Для связи в whatsapp +905441085890

Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии

Термин «деятельность» используется в различных областях науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного термина в различных сочетаниях. Более того, в некоторых случаях оно стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные термины. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие деятельности приобрело настолько широкое значение, что его использование, при внимательном рассмотрении, требует разъяснений.

Словарь русского языка дает общее определение слова «активный» как деятельный, энергичный, развивающийся. В литературе и в повседневной речи термин «активность» часто используется как синоним термина «деятельность». В физиологическом смысле термин «активность» традиционно рассматривается как универсальное свойство живых существ, их импульс. Как источник трансформации или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром. В психологии «активность личности», которая определяется внутренними побуждениями человека, рассматривается в противоположность реактивности — поведению, которое зависит в основном от внешних воздействий и «приспосабливается» к данным условиям. В философии «активность» рассматривается как внутренняя спонтанность живых существ, бытие.

Неотъемлемой чертой активности личности является активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его порядочности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Деятельность человека воплощает присущие ему моральные ценности, которые определяют характер его поведения. Активное действие может преследовать гуманистические и антигуманистические цели, быть социально полезным и антисоциально ориентированным. Определяющей нравственной основой деятельности человека является непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность деятельности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

И поэтому активность — неотъемлемое свойство и состояние каждого живого организма, в том числе и человека. Без деятельности человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория деятельности является основой научных знаний о психике, психическом развитии, познавательных и творческих способностях человека.

Изучение природы, механизмов формирования, развития и проявления человеческой деятельности чрезвычайно важно для поиска эффективных путей и средств, способствующих формированию активности личности, направленной на повышение собственного благосостояния и благосостояния общества.

Современное понимание природы, источников, форм и видов, содержания и механизмов, формирования и проявления человеческой деятельности формируется на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Развитие представлений о деятельности длилось на протяжении многих веков, начиная со времен Древней Греции и заканчивая нашими днями…

Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте - Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии

Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии

Первая философская концепция бытия была выдвинута досократиками, одни из которых рассматривали бытие как единое (Фалес и Анаксимандр, а также Ксенофан), неподвижное и самотождественное, другие — как постоянно изменяющееся, становящееся. Представителями этих направлений были Парменид (элейская школа) и Гераклит (эфесская школа).

Ход мыслей Парменида был примерно следующим: «В мире ничто не возникает из небытия и ничто не исчезает. Следовательно, «бытие» существует и не может перестать существовать. Когда пифагорейцы считают, что помимо бытия существует пустота, «небытие», они утверждают логический абсурд. Само наличие пустоты показывает, что она существует и, следовательно, является частью бытия. Но если это так, то в «бытии» не может быть «сбоев»: «оно» — это «реальность», которая не может быть производной или преходящей. Другими словами, поскольку «Абсолют» есть все, он — единственная вещь, которая действительно существует».

Этот странный на первый взгляд тезис удивительно похож на то, что утверждал адвайтизм Упанишад. С помощью решительных усилий ум пытается отделить себя от окружающего мира и прорваться к глубочайшей основе всего сущего. Ибо человек не может видеть ее, а «вселенная» находится перед его глазами. Парменид выходит из этого затруднительного положения способом, который также похож на индийский. Он ставит под сомнение ценность познания с помощью органов чувств и объявляет человеческие ощущения ошибочными. Сущность бытия невозможно познать с помощью несовершенных инструментов.

Абстрактные парадоксы элейской школы могли привлечь только проницательные умы, привыкшие к миру абстракций. Поэтому естественно, что ни один аргумент элеатов не защитил их концепцию от нападок. Религиозная мысль должна была не только говорить о «Едином», но и объяснять мир и человеческую жизнь. Ответом на эту потребность стало учение старшего современника Парменида, Гераклита. Он начал с идеи, пронизывающей жизнь природы и общества, а именно с движения, создав тем самым точку зрения, диаметрально противоположную алеманновской. В отличие от Парменида, он следовал не логике, а интуиции и прозревал истинную природу вещей. И он, очевидно, признал лучшим методом выражения своих прозрений афоризмы и парадоксы, в отличие от Парменида, который писал стихами.

Гераклит считал, что истину можно познать, обращаясь к видимому. «То, чему нас учит зрение и слух, я ценю больше всего», — сказал он, сделав лишь одну оговорку: «Глаза и уши — плохие свидетели для людей с грубой душой». Он считал самым важным пробудить в человеке особый внутренний слух и зрение, которые помогают постичь сокровенные ритмы «вселенной».

Суть интуитивного открытия Гераклита выражена в короткой формуле «Panthera» — все течет. С доселе невиданной ясностью философ воспринимал «бытие» как космический процесс. Как и Будда, он воспринимал весь мир как нечто, находящееся в неустанном безумии. Ничто не постоянно: жизнь сменяется смертью, бодрствование — сном, цветение — увяданием, холод — жарой. Волны существования вздымаются и опадают, каждый миг открывая новую фазу или форму существования. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Всегда есть новые волны».

Формы направленности деятельности человека

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих действие (деятельность) человека и относительно независимых от текущей ситуации, в научной литературе обычно называют ориентацией. Следует отметить, что направленность человека на действие всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Наиболее примитивной, биологически присущей формой направленности является влечение. С психологической точки зрения, влечение — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение — это временное явление, поскольку потребность, которую оно представляет, либо исчезает, либо реализуется и превращается в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-то очень конкретному. Следует отметить, что желание, когда оно достаточно осознанно, обладает стимулирующей силой. Она повышает осознание цели будущего действия и построение его плана. Для этой формы направленности характерно осознание не только своей потребности, но и способов ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается как очень специфическое побуждение к деятельности.

Самым ярким маркером ориентации человека являются его интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности, тем самым способствуя ориентации человека в окружающей действительности. Субъективно интерес заключается в эмоциональном настрое, который сопровождает процесс изучения или внимания к определенному объекту. Одним из наиболее существенных свойств интереса является то, что, будучи удовлетворенным, он не угасает, а, наоборот, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной активности.

Интересы являются основной движущей силой для познания действительности. Различают прямой интерес, вызванный привлекательностью объекта, и косвенный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой сознания потребностей, отраженной в интересах, является устойчивость интересов, выраженная в длительности их поддержания и в их интенсивности. Следует также подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее характерных черт активности личности.

Интерес к динамике его развития может перерасти в склонность. Это происходит, когда в проценты включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность личности на определенную деятельность. В основе склонности лежит глубокая и устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, то есть интерес к определенному виду деятельности. Основой склонности может быть также желание совершенствовать навыки, связанные с этой потребностью. Считается, что развитые задатки можно рассматривать как предпосылку для развития определенных навыков.

Следующая форма проявления ориентации на действие личности — это идеал. Идеал — это объективная цель склонностей индивида, то есть то, к чему он стремится, на чем сосредоточен, конкретизированная в образе или представлении. Идеалы людей формируются под влиянием социальных условий жизни, в процессе образования и воспитания. Человеческие идеалы могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, то есть его системы взглядов на объективный мир, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Мировоззрение отражает не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и действия, их убеждения.

Убеждение, высшая форма ориентации, представляет собой систему мотивов, побуждающих человека действовать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением. Фоном убеждений являются знания, которые являются для человека истинными, неоспоримыми, в которых он не сомневается. Особенность убеждений заключается в том, что их знание представлено в единстве с чувствами и охватывает всю личность. Убеждение — это когда есть страдания и муки совести, когда принципы нарушаются в действиях и поступках.

Развитие философской рефлексии, концепция самости

Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономии «Я».

Фихте пришел к выводу, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено сознанием наших восприятий как независимых от нашей воли и сопровождаемых «чувством необходимости». «Аффективное» здесь относится к формированию чувственного опыта «чистым» эго, которое, как и у Канта, подчиняется категориям. Фихте отличает от «чистого» эго «эмпирическое» эго, которое не осознает это «чистое» эго. Чистое «я» реализуется через свои результаты, которые, однако, мы не осознаем. Если бы «я» с его восприятиями зависело от внешнего мира, оно было бы подчинено миру (было бы его «случайностью»), поскольку ощущения вызывают наши желания.

Фихте пришел к провозглашению ощущений как собственного продукта эго, но как отчужденного продукта, который мы не осознаем как таковой.

Согласно Фихте, принцип теоретически действенного «чистого» Я заключается в спонтанном формировании смыслового содержания. Он приравнивается к эффекту агентства. В то же время Фихте подчеркивает, что в эмпирическом сознании, которое воспринимает результаты деятельности «чистого» Я и принимает их за нечто чуждое, сознание Я связано с внешним опытом. Отсюда Фихте вывел тезис о том, что «Я предполагается как определенное не-Я», то есть сознание чего-то внешнего предшествует сознанию Я. В конкретных анализах Фихте указывает на примат внешнего опыта, но, конечно, только после того, как он теоретически объяснил его как продукт бессознательной деятельности самого эго.

Согласно Фихте, объяснение реальной жизни возможно только на основе практических отношений эго к миру. Поэтому предшествующая версия «теоретического учения науки» должна быть дополнена изложением «практического учения науки», которое утверждает, что субъект приходит к познанию объектного характера действительности через биологические и трудовые отношения с миром (здесь мы видим большой сдвиг в понимании практических отношений по сравнению с Кантом). Видя неадекватность созерцательного сознания, Фихте пытается объяснить его на основе «практического» отношения к миру. Правда, Фихте осознавал, что «бытие для нас» объектов означает нечто большее, чем их присутствие в сознании в качестве содержания, что оно содержит практическую актуальность объектов по отношению к биологическому организму и их «сопротивление» притяжению до сих пор бессознательного «я», которое могло бы доминировать над ними.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к расширению собственной силы (присущей самости) и ее ограничением сопротивлением внешних объектов является стремление преодолеть ограничение, давящее на самость извне, и сделать самость внешней. Конечно, эта тенденция ограничена «сопротивлением» внешних объектов, что создает в самости чувство ограниченности и страха.

Закон как условие самопознания по Фихте

В «Философии права» Фихте рассуждает о возможности реализации человеческой свободы. Из философии права Фихте выводит понятие человеческого тела, которое, в отличие от других природных тел, не является просто продуктом теоретических способностей — иначе тело было бы просто явлением, и невозможно было бы, например, рассматривать телесное повреждение, причиненное другому человеку, как нарушение права. Таким образом, Фихте устанавливает чисто практический характер человеческой чувственности, видя в ней не продукт природы, а инструмент целенаправленной человеческой деятельности.

Свобода, по Фихте, невозможна вне правового государства, — последнее следует отличать от состояния природы, в котором никакая свобода не может быть реализована. Фихте подчеркивает, что в этом вопросе он следует за Кантом, который разделяет «естественное право» и «состояние природы» в своем трактате «О вечном мире».

Фихте убежден, что сфера права не может быть выведена из сферы морали: Она занимает как бы особое — среднее — положение между законами природы и нравственными законами.

Закон права, по его мнению, требует, чтобы человек, живущий в обществе с другими людьми, ограничивал свою свободу и тем самым давал возможность всем остальным пользоваться своей свободой. Но закон не требует, чтобы человек жил в обществе именно этих людей: каждый имеет право жить в том государстве и обществе, в котором он хочет. Но, живя в конкретном штате, он или она уже соглашается подчиняться законам этого штата.

Этот аргумент предполагает, что государство является как бы результатом договора между его гражданами, и, соблюдая условия договора, каждый обязан либо подчиняться принятым законам, либо выбрать другое государство, законы которого ближе к его собственным.

Это либеральная и индивидуалистическая концепция государства, основанная на принципах общественного договора, которая была широко распространена в 18 веке. С таким пониманием государства и отношения индивида к нему тесно связана идея Канта о «всеобщем гражданстве», в духе которой Фихте также строил свою теорию государства и права в первый период своего творчества.

Принцип философии права Фихте гласит: «Конечное разумное существо не может мыслить себя, не приписывая себе свободной деятельности. Свободная деятельность «я» определяет себя, принимая объект, «не-я», и этот объект ограничивает ее. Только в том случае, когда активность Я ограничивается объектом, практическое Я предстает как конечное рациональное существо. Но для того, чтобы самость была детерминированным эмпирическим индивидом, несамость, которую она ограничивает, должна быть детерминированным эмпирическим объектом. А принятие детерминированного объекта может произойти только в детерминированный момент. Каково определение этого момента? Она не может быть определена объектом, так как тогда конечное основание деятельности Я не лежало бы в самом Я, что невозможно, ибо тогда это была бы не практическая деятельность, а теоретическое созерцание. Акт принятия, таким образом, должен быть объяснен из самости — и в то же время не может быть объяснен из нее, потому что это акт принятия предела своей активности.

По сути, философия права воспроизводит то же самое, что имеет место в общей теории науки Фихте. Но здесь возникает другая проблема, которую необходимо решить. А именно, найти объект, который побуждает человека к самоопределению.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
  2. Общество и человечество, нация и семья
  3. Философия как форма духовного освоения мира
  4. Виды современной идеологии
  5. Становление логического позитивизма
  6. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  7. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  8. Концепции социальной философии
  9. Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
  10. Петр Бернгардович Струве, русский философ