Для связи в whatsapp +905441085890

Классификация современных теорий личности — Современные теории личности

Слово «личность», по мнению Г. Оллиотта и ряда отечественных психологов, происходит от слова «guise», которое в древности означало маску, надеваемую актером во время представления, соответствующую чертам того человека, которого актер должен был изображать в этой маске. Через эту роль выражалась психология человека, о котором идет речь.

Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность феномена личности. Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности (когда оно включено в разработанную теорию и подкреплено соответствующими исследованиями) заслуживает того, чтобы быть рассмотренным в поиске полного определения личности.

Личность обычно определяется как человек, обладающий набором устойчивых психологических черт, которые определяют социально значимые действия конкретного человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что личность не включает психологические черты человека, характеризующие его когнитивные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в стабильных отношениях с людьми и обществом (их называют социальными установками). Термин «личность» обычно включает те характеристики, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности конкретного человека.

Личность — это первое лицо, которое в системе таких своих психологических черт, которые по своей природе проявляются в социальных связях и отношениях, определяют поступки этого человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих его людей.

Помимо термина «личность», в науке часто используются такие термины, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» заключается в следующем.

Термин «человек» относится не к отдельному индивиду (в том случае, если сравнивать его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человечеству. Поэтому термин «человек» иногда называют родовым понятием и включают в его содержание все качества, присущие человеку в отличие от животных. Сюда входят, помимо собственно психологических характеристик, физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.д.

Индивид определяется как отдельное человеческое существо или отдельный представитель человеческого рода. Этот термин, как и термин «человек», подразумевает все возможные человеческие характеристики, присущие одному конкретному человеку.

Термин «личность» имеет два тесно связанных, но различных значения. Одно из значений этого слова обозначает определенное сочетание человеческих характеристик в конкретном индивидууме. Второе значение термина подчеркивает, чем конкретный человек отличается от других людей (индивидов) как личность. Первое понимание термина может включать общие характеристики, присущие людям, которых сравнивают друг с другом, тогда как второе определение термина подразумевает указание на различия между одним человеком и другим.

Слово «человек» является самым узким по объему и содержанию из всех сравниваемых здесь. Во-первых, она включает только психологические характеристики человека; во-вторых, объем и содержание понятия «личность» не включает многие фактические психологические характеристики, такие как когнитивные процессы и психические состояния. Таким образом, термин «личность» не охватывает всю психологию человека.

Можно встретить попытки расширить этот термин и включить в него всю психологию человека. Например, когда русский психолог К.К. Платонов изложил в своих работах структуру личности, он включил в число ее компонентов или подструктур как психические процессы, так и психические состояния. Такая позиция не представляется оправданной.

Классификация современных теорий личности - Современные теории личности

Современные теории личности

Если подойти к описанию и определению современных теорий личности формально, то согласно схеме, представленной на рисунке 25, можно увидеть, что существует как минимум пять различных причин для разделения теорий личности на группы, и согласно каждой из этих причин можно выделить две или три группы теорий личности.

Линии на диаграмме, соединяющие различные типы теорий личности, показывают, что теории личности, выделяемые по одному признаку, могут быть сгруппированы (разделены) и по другому признаку. Например, психодинамические теории могут быть одновременно экспериментальными и неэкспериментальными. То же самое справедливо для социодинамических и интеракционистских теорий личности.
Более того, каждая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям, и полное описание теории по этой схеме получается, если двигаться по линиям сверху вниз и последовательно оценивать одну и ту же теорию по различным основаниям. Например, гуманистические теории личности — это неэкспериментальные теории, которые представляют как структуру, так и динамику личности, они относятся как к детству, так и к взрослой жизни, и описывают психологические свойства личности. Обратимся к классификации теорий личности по индивидуальным основаниям.

Первая основа — это то, как та или иная теория объясняет поведение человека. В соответствии с этим теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.

Психодинамические теории называют теориями личности, в которых человек как личность представлен и описан в терминах, характеризующих его психологию или внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля и т.д. Объяснение человеческого поведения в этих теориях дается исключительно изнутри, то есть с учетом психологии (или физиологии) человека. Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он находится в данный момент, не учитывается в теориях такого рода.

Формирование и развитие личности человека представляется в психодинамических теориях как изменение его психики, а не как его поведение или реакции на внешние воздействия, то есть исключительно как динамика внутреннего мира (отсюда и название этих теорий — психодинамические).

Известными примерами социодинамических теорий являются психоаналитическая теория личности 3. Фрейда и теория черт личности Г. Оллпорта и Р. Кеттела.

Социодинамические теории называют теориями личности, которые подчеркивают внешний, поведенческий подход к личности человека. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения человека, его привычки, действия, поступки и реакции на различные ситуации. Объяснения поведения в рамках теорий этого типа также даются со ссылкой на ситуацию (предполагается, что ситуация определяет поведение человека, а не его внутренний, психологический мир, то есть предполагается, что изменения, происходящие в данной ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении).

В рамках этих теорий вопрос о возникновении и развитии человека как личности решается следующим образом: стабильные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием социальной среды или определенных ситуаций, являются изменениями в его личности. Примером социодинамической теории личности является теория Б. Скиннера и А. Бандуры, основанная на идеях социального бихевиоризма.

Интеракционистские (взаимодействующие) теории — это теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его возникновения и развития как личности учитываются как внутренние, психологические характеристики конкретного человека, так и его внешне наблюдаемое поведение. Итерационистские теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями. Примером такой теории является теория социальных ролей, разработанная Э. Берном1.

Гуманистические теории личности

Гуманистические теории личности занимают особое место среди теорий, которые делятся на группы в зависимости от способа описания личности и объяснения поведения человека, а также характеризуют процесс личностного развития человека. Они возникли позже многих других теорий личности, относящихся к психодинамической, социодинамической и интеракционистской теориям, и, более того, находятся в оппозиции ко всем этим теориям.

Почти все теории личности, появившиеся до начала 1940-х годов (именно в это время возникли и развивались гуманистические теории личности), так или иначе отождествляли психологию и поведение человека и животных. Это отразилось в содержании теорий следующим образом: во-первых, они часто рассматривали биологические инстинкты и потребности как движущие силы человеческого поведения; во-вторых, они фокусировались на том, что объединяет людей и животных, а не разделяет их.

Такое положение дел не понравилось ученым, которые позже написали гуманистические теории личности. Они выступали за полный отказ от использования данных о животных в качестве средства характеристики и объяснения человеческого поведения. По их мнению, только люди могут быть личностями, и поэтому аналогии с животными неуместны при описании людей как личностей. Изучая психологию человека, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что отличает его от животных. Это цели и смысл жизни, ценности, мораль и многое другое. Объясняя поведение человека, необходимо сосредоточиться именно на этих характеристиках, а не на биологических инстинктах и потребностях. Наконец, рассматривая становление и развитие человека как личности, необходимо изучить его психологию с точки зрения стремления к самосовершенствованию. Автором этой критики и одновременно самой известной гуманистической теории личности был американский психолог А. Маслоу.

Теории делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, в зависимости от метода получения данных о личности человека. В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о них, составляющих основу теоретических обобщений, являются факты, полученные в научном эксперименте с использованием современных психологических тестов и методов математической статистики. Примером такой теории личности является теория черт личности. Неэкспериментальные теории — это теории, созданные на основе анализа и обобщения наблюдений, рассуждений и т.д., т.е. теории, основанные не на экспериментально полученных данных, а на наблюдениях и служебных догадках ученого. Примером такой теории является гуманистическая теория личности А. Маслоу.

В зависимости от акцента на структурных или динамических аспектах личности, теории делятся на две группы с соответствующими названиями: структурные и динамические. Структурные теории личности сосредоточены на описании личности, спецификации ее структуры, а динамические теории сосредоточены в основном на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. его динамики. Типичной структурной теорией личности является эго-теория личностных черт, поскольку ее авторы были в первую очередь озабочены выявлением и описанием характеристик, которыми обладает человек как личность. В свою очередь, психоаналитические и гуманистические теории личности можно рассматривать как структурно-динамические[1].

В зависимости от четвертого критерия — возрастного диапазона, охватываемого теорией личности, — все теории можно разделить на следующие две группы: Теории, которые касаются в основном детства, и теории, которые охватывают всю жизнь человека. Теории первого типа фокусируются на том, что представляет собой личность от рождения до 15-16 лет, то есть до конца детства. Теории второго типа рассматривают личность в процессе ее формирования и изменения на протяжении всей жизни.

Структура личности по Фрейду

В теории личности Фрейда структура личности изображается как состоящая из трёх областей: бессознательного {Id), эго, сознательного или самосознательного человека {Эго), и «суперсознательного» или сверхсознательного человека {Супер-Эго)[2] (рис. 26).

По мнению Фрейда, бессознательное состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первое побуждает человека сохранить и продолжить жизнь, второе — положить ей конец (разрушение)[3]. Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как действительно определяющие его поведение, но они существуют и действуют, тем не менее, заставляя человека постоянно искать пути своего полного удовлетворения. Реализуя эти стремления, человек действует, по словам Фрейда, на основе «принципа удовольствия».

Однако, когда человек живет в современном обществе среди других людей, у него нет возможности открыто и в полной мере удовлетворить эти инстинкты, потому что условия жизни в обществе, его моральные и другие нормы ограничивают не только удовлетворение, но даже открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человек с детства воспитывается, чтобы сдерживать эти инстинкты, и в конце концов учится этому, изучая правила и нормы культурного поведения в обществе. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также являются частью его личности, но занимают лишь верхнюю ее часть, «супер-я». Эта структура личности регулирует поведение человека на основе «чувства долга и морали».

Согласно Фрейду, между бессознательным и «супер-эго» существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В определенной степени человеку удается если не решить их, то частично или временно, путем разработки и использования механизмов психологической защиты. Это способы рационального объяснения и оправдания действий человека, которые мотивированы инстинктами, а также способы избавления от чувства страха, которое человек может испытывать из-за осознания того, что своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально.
Психологические защитные механизмы являются частью третьей подструктуры личности, «самости», сознания или самосознания. Ниже перечислены некоторые механизмы психологической защиты, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.

  1. отказ. Когда реальность кажется человеку неприятной, он закрывает на нее глаза, старается не воспринимать ее, отрицает существование ситуации или преуменьшает угрозу, которую она представляет для него самого. Распространенной формой такого поведения является отказ, отрицание того, что критика несправедлива, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях отрицание может играть положительную роль, например, когда человек серьезно болен и отрицает этот факт (так он находит в себе силы бороться со своей болезнью). Однако чаще всего отрицание мешает людям нормально жить и работать, потому что, не признавая существующей опасности и отказываясь от справедливой критики, они не предпринимают никаких действий для устранения опасности или исправления собственных недостатков.
  2. подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление подразумевает блокирование «эго» внутренних импульсов, которые исходят от «суперэго» и указывают человеку на что-то неприятное внутри себя. В этом случае неприятные переживания и неприемлемые для индивида знания о себе как бы подавляются из сферы его сознания, не влияют на его актуальное поведение. Чаще всего подавляются мысли и желания, противоречащие принятым человеком моральным нормам и ценностям.

Теория оперантного научения Б. Скиннера

Современная бихевиористская теория личности обращает внимание на социальное поведение человека и его детерминанты. Такое поведение объясняется на основе теории оперантного научения Б. Скиннера. Теория социального обучения Скиннера и Бандуры. Теория оперантного научения Скиннера гласит, что человек приобретает новые формы социального поведения следующим образом. Сталкиваясь с новой для него социальной ситуацией, он пытается вести себя в ней по-разному. Некоторые действия, которые он предпринимает, приводят к желаемому результату и удовлетворяют его потребности. Далее, когда человек неоднократно сталкивается с похожими ситуациями, он в первую очередь старается вести себя так, как это было успешно ранее. В конце концов, это поведение ассоциируется с ним как с личностью и становится характерным для него.

Теория социального обучения Бандуры дополняет теорию оперантного обучения Скиннера. Она показывает, как целенаправленно развивать в человеке желаемые формы социального поведения. Это предполагает положительное социальное подкрепление только тех форм поведения, которые являются желательными, и наказание тех форм поведения, которые социально нежелательны. Эффективные формы социальной стимуляции — поощрения или наказания — могут включать финансовое вознаграждение, признание, социальную поддержку, повышение социального статуса, построение хороших личных и деловых отношений с человеком и т.д.

Перейдем к краткому рассмотрению интеракционистского варианта теории личности, предложенного Э. Берном. Структура личности Берна включает в себя три социальные роли, которые люди чаще всего принимают на себя в общении и взаимодействии с другими людьми. Это роль взрослого, роль родителя и роль ребенка.

Роль взрослого проявляется в следующих характеристиках психологии и поведения человека:

  • Автономия, независимость, признание права других людей быть независимыми личностями;
  • Отказ от нотаций и давления на других людей, и, в свою очередь, ожидание, что другие люди будут вести себя так же
  • Решать свои проблемы самостоятельно, не ожидая и не надеясь, что кто-то другой решит их за него
  • Воспринимать других людей как равноправных партнеров в общении.
    Роль родителя отличается
  • человек берет на себя ответственность опекать других людей, заботиться о них, считая, что они не могут справиться со своими проблемами без его помощи;
  • Такой человек считает других людей детьми и относится к ним соответственно;
  • Такой человек может позволить им быть капризными, вести себя безответственно и прощать их за такое поведение.
    Роль ребенка заключается в том, чтобы:
  • человек, который принимает на себя эту роль, считает, что другие люди обязаны заботиться о нем и ухаживать за ним;
  • он требует, чтобы другие люди обеспечивали его всем необходимым;
  • Он позволяет себе быть безрассудным, капризным и безответственным и считает такое поведение вполне нормальным.

Все три роли, по мнению Берна, присутствуют в социальном поведении каждого человека, но в разной степени представлены в его поведении. Тип личности, согласно теории социальных ролей, можно определить по тому, какая из этих ролей преобладает в психике и поведении человека.

Другим примером теории интеракционистского типа является теория личности У. Мейшела. Он вводит понятие межличностной поведенческой черты, которое является центральным в его теории. Она понимается как черта человеческой личности, которая проявляется в поведении конкретного человека по отношению к другим, и личность человека, согласно этой теории, можно оценить, изучая как его внутренний мир, так и его социальное поведение. Личностные факторы, которые вместе с особенностями социальной ситуации определяют поведение человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды стресса в психологии
  2. Концепция Л. С. Выготского
  3. Возрастные особенности прощения
  4. Детский психолог
  5. Моисей Матвеевич Рубинштейн, советский психолог
  6. Элькин Давид Генрихович, советский психолог
  7. Социальная психологическая реабилитация
  8. Особенности проявления тревоги и страха у умственно отсталых детей — Определение страха и тревоги, сходства и различия
  9. Эффективность психологической коррекции
  10. Причины нарушений в развитии ребенка