Для связи в whatsapp +905441085890

Организационная структура современной науки

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Научное объяснение, его общая структура и виды
  2. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции
  3. Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.)
  4. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая
  5. Проблемы интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности
  6. Когнитивное творчество, его сущность, механизмы и основания.
  7. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки
  8. Наука как основа инновационной системы современного общества
  9. Традиции и новации в науке
  10. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

Введение

Современное миропонимание – важный компонент человеческой культуры. Огромную и особую роль в его формировании играет общение человека с природой. Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как »работают» в нем законы природы. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого нужно понимать, по каким законам они совершаются. Знание законов природы позволяет взглянуть на деятельность человека и ее последствия в организованном мире и является эффективным средством борьбы с мистическими представлениями. В XX в. воздействие цивилизации на экосферу Земли достигло такого уровня, что невозможно представить себе не только дальнейший прогресс, но и само выживание человечества без осознания его единства с окружающей природой. Экологический кризис, который поставил человечество практически на грань катастрофы, прежде всего обязан недостаточному распространению в обществе научных и культурных знаний, что породило почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. У многих людей образование остановилось на механической картине мира, и они не могут, а порой и не желают разобраться в новых для них явлениях. Поэтому формирование правильного мировоззрения, которое соответствовало бы современному этапу развития цивилизации, имеет первостепенную важность для человечества в целом.

Что такое наука

Нашу жизнь трудно представить без науки и ее достижений. Действительно, наука стала подлинным локомотивом истории. Она придала беспрецедентный динамизм, предоставила во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал ”вторую природу” – искусственную, которая для его жизни стала значимой не менее первоначальной. В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, которая преобразовала всю поверхность Земли и существенно повлияла на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. При этом “вторая природа” встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности.

Главная цель любой науки – приведение в систему сложных явлений, происходящих в окружающем мире, или упорядочение того, что называют природой. Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Научный метод – лишь один из многих способов познания природы и мира. Научное познание представляет собой творческую деятельность, которая напоминает другие виды деятельности, традиционно считающиеся творческими. Но наука порождена материальной и духовной культурой общества, а исторически сложившееся триединство – наука, культура, общество – неразрывно. Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского (“scientia”) означает “знание”, дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как “наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений”. Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.

В самом широком смысле наука – это и вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и социальный институт, и непосредственная производительная сила, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Все перечисленные моменты, характеризующие различные аспекты науки, возникли в разное время. Наука – это целый многообразный мир человеческих знаний, которые позволяют человеку изучать и преобразовывать природу для удовлетворения своих нужд.

Организационные формы науки

Организация науки, весьма динамичная сама по себе, варьируется в истории. Наиболее архаичный (вместе с тем не «несовершенный») тип научных объединений — мастерская, школа, воплощающая разные виды ценностных установок от «делай, как я», — передача и закрепление творческой манеры маэстро (продолжение учителя в учениках); через «делай, как они», — приобщение к классическим образцам; до «делай, как можешь», — раскрепощённость, простор самореализации, отказ от табу, свободы поиска. Таковы платоновская Академия, аристотелевский Ликей, Луккская, Пизанская, Сиенская школы живописи, Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа и т.д. С конца XII – начала XIII вв. организация науки вступает в новый этап — фазу высшей школы. Учреждение первого европейского университета, вышедшего из Болонской школы, придало сильный импульс качественной перестройке исследования и образования, выразившейся в университезации: возникают Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Неапольский, Палермский, Салернский университеты.

С XVI — первой половины XVII вв. складываются вольные сообщества, клубы. Получивший разрешение образовательный сектор науки дополняется разрешением на развитие исследовательского сектора. Со второй половины XVII в. образуются национальные академии. Непосредственная их предтеча — флорентийская Академия опытов (1657-1667 гг.) провозглашала принципы коллективных исследований, положила начало научно-изыскательской кооперации. В 1662 г. — основано Лондонское Королевское общество, в 1666 г. — Парижская Академия наук, в 1700 г. — Берлинская, в 1724 г. — Петербургская, в 1739 г. — Стокгольмская Академии. Параллельно возникают государственные обсерватории: 1672 г. — Париж, 1675 г. — Гринвич.

Развиваются формы научной коммуникации, ответственные за циркуляцию идей: налаживается выпуск журналов, записок, альманахов. В 1751 г. Появляется «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел», отражающая развитие пауки и техники того времени.

Вторая половина XVIII в. — очередная веха трансформации системы науки, означавшая складывание специализированных научных и учебных заведений. Здесь сложились Парижское (1747 г.) и Петербургское (1773 г.) Горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж 1761г.), Горная академия (Фрейберг 1765 г.). Стимулированное Монжем открытие Парижской политехнической школы закрепляет разделение науки на фундаментальную и прикладную. С середины XIX-начала XX вв. развёртывается проблемно-прикладная организация разработок: отраслевые и межотраслевые центры, междисциплинарные группы, специализированные и комплексные программы. Оформление отраслевой науки венчает её структурную дифференциацию.

Научное сообщество – история, основные понятия

В философии и социологии науки данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, социальной функцией которых является получение знаний.

Научное сообщество в современном и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в XVI-XVIIвв. вместе с возникновением первых научных академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1603 — Академия дей Линчей, в 1607 — Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании научных сообществ сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М. Мерсенну, благодаря деятельности которого были установлены научные контакты между ведущими учеными того времени — Р. Декартом, Б. Паскалем, Г. Галилеем, П. Ферма и многими др.

Большую роль в формировании научных сообществ также сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных научных проблем, научные премии и т.п. В XVIIIв. в Европе уже сложилось международное научное сообщество с единым пониманием целей науки и ее методов. Более точный смысл понятие «научное сообщество» получило в книге американского философа и историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962). Научное сообщество, с его точки зрения, — это сообщество не просто людей, занимающихся познанием мира, а таких исследователей, которые разделяют некую общую парадигму совокупность фундаментальных теорий, законов, образцов решений проблем. Быть членом научного сообщества — значит, принимать в качестве неоспоримой истины господствующую ныне парадигму. Астрономы Средневековья принимали парадигму Птолемея; физики XVIII-XIXвв. были убеждены в абсолютной истинности классической механики; биологи XXв. безоговорочно принимают теорию эволюции Дарвина и законы наследственности Менделя, и т.п. Если исследователь не разделяет веры в господствующую парадигму, то он оказывается вне научного сообщества. Таким образом, границы научного сообщества четко очерчиваются парадигмой. С определенными оговорками именно такое понимание научного сообщества принято в современной философии науки.

Научное сообщество как социальная группа

Рассмотрим научное сообщество более подробно. В настоящее время это социальная группа, подразделяемая на более дифференцированные подгруппы, объединенные стандартами профессионального поведения, образования, специализации, научных интересов и содержательными когнитивными установками, т.е. дисциплинарной матрицей или парадигмой.

Под научным сообществом понимается неопределённый, чаще всего широкий круг учёных. В наиболее общем смысле, научное сообщество весьма многогранно и отличается сильно диверсифицированным составом: в него входят теоретики, экспериментаторы, техники, инженеры, лаборанты. Они могут придерживаться разного стиля мышления. В наиболее узком смысле, под научным сообществом понимается группа специалистов, участвующая в разработке определённой предметной области или проблемы. Членов подобной группы объединяет принятая в их научной дисциплине парадигма и освоенный ими пласт литературы.

Как атрибуты общества или сообщества можно указать существование специфических этики, юмора, мифов и языка, используемых в научных сообществах. В научном сообществе, как и в любом обществе, существует определённая иерархия, но она имеет специфический характер. Важную роль в координации научной деятельности имеют ссылки на источники и научные конференции.

Каждый член научного сообщества как член социальной группы должен проявлять в своей профессиональной деятельности следующие качества:

Универсализм – требование руководствоваться в своих профессиональных действиях не личными симпатиями и предпочтениями, а интерсубъективными, максимально очищенными от индивидуализма всеобщими критериями доказательности, достоверности.

Всеобщность – это установка на солидарность, сотрудничество, открытость, на совместный поиск истины. Научное знание – это общее достояние всего научного сообщества.

Незаинтересованность – бескорыстное служение истине. Чистый познавательный интерес должен превышать все прочие соображения, ученый должен принимать любые критические замечания в свой адрес, сколь болезненными для него она ни были. Организационный скептицизм – это обязанность ничего не принимать бездоказательно, требовать от себя и от других разумных оснований для принятия того или иного научного положения.

Заключение

Целостность и динамизм современной картины мира – одна из важнейших особенностей нашего мира. Каждому человеку сегодня, может быть, как никогда в прошлом, необходимо иметь целостное представление о природе и мире, опирающееся на современную науку и, в первую очередь, на естественно-научные знания, которые, конечно же, должны быть совмещены с глубоким гуманитарным образованием и иметь гуманистическую направленность.

Естественно-научные знания позволяют отличить шарлатана от специалиста и развивают способности, которые затем могут быть использованы в любой карьере. Значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Оно важно и само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого человека, дающая возможность ориентироваться не только в мире вещей, но и в мире идей, ценностей, в измерениях человеческой культуры. Действительно, современные условия жизни требуют специалистов, овладевших не только профессиональными знаниями в рамках избранной специальности, но и ценностным и интеллектуальным аспектом знаний. Последние предполагают формирование собственных взглядов на мир и на свое место в нем, а также представляют основу для успешного решения своих различных жизненных проблем. Чем дальше человек углубляется в науку, чем больше его захватывает этот мир, тем больше он должен знать о законах научного мира. Понимание механизмов работы, системы правил и запретов, отношений внутри научного общества даст возможность грамотно воспользоваться тем богатством знаний, что сохранили для нас поколения.

Список литературы

Естественно-научная картина мира В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев

Ильин В.В., Теория познания: эпистемология, М., «Либроком», 2011 г., с. 6-7

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004

Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 528 с. (Серия «Учебник для вузов»)