Для связи в whatsapp +905441085890

Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием — Потребности и интересы

Потребности


В наиболее общей форме потребность может быть определена как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает нарушение функционирования субъекта или даже угрожает его существованию. Это может быть частное лицо или социальная община или организация. Потребности человека могут быть разными. Существует множество классификаций. Так как в этом случае детали не важны, я ограничусь самыми грубыми.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище — в виде голода, в воде — в виде жажды, в витаминах — в виде авитаминоза, в общении — в виде скуки, меланхолии и др. Люди замечают индикаторы потребностей, когда они не удовлетворены. Например, мы можем не знать о потребности в воздухе до тех пор, пока не прекратится подача кислорода в наши дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность заставляет человека осознать это.

Сознательная потребность — это представление субъекта о том, что ему необходимо для своего существования и развития. Представление может быть близко к объективной потребности (желание есть — понятно: нужно есть), и может быть очень далеким от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в виде ощущений, которые только после декодирования становятся стимулом к действию. Например, боль в животе. Что случилось? Человек расшифровывает свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, тесно связанного с уровнем медицинской культуры конкретной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их расшифровки (например, потребность в витаминах признается только при наличии определенной медицинской эрудиции).

Индивидуальные потребности являются объективно необходимыми условиями существования человека. Как естественное и социальное существо, человек имеет две группы потребностей: Некоторые из них порождены его физиологией и психологией, другие — обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть естественная потребность в воде, но в обществе сформировалось у человека чувство чувствительности к чему-либо нечистому, так что возникает синтетическая сознательная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последнего причиняет те же страдания, что и отсутствие воды в целом. Таким образом, сознание естественной потребности по своей сути является социальной конструкцией, несущей отпечаток культуры конкретного общества.

Потребности в статусе — это объективно необходимые условия для поддержания и развития статуса. Таким образом, статусное положение преподавателя включает в себя такие объективно необходимые условия его сохранения (потребности), как наличие университета, его финансирование на уровне, позволяющем поддерживать образовательный процесс и выплачивать заработную плату и т.д. Статус должен лежать в основе многих областей потребительского поведения людей. Потребности в осознанном статусе выражаются в таких суждениях: «Это неприлично — ехать туда в этом костюме», «Эта машина не вписывается в мое положение» и т.д. и т.п.

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования потребностей в статусе. Таким образом, многие виды деятельности требуют обработки большого объема информации, что создает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди которых в настоящее время ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем генерируется не человеком, а его рабочим местом, для которого необходим компьютер. Другим источником потребностей в статусе является субкультура окружающей среды, к которой принадлежит человек. Если в этой среде у многих людей есть компьютеры, они пользуются ими, работают или играют с ними и говорят о них, то владение компьютером становится более или менее фиксированным условием принадлежности к этой среде. Поэтому, если человек находится среди хакеров или компьютерных энтузиастов, он не сможет войти в эту среду без компьютера. Здесь потребность в статусе переплетается с психологической потребностью принадлежать к группе.

Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием - Потребности и интересы

Интерес

С категорией потребности тесно связана категория интереса. В самом общем виде интерес определяют как “реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов” (Здравомыслов 1983: 213). Однако для конструктивистско-структуралистского анализа социальной иерархии этого недостаточно. Категория интереса имеет сложную структуру.

Объективный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.

Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов. Поэтому социальная дифференциация проявляется не только в разном уровне доходов, разных условиях труда и отдыха, разном уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, но и в различении интересов. То, что выгодно одной статусной позиции, может быть губительно для другой. Поэтому категория интереса — это мостик, позволяющий перейти от изучения социальной структуры к пониманию поведения членов социальных групп.

Объективный социальный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. В городе масса магазинов и есть объективно оптимальный путь к самому качественному и дешевому товару. Есть много способов (особенно в развитых рыночных странах) совершения покупки, но среди них есть какой-то объективно оптимальный в данной ситуации.

Осознанный интерес — это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Где-то в городе есть искомый товар наилучшего качества и по самой низкой цене, но я рынок не изучал и в качествах товаров разбираюсь слабо. Поэтому у меня есть представление о том, где лучше всего купить нужную вещь. Это представление, основывающееся на моем ограниченном опыте и еще более ограниченных знаниях товаров, и является осознанным интересом.

Реализуемый интерес — это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровье, а в более зрелом возрасте часто характеризуют свою привычку как глупость, но справиться с ней они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.

Товар — это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю.

Например, мой организм испытывает чувство голода. Это объективная потребность. Я ее осознаю и формулирую вывод: “Мне хочется есть”. Далее идет выход на уровень интереса: как удовлетворить уже осознанную потребность? Съесть кусок хлеба? Сходить в ресторан или купить бутерброд? Или вообще потерпеть до дома? Я делаю выбор интереса, основываясь на своих представлениях о полезном и вредном, на своем отношении к проблеме здоровья, исходя из своего волевого потенциала. Интерес имеет несколько уровней: осознав, какой товар мне нужен для удовлетворения потребности, человек ищет оптимальный путь к этому товару.

Товар превращается в интерес, когда он обладает потребительной стоиостью, то есть способностью удовлетворять ту или иную потребность. Иначе говоря, товар воспринимается людьми как имеющий стоимость лишь при условии его полезности. При этом полезность не является объективной характеристикой товара. Если товар Х обладает массой возможностей удовлетворять потребности людей, но они этого не знают, то он в их глазах не является носителем потребительной стоимости и, таким образом, не вызывает желания приобрести. Потребительная стоимость, которая закрыты от глаз потенциальных потребителей, не является таковой, не выступает как факт рыночного обмена. Полезность, о которой не знает потребитель, на рынке не существует.

Поэтому для превращения товара в интерес необходимо его продвижение на рынок, необходима реклама, превращающая «черный ящик» в потребительную стоимость. Нередко реализация одного интереса порождает новые интересы. Иначе говоря, реализованный интерес имеет тенденцию порождать новые интересы, которые прежде были неуместны. Например, потребитель для удовлетворения своих личных и семейных потребностей приобретает автомобиль, представляющий собой интерес как путь к удовлетворению определенной потребности. Однако эта покупка формирует целый комплекс интересов автомобилиста: интересы в сети бензоколонок и станций техобслуживания, мойках, хороших дорогах, страховых компаниях, дорожной полиции, пунктах быстрого питания на дорогах, сети магазинов и ларьков вдоль них, особенно магазинах запчастей и т.д.

Иерархия потребностей.

В общественных науках давно утвердилась мысль, что потребности человека многообразны и имеют разную значимость. Потребность — это объективное условие нормального существования человека. Однако человек многомерен: в нем есть элементы, без функционирования которых, само существование человека невозможно (работающее сердце, мозг, желудок и т.п.), а есть такие, которые вызывают дискомфорт, но не смертельный исход. Карл Маркс (1818-1883) сформулировал эту идею так: «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» (Соч., т.19: 350). В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей. В марксизме эта идея называется законом возвышения потребностей.

Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации, разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);
потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);
потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);
потребности самоуважения (значение, компетентность);
потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).
Все эти потребности выстроены в иерархию. Это означает, что чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Теория мотивации А.Маслоу нуждается в одном уточнении, которое позволяет ее вписать в рамки той концепции потребностей и интересов, которые изложены выше в данной главе. Иерархически упорядоченые потребности выступают как мотивы деятельности, лишь будучи осознанными, раскодированными индивидом. Человек действует, исходя не из объективных потребностей, а своих представлений о них. Осознанные потребности как непосредственные мотивы деятельности людей формируются в результате раскодирования сигналов, позывов, даваемых человеческим организмом, его психикой через призму имеющихся у данного индивида знаний и опыта, усвоенной им культуры.

Рассмотрим каждый этаж иерархии подробнее. Самыми сильными и неотложными являются физиологические потребности, то есть условия, существенные для физического выживания. А.Маслоу (1999: 79) характеризовал их как «самые насущные, самые мощные из всех потребностей», подчеркивал факт их первичности по отношению ко всем прочим потребностям. Об их неудовлетворении организм сигнализирует позывами, которые при длительном неудовлетворении могут приобретать мучительный характер. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, сне, защите от экстремальных температур, в физической активности, в сенсорной стимуляции. Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма потребности. «На практике это означает, — писал А.Маслоу (1999: 79), — что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями фзиологического уровня».

До этого момента человек не будет заинтересован в потребностях более высокого уровня. К высшему уровню физиологических потребностей относятся сексуальные потребности, без удовлетворения которых еще никто не умер, но их неудовлетворенность оказывает существенное воздействие на поведение людей, хотя они часто причину и не осознают.

«Во время Второй мировой войны был проведен эксперимент с участием мужчин, отказавшихся по религиозным и иным причинам от несения воинской службы. Они согласились участвовать в эксперименте, в ходе которого их посадили на полуголодную диету для изучения голода на поведение. Во время исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением. Многие из них даже потеряли интерес к девушкам» (Хьелл и Зиглер: 490).

Как отмечал А.Маслоу (1999: 80), у постоянно голодного человека происходит «изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом раем покажется такое место, где можно до отвала наесться… Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста: «Любовью сыт не будешь».

Ограниченность концепции А.Маслоу

Речь, конечно, не идет о стопроцентном удовлетворении потребностей. В этом случае, развитие человечества застыло бы на животной фазе, и мысли дальше куска хлеба не шли бы. По оценкам А.Маслоу, средний американец удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, в безопасности и защите — на 70, в любви и принадлежности — на 50, в самоуважении — на 40, в самоактуализации — на 10% (Maslow 1970). В схеме Маслоу речь идет лишь об общей тенденции, а не о жестком законе. Все потребности сосуществуют во взрослом человеке почти одновременно, однако их острота ощущается в разной мере. Отсюда следует, что большинство людей, имея выбор между разными потребностями, при неудовлетворенных потребностях более низкого уровня отдают приоритет именно им.

Однако из схемы Маслоу очень много исключений, поэтому ее можно использовать как общий принцип понимания поведения человека, но отнюдь не как детальное описание механизма. Сам Маслоу допускал наличие исключений из описанной им иерархии. Так, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные материальные проблемы. Если мы посмотрим на перечень имен людей, внесших вклад в духовное развитие человечества, то мы легко увидим, что среди них очень редко встречались как нищие, так и богатые, не знающие проблем удовлетворения базовых потребностей. Абсолютно сытого человека часто тянет не к интеллектуальным упражнениям, а ко сну. История знает массу примеров, когда люди во имя тех или иных духовных ценностей шли и идут сейчас на риск лишиться жизни, свободы, на огромные физические лишения. В большинстве освободительных войн можно было наблюдать массовый героизм и самопожертвование, которые никак не объяснить с помощью концепции Маслоу.

Потребительский габитус.

Пьер Бурдье ввел в широкий научный оборот понятие габитуса, которое позволяет глубже объяснить механизм воспроизводства социальных иерархий через повседневную практику людей. «Габитус, — по его словам, — это свободные привычки» (Бурдье 1996: 29). Габитус выполняет целый ряд функций. П.Бурдье (1994: 193-194) дает несколько определений, отражающих их:

  • Габитус – это “система схем восприятия и оценивания”.
  • Габитус – это “система схем производства практик”.
  • Габитус – это “система схем восприятия и оценивания практик”.
  • Габитус – это “система схем классификации”.

Габитус – это результат длительного пребывания индивида в определенной статусной позиции. «Для каждого агента видение пространства зависит от его позиции в этом пространстве», – пишет П.Бурдье (1994: 191). Бывший президент Польши Л.Валенса сформулировал эту же мысль иначе: «Точка зрения зависит от точки сидения». Габитус включает два компонента: когнитивный и мотивационный. Иначе говоря, он включает в себя две составляющие:

  • Социальные интересы (мотивационный компонент) как объективно оптимальный способ удовлетворения потребностей субъекта, тесно привязанный к его месту в социальном пространстве. Восприятие мира и структура практик естественно формируются под мощным давлением интересов.
  • Доступная информация (когнитивный компонент), которая также определяется местом в социальном пространстве. То, что видно из одной позиции, не видно из другой. Поэтому социальный опыт, формируемый в разных позициях, далеко не одинаков (сравните воспоминания о войне маршалов и солдат – разные войны!). Позиция предопределяет и доступ к обработанной и классифицированной информации через систему образования, средств массовой информации, книги, Интернет и т.д. Соответственно, разные позиции – это разный уровень и качество образования, разные возможности для самообразования, разные стимулы к образованию.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идеал мудреца и основания стоической этики
  2. Сократ, античный мыслитель, первый афинский философ
  3. Лейбниц о принципе достаточного обоснования — Жизнь и творчество Лейбница
  4. Идея права: право власти и власть права
  5. Арабская философия
  6. Сущность цивилизационного подхода к истории
  7. Повышение социального статуса архитектора и инженера
  8. Алгоритмы исследовательской деятельности
  9. Этика древнерусского человека — Диалогические элементы древнерусской культуры
  10. Исторические типы философии