Для связи в whatsapp +905441085890

Мультфильм: формирование поведенческих стратегий — Мультфильмы в педагогическом процессе

С рождения до подросткового возраста у детей преобладают зрительные образы. С первых дней жизни ребенок реагирует на яркие вещи и игрушки, с интересом рассматривает ковры и другие привлекающие внимание предметы обстановки. Об этом свидетельствует и появление мультфильма как особого жанра кинематографа, ведь, помимо смыслового содержания языковых средств, главной отличительной чертой мультфильма является его форма — яркая, красочная и отличная от реальной жизни. Цель карикатуры — привлечь внимание и заинтересовать. Ребенка могут заинтересовать только броские и необычные вещи.

Л. Брэдвей и Б. Алперс Хилл прокомментировал эгоцентрический перцептивный мир маленького ребенка. Для детей характерна неспособность видеть мир с другой точки зрения, кроме своей собственной. Видеть себя «со стороны» для него одинаково сложно в социальном, перцептивном и интеллектуальном плане. Когда ребенка просят сосчитать членов его семьи, он просто не причисляет себя к ним, потому что его исходная позиция не «вне семьи», а «внутри семьи».

Мультфильм (анимационный фильм) — это фильм, созданный мультипликаторами, которые используют различные техники и материалы для создания персонажей, а «оживление» происходит с помощью быстро сменяющихся изображений.

Современные дети, живущие в век информационных технологий, растут и развиваются в динамичной и разнообразной медиасреде, включающей телевидение, радио, интернет, компьютерные игры и т.д. Дети сталкиваются со всем этим в раннем возрасте, воспринимая их как игрушки или средства развлечения.

В настоящее время одним из современных и широко используемых средств воспитания и развития детей являются мультфильмы. Это связано с тем, что мультфильмы обладают богатыми образовательными возможностями.

Педагогические возможности мультфильмов в воспитании и развитии детей:

  1. расширение представлений об окружающем ребенка мире.
  2. расширение и обогащение словарного запаса ребенка.
  3. ознакомление с различными ситуациями и явлениями.
  4. указывать на примеры различных типов поведения и стратегий, способствующих выработке собственной стратегии и успешной социализации в обществе.
  5. формировать оценочное отношение к людям и миру в целом.
  6. развивать мышление и воображение детей, понимание причинно-следственных связей.
  7. развитие эстетического вкуса и чувства юмора.
  8. реализация эмоциональных потребностей.

При выборе мультфильма для просмотра с ребенком следует быть очень осторожным, поскольку зрительные образы оказывают сильное воздействие на детскую психику.

Следует подчеркнуть роль советских мультфильмов в формировании стратегии поведения ребенка. Это связано с тем, что почти все советские мультфильмы отражают нормальный для ребенка образ мира, основанный на доброте, дружбе, взаимопомощи и т.д. В советских мультфильмах также есть отрицательные персонажи, которые позже осознают свое плохое поведение и перевоспитываются. Очень часто сюжет строится таким образом, что с героем никто не дружил только потому, что он был таким злым, а после изменения своего поведения он находит новых друзей. Чтобы компенсировать отрицательный характер героя, его обычно изображают в юмористическом стиле. Такой сюжет и изображение героев гармонируют с образом детского мира.

Таким образом, мультфильм как произведение искусства, благодаря своей метафорической природе и захвату целостного образа, углубляет возможности и расширяет границы методов и приемов, используемых учителем. Его живость, масштаб, содержание позволяют выйти за пределы реального, существующего, осязаемого.

Мультфильм: формирование поведенческих стратегий - Мультфильмы в педагогическом процессе

Мультфильмы в педагогическом процессе

Использование мультфильмов в образовательном процессе для формирования поведенческих стратегий у детей требует соблюдения ряда требований.

Использовать мультфильмы в учебном процессе:
1) Наличие в ДОУ необходимого оборудования и материально-технической базы для приобретения комплексной мультипликационной базы.
2) Тщательный отбор мультфильмов для просмотра детьми, в соответствии с целями образовательного процесса.
3) Проведение совместного анализа мультфильмов, просмотренных с детьми.
4) учет возраста, стадии развития и личных потребностей детей.
5) Учет особенностей современной анимации.

Характеристики современной анимации:

  1. живописность и живость характеров.
  2. динамичность и краткость чередования образов и действий.
  3. наличие фантастического и реального, зла и добра в анимационном фильме.
  4. анимизм не только одушевленных, но и неодушевленных предметов (растений, мебели, автомобилей и т.д.).

Активное влияние мультфильмов на сознание и поведение детей обусловлено следующими психологическими механизмами:
1) заражение — процесс передачи данного эмоционального состояния и поведения, присущего персонажам мультфильма.
2) Влияние — это воздействие на ребенка с помощью невербальных и вербальных средств, вызывающих определенные состояния, а также создание тех чувств и представлений, которые испытывают герои мультфильмов. Персонажи мультфильмов и их действия не только показывают эмоциональное состояние, переживаемое героем, но и формируют у ребенка определенные стереотипные стратегии поведения. Яркость и образность мультфильма усиливают внушение, поскольку они отвечают потребностям ребенка.
3) Подражание означает следование определенному образцу или примеру. У детей, особенно в дошкольном возрасте, очень сильно развито подражание, особенно линии поведения и поведенческих стратегий. Поэтому очень важно правильно выбрать мультфильмы, чтобы поведение, демонстрируемое персонажами, воспринималось детьми как образец для подражания.

Выбирая мультфильм для просмотра с детьми, необходимо помнить, что очень часто мальчики ориентируются на поведение отрицательного героя и воспринимают его как внутренний стандарт. Поэтому перед просмотром мультфильма необходимо обсудить с детьми положительные и отрицательные модели поведения, подобное следует сделать и после просмотра мультфильма, но на примере героев.

Также важен образ, который автор рисует персонажам. Так, отрицательные персонажи обязательно должны иметь отталкивающую внешность, в то время как положительные должны быть прекрасны не только внешне, но и в своих поступках. Это правило часто нарушается, особенно в американских мультфильмах. Отрицательные герои имеют приятную внешность, а их поведение привлекает внимание детей и формирует у них желание повторить его.

В целом можно утверждать, что мультфильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, нормах хорошего и плохого поведения. Через сравнение с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, относиться к другим с уважением.

Детское представление о мире

Мы изучали восприятие в раннем детстве, чтобы использовать его как основу для исследования природы детского взгляда на мир. Он характеризуется негибкостью, зависимостью от мельчайших деталей, сосредоточенностью на себе как центре, зависимостью от действий и отвлекаемостью. «Маленький ребенок, «создав» для себя перцептивный мир, уже не связанный напрямую с действием, похоже, фокусирует внимание на внешнем виде вещей, который сам по себе привлекает внимание, а не на более глубоких структурах, основанных на неизменных свойствах объектов».

В своей работе Кайл приводит пример Наполеона, который утверждал, что человек, мыслящий образами, не способен командовать. Возможно, Наполеон имел в виду лишь поверхностные свойства образов. Возможно, это правда, что картина стоит тысячи слов, или «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наполеоновский генерал с богатым воображением напоминал бы ребенка, над которым довлеет восприятие.

Логично предположить, что каждый ребенок, взрослея, проходит определенные этапы интеллектуального развития. Этапы взросления зависят от определенного возраста. Л. Выготский предлагает различать следующие возрастные категории детей: от года до трех лет, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до двенадцати. С двенадцати лет начинается новый этап взросления — подростковый возраст.

Ребенок изначально воспринимает мир как индивид, который не знает себя как субъекта, не понимает собственных действий и приписывает свои субъективные ощущения реальности, не осознавая этого. «Построение концепции ребенка об окружающем мире, о реальности в первые годы жизни заключается в переходе от состояния, в котором все сосредоточено вокруг эго, которое все контролирует, не осознавая себя субъектом, к другому состоянию, в котором эго занимает свое место в стабильном мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В это время меняется отношение ребенка к вещам — происходит переход от эгоцентризма к объективности. Абсолютной объективности не существует по ряду причин. Субъективный опыт каждого человека определяет его собственную позицию, по отношению к которой он будет оценивать вещи и события. Это так называемая «точка зрения», которая состоит из определенных понятий.

Необходимо подчеркнуть, что наше исследование посвящено изучению вербальной формы морального поведения, которая понимается как «абстрактно-отстраненные размышления субъекта о том, как бы он поступил в воображаемой ситуации». Она может не совпадать с реальными действиями детей. Тогда можно говорить о феномене несоответствия вербального и реального поведения, описанном многими авторами. Все они отмечают ярко выраженную односторонность этого явления: вербальное поведение детей соответствует социально принятым нормам, а реальное поведение противоречит им.

Мы предполагаем, что в нашем случае может проявиться обратное несоответствие: нарушение вербальных норм поведения и их соблюдение в реальной ситуации. То есть, хотя в теории наши испытуемые в ходе беседы согласятся с тем, что необходимо «бороться» и защищать слабых, на практике они будут демонстрировать другие, социально приемлемые модели поведения.

Мы считаем, что этот аспект нравственного развития современного дошкольника требует дополнительного изучения. При этом особое внимание следует уделить анализу образов героев современных западных мультфильмов, которые со временем приобретают вид игрушек, не претендующих на различие между добром и злом.

Формирование личности ребенка и изменение системы понятий

По мере роста ребенка развивается его понятийный аппарат. Как отмечают Б. Волков и Н. Волкова, система понятий меняется в основном в трех направлениях. Во-первых, содержание детского понятия начинает соответствовать тому, что вкладывает в него большинство взрослых. Например, под термином «сладости» ребенок может подразумевать любые конфеты. Примерно к пяти годам ребенок начинает понимать, что конфеты различают по размеру, форме и вкусу. Во-вторых, когда дети становятся старше, они начинают лучше работать с концепциями в своем сознании. Например, трехлетнему ребенку гораздо труднее различать понятия «день» и «час». Вот почему часто можно услышать вопрос: «Разве час больше дня?». В-третьих, по мере взросления дети учатся описывать одни понятия другими. Трехлетний ребенок не сможет объяснить, что такое любовь, хотя и поймет значение этого слова. В подростковом возрасте каждый сможет дать вам развернутое определение и с легкостью отличить любовь от таких понятий, как дружба, привязанность, верность и так далее. Система понятий динамична, она никогда не стоит на месте и развивается по мере того, как человек приобретает новый опыт.

На формирование личности влияют такие факторы, как воспитание и образование, которые могут происходить по-разному. Передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит через специфический процесс воспитания и образования. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры. Процесс этого посредничества в самом широком смысле является процессом обучения. Этот процесс не всегда организован и целенаправлен. Очень часто обучение происходит спонтанно: ребенок учится играть, говорить, думать или слушать музыку, не зная, что он учится. Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, а с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и таким образом приобщается к человеческому образу жизни.

Как отмечают Е.Горшилова и Т.Морозова, одной из основных функций образования является социализация, то есть приобщение ребенка к внешнему миру и обществу. Социализация — это своего рода изучение законов человеческого общества о том, как все должно быть. Эти знания ребенок получает не только от родителей и опекунов или учителей. Важную роль играют игры, книги, телевидение и Интернет.

Р. В своей работе Кайл исходит из того, что современная ситуация в нашем обществе, культуре и науке вызвала смену парадигмы в области философского, психологического и педагогического знания с «общество — личность» на «человек — человечество». Ребенок как «объект воспитания воспринимается как единство генетического и культурного, биологического и социального, а не только как личность — совокупность общественных отношений».

«Эстетическое воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности. Это специфический вид социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивиду, личности, группе, коллективу, сообществу) и направленной на формирование у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их природе и назначении.» Эстетическое воспитание является предпосылкой для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развивающейся индивидуальности, действующей по законам красоты.

Следует отметить, что телевидение, особенно мультфильмы, участвуют как в воспитании и социализации детей, так и в развитии их эстетических принципов. Главным объектом нашего исследования является мультфильм, поэтому давайте подробнее рассмотрим его роль в образовании.

Роль героев мультфильмов в воспитании ребенка

Герои мультфильмов также играют большую роль в воспитании ребенка. Ведь герои мультфильмов являются авторитетом для ребенка, своего рода ролевой моделью, а значит, мощным инструментом воспитания. Любимые герои показывают, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Они стимулируют воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости.

А. Белкин сводит роль мультфильмов в воспитании ребенка к нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию ребенка. В мультфильмах ребенок видит модели поведения. Он учится, как вести себя в той или иной ситуации, как достичь цели. Многие мультфильмы служат программой для пропаганды качеств реального человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, объяснять, что такое добро и зло и т.д. В мультфильмах со злом старайтесь не драться, а попытаться перехитрить или переубедить его. В мультфильмах, как правило, показана красота природы, герои учатся любить и ценить. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. Мультфильмы показывают, что если хорошо относиться к природе, то герои мультфильмов будут избалованы вкусными фруктами, овощами и т.д. Герои мультфильмов учат ребенка помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, над кем насмехаются другие персонажи, но в конце концов понимает, что работа — это полезная вещь.

Сформированность когнитивного компонента можно оценить по оценкам, которые дети дают игрушечным героям отечественных и зарубежных мультфильмов. Используя разработанный нами опросник, мы попытались выяснить, как дети воспринимают свое поведение. Для исследования были выбраны персонажи с противоположными характеристиками: Чебурашка, Буратино, Карабас Варавва, Кот Леопольд, Крокодил Гена, Бэтмен, Человек-паук.

Анализ ответов детей показывает, что они адекватно положительно оценивают такие игрушки, как Буратино, Крокодил Гена, Кот Леопольд. Дети соглашаются с их поведением, говоря: «Я бы поступил так же».

Особый интерес представляют реакции детей по отношению к героям современных зарубежных мультфильмов: Человеку-пауку и Бэтмену. Образ этих игрушек был оценен большинством детей как «хороший», с правильным обоснованием: «Человек-паук хороший, потому что он спасает людей, защищает их»; «Бэтмен хороший, потому что он спасает людей, защищает мир».

Анализ ответов детей на другой вопрос анкеты «А ты бы смог?». — разрешается разделить их на две, неравные по численности, группы.

Первая группа — дети, которые считали поведение героев положительным. Но из них 78% согласились поступить так же, то есть защищать других методами, изображенными в мультфильмах: «драться» и «убивать», а 6% ответили на вопрос «Поступили бы вы так же?» неопределенно — «не знаю».

Вторая группа — дети, которые оценили поведение персонажей как негативное. Часть этой группы детей (6%) не согласилась сделать то же самое, другая часть (10%) ответила на вопрос «А ты бы сделал то же самое?».

Таким образом, подавляющее большинство детей, положительно оценивая героев современных зарубежных мультфильмов, не понимают, что они используют аморальные методы в защите слабых, суть которых сводится к следующему: Сильнейший прав. Можно утверждать, что при восприятии этих изображений возникает «эффект ореола»: Поскольку дети воспринимают поведение этих персонажей в целом положительно, они полагаются только на одну явную характеристику, которая позволяет им оценить этих персонажей как «хороших» — они спасают людей. Эта особенность понятна детям, она отодвигает, как бы, на второй план другие действия персонажей и распространяет положительную оценку на все поведение в целом.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Функции воображения
  2. Особенности поведения и взаимоотношения учеников в подростковом кризисе — Проблема межличностных отношений в произведениях отечественных и зарубежных авторов
  3. Личностные особенности творческого человека
  4. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  5. Дейл карнеги — биография, библиография, авторский подход
  6. Ценности как мотивационное образование
  7. Оперантное научение в психологии
  8. Критерий манна-уитни в психологии
  9. Предмет психологии общения
  10. Гнозис в нейропсихологии