Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне

Введение

Что такое древняя наука? Что такое наука в целом? Какие основные черты науки отличают ее от других видов материальной и интеллектуальной человеческой деятельности — ремесел, искусства, религии? Отвечает ли культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой, этим характеристикам?

Если да, то была ли античная наука, особенно ранняя греческая наука, исторически первой формой науки, или она имела своих предшественников в странах с более древними культурными традициями — таких как Египет, Месопотамия и т.д.?

Если первое предположение верно, то каковы были донаучные истоки греческой науки? Если верно второе, то каковы были отношения между греческой наукой и наукой ее более древних восточных соседей? Наконец, существует ли фундаментальное различие между древней и современной наукой?

Возникновение науки

Что касается самого понятия науки, то мнения ученых сильно расходятся. Можно выделить две крайние точки зрения, радикально противоречащие друг другу.

Согласно одному из них, наука в истинном смысле этого слова зародилась в Европе только в 16-17 веках, в период, который принято называть Великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. К этому периоду можно отнести зарождение собственно научного метода, который характеризуется специфическим соотношением теории и эксперимента. В то же время была признана роль математизации естественных наук — процесса, который продолжается до наших дней и уже охватил ряд областей знаний, влияющих на человека и человеческое общество. Строго говоря, древние мыслители еще не знали экспериментов и поэтому не имели подлинно научного метода: их выводы по большей части были плодом необоснованных догадок, которые не могли быть подвергнуты никакой реальной проверке. Исключение, пожалуй, можно сделать только для математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и поэтому не нуждается в экспериментах. Что касается научного естествознания, то в античности его фактически не существовало; были лишь слабые зачатки более поздних научных дисциплин, которые представляли собой незрелые обобщения на основе случайных наблюдений и практических данных. Глобальные идеи древних о происхождении и устройстве мира не могут быть приняты наукой: В лучшем случае их можно отнести к тому, что позже стали называть натурфилософией (этот термин, очевидно, имеет одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает жестких ограничений на понятие науки. По мнению ее приверженцев, наука в широком смысле слова может рассматриваться как любая совокупность знаний, относящихся к реальному миру, окружающему человека. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных тел; наличие определенного количества сведений о фауне и флоре, характерных для данной географической местности, уже может служить доказательством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая, ни какая-либо другая известная нам историческая цивилизация не может претендовать на роль родины науки, ибо происхождение последней отодвинуто куда-то очень далеко, в туманную глубину веков.

Если мы обратимся к раннему периоду развития науки, то увидим, что там имели место различные ситуации. Вавилонская астрономия, например, была бы классифицирована как прикладная дисциплина, поскольку преследовала чисто практические цели. В своих наблюдениях вавилонские звездочеты меньше интересовались строением Вселенной, истинным (а не просто видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, видимо, вообще не возникали у них. Их задачей было вычислить возникновение таких явлений, которые, согласно представлениям того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное влияние на жизнь людей и даже целых королевств. Поэтому, несмотря на большое количество наблюдений и сложные математические методы, использованные для обработки этих материалов, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в подлинном смысле этого слова.

Нечто подобное произошло и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не различали точные и приближенные решения математических задач. Любое решение, которое давало практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Напротив, для греков, которые подходили к математике чисто теоретически, строгое решение, полученное путем логических рассуждений, имело первостепенное значение. Это привело к развитию математической дедукции, которая определила характер всей последующей математики. Восточная математика, даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались недоступными для греков, никогда не приближалась к методу дедукции.

Характерной чертой греческой науки с самого начала была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради практического применения, которое могло бы стать его результатом. На первых этапах существования науки эта черта, несомненно, играла прогрессивную роль и оказывала большое стимулирующее влияние на развитие научной мысли.

А теперь, если мы обратимся к древней науке в период ее наивысших достижений, можем ли мы найти в ней черты, которые принципиально отличают ее от науки Нового времени? Да, мы можем. Несмотря на блестящие успехи античной науки в эпоху Евклида и Архимеда, ей не хватало важнейшего ингредиента, без которого мы сегодня не можем представить себе такие науки, как физика, химия и в некоторой степени биология. Этим ингредиентом был экспериментальный метод, созданный творцами современной науки — Галилеем, Бойлем, Ньютоном и Гюйгенсом. Древняя наука понимала важность экспериментального знания, как это доказывали Аристотель и даже Демокрит до него. Древние ученые умели наблюдать за окружающей природой. Они достигли высокого уровня в технике измерения длин и углов, о чем свидетельствуют разработанные ими методы определения размеров земной сферы (Эратосфен), измерения видимого диска Солнца (Архимед) или определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимент как искусственное воспроизведение явлений природы, исключающее случайные и несущественные эффекты и имеющее своей целью подтверждение или опровержение того или иного теоретического предположения, — такой эксперимент еще не был известен в древности. Между тем, такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, которые заняли ведущее место в естествознании Нового времени. Это объясняет, почему большое количество физических и химических явлений в древности оставалось во власти чисто качественных спекуляций, не дожидаясь появления адекватного научного метода.

Одним из признаков истинной науки является ее самоценность, то есть стремление к знанию ради самого знания. Однако это не исключает возможности практического применения научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII веков заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства и направила новое на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности технологии стали мощным стимулом для научного прогресса в современную эпоху. Это взаимодействие между наукой и практикой с течением времени становится все более тесным и эффективным. В наше время наука стала самой важной производительной силой общества.

В древние времена не было такого взаимодействия между наукой и практикой. Древняя экономика, основанная на ручном труде рабов, не нуждалась в развитии технологий. По этой причине греко-римская наука, за некоторыми исключениями (к которым, в частности, относятся инженерные работы Архимеда), не имела практических результатов. С другой стороны, технические достижения античности — в архитектуре, кораблестроении и военной технике — не имели! Взаимодействие с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия в конечном итоге оказалось губительным для античной науки.

Натурфилософия и ее место в истории естественных наук. Возникновение античной науки

Первой формой естествознания, существовавшей в истории человечества, была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительной интерпретацией природного мира, рассматриваемого во всей его полноте. Философия в ее натурфилософской форме считалась «наукой наук» или «царицей наук», поскольку в ней содержалось все человеческое знание об окружающем нас мире, в то время как естественные науки представляли лишь его часть.

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от реального понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и ее очень долгое существование можно объяснить рядом неизбежных обстоятельств.

Когда научного знания (в современном понимании) практически не существовало, попытки целостного постижения и объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным средством познания человеком мира. До 19 века естественные науки были слабо дифференцированы, а многие их отрасли вообще не существовали. В XVIII. Век назад существовали только механика, математика, астрономия и физика как образованные, самостоятельные науки. Химия, биология, геология только зарождались. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, пыталась заменить отсутствующие естественные науки.

Натурфилософия противопоставила фрагментарным знаниям об объектах и явлениях природы, которые давали естественные науки того времени, свои умозрительные концепции мира. В этих представлениях еще не известные науке причины и реальные (но до сих пор не признанные) связи между явлениями заменялись воображаемыми, фантастическими причинами и связями. Натурфилософы обычно изобретали некую силу (например, жизненную силу) или мифические субстанции (флогистон, электрическую жидкость, эфир и т.д.) для объяснения непонятных явлений. Конечно, в этом случае реальные пробелы в научных знаниях заполнялись лишь в воображении. Это была вынужденная позиция, но она не могла длиться бесконечно.

Когда в XIX веке естественные науки достигли достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован значительный фактический материал, т.е. были обнаружены реальные причины явлений и вскрыты их реальные взаимосвязи, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. И в связи с этим понимание философии как «науки наук» также перестало существовать. Покинув историческую арену старой натурфилософии, сама философия, как и различные отрасли естествознания, обрела, наконец, собственный предмет. Однако тесная взаимная связь между философией и естествознанием сохраняется и по сей день.

В истории человечества наука впервые появилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Наука понимается не как простой набор каких-то отрывочных, не связанных между собой сведений, а как определенная система знаний, которая является результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Ассирия), именно культура Древней Греции раскрывает указанные черты науки. В этом отношении древнегреческие мыслители были, как правило, и философами, и естествоиспытателями. Преобладание натурфилософии обусловило такие черты древнегреческой науки, как абстрактность и отвлечение от конкретных фактов. Каждый ученый пытался представить Вселенную как единое целое и нисколько не беспокоился об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. В то же время достижения древних мыслителей в области математики и механики навсегда вписаны в историю науки.

Мировоззрение и научные достижения натурфилософии античности Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики механики

В ранней греческой натурфилософии преобладало представление о неких изначальных принципах, лежащих в основе мироздания. Такие первозданные тела, которые якобы создали весь окружающий мир, обозначались либо так называемыми четырьмя «стихиями» (вода, воздух, огонь, земля), либо некой мифической первозданной субстанцией. Эта первозданная субстанция, придуманная древнегреческим натурфилософом Анаксимандром и названная им «апейрон» (в переводе «безграничный», «неопределенный»), первоначально представляла собой неопределенную туманную массу в постоянном круговом вращении, из которой в конечном итоге возникло все многообразие мира.

Но уже в это время на смену такому мировоззрению пришла стройная для того времени атомистическая теория природы. Демокрит был выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма. Основные принципы его атомистической доктрины можно резюмировать следующим образом.

  • Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустого пространства (пустоты). Существование пустоты является необходимым условием для перемещения атомов в пространстве. Атомы неразрушимы, вечны, и поэтому вся вселенная, состоящая из них, существует вечно.
  • Атомы — это мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы, последние, образно говоря, «строительные блоки Вселенной».
  • Атомы находятся в постоянном движении и меняют свое положение в пространстве.
  • Атомы различаются по форме и размеру. Но они настолько малы, что недоступны для восприятия человеческими органами чувств. Форма атомов может сильно варьироваться. Например, самые маленькие атомы имеют сферическую форму. По словам Демокрита, это «атомы души и человеческой мысли».
  • Все объекты материального мира образованы из атомов разной формы и разного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

Интерес представляет учение Демокрита о строении Вселенной. Он считал, что атомы — это не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. Некоторые миры еще только создаются, другие находятся в расцвете сил, а третьи — в процессе разрушения. Новые тела и миры создаются путем добавления атомов. Они разрушаются при распаде на атомы.

Идеи атомизма были развиты в учении Эпикура (341— 270 гг. до н.э.). Эпикур разделял мнение Демокрита о том, что мир состоит из атомов и пустоты и что все, что существует во Вселенной, создано из комбинации атомов в различных сочетаниях. В то же время Эпикур внес некоторые изменения в описание атомов Демокрита: Атомы не могут превысить известную величину, число их форм ограничено, атомы обладают гравитацией и т.д. Но главным в атомистическом учении Эпикура была попытка найти некий внутренний источник жизни атомов. Он предположил, что изменение направления их движения может быть вызвано причинами, внутренними по отношению к самим атомам. Это был прогресс по сравнению с Демокритом, в учении которого атом был непроницаем, не имел внутреннего движения и жизни.

Одним из самых известных натурфилософов-атомистов Древнего Рима был Тит Лукреций Кар (Лукреций), живший в I веке до нашей эры. Его философская поэма «О природе вещей» является важным источником, содержащим много интересной информации об атомистических взглядах Демокрита и Эпикура (поскольку из работ последнего сохранилось лишь несколько отрывков). Лукреций высказал идею о вечности материи. Вещи преходящи; они возникают и исчезают, распадаясь на атомы, их первичные составляющие. Но атомы вечны, и их количество во Вселенной всегда одинаково. Из этого он сделал вывод, что существует вечность материи, которую Лукреций отождествил с атомами.

Одним из величайших ученых и философов древности, чье творчество совпало с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель.

Научные интересы Аристотеля включали математику, физику, астрономию и биологию. Среди естественных наук он достиг наибольших успехов в изучении живой природы. Он определил жизнь как способную к самосохранению, а также к самостоятельному росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сотен различных животных. Он описывает многие из них с такой точностью и подробностью, что не остается сомнений в том, что он записал свои собственные наблюдения. Многие идеи, изложенные Аристотелем, были заново открыты в последующие века. Например, он знал, что киты — живородящие животные, различал хрящевых рыб и позвоночных, описывал развитие куриного яйца до появления цыпленка и т.д.

Однако представления Аристотеля о природных явлениях были наивными и даже ошибочными. Следуя своему учителю Платону, он, например, приписывал движению «врожденное» свойство, которое заставляет все на земле занимать свое «естественное место». По этой причине, думал он, дым поднимается вертикально вверх, а камень падает вертикально вниз.

В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое на протяжении веков продолжало оказывать огромное влияние на понимание мира. Космология Аристотеля геоцентрична: шарообразная Земля прочно удерживается в центре Вселенной. Аристотель вывел шарообразную форму из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, которая нависала над лунным диском. Только сферическое тело, такое как Земля, утверждал Аристотель, может отбрасывать тень в направлении, противоположном Солнцу, которое появляется в виде темного круга на лунном диске. Аристотель утверждал, что присущее Земле гравитационное притяжение к центру Вселенной также приводит к этому выводу. В результате такого притяжения он должен был иметь сферическую форму.

Аристотель разделил мир на два качественно отличных друг от друга региона: регион земли и регион неба. Область земли состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня (это те же четыре «элемента», о которых упоминали представители доаристотелевской натурфилософии). Область неба имеет в своей основе пятый элемент, эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от земли, что недоступны для любого влияния четырех земных элементов. Луны и планеты — это другое дело. Они тоже состоят из эфира, но, в отличие от неподвижных звезд, на них определенным образом влияет хотя бы один из элементов, из которых состоит Земля. Согласно Аристотелю, за воздушной оболочкой вокруг Земли находится самый легкий из всех земных элементов — огонь, который расположен в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

В отличие от космологических воззрений Демокрита, космология Аристотеля включала в себя концепцию пространственной конечности Вселенной. В пределах этого конечного пространства космоса находятся твердые, кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижны звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением этих сфер. К самой внешней («внешней») сфере прикреплен «Перводвигатель Вселенной», который является источником всего движения. Она нематериальна, потому что она — Бог (Аристотель считает Бога духом мирового масштаба, который придает энергию «первотолчку»).

Геоцентрическая космология Аристотеля была позже математически оформлена и обоснована Клавдием Птолемеем (ок. 90-168 гг. н.э.). Птолемей провел большую часть своей жизни в Александрии, и его действительно можно считать древнегреческим ученым. Но его научная деятельность проходила в то время, когда Римская империя переживала свой расцвет и охватывала территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из величайших ученых древности. Он серьезно занимался математикой, любил географию и много времени уделял астрономическим наблюдениям. Магнум опус Птолемея под названием «Математическая система» определил дальнейшее развитие астрономии более чем на тысячелетие. Во время упадка александрийской школы греческий оригинал этого произведения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который был переведен на латынь гораздо позже, уже в XII веке. века, был переведен на латынь. Поэтому книга Птолемея сохранилась под арабским латинизированным названием «Альмагест».

В этой книге отражена огромная работа, проделанная Птолемеем для разработки первой математической теории, описывающей движение солнца и луны, а также пяти известных в то время планет на видимом небе. В своем «Альмагесте» Птолемей нарисовал следующую схему Вселенной: в центре Вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, за ней следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя такой порядок планет, Птолемей исходил из того, что чем быстрее движется планета, тем ближе она к Земле.

Геоцентрический порядок Аристотеля-Птолемея сохранялся до публикации знаменитой работы Николая Коперника, который заменил его гелиоцентрическим порядком.

Древнегреческая натурфилософия известна вкладом ее представителей в возникновение и развитие математики. Здесь, прежде всего, следует упомянуть знаменитого древнегреческого мыслителя Пифагора. Помимо знаменитой «теоремы Пифагора», этому древнему ученому принадлежит ряд других научных достижений. К ним относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом и дробью. Это ввело в математику понятие иррациональности. Упоминается, что Пифагор считал, что Земля шарообразная и вращается вокруг своей оси. В то же время Пифагор был геоцентристом в своих космологических взглядах, то есть он считал, что Земля является центром Вселенной.

Важной особенностью мировоззрения Пифагора было его учение о числе как основе мироздания. Он учил: «Самое умное в мире — это цифры». Он считал, что мир состоит из пяти элементов (земля, огонь, воздух, вода и эфир), которые он связывал с пятью типами правильных многогранников с тем или иным количеством граней. Так, по его словам, земля состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму пирамиды тетраэдра (тетраэдры), воздух — из октаэдра (октаэдры), вода — из двадцатых (икосаэдра), эфир — из двенадцатых (додекаэдра).

Римский философ Боэций (480-524 гг. н.э.) рассказывает нам сегодня, как Пифагор пришел к своей идее о том, что число является основой всего сущего. Как-то Пифагор, проходя мимо кузницы, заметил, что одновременные удары молотов разного веса производят разные гармонические звуки. Вес молотков может быть измерен. И таким образом качественное явление — созвучие — точно определяется количеством. Из этого Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами».

Используя число как основу космоса, Пифагор придал новое значение этому древнему слову повседневного языка. Это слово стало означать вселенную, упорядоченную по числу.

Последний период, примерно с 330 по 30 год до н.э., который закончился с возвышением Древнего Рима, был очень плодотворным для древнегреческой науки. Одним из величайших математиков этого периода был Евклид, живший в Александрии в третьем веке до нашей эры. В своем объемном труде «Начала» он свел все математические достижения того времени в единую систему. Состоящие из пятнадцати книг, «Начала» содержали не только результаты работы самого Евклида, но и достижения других древнегреческих ученых. В «Началах» заложены основы древней математики. Метод аксиом, созданный Евклидом, позволил ему построить здание геометрии, которое и сегодня носит его имя.

Этот период древнегреческой науки был также отмечен большими достижениями в механике. Архимед (287-212 гг. до н.э.) был самым значительным ученым, математиком и механиком этого периода. Он решил ряд задач по вычислению площадей и объемов, определил значение i-величины (которая представляет собой отношение окружности круга к его диаметру). Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» изречение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю». Архимед заложил основы гидростатики, которая широко использовалась для испытания изделий из драгоценных металлов и определения несущей способности кораблей.

Закон Архимеда о плавучести тел широко известен. Согласно этому закону, любое тело, погруженное в жидкость, имеет силу опоры, равную весу вытесненной телом жидкости, направленную вверх и действующую на центр тяжести вытесненного объема. Когда вес тела меньше поддерживающей силы, тело плавает на поверхности, а степень погружения тела, плавающего на поверхности, определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости. Когда вес тела превышает поддерживающую силу, оно тонет. Если вес тела равен поддерживающей силе, тело плавает в жидкости (как рыба или подводная лодка).

Архимед преуспел в ясности и доступности научных объяснений изучаемых им явлений. Можно только согласиться с древнегреческим мыслителем Плутархом, который писал: «Если бы кто-нибудь попытался решить эти задачи самостоятельно, он бы ни к чему не пришел, но если бы он ознакомился с решением Архимеда, то у него сразу создалось бы впечатление, что решение он сможет найти сам — так прямой и короткий путь приводит нас к цели Архимеда».

Научные труды Архимеда нашли применение в общественной практике. С его именем связаны многие технические достижения того времени. Многие изобретения восходят к нему: так называемый винт Архимеда (устройство для подъема воды на более высокий уровень), различные системы рычагов, блоков, шкивов и винтов для подъема больших тяжестей, военные метательные машины. Во время Второй Пунической войны Архимед руководил обороной своего родного города Сиракузы, который был осажден римлянами. Под его руководством были изготовлены в это время очень совершенные машины, метавшие снаряды и не позволившие римлянам захватить город. Когда в 212 году до н.э. Сиракузы все еще были захвачены римлянами, Архимед умер. Существует легенда, которая гласит, что перед смертью он сказал римскому солдату: «Только не трогай мои рисунки.

Архимед был одним из последних естествоиспытателей Древней Греции. К сожалению, долгое время его научное наследие не получало той оценки, которой оно заслуживало. Только спустя более чем полтора тысячелетия, в эпоху Возрождения, работы Архимеда были оценены и развиты. Первый перевод работ Архимеда был сделан в 1543 году, в том же году, когда была опубликована основополагающая работа Николая Коперника, которая произвела революцию в понимании мира.

Физика Античности

Как синтетическая, а не аналитическая наука, физика Древней Греции и эллинистического периода была неотъемлемой частью философии и занималась философской интерпретацией природных явлений. В результате метод и содержание физики имели качественно иной характер, чем классическая физика, возникшая в результате научной революции в XVI и XVII веках. Начало математизации физической стороны явлений послужило толчком к возникновению точной научной дисциплины. Однако конкретный физический метод, который мог бы привести к формированию физики как самостоятельной науки, в античности еще не возник. Эксперименты были единичными и служили скорее для демонстрации, чем для получения физических фактов. Тексты, касающиеся физических явлений, сохранились в латинских и арабских переводах примерно с V века до н.э., в основном в поздних копиях. Наиболее важные труды по физическим знаниям принадлежат Аристотелю, Теофрасту, Евклиду, Герону, Архимеду, Птолемею и Плинию Старшему. История развития физики в древности четко делится на четыре периода.

Ионийский период (600-450 гг. до н.э.). Их собственный практический опыт, а также заимствования из древних культур привели к возникновению материалистических представлений о природе и взаимосвязях природных явлений как части общей науки и натурфилософии. Наиболее яркими их представителями были Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, а также Гераклит Эфесский, чьи труды содержали довольно скромные, но эмпирически точные сведения из области естествознания. Они знали, например, свойства сжатия и сжижения воздуха, подъем нагретого воздуха, силу магнитного притяжения, свойства янтаря. Традицию натурфилософии продолжил Эмпедокл из Акраганта, который доказал материальность воздуха и создал теорию элементов. Лейципп и Демокрит основали анатомическое учение, согласно которому все многообразие вещей зависит от положения, размера и формы составляющих их атомов в пустом пространстве (вакууме). Противниками натурфилософской доктрины были пифагорейцы с их идеями о числе как основе всего сущего. В то же время пифагорейцы ввели в физику понятие меры и числа, разработали математическое учение о гармонии и заложили основы экспериментального познания зрительного восприятия (оптики).

Афинский период (450-300 гг. до н.э.). Физика продолжала оставаться частью философии, хотя в новых социальных условиях объяснение общественных явлений занимало все большее место в структуре философского знания. Платон применил свою идеалистическую доктрину к таким физическим понятиям, как движение и тяготение. Однако самым выдающимся представителем философии этого периода был Аристотель, который разделял взгляды Платона, но давал материалистическую интерпретацию многим физическим явлениям. Его физические теории затрагивают практически все области этой науки. Особое значение имеет его теория движения (кинетика), которая является предшественницей классической динамики. Среди его работ — «Физика», «О небесах», «Метеорология», «О происшествиях и исчезновениях» и «Вопросы механики».

Эллинистический период (300 г. до н. э. — 150 г. н. э.). Центром физики стал Александрийский музей, первый настоящий исследовательский институт. Теперь на первый план вышла математическая интерпретация физических явлений; в то же время физика обратилась к решению практических задач. Физикой занимались либо математики (Евклид, Архимед, Птолемей), либо опытные практики и изобретатели (Ктесибий, Фалон, Герон). Более тесная связь с практикой привела к физическим экспериментам, но эксперименты еще не были основой физических исследований. Наиболее важной работой в это время была механика. Архимед основал статику и гидростатику с математических позиций. Ктесибий, Филон Византийский и Герон обращались в основном к решению практических задач, используя механические, гидравлические и пневматические явления. В области оптики Евклид разработал теорию отражения, Герон вывел доказательство закона отражения, а Птолемей измерил преломление экспериментально.

Последний период (до 600 г. н.э.) характеризуется не развитием традиций предыдущих этапов, а стагнацией и началом упадка. Папп Александрийский пытался обобщить достижения в области механики, и лишь некоторые авторы, такие как Лукреций, Плиний Старший, Витрувий, остались верны традициям древнегреческой эллинистической науки.

Заключение

Если изучить развитие наук в античности, то можно увидеть, что практически во всех науках активно участвовали и многие открытия и изобретения делали практически одни и те же люди — Аристотель, Демокрит, Герон, Евклид, Гераклит и многие другие.

Она наводит на мысль о взаимосвязи практически всех существующих наук в древности, когда многие науки не были изолированы и являлись ответвлениями друг друга.

Основой всего была философия, и все науки древности ссылались на нее, исходили из нее и основывались на ней. Философская мысль была основой.

Список литературы

  1. В.Ф. Асмус. — Москва: Высшая школа, 1999.
  2. М.К. Мамардашвили, Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.
  3. Рожанский И.Д. Развитие естественных наук в эпоху античности. Раннее греческое естествознание — М.: Наука, 1979.
  4. Щитов Б.Б., Вронский С.А. Астрономия — наука. — Изд: Институт культуры ДонНТУ, 2011.
  5. самыгин С.И. «Концепция современного естествознания», Ростов-на-Дону, 2001;
  6. Г. Т. Бывальцева, «Концепция современного естествознания», Симферополь, 2007;
  7. П. Бобилов, «Концепции современного естествознания» — К.: Феникс, 2003;
  8. Садохин, Концепции современного естествознания. — М.: Омега-Л, 2006;
  9. Рузович Г.И. «Концепции современного естествознания» — М.: Юнити, 2000.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общество и человечество, нация и семья
  2. Философия как форма духовного освоения мира
  3. Виды современной идеологии
  4. Становление логического позитивизма
  5. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
  6. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  7. Концепции социальной философии
  8. Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
  9. Петр Бернгардович Струве, русский философ
  10. Историческое осознание категории бытия