Для связи в whatsapp +905441085890

Историческое осознание категории бытия — Историческое осознание категории бытия.

Первым, кто начал понимать проблему бытия и рассматривал ее как самостоятельную концепцию, был представитель элевской школы Парменид (V-IVб. до н.э.). В своей философской поэме «О природе» он формулирует основные положения, которые должны осветить вопрос бытия как отдельного субъекта. Он ставит этот вопрос в контекст отношения бытия и небытия и решает его следующим образом: «Есть существование и нет небытия вообще». Это означает указание основной черты понятия (абстракции), где удаляются все качественные отличия объекта, кроме подтверждения существования всего, что существует. И подчеркивается, что все, что существует, окружено бытием. По словам Парменида, «если что-то существует выше бытия, то это не бытие». Во Вселенной нет небытия». Важно также отметить, что все существует само по себе и в силу необходимости.

В отличие от Гераклита, согласно которому «все течет, все меняется», вселенная Парменида «вечна и неподвижна».

Оно [существо] не воскресает и не покоряется смерти.

Все, без конца, не двигается и однородно.

Это было не в прошлом, не будет, но все в настоящем.

Без перерыва, один. Может ли оно найти свое начало?

Как и откуда расти?

В этом маленьком отрывке излагается целая концепция. Быть — это все, «ему ничего не нужно, иначе все было бы нужно». Она свободна от движения, иначе пришлось бы признать ее начало и конец, ее появление и смерть. Вселенная вечна, нет потока времени; нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее. Она характеризуется однородностью и непрерывностью, отсутствием делимости. Перечисление этих характеристик показывает, что действие универсальной абстракции происходит из всего качественного многообразия мироздания и сосредоточено на одном факте существования. Здесь не определяется ни один атрибут целого и Тот, который обладал бы определенным качеством; его просто не существует. Это как универсальная концепция, принцип.

Таким образом, по мнению Парменида, концепция бытия — это принцип, на котором базируется его философское учение. Автор использует подходящую картинку, подчеркивающую важность этого принципа, а именно — геометрическую фигуру, которая также служила конкретным доказательством среди древних мыслителей:

Есть последний предел, и все сущее закрыто отовсюду, масса вполне совершенной Шары, равной правому центру внутри.

Следует отметить, что в аргументе философа есть явное противоречие. С одной стороны, он утверждает, что у Вселенной нет конца; с другой стороны, «существо обязательно должно быть конечным». Но утвержденная «конечность» имеет и другие контексты: «начало и конец» характеризуют возможное движение, возникновение; конечность, с другой стороны, относится к форме, конечным пределом которой является необходимость.

Историческое осознание категории бытия - Историческое осознание категории бытия.

Материя (материальное бытие). Элементы структуры

1.Определение материи с самого начала формировалось, как умозрительное представление. В античной Греции в атомистической концепции Левкиппа и Демокрита материя предстает как результат высокого абстрактного мышления – предел делимости материального вещества. Материя здесь толкуется как субстанция – основа и сущность бытия, которая обусловливает все многообразие мира, его основные формы и атрибуты. Атомы — неделимые далее кирпичики мироздания — взаимодействуют в пустоте, притягаясь и отталкиваясь, «трясутся во все стороны», — говорил Демокрит.

2.Подход к материи как субстанции был характерен для философии и науки практически до конца XIX в.. Правда, еще в XVIII в. французский философ – энциклопедист П.Гольбах определяет материю через отношение к сознанию. Согласно Гольбаху, материя «есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Это представление материи как реальности всего многообразия мира, воздействующего на наши чувства, подчеркивает необходимость именно философского подхода к определению, т.е. через отношение самых общих и в некотором смысле противоположных категорий. В дальнейшем определение Гольбаха получило развитие. Это произошло в процессе фило­софской интерпретации новых открытий естествознания, которые не могли быть истолкованы в рамках механисти­ческой картины мира.

3.Кризис механицизма начался во второй половине XIX в. Начало ему положила, диалектизация естествознания, что означало утверждение универсальной взаимосвязи и эволюционного характера возникающих концепций. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна, закон сохранения и превращения энергии Ю.Майера и Дж. Джоуля, эволюционное учение Ч. Дарви­на свидетельствовали о том, что в естествознание стихийно проникает диалектика. А. М. Бутлеров — автор теории хи­мического строения органических соединений. Д.И.Менделеев – творец периодической системы элементов, И. М. Сеченов — создатель основ научной физиологии; М.Фарадей и Дж. К. Максвелл, в определенном смысле перевернувшие представление о материи своей теорией электромагнитного поля, — все они возвели естествознание на новый уровень осмысления действительности. Оно прояви­ло необходимость систематизации знанийпотребность изучения явлений и процессов, их глубинной природы и источников развития.

Структурная организация материи

Структура (лат — строение, расположение, порядок) есть совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В современной науке данное понятие часто употребляется в смысле системы или орга­низации, хотя здесь имеются некоторые различия в содер­жании и объеме. «Система» указывает на «все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т.д.); структура выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамические ха­рактеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование». Рассмотрение структурных аспектов материи, предполагает, таким образом, акцентирование общих, устойчивых, относительно неизменных свойств и характеристик объектов материального мира.

Понятие структуры относится как к единичным, сколь угодно малым объектам, так и к целым классам или всей объективной реальности. Сами объекты обладают качественной определенностью, спецификой, отделяющей их от других объектов (существует категория отдельного). Данное обстоятельство выражено в таком фундаментальном свойстве материи, как дискретность, прерывность, дели­мость. Но качественная определенность не означает абсо­лютной изоляции объектов, она обеспечивается всей сово­купностью их свойств, объединенных внутренними и вне­шними связями. Наличие связей обусловливает существо­вание более сложных целостностей, вплоть до единства ма­териального мира как целого.

История философии и естествознания показывает, что, начиная с классического периода античности поиск основы мироздания, осуществлялся с акцентом на свойство прерывности материи. Идеи атомизма, сформулированные античными мыслителями Левкиппом и Демокритом, двадцать с лишним веков существовали прак­тически в неизменном виде, если не считать, что естествоз­нание Нового времени отмечено немаловажным фактом — доказательствомих реальности. В XIX в. Д. И. Менделее­вым была обоснована единая природа атомов, и только в конце столетия с открытием Дж. Томсоном электрона (от­рицательно заряженной частицы, которая входит в состав всех атомов) началось изучение его строения.

Структурные уровни материи

Говоря о структуре мате­рии, мы имеем в виду представление о ней не как о некоей совокупности элементов, но как о внутренне расчлененной целостности. Слово «уровни» употребляется в том значении, что существуют определенные слои материи, различающи­еся по сложности, качественной и количественной специ­фике составляющих их объектов и несводимости высших системных образований к низшим. Каждый уровень отли­чается своим материальным носителем и законами, регули­рующими его существование и развитие.

Научная картина мира формировалась исторически. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука оперировала двумя понятиями, выражающими видовые особенности материи, — это вещество и поле. Первоначаль­но данные виды рассматривались как несоотносимые про­тивоположности, воспроизводящие либо прерывные свой­ства материи (атомы, корпускулы, тела), либо непрерывные (электрическое и магнитное поля). С развитием квантовой механики, согласно которой каждая частичка вещества или поля обладает корпускулярными и волновыми свойствами, вещество и поле составили специфическое единство, выра­жающее противоречивую сущность материи. В настоящее время физика элементарных частиц приблизилась к созда­нию общей теории, раскрывающей их единую природу. Речь идет о выделении субэлементарного уровня организации материи. Исследование этого уровня, по всей видимости, должно привести к открытию закономерностей, которые раскроют многие тайны Вселенной, позволят осмыслить особенности ее происхождения и эволюции.

Элементарный уровень организации материи содержит такие малоисследованные объекты, как физический ваку­ум, представляющий особое состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения, и так называемые «вир­туальные частицы», которые самостоятельно существовать не могут), и возникают и исчезают в кратчайшие проме­жутки времени), но выполняют роль посредников во взаи­модействиях и превращениях частиц. Современная физи­ка делает вывод о качественном разнообразии вакуума и его способности скачкообразно перестраивать свою структуру.

Формы существования материи (движение, пространство, время, отражение)

Пространство и время — философские категории, обо­значающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, харак­теризующими материальный мир как неуничтожимый, структурный и «сплошный», конечный и бесконечный.

Пространство — это всеобщая форма сосуществования объектов. Сосуществование включает, во-первых, место предмета, которое связано с его размерами, границей; во-вторых, соотношение с другими предметами, которые все­гда дистанцированы друг от друга.

Время — это всеобщая форма смены объектов или их состояний.

В истории философии пространство и время рассматри­вались только в определенной связи с материей и движени­ем, то есть в системе отношений между ними. Вот что пи­шет Аристотель об атомизме Левкиппа и Демокрита: «Наи­более методически обо всем учили… Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, како­ва она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые… не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни дви­жения, ни множественности сущего».Как видим, нали­чие пустоты, существующей отдельно от материи, связы­вается с возможностью движения. Более того — с возмож­ностью возникновения и уничтожения, начала и конца, ко­торые характеризуются временем. По Демокриту, «начало Вселенной — атомы и пустота. Миров бесчисленное множе­ство, и они имеют начало, и конец во времени. И нечто не возникает из небытия». Как выше говорилось, небытием Демокрит считал пустоту. Таким образом, место, благо­даря которому развертывается процесс рождения Вселен­ной, обусловливает связь движения, времени и материи. Но само оно существует отдельно и не обладает способностью порождать предметы материального мира. Необходимо под­черкнуть, что Демокриту все-таки свойствен разрыв мате­рии и пространства.

Признание пустоты характерно и для других философов и ученых. В античности эту точку зрения разделяли Эпи­кур и Лукреций Кар, в Новое время — И. Ньютон. Для Нью­тона пространство и время, рассматриваемые применительно к миру в целом, — абсолютны и существуют сами по себе, безотносительно к материи, движению и друг другу. Это «вместилища самих себя и всего существующего».42 Абсо­лютное пространство остается всегда одинаковым и непод­вижным. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  2. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  3. Концепции социальной философии
  4. Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
  5. Петр Бернгардович Струве, русский философ
  6. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
  7. Интуитивизм
  8. Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
  9. Анаксагор
  10. Философия французского просвещения