Для связи в whatsapp +905441085890

Необходимость и случайность — Основные категории и методы философии

Необходимость — это то, что не может произойти в данных условиях, поскольку преобладающие обстоятельства настоятельно требуют, чтобы именно то, что должно было произойти, должно было произойти. В историческом процессе переход от низшего к высшему, от одного качественного состояния к другому происходит необходимым образом, поскольку этот переход связан с имманентной логикой социального развития.

В обществе, как и в природе, существуют определенные причинно-следственные связи, которые приводят к соответствующим изменениям тех или иных социальных явлений, институтов и объектов. Противоречия между старым и новым неизбежно приводят к тому, что старое заменяется новым. В противном случае, нет никакого движения вперед. Поэтому, когда наступает время, то есть когда созревают необходимые условия, старые общественные отношения, отработавшие свой срок, становятся неразумными и препятствуют развитию общества, а на смену им приходят более прогрессивные отношения. Такова логика развития человеческого общества, и нравится нам это или нет, но эта логика преобладает.
Ж.-П. Сартр также признал необходимость в истории. «Давайте покажем, — пишет он, — что Наполеон был необходим, что революция породила и диктатуру, и личность того, кто должен был осуществить эту диктатуру».

Таким образом, исторический процесс дал предварительные полномочия лично генералу Бонапарту и предоставил ему и только ему возможность ускорить окончание революции. Одним словом, речь идет не об абстрактной универсальности, не о ситуации, в которой было возможно множество Наполеонов, а о конкретной тотализации, в ходе которой реальная буржуазия, состоящая из реальных живых людей, должна была положить конец этой революции, тотализации, в ходе которой эта революция породила своего собственного могильщика в лице Бонапарта сама по себе и для себя, то есть для этой буржуазии на ее глазах. «Однако решительно отвергается Р.Ароном, считающим невозможным установление причинно-следственных связей, что в истории доминирует случайность, а не необходимость.

Из наличия необходимости в истории невозможно сделать фаталистические выводы о том, что исторический процесс ведет фаталистически, без вмешательства человека и с железной необходимостью к какому-либо из его концов. Это иллюзии, которые разоружают людей перед лицом трудностей и обрекают их пассивно ждать своей судьбы. Фаталистические взгляды по существу отрицают роль разума в истории, так как отрицают деятельность субъектов, наделенных сознанием и способных вносить «коррективы» в движение исторического процесса.

В то время как фатализм абсолютизирует необходимость, волюнтаризм придает решающее значение человеческой воле, которая якобы может направлять события в правильном направлении по своему усмотрению, безотносительно к объективным обстоятельствам. Добровольность отвергает необходимость и возлагает все надежды на случай. Добровольца игнорируют законы истории, а когда он оказывается на вершине пирамиды власти, он начинает нарушать многовековые традиции, создавать и стабильно функционировать социальные институты и учреждения. В результате его деятельности общество откатывается назад, вместо того, чтобы развиваться и двигаться вперед, в то время как люди платят за волюнтаристские действия своих лидеров. Добровольцы, как и фаталисты, действуют, по сути, иррационально, несмотря на то, что внешне превозносят роль разума. Дело в том, что волюнтарист не учитывает исторические условия и призывает людей к авантюрным действиям. И фатализм, и волюнтаризм — это крайности, и, как известно, крайности сходятся, и в этом смысле оба представляют одинаковую опасность для общества.

Необходимость и случайность

Основные категории и методы философии

Философия, как и любой паук, имеет свой набор понятий и категорий, которые позволяют ей понять свойства и качества своей предметной области.

Категории (от греческого kategona — утверждение, доказательство, атрибут) являются наиболее общими, базовыми понятиями, отражающими наиболее существенные свойства, характеристики, а также естественные отношения и связи элементов реальности и познания .

Как формы и устойчивые организующие компоненты мыслительного процесса, категории не только отражают свойства и характеристики объектов реального мира, но и помогают рациональному мышлению человека в познании в полной мере и всесторонне выявлять природу и сущность этих объектов, фиксировать их в знании. Категории позволяют человечеству организовывать и осуществлять свою деятельность, формировать мировоззрение людей, культуру мысли и практической деятельности.

Есть основания полагать, что учение о категориях впервые было изложено в трактате Аристотеля «Категории», где философ обобщил попытки различных мыслителей своей эпохи извлечь наиболее общие понятия о мире и способах их познания, и довольно полно рассмотрел следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, государство, действие, страдание.

И. Кант внес свой вклад в понимание категорий, что практически положило начало новому этапу в изучении этого феномена науки и практики. Однако он рассматривал категории как априорные формы мышления, которые характеризуют не мир «вещей в себе», а познающего субъекта, исследователя и структуру его мышления, т.е. эго. Кант исключает такое свойство категорий, как способность отражать реально существующий мир, его составные элементы.
Значительный вклад в понимание категорий внесла G. Гегель [2] Представляя взаимосвязи и переходы категорий как генерацию абсолютной идеи, он свел их к следующему:

  • Быть — качество, количество, мера;
  • Сущность — основа, явление, реальность;
  • Реальность — вещество, причина, взаимодействие, субъект, абсолютная идея, объект.

Материалистическая философия рассматривает категории как результат обобщения опыта исторического развития знаний и социальной практики. Следуя этому подходу, мы рассмотрим категории философии.
Категории философии — это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, характеристики объектов и явлений реальности, регулярные связи и отношения реальности, позволяющие их знать и преобразовывать.

Философские категории взаимосвязаны и представляют собой открытую, развивающуюся систему, основанную на единстве исторического и логического. Поэтому каждую философскую категорию можно понимать только как один элемент всей системы категорий. Содержание категории «материя» и естественно отраженная в ней реальность могут быть показаны, например, с помощью категорий «движение», «развитие», «пространство», «время», «качество», «количество» и так далее.

Но в отличие от гегелевской системы, которая раскрывает развитие всего на основе оригинала, названного Г. Гегелем «мировым духом», в материалистической философии еще не существует общепринятой системы категорий.

Взаимосвязь необходимости и случайности

Категория шансов в объективном мире играет определенную, хотя и ограниченную роль. Шанс тоже имеет право. Таким образом, если необходимость выражает только существенные связи и тенденции, то на жизнь каждого объекта влияют как существенные, так и многие другие связи и тенденции. Шанс не имеет своей основы в существенных свойствах и отношениях объекта, это не то, что исторически было подготовлено в ходе развития этого объекта. Все случайные события так или иначе обусловлены причинно-следственной связью, но они не становятся необходимыми, потому что не все необходимо: в жизни есть много вещей, которые не нужны, но существуют.

Совпадение — это своего рода связь, вызванная несущественными факторами, внешними по отношению к явлению. Как правило, такое соединение носит нестабильный характер. Совпадение относительно безразлично к форме его конкретного проявления. Другими словами, случай — это субъективно неожиданное и объективно сконструированное явление; это нечто, что может произойти или не произойти в данных условиях, это может произойти или не произойти таким образом. Жизненные шоу: Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидалось.

Неожиданное может быть как внешним, так и внутренним. Внешнее совпадение выходит за рамки данной необходимости; оно определяется условными обстоятельствами. Причина его падения очевидна; но это не следует из логики его поведения; он никогда не мог упасть. Здесь происходит внезапное вторжение в жизнь слепого шанса; но, по словам А.А.Блока, «мы все ждем шанса». Внутренние обстоятельства вытекают из природы самого объекта; они похожи на «вихри необходимости». Совпадение считается внутренним, когда описывается ситуация возникновения случайного явления из одного причинного ряда, а совокупный эффект другого причинного ряда описывается с помощью «объективных условий» реализации основного причинного ряда.

Выделяются также субъективные непредвиденные обстоятельства, т.е. те, которые возникают в результате человеческого произвола, когда он совершает действие, противоречащее объективной необходимости (в этом суть исторического волюнтаризма некоторых политических деятелей). Особое место среди непредвиденных обстоятельств занимает так называемая объективная неопределенность (мы говорили об этом при рассмотрении категории вероятности).

Различие между моментом случайности и моментом необходимости важно с практической точки зрения как различие между существенным и несущественным. В противном случае сама необходимость опускается до уровня случайности. Случайность — это то, что возможно при определенных условиях; она противопоставляется регулярному, по мере необходимости, при определенных условиях.

Необходимость — это трудный естественный способ соединения явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Аристотель говорит: «Необходимо то, что не может быть иначе». Многое, хотя и правда, может быть иначе.» Таким образом, необходимость — это проявление, момент закономерности, и в этом смысле она является синонимом закономерности. Как регулярность она выражает общее, существенное в этом явлении, в этом отношении она неотделима от существенного. Если случайность имеет причину в другой — в пересечении различных рядов причинно-следственных связей, то необходимая причина есть сама по себе.

Необходимость, как и случай, может быть внешней и внутренней, т.е. возникать в силу характера предмета или в результате совпадения внешних обстоятельств. Он может быть характерен как для набора объектов, так и для одного объекта. Необходимость является существенной характеристикой закона; как и закон, необходимость может быть динамичной и статистической.

Необходимость и случайность функционируют как корреляционные категории, выражающие философское понимание природы взаимозависимости явлений, степени определяющей их возникновение и существование. Шанс, так сказать, вводит в регулярные процессы момент неопределенности, который выражается в категории вероятности. Необходимость может проявляться через случайность, потому что она реализуется только через сингулярность, и в этом смысле случайность соотносится с сингулярностью. Случайность влияет на ход необходимого процесса: она ускоряет или замедляет его. Более того, в ходе истории случайность не может быть понята иначе, как необходимость.

Свобода и необходимость

Наиболее важными категориями диалектики, устанавливающими связь между объективной необходимостью и сознательной деятельностью человека, являются категории свободы и необходимости. Если необходимость (и непредвиденные обстоятельства) существуют в объективном мире независимо от сознания человека, то свобода обязательно связана с сознательной деятельностью человека. Человек свободен, должен быть свободен, но его свобода основана на знании объективных законов природы и общества; только это знание позволяет человеку принимать осознанные решения и успешно преодолевать препятствия, создаваемые объективными и субъективными условиями.

Свобода, которая объективно игнорирует необходимые условия, превращается в произвол или оказывается воображаемой свободой вообще. Энгельс ошибся, утверждая в своем «Антидюринге» (1878): «Свобода заключается не в мнимой независимости законов природы, а в знании этих законов и в возможности, основанной на этом знании, систематически принуждать законы природы к действию в определенных целях….. Таким образом, свобода воли означает не что иное, как способность принимать решения со знанием.

Таким образом, чем свободнее суждение человека по определенному вопросу, тем более обязательно оно определяется содержанием этого суждения; в то время как неопределенность, основанная на невежестве и выбирающая, как бы то ни было, произвольно из множества различных и противоречивых возможных решений, тем самым доказывает его несвободу, подчиненность субъекту, которому он по праву подчиняется. Таким образом, свобода, по существу, основывается на осознании необходимости природы, овладении собственной и внешней природой; при этом она является необходимым продуктом исторического развития».

Это энгельское понимание свободы подвергается критике со стороны представителей различных философских школ, особенно экзистенциалистов, которые искажают трактовку свободы Энгельсом. Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960) и многие другие философы считают, что формула «свобода — познанная необходимость» на самом деле провозглашает роковое подчинение человека необходимости. С этим аргументом нельзя не согласиться, но Энгельс не приравнивает свободу к воспринимаемой необходимости; по его мнению, воспринимаемая необходимость является лишь основой свободы. Действительно, некоторые люди воспринимали свободу как познанную необходимость.

Например, во время фашистской оккупации Франции коллаборационисты призывали французов смириться с объективной ситуацией, с объективной необходимостью, с реальностью фашистской оккупации. Сартр и Камю знали об этом, и поэтому они позвонили: Свобода — это свобода от необходимости; человек свободен при любых условиях, когда он осознает себя таковым, они призывают к борьбе против оккупантов, за свободу.

Можно согласиться с тем, что свобода — это свобода выбирать; преодолевать границы того, что сегодня возможно. Без стремления выйти за рамки сегодняшнего дня, без самоопределения нет ни свободы, ни творчества. Но в любом случае мы можем достичь своих целей только на основе знания реальности, ее законов, ее «потребностей», ее тенденций; без этого, какими бы активными мы ни были, какими бы свободными себя ни чувствовали, мы не станем по-настоящему свободными. И все же первым условием, первым признаком свободы является гордое чувство, гордое сознание человека: Я свободен, я хочу быть свободным, я должен быть свободен.

Кстати, трудно хотеть и быть свободным, гораздо легче подчиняться судьбе, обстоятельствам: всегда можно сослаться на них, чтобы оправдать пассивность, бездеятельность. Но настоящая жизнь — это жизнь в свободе, борьба за свободу. Только свободный человек имеет мужество, волю; только свободный человек является творцом; только в свободе возникает музыка, искусство, дух, процветает культура.

Как меняются представления о случайности и необходимости в современной науке?

Необходимость и непредвиденные обстоятельства являются категориями относительности. Необходимость относится к явлению, которое уникальным образом определяется конкретной областью реальности, предсказуемо на основе знаний об этой области и не поддается сокращению в ее пределах. Случайность относится к явлению, которое не определяется конкретной областью реальности и поэтому непредсказуемо, основываясь на знании этой области.
Все события в мире механики считаются уникальными детерминированными, без разрыва причинно-следственных связей. Французский астроном, математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749-1827) описал такой мир на основе механизма: поскольку каждое явление здесь уникальным образом предопределено всей предшествующей историей, оно не может быть иначе, поэтому оно необходимо. Каждое явление, даже уникальное, является уникальным детерминированным, не поддающимся сокращению. Из лаплацеанского детерминизма следует, что шанс — это понятие, которое отражает не объективное состояние вещей, а неполноту наших знаний о нем.

Современный синергетический подход выявляет новые прочтения и понимания состояния объективной случайности, придавая принципиальное значение тому, что в момент бифуркации, перехода объекта в новое состояние, часто существует несколько вариантов возможностей. Для превращения одного из них в реальность необходимо внешнее влияние, которое, как правило, слабое по сравнению с тем событием, которое оно производит. Шанс в этом случае «выбирает» одну из имеющихся возможностей и инициирует процесс ее превращения в реальность.

Свободный выбор, случайность — это незаменимые спутники сложных объектов, как будто они связывают свою структуру. «В своих самых интересных выражениях случайность, — подчеркивает известный философ Ю.В. Сачков, — не является чем-то внешним, случайным, не связанным с внутренней сущностью исследуемых объектов. В ней раскрываются специфические свойства сложных статистических систем в результате возрастания «степеней свободы» и взаимодействия между элементами системы. Поскольку случайность является обязательным и существенным фактором развития природных и социальных объектов, «свобода выбора определяется не столько степенью познания или осознания необходимости (т.е. прошлого), сколько степенью осознания еще не осознанной реальности (т.е. будущего), степенью понимания ее возможных и случайных путей становления» И если даже в областях, где принято считать все процессы однозначно определенными исходными условиями (например, в динамических системах третьего порядка, где могут быть устойчивые области, внутри которых движение хаотично — так называемые странные аттракторы), шанс и неопределенность являются неотъемлемыми параметрами физических объектов, то какое значение они имеют в социальной среде, когда речь идет о людях, язык которых позволяет им воспринимать бесконечное количество еще не реализованных вариантов прошлого или будущего?

Таким образом, шанс является неотъемлемой частью реального мира и играет важную методологическую роль в современной науке, ориентируя ученых на идеалы открытости, изменчивости и изменчивости исследуемых систем.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мартин лютер, основатель лютеранства
  2. Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
  3. Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
  4. Философия науки и техники
  5. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
  6. Человек в философии и культуре Древнего Востока
  7. Социализация личности в философии
  8. Что такое предмет философии
  9. Философское понятие культуры
  10. Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии