Для связи в whatsapp +905441085890

Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии — Огюст Конт — основоположник социологии как науки

Французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857) считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Магнумовский опус Конта представлял собой шеститомный «Курс позитивной философии», в котором впервые было дано подробное обоснование необходимости научного изучения общества, введен термин «социология», а также очерчены общие контуры новой науки.
Социология понималась графом как фундаментальная наука, объединяющая в себе все знания об обществе. В классификации наук она занимает наиболее почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы общественного развития, неотделимые от законов природы (Приложения, Схема 3).
Социологический проект Комте основывался на позитивистской доктрине, ядро которой состояло из следующих принципов:

  • Натурализм, согласно которому общественные явления подчиняются законам, общим для всей реальности;
  • Методы социальных исследований должны быть аналогичны методам естественных наук;
  • Истинность концепций и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирической проверки;
  • Социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
  • социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Контент уделил значительное внимание развитию методов социологических исследований. Он выделил четыре основных метода: Наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. В то же время наблюдение оценивалось как основной метод, требующий использования математических процедур и измерения изменений в состоянии социальных объектов. Комте выделил проблему надежности и точности наблюдений, разработку процедур этого метода, но не решил ее из-за отсутствия опыта в эмпирических социальных исследованиях.

Комте разделил социологию в целом на две части: социальная статика и социальная динамика. Первое нацелено на изучение структуры общества, его структурных элементов, второе — законов социального развития.

В рамках социальной статистики Конте выделил три основных социальных института: семья, государство и религия. Семья образует простейшую ячейку, которая является основой общества. Его важнейшая функция — воспитание подрастающего поколения в духе альтруизма, преодоление эгоистических тенденций человека. Государство выступает гарантом общественного порядка и уравновешивает интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное и нравственное единство общества. Это основа социального порядка: когда ломается вера, ломаются и социальные узы. Последнее особенно заметно в революциях с их «анархией умов».
Социальная динамика — это позитивная теория социального развития. Основным фактором социальной динамики является духовное, психическое развитие. К вторичным факторам относятся климат, раса, продолжительность жизни человека, рост численности населения, социальное разделение труда.

Комте считал, что социальные изменения носят регулярный характер. Он выделил три этапа в развитии общества: теологический, метафизический и позитивный. Этап богословия охватывает древний мир и раннее средневековье вплоть до 13 века. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военных авторитарных режимов. Метафизическая фаза охватывает период с четырнадцатого по восемнадцатый век, в котором доминируют философские и метафизические взгляды. Сыграв положительную роль в уничтожении богословия, эти взгляды привели к другой крайности — революции, «анархической республике» и социальной дезорганизации.

По мнению графа, наивысший, положительный этап начинается в 19 веке и связан с установлением научного, позитивного сознания. На этом этапе устанавливается социальная гармония, быстро развиваются промышленность и наука, процветает культура, альтруизм одерживает победу над эгоизмом, полностью исчезают дух войны и милитаризм. Ученые-позитивисты занимают центральное место в интеллектуальной жизни, а на смену аристократии приходит социократия, основанная на промышленниках и специалистах по управлению.

Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии

Огюст Конт — основоположник социологии как науки

Социология как самостоятельная отрасль научного знания объявила о своем появлении в первой половине XIX века. Первым, кто дал название новой науке об обществе, определил ее место в системе наук, специфику предмета и методологии, был французский философ Огюст Конт.

С 1817 по 1824 год А. Граф работал личным секретарем философа и теоретика утопического социализма графа А. де Сен-Симона. В своем «Плане научной работы, необходимой для реорганизации общества» (1822 г.) он выдвинул идею создания специальной науки общества, основанной на объективных наблюдениях, как это было принято в естественных науках. Первоначально А. Сен-Симон предложил называть это «социальной физиологией», в то время как О. Комте предложил назвать это «социальной физикой». Позднее, помимо термина «социальная физика», он также использовал такие термины, как «социальная философия», «социальная наука» и «социальная физиология», отсылая их, как и все естественные науки, к позитивным наукам.

Термин «положительный» использовался О. Конте в нескольких смыслах:

  • настоящий, а не химерный;
  • полезным, а не бесполезным;
  • надежный, а не сомнительный;
  • точно, а не расплывчато;
  • организует, а не разрушает.

В первых трех томах своего шеститомного опуса «Магнум» «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конте употреблял термин «истинная философия» в смысле «реальная» или «невнятная». Комте использовал термин «социальная физика» прежде всего для обозначения «истинной науки общества». Однако в 1835 году был опубликован двухтомный труд бельгийского астронома и статистика Адольфа Коэтла «О человеке и развитии его способностей, или Опыт в социальной физике», в котором исследование социальной жизни сводилось к эмпирическим исследованиям с использованием статистических методов. О. С другой стороны, граф считает, что наука об обществе должна быть не описательной, а теоретической. Поэтому в четвертом томе «Курса позитивной философии», изданного в 1839 г., он использует в лекции 47 новый термин «социология» вместо «социальная физика».

O. Комте придумал термин «социология», объединив латинское слово «socium» — общее, общинное, общественное с греческим словом «логотипы» — слово, понятие, учение. Позже для описания науки общества был использован термин «социология».
Основатель социологии не только придумал название новой науки, но и определил ее место в системе позитивных наук. Предлагаемая им система наук строилась по принципам: от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки. Структурно система наук, предложенная О. Контом, представляла собой реорганизацию системы наук. Структурно предложенная графом система наук представляла собой перевернутую усеченную пирамиду, в основе которой лежала наиболее абстрактная наука — математика; затем следовали астрономия, физика, химия, биология, а система позитивных наук была дополнена социологией.

«Открытие» социологии Огюстом Контом

Огюст Граф (1798-1857) жил в неспокойное и кризисное для Франции время. Сознание современников Сен-Симона можно описать словами Шатобриана: «Империя пала, великая развалина рухнула в мою жизнь». Время Графа было временем сыновей революционеров, временем размышлений об итогах нескольких десятилетий. Франция пережила Великую революцию и ужас, деспотизм, завоевания и падение Наполеона, реставрацию и окончательное падение Бурбонов. Французы устали от революций, диктаторов и последствий, которые они принесли стране. Но изменения во Франции и Европе были губительны для Старого Порядка. Важнейшим наследием революции стала демократизация жизни и сознания. Она смешала усадьбы, породила новые социальные классы и ускорила их формирование — капиталистов, рабочих, буржуазию (средние классы).

О характере и мыслях графа в первой половине его жизни можно судить по следующему описанию Эмиля Литтре: «Согласно общему духу, который преобладал в его семье, он должен был быть католиком и легитимистом, но на самом деле он был вольнодумцем в религии и революционером в политике» графом считается человек, который первым стал революционером.

Графом считается человек, который первым ввел в научное употребление термин «социология». По словам Н.И. Лапина, слово «социология» впервые встречается в письменном варианте одной из лекций графа 1839 года «Курс позитивной философии». Сначала граф пишет о предыстории необходимости социологии. «После Монтескье мы обязаны единственным значительным шагом на пути к фундаментальной концепции социологии вплоть до наших дней знаменитому и прискорбному Кондорсью и его замечательному произведению «Очерки об историческом прогрессе человеческого разума». Справедливости ради не следует забывать и о важном участии его знаменитого друга и мудреца Тургота, чьи ценные и простые суждения по общей теории человеческого совершенства оказались полезными в подготовке мысли Кондорсе…». И далее Конте пишет: «Я считаю своим долгом отныне рисковать возможностью обозначить этим новым термином (социология — М.М.), что полностью эквивалентно введенному мною ранее выражению «социальная физика»… эта дополнительная часть естественной философии, которая позитивно изучает совокупность фундаментальных законов, относящихся к социальным явлениям».

В письме к русскому царю Николаю I (1852) граф вновь указал на важность фигуры Кондорцета для его научного развития: «…мой главный предшественник, знаменитый Кондорцет, уже предпринял попытку основывать политику непосредственно на истории». Несмотря на то, что эти прекрасные усилия были обречены на провал в то время, когда первичные науки еще не были достаточно развиты, он заранее показал мне, как строить социологию, когда биология была достаточно подготовлена. Моей главной задачей отныне было открытие фундаментальных законов эволюции человека».
Социология рассматривалась графом как наука, использующая позитивные методы и принципы для изучения комплекса законов, относящихся к социальным явлениям.

Объектом социологии, по мнению графа, является общество в его целостности и органической взаимосвязи всех его элементов. Через фундамент социологии позитивный дух должен, в образном выражении Графа, «подчиниться справедливой власти сердца, которая, наконец, приведет всю человеческую жизнь в целостную систему, основанную на подчинении объективного фундамента субъективному принципу». Под объективной основой позитивизма Комте подразумевается внешний мир, который наука вообще и социология в частности призваны объяснить, а субъективный принцип позитивизма выражается в следующих словах Комте: «Разум должен служить сердцу».

Политическая мысль позитивизма

В 1824 г. пишет первый том «Системы позитивной политики». Вслед за Сен-Симоном Конт развивает идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической, метафизической и позитивной. На позитивной стадии возникает иной тип общества — общество научное, чуждое интеллектуальной анархии. В таком обществе люди мыслят научно, война людей между собой перестает быть преобладающим, основным условием интеллектуальной реформации общества. На этой стадии ум человека, признавая невозможность приобретения абсолютных знаний, отказывается от поиска первопричины и предназначения Вселенной, а также от познания внутренних причин феноменов.

Для Конта нет больше проблем, связанных с причинами обусловленности (детерминации) общественных явлений разумом, как для Монтескье нет проблем их детерминации политическим строем. Для Конта важно исследовать состояние разума, для Монтескье — политический строй. Историческое движение совершается через действие и противоречие между разными сферами жизни общества. В зависимости от обстоятельств причиной, вызывающей распад определенной общественной системы, служит политика, экономика или разум при условии примата разума, как отмечал Конт в «Системе позитивной политики».

Принижая значение экономики и политики по сравнению с наукой и моралью, Конт испытывает по отношению к политике двойное пренебрежение ученого и основателя религии позитивистской ориентации, отвечающей постоянным потребностям человека в любви и единстве, которая станет религией всего человечества.

По Конту, кроме мирского порядка, где властвует закон могущества, где общественную власть главным образом осуществляют люди, владеющие концентрированным капиталом, существует духовный порядок, порядок моральных добродетелей. Владельцы частной собственности не должны допускать произвол, поскольку они (т. е. патриции, светские начальники, промышленники, банкиры) обязаны осознавать свою роль как общественную функцию. Частная собственность неизбежна и терпима, если воспринимается не как право прибегать к злоупотреблению, а как осуществление коллективной функции теми, на кого указала судьба или добродетель.

Убежденный, что общество может располагать такой публичной властью, он в то же время не считает, что, изменяя режим и конституцию, люди кладут конец глубинным социальным противоречиям. Реформаторы общества стремятся изменить менталитет людей, убедить своих современников в том, что войны — анахронизм, а колониальные захваты — абсурд. Конт (даже в еще большей степени, чем Монтескье) враждебно относится к насилию и, как реформатор, не считает, что революция преодолеет современный кризис. Он приглашает возлюбить Великое Существо, под которым он понимает то лучшее, что имели и сделали люди, то, чем человек возвышается над людьми, и то, что основное человечество реализовало в некоторых людях. Религия Великого Существа — это культ лучшего в человеке, преобразованный в принцип единства всех людей.

Идеи Конта сыграли прогрессивную роль как противоядие от интеллектуальной анархии религиозного мистицизма и политического фанатизма, от революционного экстремизма и любого политического насилия.

Социологические идеи Огюста Конта

Рассмотрим сначала идеи французского мыслителя о развитии и логике научного знания. Это важно, потому что, по мнению Комта, объективная закономерность социологии возникает из истории развития науки. Кроме того, О. Конте, образно говоря, пытается одним выстрелом убить трех зайцев — показать, как развивается научное знание в целом, дать иерархическую классификацию наук, обосновать необходимость и неизбежность появления социологии. Путь к обоснованной классификации основных наук был для него трудным. Но это было не только для него. Критикуя классификации Ф. Бэкона и д’Алемберта, О. Конте сам писал, что «мнений на эту тему столько же, сколько и людей» [13, p. 113]. Он несколько раз менял свою позицию по этому вопросу.
Контовская схема эволюции знаний и классификации наук достаточно неоднозначна. Впервые он взялся за это дело в 1822 году и выглядел следующим образом.

  1. Астрономия,
  2. Физика,
  3. Химия,
  4. Физиология.
  5. Политология

Последняя классификация была представлена О. Контом в 1852 году. Заметно отличается от первого:

  1. Математика,
  2. Физика,
  3. Биология,
  4. Социология,
  5. Мораль.

Но следующая классификация чаще всего встречается в его работах (и он сам считал ее наиболее приемлемой):

  1. Математика,
  2. Астрономия,
  3. Физика,
  4. Химия,
  5. Биология (включает в себя частично психологию и частично физиологию),
  6. социология

(французский исследователь включает в себя мораль и частично психологию). Эта наука занимает самое важное место в законе классификации графства.

На вопрос, почему науки расположены в таком порядке. О. Комте отвечает, что он основывает это рассуждение на трех критериях.
Первый критерий логичен и объясняет порядок наук фактором простоты их объектов. Науки, утверждает мыслитель, развиваются от простого к сложному, от низшего к высокому, от общего к конкретному, от более точного к менее точному. Каждый последующий научный этап выше предыдущего. Более сложные науки основываются на менее сложных. Но, в том числе и предыдущие, они не сводятся к ним. Науки, предшествующие социологии, являются вводными, подготовительными по отношению к ней. Каждая наука имеет свои собственные автономные законы и методы исследования.

Каждая последующая наука включает в себя предшествующие и добавляет свои собственные. Каждая из четырех промежуточных наук, так сказать, связывает свои простейшие явления с предыдущими, самыми сложными — с последующими.
Вторым критерием такой классификации наук является исторический, объясняющий хронологический порядок их возникновения (сначала математика, затем астрономия, затем физика и т.д.).

Третий критерий — педагогический, то есть интерес педагогики, последовательного образования, диктует, чтобы науки преподавались студентам в точном порядке, в котором они возникли в историческом генезисе.

Философию в этой противоречивой схеме никто не видит, хотя его основная работа называется «Курс позитивной философии». Дело в том, что О. Конте рассматривает философию как универсальную методологию наук, своего рода их теоретическую основу. Задача философии — точно определить дух каждой из наук, выявить их связи и взаимоотношения, обобщить их принципы, создать единство в соответствии с позитивным методом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типы научной рациональности
  2. Основатели философии нового времени
  3. Антропологический гуманизм и материализм Л. Фейербаха
  4. Современная религиозная философия
  5. Значение библии для средневековой западной философии
  6. Значение гносеологии
  7. Философия Гёте и Шиллера
  8. Роль личности и народных масс в развитии общества — Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
  9. Философия Древнего Китая
  10. Человек в немецкой классической философии