может состоять из частей. Значит, вещество не расширяется.

Но что нельзя удлинить, если нет длины, ширины, высоты? Это математическая точка. Но такая точка зрения является результатом мысли. Значит, субстанция — это нечто столь же бесплотное, как душа. Лейбниц называет этих маленьких бесплотных душ монадами. Все вещи состоят из монадов. Они крошечные, но в комбинации они что-то делают. Так Лейбниц придумал идею интегрального исчисления.

Монады не могут общаться друг с другом из-за отсутствия внутренней структуры, они «без окон и дверей». Но есть проблема с объяснением человека. По словам Лейбница, человек состоит из монад и сам является большой монадой. Так откуда маленькие монахи знают желания большой монады? И Лейбниц объясняет это заранее установленной гармонией. То есть, Бог предопределил деятельность всех монадов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вещь в себе и явление
  2. Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
  3. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  4. Общая характеристика немецкой классической философии
  5. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
  6. Периоды развития античной философии
  7. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
  8. Принцип тождества бытия и мышления
  9. Ортегга-и-Гассет и его философия
  10. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения