Для связи в whatsapp +905441085890

Философия и религия как типы мировоззрения — Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии

Среди различных сфер психической деятельности человека есть, в частности, такие сферы, как религия и философия. Как правило, они рассматриваются как отдельные, хотя и во многом взаимосвязанные сферы, иногда прямо противоположные друг другу.

Богослов, историк, философ изучают религию, но делают это с разных сторон. Первая занимается наиболее точным выражением фактов религиозного сознания, данных откровением; вторая рассматривает этапы религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ пытается осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось только в девятнадцатом веке. Философы пытаются определить религиозные формы сознания, чтобы выявить их основные типы.

«Есть четыре причины, по которым в сознании людей формируются представления о богах:

  • Вера в предсказание будущего.
  • Страх перед грозным природным явлением.
  • Обилие предметов, которые служат нашему существованию.
  • Наблюдения за неизменным порядком в движении звездных небес».

Религиоведение — философская наука, изучающая религию как феномен общества и как явление духовной жизни общества. Это связано с тем, что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой стороны, религиоведение направлено на рассмотрение наиболее универсальных концепций и теорий религии и обеспечение отправной точки для конкретных наук, изучающих тот или иной аспект такого сложного явления, как религия. Со своей стороны, изучение религии включает в себя ряд факультетов: История религии, философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии.

Переходя к рассмотрению религии, необходимо осознавать специфику ее философского анализа, который отличается от подходов конкретных дисциплин религиоведения. Религия представляет философский интерес как одна из форм ценностного отношения к миру, которая глубоко укоренена в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальные потребности. Значение религии для человечества было и остается огромным, и ни один философ не имеет права игнорировать его.

Философия — это особая форма духовной культуры, связанная с пониманием природы мира и человека, его места в нем, его отношения к миру и смысла жизни.

Религия — это основанное на вере сверхъестественное мировоззрение, которое включает в себя систему догм, чувств и ритуальных действий, направленных на иллюзорные объекты и удовлетворение определенных духовных потребностей человека.

Существует несколько устойчивых терминов, с помощью которых философию принято противопоставлять религии:

  • Религия — это догматизм; философия — свободная мысль».
  • Философия — это логическое, дискурсивное мышление; религия — это сознательное отношение к иррационализму».
  • Религия — это слепая вера, философия — это знание».
Философия и религия как типы мировоззрения - Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии

Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии

Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир можно понять только через веру в сверхъестественные силы, в существование бога или богов, в «священное» начало, которое непостижимо для человека.

Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Это вера в чудо, тайну и власть, которая служит способом существования. Именно вера определяет настроение и переживания человека, то или иное его внутреннее состояние.

Однако вера не исчерпывает содержание религиозного мировоззрения. Она находит свое естественное продолжение в тех или иных догмах и определенных ритуалах, составляющих религиозный культ, осуществляемый специальными религиозными институтами (церквями, сектами и т.д.).

В сознании верующего человека эмоциональный и чувственный компонент играет главную роль, а рациональный является производным. Вера человека связана с опытом религиозных восприятий, иногда с глубоким потрясением от того или иного культового действия.

Термин «философия» был впервые введен Пифагором и означал «любовь к мудрости», а позже Платон стал трактовать его как любовь к «мудрости-истине». Ведь мудрость, по его мнению, заключается прежде всего в стремлении к истине, в достижении гармоничного равновесия между разумом и душой. Душа стремится к такому состоянию, когда она «вносит спокойствие во все, следует разуму и постоянно пребывает в нем, созерцает то, что истинно, божественно и неизменно, и находит в этом питание для себя…».

Возникновение философии

Возникновение философии знаменует собой новый этап в развитии духовной культуры общества, на котором начинает формироваться новое, отличное от мифологического и религиозного, отношение к окружающему миру, к самому человеку и его мышлению. Это отношение уже не столько интеллектуально-практическое, сколько теоретическое, связанное в первую очередь с рефлексией.

Иными словами, философия возникает как расширение мысли из той или иной узкой области конкретно-научного знания в область, охватывающую мир в целом, включая само мышление вместе с его рационализацией.

Среди философов нет единства в понимании природы и функции философии религии. Тем не менее, философия религии, несомненно, обладает объективно сложившимся предметом, постоянно воспроизводимыми формами реализации, достаточно устойчивыми отличиями от других областей философского знания — от теологии, от дисциплин религиоведения. Она представляет собой особый способ философствования, который демонстрирует многообразие исторических форм реализации. Общим предметом подавляющего большинства современных разновидностей философии религии является изучение и понимание теизма в различных аспектах, а также обоснование традиционного, «классического» теизма или построение философских альтернатив классическому теизму. Современные философы понимают теизм как набор определенных религиозных и метафизических предложений, ядром которых является идея Бога. Бог задуман как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он создал все, что существует вне Его. Он трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

В своем историческом существовании философия религии демонстрирует некоторые устойчивые типы, основанные на природе ее цели и выборе определенных аспектов религии в качестве ее объекта.

Философия религии всегда предстает либо как философская наука о религии, либо как философская теология, то есть либо как философский анализ существующей системы религиозных верований, либо как попытки конструктивного философского обоснования и развития этой системы, особенно в форме философского учения о Боге.

Философские исследования религии

Основным объектом философского изучения религии, предметом разнообразных философских и исследовательских подходов к религии являются религиозные верования.

Убеждения относятся к религиозным знаниям, которые считаются само собой разумеющимися. Убеждения — это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе. Эти знания лежат в основе религиозной практики и, в более широком смысле, действий верующих. Поэтому, согласно современной философии религии, термин «вера» может быть применен к тем религиозным традициям, в которых он не используется.

Философское исследование религиозных верований может руководствоваться двумя противоположными задачами. Во-первых, прояснение и оценка религиозных убеждений может привести к выводу, что эти убеждения противоречивы и философски несостоятельны; во-вторых, они могут быть направлены на философское обоснование убеждений. В последнем случае философское религиоведение возникает как философская апологетика или по существу поглощается философской теологией. Эпистемологические проблемы составляют ядро философского религиоведения, по крайней мере, недавнего. Это проблемы обоснования и оправдания религиозных, особенно теистических, верований.

Эти проблемы уже давно находятся в центре идеологических дебатов о религии. Это неудивительно, поскольку в культуре, которая руководствуется определенными стандартами понимания мира и организации социальной жизни, неизбежен вопрос о том, как придерживаться этих стандартов во всех видах духовной, интеллектуальной и практической деятельности. В силу ряда исторических факторов вопрос о соответствии религии установленным стандартам рациональности всегда стоял особенно остро для европейской культуры.

В проблеме рациональности и рациональности религиозных верований возможны две основные позиции: философски аргументированное сомнение, отрицание обоснованности этих верований с точки зрения разума — философское утверждение соответствия религиозных верований принятым или новаторским стандартам рациональности. Обе позиции противостоят фидеизму (утверждение безусловной истинности содержания религиозных верований без учета оценок разума, включая философский разум).

Первая позиция очень слабо представлена в современной философии религии. Немногочисленные критические концепции не выходят за рамки традиционных агностических взглядов. На самом деле, после «неопозитивистской атаки» не было предложено ни одного инновационного критического подхода.

Индивидуальный религиозный опыт может быть четко выражен только через соотнесение с религиозными верованиями, присутствующими в конкретном социальном пространстве. Другими словами, вера является, по сути, единственным средством интерпретации религиозного опыта. Истинность или ложность этого опыта может быть оценена с помощью убеждений. В то же время существующие убеждения являются важнейшим условием для возникновения и воспроизводства самого религиозного опыта. Это очень существенный момент в процессе воспроизводства той или иной религиозной традиции. Исследователи обычно признают роль существующих религиозных убеждений в формировании и оформлении религиозного опыта.

В рамках проблемы религиозного опыта первостепенное значение для философии религии имеет проблема того, можно ли проверить существование Бога на основе религиозного опыта. В связи со все более распространяющимся убеждением, что все попытки доказать существование Бога тщетны, некоторые философы склонны считать, что знание о существовании Бога и другие связанные с ним религиозные знания могут быть получены только через некое прямое сознание или интуицию, т.е. опыт.

Мировые религии современного мира

Рассмотрение проблем организации и функционирования религии не дает ответа на вопрос о причинах ее возникновения, существования и воспроизводства. На этот вопрос в истории философии давались разные ответы, в зависимости от системы взглядов, которой придерживались философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) был первым, кто предположил, что религия основана на страхе перед ужасными природными явлениями; похожие идеи высказывал Спиноза (1632-1667).

Анимистическая теория Эдварда Тейлора (1832-1917), согласно которой философ-дикарь представлял душу в виде маленького двойника, который может покидать человеческое тело, и из этого убеждения развивались идеи о загробной жизни и Боге.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) рассматривал невроз как индивидуальную религиозность, а религию — как универсальный коллективный невроз.

Из приведенных выше примеров можно сделать вывод, что нельзя вывести единую универсальную причину возникновения религии. Необходимо говорить о разнообразных причинно-следственных связях, исторических, структурных.

В науке о религии обычно выделяют социальные, социокультурные, антропологические, психологические и эпистемологические детерминанты. Обычно их метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой совокупность факторов, которые создают необходимость и возможность для возникновения и существования религий.

Определяющим фактором являются материальные условия, но их влияние опосредовано, в то время как религия напрямую зависит от политики, государства, морали, философии и науки. В основе религии лежит совокупность общественных отношений, создающих объективное бессилие людей перед лицом внешних обстоятельств.

Антропологические корни — это те аспекты жизни человека как индивида и как «коллективного человека», которые раскрывают хрупкость бытия, ограниченность существования — болезни, наркомания, мутация, смерть, неминуемое вырождение «Homo sapiens» и исчезновение человечества и т.д.

Психологические предпосылки религии

Познание человека — это процесс движения от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительную истину к абсолютной, объективной истине. На каждом этапе, однако, существуют непознаваемые сферы реальности (есть «тайна»). Приобретенные знания относительны; размышление не может быть полным и адекватным. Знания об объектах, полученные на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Одной из самых сложных проблем, стоящих перед философией религии, является отделение религиозного сознания от других форм духовной ориентации человека в мире. Начать рассмотрение этой проблемы необходимо с поиска сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью. Эта проблема порождает жаркие споры среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого универсального определения религии, которое включало бы в себя огромное разнообразие конкретных форм и видов религиозных верований. Например, «гносеологический» подход к религии, который видит ее главную особенность в вере, не поддающейся рациональному анализу и проверке истинности, сталкивается со значительными трудностями при отграничении религиозных верований от аналогичных идеологических явлений (таких как некритическая вера в коммунизм, национальное превосходство и т.д.).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Позитивизм и научное познание
  2. Гносеология
  3. Умберто Эко, итальянский учёный, философ
  4. Специфика метода философии
  5. Философские проблемы пространства и времени — Понятие пространства и времени
  6. Греческое «чудо» — период становления европейской традиции в философии
  7. Аксиология
  8. Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории
  9. Онтология и философия возрождения
  10. Ибн сина (авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма