Для связи в whatsapp +905441085890

Греческое «чудо» — период становления европейской традиции в философии — «Греческое чудо» и его причины

Культуры Древней Греции и Древнего Рима из-за их типологической близости принято называть «древней культурой» (лат. antiquues — древние) и считать одним из важнейших источников развития европейской культуры в последующие века. Если сравнить древнегреческую и римскую культуры друг с другом, то можно сказать, что наибольшую оригинальность отличала первая, а вторая развивалась под сильнейшим влиянием.
Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием ее достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии в западном стиле и Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, свидетельствующее об идеальном калокагатии (греческий kalos — красивый, agatos — добрый) — единстве физической красоты и нравственного совершенства человека. Архитектура греческого порядка имеет свое происхождение (архитектурный порядок — это строгая система рациональных взаимосвязей между несущей и несущей частями зданий в колонно-балочной конструкции). Именно здесь зарождались и развивались основные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.). Названия многих наук, многие общие научные и философские термины имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атомистика, грамматика, политика, демократия…). Также удивляет общее количество знаменитых эллинов, талантливых и даже блестящих деятелей культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель; трагикисты Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиант Аристофан; фабрикант Эзоп; поэты Гомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид; врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед….. В то же время эллины всегда оставались относительно небольшим народом, а период их культурного развития был довольно коротким («классический период» — V-IV вв. до н.э.). Ученые говорят о «греческом чуде» и пытаются определить его причины и условия.
Ряд авторов отмечают особенности менталитета (национального характера) эллинов, в том числе живость и свободу, предприимчивость и любопытство, любовь к огласке и развитое чувство красоты.
Они пытаются связать эти характеристики с особенностями природно-климатических условий и географического положения Греции. Они говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов, окруженных горами и морями, о жизни на перекрестке многих маршрутов, по которым в древности перемещались торговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей.
Они подчеркивают тот факт, что греческая цивилизация вступила в зрелую стадию в разгар так называемой Железной революции, которая определила ее большую динамичность и склонность к инновациям, по сравнению с древними восточными цивилизациями, где в бронзовом веке уже сформировалась чрезвычайно консервативная социальная структура.
Не менее важно, что в странах, населяющих эллины, не было необходимости заниматься орошаемым земледелием, в то время как в восточных странах это было одним из основных условий формирования деспотических государств, которые были стабильными и медленными в своем развитии.

Греческое «чудо» - период становления европейской традиции в философии - «Греческое чудо» и его причины

Важнейшие особенности древнегреческой культуры

Перечислим основные черты древнегреческой культуры.
1) Космизм (космоцентризм, космологизм) из греческого космоса — организованный мир, общечеловеческий порядок. Это относится к восприятию мира как живого и упорядоченного целого, частью которого является человек (микрокосм). Можно также утверждать, что чувственный и материальный космос был для эллинов божественным абсолютом, над которым они не могли представить себе истину, красоту, порядок и справедливость. Боги, которым поклонялись эллины, по сути, были олицетворением различных аспектов космоса.
2) Повышенный интерес к человеку, что заставило некоторых писателей даже говорить об антропоцентризме. Тем не менее, человек был не в центре вселенной, а в центре внимания эллинов. Отсюда ярко выраженный антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда и знаменитый философский тезис: «Человек — мера всего». Отсюда поразительный факт: авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы — «Илиада» и «Одиссея», повествующие в основном о приключениях и подвигах людей.
3) Утверждение ценности полиса как предпосылки нормальной жизни человека. Философы, художники, поэты считали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.
4) культ человеческой физичности и в то же время слабый психологизм. Древнехристианская древность не открывала «внутреннего человека», не знала глубин человеческой души (если, как говорится, глаза — зеркало души, то примечательно, что древнегреческие скульптуры не имеют взгляда…). В этом смысле греческая культура, по определению ее эксперта, философа А. Лосева, была внеличностной.
5) ахисторизм, т.е. неисторизм, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самыми известными из которых были Геродот и Фукидид. Однако их произведения — это рассказы о достопримечательностях, славных событиях и великих людях, то есть это список описательных фактов, которые остаются фрагментами, не объединенными логикой, не вписанными в тенденции.
6) Сочетание фатализма и героизма, который древнегреческая трагедия выражала с большой художественной силой. Фатализм (лат. fatalis — фатализм, fatum — судьба, судьба, неизбежность) — это признание всемогущества судьбы. Если задуматься, то это прямой вывод из космоса, который разрешает человеческое действие в естественные процессы и ритмы. Но эллины оценили мужество тех, кто ссорится с судьбой, кто действует, несмотря на все это.
7) Агонистическая (греческая агония — борьба) — нацелена на постоянную борьбу, соперничество, превзойдя всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни Греции: Олимпийские игры, театральные постановки, философские споры, судебные процессы, мифологию и политику. Это также придало героический характер древнегреческому фатализму. Можно увидеть связь между агонизмом эллинов и их представлениями о загробной жизни — мрачной и мрачной теневой реальности….. Эллины бы хорошо поняли современное рекламное обращение: «Уберите все из жизни!» и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».
8) Абстрактный рационализм, любовь к истине ради истины — в отличие, например, от древних египтян и даже римлян, которые искали в основном прикладных знаний. Переход от эмпирических (экспериментальных) идей к концептуально обоснованным теоретическим знаниям сыграл большую роль в становлении науки. Но его развитие в древнем обществе тормозилось господством мифологического мышления, которому порой отдавали дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «за дриадами греки не видели леса»…

Понятие «Античная философия». Основные этапы развития античной философии

Древняя философия возникла и развивалась в период возникновения и становления рабовладельческого общества, когда оно было разделено на классы и обособленную социальную группу людей, занимавшихся только интеллектуальным трудом. Своим появлением эта философия обязана развитию науки, особенно математики и астрономии. Однако в это далекое время наука еще не изолировалась в отдельной сфере человеческих знаний. Все знания о мире и человеке были объединены в философии. По сути, это было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли в целом, а совокупное знание, которое до того времени не делилось на конкретные разделы, было как конкретным, так и обобщенным. Не случайно древняя философия до сих пор называется наукой наук Калы И.И. Философия для аспирантов: Учебник / И.И. Калны, Ю.А. Сандулов. — СПб: Издательский дом «Лан», 2008. -С. 42..
В нем, как и в любом другом, в том числе и современном, были два прямо противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).
Политические и экономические обстоятельства благоприятствовали развитию философии. Культура греков — это результат и условие свободы. Социально-государственный принцип организации — полис — греческий город-государство представлял собой этический горизонт гражданина. Цели государства воспринимались как личные, свобода государства — как гарант собственной свободы гражданина.
Такова философия древних греков и римлян, зародившаяся в Греции в 6 веке до н.э. и продолжавшаяся до 5 века н.э. Формально датой окончания считается 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Академию Платона, последнюю философскую школу древности.
Древняя религия характеризовалась последовательно реализованным антропоморфизмом, то есть полным уравнением богов с человеком. По сути, древние боги — это образы прекрасных мужчин и женщин; боги отличаются от людей только бессмертием, большей физической силой, способностью изменять свой облик. Древние боги также похожи на людей по своим духовным характеристикам. Они обладали теми же добродетелями и слабостями, что и люди. В мифах боги изображались как существа, возбужденные страстями и склонные к порокам, присущим людям. Греческие боги были эстетическими идеалами, но ни в коем случае не моделями этического поведения. Невозможно было уважать богов, как это описано в стихах Хесиода и других мифологических источниках. Греки боялись власти богов, но считали возможным бороться и обманывать богов (вспомним богоборческий миф о Прометее). Греческие боги не были всемогущими и подчинялись законам природы; даже Зевс не мог изменить того, что было предначертано судьбой. Обратите внимание также на изначальную слабость греческого священства, которое не сформировало целостную социальную группу, подобную индийским браминам. Священство быстро утратило духовное лидерство в Греции и использовалось исключительно для совершения религиозных обрядов. Все эти особенности древней религии во многом облегчили путь греческой мысли «от мифа до логоса». Даже первые греческие философы выступали против «мифологов», создателей мифов, и требовали лишь рационального объяснения всего, что существует. Слабость древнего священства, которое не воспринималось как хранительница истины, данной богами, привела к выводу, что истина должна быть найдена самостоятельно с помощью интеллектуальных усилий. Это привело к появлению философии.

Возникновение гуманистической философии

Ренессанс — это период культурного и идеологического развития Западной и Центральной Европы. Особенностью философии этого периода было возвращение к древней традиции понимания человека, его связи с космосом и полисом, что обусловило антропоцентризм во взглядах мыслителей того времени.

Диалоги Платона оказали наибольшее влияние на философию и культуру того времени. Лишь в эпоху Возрождения они изучались в форме, свободной от интерпретаций неоплатоников и других средневековых ученых. Флорентийские правители Козимо и Лоренцо де Медичи прославили Платона, а Козимо де Медичи основал так называемую Платонскую или Флорентийскую академию, в которой философы и поэты изучали творчество этого великого мыслителя древности. Учитывая выбор между Платоном и Аристотелем, можно сказать, что итальянские гуманисты, безусловно, отдавали предпочтение Платону.

Влияли также рукописи так называемого Герметического кодекса, заказанные египетским священником и посвященные попытке понять и описать вселенную с точки зрения магии, алхимии и астрологии. Основной идеей этих рукописей было гелиоцентрическое толкование Вселенной. «Гермес Трисмегис», мифическое имя, связанное с определенным разрядом

Гностические философские откровения или магические трактаты и формулы, были настоящим человеком для людей Ренессанса: египетским священником, который жил в древности и сам писал все эти сочинения. 1 Мыслители Ренессанса были очень благоговейны перед древними источниками, и, соответственно, чем раньше был написан документ, тем интереснее и достовернее он был. Нужно было только найти и изучить его последовательно, не обращаясь к работам предыдущих комментаторов.

Особенностью герметических рукописей является то, что они не касались эпохи листьев египетской мудрости, а были созданы во II веке н.э. и содержали достаточно много раннего греческой философии. Но это не помешало документу считаться подлинным, так как в начале нашей эры преобладала вера в то, что Египет был домом всех сокровищ в области магии и философии, и даже греческие философы черпали свои знания из египетских источников. Гелиоцентрическая идея герметических рукописей оказала плодотворное влияние на взгляды М. Фичино, Н. Коперника, Ж. Бруно, Т. Кампанеллы и других философов.

Примером гуманистического взгляда на человека этого периода является знаменитый «Разговор о достоинстве человека» (1486) Г. Пико делла Мирандола (1463-1494). В этой работе автор подчеркивает уникальность человека, восхваляет силу его духа и называет его посредником между всеми существами природы, центром Вселенной. Он даже верил, что человеческий дух превосходит чудеса небесные по своему творчеству и силе, и особенно потому, что дух и душа человека бесконечно свободны. Именно такой творческий человек, обладающий бесконечной свободой совершенствоваться, открывать для себя себя, был воплощением гуманизма Ренессанса. Мирандола писал: «Святая тоска входит в душу, так что мы не довольны обычными, но стремимся к необычному».

Что мы не довольствуемся обычным, но жаждем возвышенного и, если возможно, достигаем того, что принадлежит всем людям».

Следует также отметить, что Ренессанс, в отличие от средневековых идей, также реабилитировал физический элемент, в соответствии с древней традицией.

Зарождение европейской философии в античной культуре

Бытие и формирование философии. Историко-философский процесс (Кохановский, с. 576). Преодоление описательного этапа истории философии: диалектические основы в истории философии Гегеля («Лекции по истории философии»). Философия как «эпоха, охваченная мыслью». История философии как история самосознания человеческой культуры, т.е., в конечном счете, самой мировой истории, но не в эмпирическом, а в содержательном, категоричном выражении. Фатализм линейной концепции Гегеля, недооценка альтернативной, многомерной истории человечества. Разнообразие возможных связей различных философских идей, их взаимное расположение не только в подчинении (субординации), т.е. «одно за другим», но и «одинаково». Историко-философская проблема критериев типологии различных философских доктрин: гносеологические критерии, метод, по отношению к логике и разуму и др.

Исторические типы философствования (не временные, а содержательные): созерцательный тип философствования (Античная философия), спекулятивный тип (интуиционизм, иррационализм, философия религии), активный тип (Маркс, а до него Мор, Кампанелла, Дидро, Фихте, Радищев), социально-экологический тип философствования (Вернадский, Римский клуб).

Традиционное объяснение возникновения философии (Аристотеля): естественное стремление человека к знаниям и мудрости — чудо и радость мира — чудо, порождающее вопросы о мире и месте человека в нем. Границы традиционного объяснения: схема «человек — мир» не отражает обусловленности человека конкретной культурой, в которой он существует (Голубинцев). Философия как «изобретение», специфическое наследие древней культуры (Реале, Лосев, Шаповалов), реализованное в контексте радикальных изменений глобальных пропорций периода «осевого времени» (Яшперс). Миф — «потеря пути» — префилософия — мудрость — начало философии: от мифа до логотипов (Кузнецов, Голубинцев). Исторические, культурные и экономические условия зарождения философии в древних Элладах (Костецком).

Основные направления, школы и этапы развития философии. Три центра Философии в мире (Костецкий) — Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

Связь между Востоком и Западом в философии Орфея: идеи реинкарнации и кармы, без которых, как отмечают Реале, Антисери, Рассел и Берне, невозможно представить себе Пифагора, Гераклита, Эмпедокла или большую часть Платона…..

По Костецкому: Восток — эзотерический (знание можно получить от гуру только через посвящение), а Запад — экзотерический (понять его можно, просто читая книги).

Сущность философской мысли — это деятельность ума, которая должна быть пробуждена, возвышаясь над деятельностью ума. На Востоке и на Западе все было по-другому:

В древней Индии и Китае был разработан метод индивидуального обучения для каждого человека: Называется PARAMPARA, или CHAIN OF STUDY, т.е. от учителя к ученику. На практике ребенок в возрасте 5 лет был отдан учителю в школу, где он жил вместе с учителем, и его обучение проходило в непосредственном контакте с учителем. Считалось, что учитель пробудил дух, мудрость. Преподаватель обучал каждого студента индивидуально, не только давая им теоретические знания, но и вовлекая их в повседневную деятельность и общение, что делало теоретические знания сознательными, то есть усваиваемыми разумом. То есть эффект «цыпленка, пробивающаяся сквозь собственную оболочку, чтобы стать жизнеспособной в свободе» был создан самим учителем. Учитель создал для каждого ученика индивидуальные тесты, с помощью которых ученик мог пробудить свой ум и получить знания. О таких испытаниях много историй, например, учитель заставил ученика нырнуть в воду и продержал его там до тех пор, пока он не задохнулся, затем заставил его подойти еще раз и вспомнить жажду жизни, которая должна была пробудить жажду познания истины, и т.п.

В Древней Греции — это произошло коллективно, государство находилось в особой социальной ситуации, когда каждый гражданин находился в «куриной» ситуации — в результате был создан удивительный прецедент в истории.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология
  2. Умберто Эко, итальянский учёный, философ
  3. Специфика метода философии
  4. Философские проблемы пространства и времени — Понятие пространства и времени
  5. Философия и религия как типы мировоззрения
  6. Аксиология
  7. Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории
  8. Онтология и философия возрождения
  9. Ибн сина (авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма
  10. Сократические школы и их значение