Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистические принципы образования — Мета принципы воспитания

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и предполагает гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками воспитательного процесса.

Гуманизация – это очеловечевание воспитательных отношений, признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

В воспитательном процессе человек мыслится как субьект своей жизнедеятельности и поэтому должны быть обеспечены процессы, протекающие в личности (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция).

Осуществляя воспитание, люди вступают между собой в определенные отношения, которые принято называть воспитательными.

Принцип – это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи.

В.С.Безруковой, В.С.Кукушина, В.А.Сластенина, С.А.Смирнова и других авторов по выделению педагогических принципов, мы пришли к выводу, что принципы воспитания можно разделить на следующие три группы:

– Мета принципы воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение и действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях воспитания. Мета принципы обусловлены основной закономерностью воспитания – ориентацией на развитие личности.

– Частные принципы воспитания – это принципы, которые позволят учесть особенности воспитательного процесса в конкретной воспитывающей среде.

– Частные принципы профессионального воспитания – это принципы, которые обеспечат наиболее эффективное профессиональное становление и развитие обучаемых, формирование у них профессионально важных качеств личности.

Гуманистические принципы образования - Мета принципы воспитания

Мета принципы воспитания

Принцип гуманизации предполагает социальную защиту растущего человека. Его сущность состоит в том, что отношения всех участников воспитательного процесса строятся на приоритете общечеловеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности обеспечивает возможность каждому человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.

Принцип природосообразности воспитания – исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия выступал обучаемый с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Принцип целостности воспитательного процесса означает достижение единства всех входящих в него компонентов.

Принцип демократизации заключается в предоставлении участникам воспитательного процесса определенных свобод для саморазвития, само регуляции, самоопределения.

Принцип культуро сообразности предполагает максимальное использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой находится конкретное учреждение образования. Принцип культуро сообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX века.

Частные принципы воспитания

Принцип воспитания личности в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса. В коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие, социально значимые, качества личности.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников указывает на необходимость развития самоуправления. Педагогическое управление направлено на то, чтобы обеспечить эффективность всех видов деятельности воспитанников. На определенном возрастном этапе учащийся начинает проявлять себя как субъект деятельности, поэтому необходимо развивать самоуправление. При этом педагогам необходимо делать акцент на доверие и отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки и администрирования.

Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему указывает на то, что требовательность должна быть реалистичной и одинаковой по отношению ко всем воспитанникам.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности предполагает, что к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С.Макаренко). В педагогической практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности.

Принцип согласованности требований учреждения образования, семьи и общественности указывает на необходимость разработки системы педагогических требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшийся требований, настойчивость воспитателей по отношению к воспитанникам в их выполнении.

Принцип воспитания через творчество указывает на то, что формирование каких-либо качеств личности возможно только через творческую деятельность. Под творческими- способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Частные принципы профессионального воспитания

Принцип профессиональной целесообразности способствует достижению целей профессионального образования. Правила осуществления принципа следующие: осуществлять отбор содержания, методов, форм и средств профессионального обучения и воспитания на основе учета целей, задач и особенностей подготовки специалистов по конкретной специальности; формировать профессионально значимые качества у обучающихся, которые обеспечат продуктивное решение целей и задач будущей профессиональной деятельности; использовать профессиональную подготовку в целях общего развития подрастающего человека.

Принцип связи воспитательного процесса с производственной практикой основывается на том, труд создает материальную основу для развития социально и профессионально значимых качеств личности. Участие в коллективном труде на производстве обеспечивает накопление профессионального опыта и формирование трудовых нравственных качеств личности.

Итак, качество воспитательного процесса будет зависеть от того, насколько полно реализуются педагогические принципы.

Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения 

14-16 века .Деятели эпохи Возрождения – гуманисты- выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно- религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц- социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания , овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программы умственного образования гуманистами включались естественно- научные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Религия, тем не менее , занимала значительное место.

Продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В городских школах обучение велось на родном языке, существовали латинские школы, коллегиумы, гимназии.

Витторио- Да- Фельтре (1378- 1446) Италия. Организовал школу под названием школа радости, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основные предметы: классическая литература и языки, математика, астрономия, совершали экскурсии по городу. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция В романе Гарангатюа И Гатагрюэль он дал сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Большое внимание уделялось физическим упражнениям, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдение за природой.

Метод. : беседы, чтение книг, применение наглядных пособий. Освоение знаний носит сознательный характер!!!

Идеи. :наглядности, жизненности обучения. Советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Цель. : духовное и телесное развитие человека.

М.Монтень (1533-1592) В своем труде опыты рассматривает человека как наивысшую ценность . «Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество.» Считал, что превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, а сколько развив способность критических суждений.

Цель образования : формирование критического мышления, а не передача знаний. Основа обучения- опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать , сопоставлять .

Цель : (развивающего обучения )- развитие способностей личности, критического мышления .

Монтень считал, что воспитание и обучение должны соответствовать нескольким критериям :

1. Больше говорит ученик и больше слушает учитель

2. Нельзя обучать многому ( против энциклопедического обучения )

3. Наладить контакт учащихся с окружающим миром

4. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности .

Эразм Роттердамский.(1469- 1536) Его работа Похвальное слово глупости принесла ему известность и славу , высмеивал схоластические дискуссии, считал, что схоластика действует отупляющее на человека. Утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокому знанию древних языков, истории, литературы.

Таким образом: педагоги- гуманисты внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схаластической учености, идеями о значении образования подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процессов обучения, уважение личности ребенка.

Мотивация: иерархия потребностей

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рисунке 1 в Приложении 1 схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их очередности:

— физиологические потребности;

— потребности безопасности и защиты;

— потребности принадлежности и любви;

— потребности самоуважения;

— потребности само актуализации, или потребности личного совершенствования.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно :

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и защиты. Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его.

Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы.

Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования [5]. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают, удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85 % — физиологические, 70 % — безопасность и защита, 50 % — любовь и принадлежность, 40 % — самоуважение и 10 % — само актуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Таким образом, с одной стороны — индивидуальные потребности, с другой — условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать. Следует отметить, что, несмотря на широкую известность и признание концепции Маслоу, теория не получила достаточной экспериментальной валидизации. Ряд исследований подтвердил доминирование базовых потребностей над потребностями других уровней, однако подтвердить очередность удовлетворения потребностей, предложенную Маслоу, не удалось. Наибольшие сложности возникли при экспериментальной проверке потребности в само актуализации, которую сложно определить операционально и четко отделить от потребностей, близких по содержанию.

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно, что касается наших физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям :

-их отсутствие вызывает болезнь (например, человек, который не ест, в конце концов заболевает);

-их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не заболевает);

-их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);

-при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выбирает пищу, а не привязанность семьи или друзей);

-они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в условиях достаточно благополучных, чтобы их поведение не сдерживалось постоянными поисками пищи).

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или метапотребности (мета означает сверх» или «после») должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предлагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Студент, который выбирает курс органической химии просто потому, что хочет расширить свои познания, в большей степени демонстрирует Б-мотивацию, чем мотивацию типа Д. Конечно, он не заинтересуется органической химией, если умирает от голода. Таким образом мотивы роста или мотивы типа Б, приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы.

Маслоу выдвинул гипотезу, что мета потребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достигнуть максимума своих возможностей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Математическое развитие детей четвертого года жизни
  2. Основные понятия дошкольной педагогики
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
  4. Нестандартный урок, их виды
  5. Технология обучения
  6. Коррекционные принципы обучения
  7. Критерии успешности исследовательского поиска
  8. Педагогическая практика в начальных классах
  9. Материализм, прагматизм, антропоцентризм, социоцентризм и гуманизм как теоретическая основа педагогического процесса
  10. Перспективы инновационного метода обучения в высшей школе