Для связи в whatsapp +905441085890

Методика музыкального воспитания в начальной школе — Певческая деятельность

Теория музыкального воспитания ребенка–это система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания эстетических чувств в процессе приобщения его к музыке.

Научными и методологическими основами теории музыкального воспитания являются данные таких наук, как эстетика, музыкознание, физиология, психология и педагогика.Эстетика –философская наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Эстетика рассматривает искусство как специфический социокультурный феномен. Научному анализу подвергаются результаты эстетического освоения окружающей действительности, процесс эстетического отношения и эстетической деятельности, познание их сущности, структуры, функций.

При этом для теоретического осмысления перечисленных проблем современная эстетика использует данные исследований социологии, психологии, семиотики, культурологии. Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах.Музыковедение (или музыкознание) как отрасль искусствознания — одна из основ теории и методики музыкального воспитания ребенка, раскрывающая закономерности и особенности музыки как особой формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и развитии.

Методика музыкального воспитания в начальной школе - Певческая деятельность

Певческая деятельность

Хоровое пение дает школьникам возможность в активной форме передавать различные эмоции, выражаемые музыкой, является средством формирования: у них нравственных и эстетических чувств.

На музыкальных занятиях дети учатся правильно и красиво петь, сравнивать свое пение с пением товарищей, прислушиваться к аккомпанементу, вступлению, разбираться в эмоциональном и идейном содержании песни, анализировать ее мелодию, дать оцен­ку общему звучанию хора, и очень многому другому. Пение способ­ствует укреплению голосового и речевого аппарата детей, развитию их музыкальных способностей.

Для того, чтобы научить учеников грамотно петь, необходимо, прежде всего, формировать у них певчий голос. Он, особенно у младших школьников, не совсем сформирован, связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое. Поэтому, пение в несоответст­вующем данному возрасту диапазоне и чрезмерно громкое пение могут привести срыву голоса и другим негативным последствиям.

Правильное и выразительное пение зависит от овладения всеми учениками вокальными и хоровыми навыками, теснейшим образом между собой связанными.

Певческая установка. Ее следует показать и объяснить на пер­вом же уроке. Во время пения дети должны сидеть (или стоять) прямо, не поднимая плечи и не горбясь, руки держать на коленях, а во- время пения стоя — опушенными. Голову держать свободно, прямо. Рот открывать естественно, но не слишком широко, так как это мешает четкой дикции. Нижняя челюсть должка быть свобод­ной. Певческая установка осваивается учащимися не сразу, а по­степенно, поэтому на нее необходимо обратить внимание на каждом уроке.

Петь удобнее стоя, но, чтобы не переутомлять детей, песни ра­зучиваются сидя, а повторение пройденных и распевание проводит­ся стоя.

Дыхание вырабатывается во всех видах исполнительской дея­тельности, ибо от него зависит качество звука, его продолжитель­ность и сила. Умение делать спокойный вдох и экономное его рас­ходование является главным требованием пения. Песня вэтом слу­чае прозвучит красиво и напевно. Если перед исполнением ученик сможет представить себе характер звучания мелодии (твердо или мягко, связно и отрывисто и т.д.) и сделает спокойный не очень глу­бокий вдох, затем начнет петь.

На еже урочных распеваниях дети учатся брать дыхание по первому жесту рук учителя и расходовать его экономно, чтобы хватило до конца фразы. Они должны запомнить правило о том, что дыханием нельзя прерывать слово.

Звукообразование связано с формированием протяжного, напев­ного звучания голоса. Для его достижения и развития певческого аппарата, музыкального слуха детей, рекомендуются специальные певческие упражнения: для освобождения скованности нижней че­люсти, для развития звонкого легкого звука, выработки ясной чет­кой дикции (см. в кн. С.Миловского «Распевание на уроках нения и в детском хоре начальной школы. М.,1977).

Рабочий певческий диапазон первоклассников — ми, — си, реже — ре, — см первой октавы, а наиболее звучащей зоной является — соль — ля первой октавы, от которых учитель расширяет их диапазон вверх к — до второй октавы, вниз к — ре первой октавы.

Качество звучания голоса в значительной степени зависит от правильного пения гласных. Значительным моментом в воспроизве­дении звуков является переход голосового аппарата из дыхатель­ного состояния в певческое, принятое называть в музыкальной практике атакой звука. Качество, характер атаки, рекомендуемой детям 6-9 лет, отличается мягкостью, обеспечивающей образова­ние спокойного, мягкого звука.

Дикции. Без четкого ясного произношения гласных и согласных звуков невозможно выразительно и осмыслено исполнять песню.

Качество дикции зависит от активной работы нижней челюсти, мягкого нёба, глотки, языка и губ. Прежде всего надо освободить нижнюю челюсть от напряжения и в таком положении выработать напевность гласных звуков и правильное их формирование на ма­териале упражнений, попевок, отрывков песен.

Учащиеся не всегда правильно понимают требования учителя яснее произносить слова песни и нередко переходят от требуемого напевного исполнения к скандированию текста песни. Отсюда сле­дует, что работа над дикцией должна быть теснейшим образом свя­зана с работой над напевностью звуков.

Ансамбль. Его надо объяснить учащимся, как уравновешенность звучания классного хора в отношении динамики, темпа. Ритма и характера звуковедения. Формированию ансамбля способствуют дирижерские жесты учителя-характер движения рук «рисует» ха­рактер исполнения песни. Для развития ритмического и темпового ансамбля рекомендуется проводить под музыку различные движе­ния: ходьба, шаг на месте, элементы тою или иного танца, бег, по­топы, повороты, хлопки, различные движения рук и др.

Сложным считается динамический ансамбль, который зависит от силы, природных возможностей голоса ученика характеризуемый нежным, светлым звуком, но небольшой силы.

Развитие музыкально-педагогических идей в России в XXвеке

Процесс развития теории и практики музыкального воспитания детей в начале XX века характеризуется вниманием исследователей к вопросам детского творчества. Атмосфера 20-х годов открывала простор для творческой инициативы. Главенствовал широкий общий взгляд на музыкально-воспитательную работу, понимание, что абстрактное усвоение «правил» музыки не может привлечь детей к музыкальному искусству, что основа основ — влюбить детей в музыку, добиться, чтобы они испытывали потребность с ней общаться, ее слушать, исполнять и даже сочинять.

В те годы отстаивалась мысль о том, что занятия музыкой требуют разработки специфических форм и методов обучения .Б.Л. Яворский и его сотрудники, проводившие экспериментальную работу в различных музыкальных учебных заведениях, искали методические приемы и стимулы активизации детского музыкального сочинительства. Б.В. Асафьев разработал основополагающие принципы музыкально-го обучения, не потерявшие своего значения и сегодня. Он полагал, что всех детей надо обучать слуховому наблюдению течения, развития музыки, происходящих в ней процессов, сохраняя при этом эмоциональную свежесть и непосредственность восприятия при возрастающей интеллектуальной углубленности.

В 30-60-е годы наиболее плодотворно шла разработка частных методик: постановка детского голоса, хоровое пение, обучение нотной грамоте, музыкально-ритмическое воспитание, игра на музыкальных инструментах (О.А. Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, М.А. Румер, В.Н. Шацкая и другие).

В исследованиях этих лет особое внимание обращалось на поиски методов обучения, обеспечивающих последовательность, систематичность упражнений, а также эмоциональное переживание детей. Ученые-педагоги отмечали, что при выборе системы методических приемов необходимо учитывать не только специфику музыкального искусства, но и возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Большое влияние на развитие современной отечественной музыкальной педагогики школы оказали методические рекомендации В.Н. Шацкой (тематическое построение занятий, способы презентации музыкального материала) и Н.Л. Гродзенской (последовательность слушания музыки: вступительное слово, слушание, анализ произведения, повторное слушание).

С появлением в 70-х годах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского начался новый этап развития теории и практики музыкального образования в нашей стране.

Эта концепция, вобрав в себя лучший отечественный и зарубежный опыт, отстаивала позиции преподавания музыки как вида искусства и подчеркивала необходимость разработки принципов педагогики искусства.В 80-90-х годах XX столетия в трудах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Л.В. Горюновой и других был обобщен многолетний опыт музыкально-педагогической исследовательской работы, выполнен ряд исследований, посвященных разработке дидактических средств и методов музыкального обучения.

Современная концепция музыкального воспитания детей

Современная музыкальная педагогика продвинулась к системе взглядов на музыку как на источник и способ развития ребенка, как «поч-ву», на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребенка.

Постановка и решение проблемы развития ребенка музыкой (и шире–искусством) как проблемы развития человека заставила пересмотреть всю систему научно-теоретических представлений о педагогическом процессе формирования музыкальной культуры ребенка.

Происходит смещение акцента с узкоспециальных задач к за-дачам формирования интереса к жизни через увлеченность искусством, развития творческого художественно-образного мышления, чувства стиля как основы художественного вкуса. В качестве основных целевых ориентиров выделяют развитие художественных потребностей и способностей учащихся, освоение детьми культурных форм общения с искусством.

В русле идей Д.Б. Кабалевского содержанием учебно-воспитательного процесса является духовный диалог культур,возникающий только в условиях органического единства музыки, педагога и детей. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности; музыкальная деятельность как жизнетворчество; творение себя как личности, взгляд в себя.

Работа над технической умелостью возникает лишь как следствие того, что ребенку не хватает средств выражения своего индивидуального состояния, переживания, настроения.Л.В. Горюнова, опираясь на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, выдвинула следующие принципы музыкальной педаго-гики (педагогики искусства): целостность, образность, ассоциативность и вариативность, единство разного и своеобразного, интонационность.Л.В.

Горюнова считала, что в основе принципов педагогики искусства должно лежать единство мира, универсальность законов его развития, отражаемые художественным мышлением. Целостность и образность, которые, являясь свойствами мышления человека, универсальной природной особенностью психики ребенка, должны управлять музыкально-педагогическим процессом.

Отдельное музыкальное произведение является одновременно и художественным обобщением, единичным, особенным и конкретным явлением культуры. Процесс накопления единичных и особенных художественных обобщений и формирует чувство стиля–ядро культуры восприятия. Основой процесса музыкального воспитания является живое музыкальное искусство. Природа музыкального искусства, определяемая теорией музыки в понятиях, детьми должна осваиваться через саму музыку.

Достижение цели музыкального воспитания–формирование музыкальной культуры как части духовной–возможно, если учебно-воспитательный процесс будет разворачиваться в единстве, то есть как диалог сознаний, диалог культур, результатом которого и является духовное самосозидание. И нравственно-эстетическое отношение, и творческая деятельность должны быть слиты воедино в художественно-творческом процессе. Это возможно в том случае, если педагог будет «говорить языком искусства» — языком образов, впечатлений, переживаний

Особенности музыкального искусства

Особенности музыкального искусства наиболее ярко выявляются в процессе сравнения музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Музыка–единственный вид искусства, являющийся одновременно выразительным, временным и слуховым. Наиболее близки музыке танец, архитектура и орнамент. Они связаны между собой своей вы-разительной природой и ритмической организацией. Из остальных искусств музыка ближе всех стоит к литературе и синтетическим искусствам театра и кино. Они родственны музыке по своей временной и слуховой природе и, соединяясь с ней в синтетических жанрах, существенно дополняют музыкальные образные средства наглядными изображениями и понятиями.

Музыкальный образ –это специфическая форма отражения действительности и чувств человека. Обязательную часть содержания музыки составляют настроения, эмоциональные состояния и эмоциональные стороны волевых качеств личности. Содержание музыки может охватывать и наглядные представления, но они не являются обязательными, в отличие от некоторых видов искусства. В музыке изображение из-за своей неполноты и расплывчатости настолько многозначно, что не может быть соотнесено с единичным предметным образом, а ассоциируется с более абстрактными явлениями.

В содержание музыки входят и понятия, но выражаются они не непосредственно, а ассоциативно (через эмоции; взаимосвязь музыкальных образов; «цитирование» известных мелодий, стойко запечатлевшихся в сознании слушателей в связи с определенными понятиями; через систему специально созданных композитором лейтмотивов, значение которых становится понятным в связи с неоднократным повторением в одном и том же смысле).

Смысловое поле музыки создает связь музыкальной интонации с жизненными прообразами, психическими свойствами человека и формами общения. Можно выделить три группы устойчивых музыкальных формул, которые являются своеобразными путями интонационного отражения ми-ра:

  • воспроизводство устойчивых форм интонационно-речевого выражения как естественных реакций на повторяющиеся жизненные ситуации (интонации зова, плача, повеления и т.п.);
  • заимствование различных форм построения речевых последовательностей (фразировка, вопросы и утверждения);
  • отражение в музыкальных интонациях основных свойств движений,имеющих экспрессивное значение — сила, размах, темп и ритм.

Например, пьеса «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И. Чайковского построена на интонации мечтательного вздоха. В пьесе «Старинная французская песенка» из того же цикла мы ясно слышим вопросы и ответы. В пьесе «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» из цикла «Альбом для юношества» Р. Шумана особое выразительное значение имеет своеобразный «притоптывающий» ритм и широкие ходы мелодии.Как художественно самостоятельное достижение музыкального искусства сформировалась группа устойчивых музыкальных формул, связанных с распевностью, кантиленой в вокальной музыке и различными украшениями (мелизмами) в инструментальном творчестве.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
  2. Педагогическая практика в детском саду
  3. Особенности воспитания координационных способностей танцоров
  4. Гуманная педагогика Амонашвили
  5. Сказка для второй младшей группы
  6. Культурологический аспект отцовства и материнства. Отличие отцовства от материнства
  7. Средства обучения и воспитания дошкольников
  8. Технология управления предметной областью проекта в образовании
  9. Система образования в России
  10. Активные методы обучения