Для связи в whatsapp +905441085890

Организационное оформление науки и инженерии Нового времени

Период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени, начинается в XVII веке. Возникновение и характер новой европейской философии, помимо социально-экономического фактора (распад феодальных и зарождение капиталистических отношений), определяли, по крайней мере, три идеологических фактора — возрождение старых культурных ценностей, религиозная реформация и развитие естественных наук. Они обусловили задачу исследования предельных оснований бытия, познания и человеческой деятельности, способствовали освобождению философии от теологических проблем и установили тесную связь между философией и наукой. В то же время наука становится ферментом его развития. Все это приводит к тому, что религия теряет свое монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, соответствующее интересам науки над природой.

Главной отличительной чертой философии Нового времени по сравнению со схоластикой является новаторство. Но первые философы Нового времени были учениками неосхоластики. Но они стремились к пересмотру со всей силой своего разума, чтобы проверить истинность и прочность унаследованных знаний. Старые знания были пересмотрены, найдены веские рациональные основания для нового звания. Поиск рационально обоснованных и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, является еще одной особенностью философии Нового времени.

Наряду с положительной оценкой возможностей познания, в XVII веке происходит возрождение философского агностицизма, отрицающего возможность человеческого познания мира. Она проявилась в работах Беркли и Юма, которые считали, что человек познает только мир явлений, но не может проникнуть в глубину вещей, чтобы достичь познания законов природы.

В девятнадцатом веке «юридическое» мировоззрение было широко распространено. В его рамках развивалась теория «общественного договора» (Гоббс, Локк). Он объяснил возникновение государства добровольным соглашением людей в интересах собственной безопасности. Это мировоззрение отстаивало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Правовое мировоззрение выражало чувства молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новую эпоху.

Развитие науки

В это время философы опирались в своих рассуждениях на опытно-экспериментальное знание как на главное средство получения новых, практических истин, знаний, свободных от какой-либо ориентации на авторитет. С другой стороны, значительную роль в развитии науки того времени сыграли успехи математики, которые привели к появлению алгебры, аналитической геометрии, созданию дифференциального и интегрального исчисления.

Развитие науки, установление ее особой роли в развитии человечества побуждает философов постоянно сопоставлять свои идеи и догадки с данными и методами. Среди основных работ — философско-методологические, в которых были сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии.

И если в Средние века философия была в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII веке философия находится в союзе с естествознанием. Она стала приближаться к естественным наукам и перенимать у них стиль мышления, принципы, методы, идеалы и ценности.

Во времена рабовладения и феодализма не было четкого разделения между философией и отдельными науками. В наше время от нее произошел раскол, выделение отдельных научных дисциплин — механики, астрономии, физики, химии и так далее. Это, конечно, изменило сферу применения новой философии и придало ее развитию особые черты и направления.

Во-первых, меняется предмет философии, и сами философы обращают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также логико-гносеологических проблем. Во-вторых, переворот в развитии естественных наук, появление и развитие частных методов и приемов исследования в естественных науках поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. В-третьих, огромный прогресс в развитии естественных наук и связанные с ним изменения в методологии научного исследования сделали передовую философию чрезвычайно острой и такие теоретико-познавательные проблемы, касающиеся самой сути познавательного процесса, а именно: о происхождении знания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактного, о логическом мышлении, об истине.

В решении этих вопросов философы современной эпохи разделились на два основных направления: Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Рационализм был связан в первую очередь с развитием математики и зародился в Древней Греции в философских системах Сократа и Платона. Представители рационализма, которые также были создателями новой математики и теоретического естествознания, доминировали и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его универсальным методом философского и научного исследования.

Рационалисты считали, что основным источником достоверного знания является знание, что все должно основываться не на вере, а на достоверных умозаключениях, и что ничто не следует принимать за окончательную истину.

Эмпиризм как эпистемологическое течение, связанное с достижениями естественных наук, зародился в Италии и Нидерландах, но окончательную форму принял в Англии. Представители эмпиризма, которые были сторонниками экспериментальных наук и больше опирались на конкретные достижения физики, химии, ботаники, зоологии, которые в основном находились на стадии сбора и обобщения довольно ограниченного материала, присвоили индуктивному методу ранг общефилософского метода. Они считали, что основным источником достоверных знаний о мире являются человеческие ощущения и опыт.

Философский эмпиризм

Новое время — это эпоха многогранной критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философии произошли в связи с осознанием несовместимости схоластических взглядов и идей с требованиями жизни. Философы XVII века (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) утверждали, что надежное построение истинной философии возможно только на основе опытно-экспериментального естествознания. Они заложили основу эпистемологического течения, известного как эмпиризм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — это школа эпистемологии, которая выводит все знания из чувственного опыта (empiria).

Эмпиризм, признавая опыт единственным источником знания и критерием истины, сводит рациональную познавательную деятельность к различным комбинациям материала, поставляемого опытом, и интерпретирует эту деятельность как ничего не дающую для содержания знания.

Эмпиризм основывается на утверждении, что только опыт (empiria) может быть источником истинного знания. Задача науки — «извлечь» эту истину, содержащуюся в вещах и процессах реальности, с помощью соответствующих процедур и донести ее до человека в неизменном виде.

Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии и умозрительному мышлению о Боге, природе и человеке доктрину «естественной» философии, основанной на эмпирическом знании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Научный прогресс, считал Бэкон, должен быть достигнут прежде всего путем перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Схоласты, утверждал Бэкон, подрывали «крепость науки своими бесполезными изысками, пустыми рассуждениями и ненужными спорами».

Бэкон первым сформулировал идею всеобщей реформы человеческого знания, основанную на признании экспериментального метода поиска и открытий. («Истина — дочь времени, а не авторитета», Фрэнсис Бэкон). По его мнению, отныне открытия следует искать в природе, а не в древности.

Объектом познания, говорил Бэкон, является и может быть только природа, в частности — ее физические свойства и состояния.

Он исключил сверхъестественное (Бога, чудеса, потустороннее) из сферы исследования и научного познания, поскольку оно основано не на проверяемом знании, а на недоказуемой вере. В этом отношении Бэкон был сторонником и одним из основателей широко известной в истории философской мысли «дуальной теории истины», согласно которой между религией и наукой нет ничего общего. Их, религию и науку, можно сравнить с двумя геометрическими плоскостями, которые нигде не пересекаются. Истины религии не могут быть проверены и доказаны наукой, и религия не может и не должна решать научные проблемы. Религиозные утверждения принимаются как истины в сфере религиозной веры, а научные утверждения принимаются как истины разумом, на основе опыта и критического анализа полученных данных. Для науки, по мнению Бэкона, первостепенное значение имеет поиск и выявление материальных причин изучаемых процессов и явлений.

Философские труды Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон написал ряд важных философских работ, наиболее известными из которых являются:

  • О преемственности наук (1605),
  • «Моральные и политические эссе» (1797),
  • «Новая Атлантида» (Бэкон описывает свои идеи о том, что все проблемы общества можно решить с помощью научно-технического прогресса).
  • «История жизни и смерти».
  • «Мысли и наблюдения»,
  • «Двенадцать положений о толковании природы».
  • «Великое восстановление наук». (1623), состоящий из двух частей, «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон» (Бэкон озабочен поиском метода получения позитивного научного знания).

Бэкон создал индуктивную концепцию научного знания, которое основывается на опыте и эксперименте и определенном методе его анализа и обобщения. Метод индукции — это логический способ движения мысли, который знаменует собой переход от знания частного к знанию общего. Этот метод позволяет человеческому разуму анализировать, подразделять и препарировать природу, чтобы обнаружить присущие ей общие свойства и законы. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция.

Научное знание, согласно Бэкону, приходит не только из непосредственных сенсорных данных, но и из целенаправленно организованного опыта и эксперимента. Эксперимент позволяет поместить исследуемую вещь в искусственные ситуации, в которых наиболее ярко проявляются те или иные ее свойства.

Английский мыслитель различал два типа экспериментов — «плодотворные» и «приносящие свет». Первый — приносит прямую пользу человеку, второй — ведет к новым знаниям. Теорию «световых» экспериментов Бэкон изложил в «Новом Органоне», и она существенно связана с его учением об индукции, с попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения эмпирического материала. В этом случае он оправдывает метод научной индукции, «который должен произвести разделение и отбор в опыте с помощью подходящих исключений и осуждений, чтобы сделать необходимые выводы».

Теория индуктивного метода органически связана в учении Бэкона с его аналитической методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначены для выявления форм «простых свойств» или «натур», как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, распадаются все физические тела. Не золото, вода или воздух, например, а такие свойства, как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.д., являются предметом индуктивного исследования. Такой аналитический подход к эпистемологии и методологии науки стал прочной традицией английского философского эмпиризма. Оправданность позиции Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика исследовала именно такие явления и изучала природу плотности, упругости, тяготения, тепла, цвета, магнетизма.

Одной из важных проблем эпистемологии является проблема истины. Решая ее, Ф. Бэкон исходит из того, что Бог создал человеческий разум подобным зеркалу, способному отражать всю Вселенную. Поэтому истина — это точное отражение предметов и природных явлений, а ошибка — искажение зеркальной «копии» вследствие влияния различных факторов, загрязняющих разум, которые Бэкон называет «идолами» (ложными идеями, предрассудками, концепциями).

В «Новом органоне» английский мыслитель определил факторы, которые приводят к этим заблуждениям:

  • «Идолы рода».
  • «Идолы пещеры».
  • «Идолы места».
  • «Кумиры театра».

«Идолы рода» обусловлены чувствами человека и его разумом, которые часто обманывают нас, уподобляясь неровному зеркалу. Согласно Бэкону, несовершенство органов чувств преодолевается экспериментальным методом, который постигает явления природы в их независимости от органов чувств. На крыльях разума, однако, мы должны подвесить грузы, чтобы он оставался ближе к земле, к фактам. Эти идолы наиболее устойчивы; их невозможно искоренить полностью, но можно нейтрализовать, максимально замедлив их действие.

«Идолы пещеры»- Помимо «идолов», общих для всего человеческого племени, у каждого человека есть «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы» (индивидуальные особенности психики и физиологии человека, его характер, воспитание и т.д.). Согласно Бэкону, опыт отдельного человека может быть скорректирован коллективным опытом.

«Он считает, что часть безумия кроется в несовершенстве и неточности языка, и что с помощью языка мы бессознательно впитываем все предрассудки прошлых поколений и запутываемся в заблуждениях.

«Идолы театра» — Многие заблуждения коренятся в некритическом принятии чужих мнений (особенно, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля). Это оказывает тормозящее влияние на развитие научных знаний. Но как бы ни были сильны и живучи все эти идолы, они в принципе могут быть преодолены, и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой науки и истинного метода.

Таким образом, уча об «идолах», Бэкон стремился очистить разум исследователя от пережитков схоластики и заложить основу для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы. Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и обосновал индуктивный метод как движение мысли от частного к общему. Бэкон представил проблему выбора истинного метода и ее решение в аллегорической форме.

По его словам, существует три основных пути познания — паука, муравья и пчелы.

  • «Путь паука» — это приобретение знаний «чистым разумом», то есть рационалистическим путем. Этот способ сильно игнорирует или преуменьшает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальности, догматичны и, по словам Бэкона, «плетут паутину мыслей из своего ума».
  • «Путь муравья» — это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют обобщать.
  • Истинный путь — это «путь пчелы», который объединяет в себе достоинства вышеупомянутых «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может стать верным проводником на пути к истине.

Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и предлагает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многовалентна. Она имеет различные формы движения: вибрация, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, агония и т.д. Эти формы на самом деле были особенностями механической формы движения материи, которая была наиболее полно изучена в то время.

Бэкону принадлежит одна из попыток классификации существующих наук. В основе классификации лежат свойства человеческого разума:

  • Память.
  • Воображение.
  • Обоснование.

Памяти соответствует наука истории, воображению — поэзия, а разуму — философия. Бэкон определяет философию как науку о Боге, природе и человеке. Человек воспринимает каждый из трех предметов философии по-разному:

  • Природа непосредственно через чувственное восприятие и опыт;
  • Бог через природу;
  • Себя через рефлексию (т.е. обращение мысли к себе, изучение мысли через мысль).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, на английскую философию и на философию последующих эпох:

  • было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
  • Гносеология (наука о знании) была поднята из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух основных разделов любой философской системы
  • Была заново определена новая цель философии, а именно: помочь человеку достичь практических результатов в его деятельности (таким образом, Бэкон косвенно заложил основу будущей философии американского прогматизма)
  • Первая попытка классификации наук.
  • Дал толчок антисхоластической, гражданской философии Англии и всей Европы.

Борьба Бэкона против авторитетов, его предложение нового метода познания и его убежденность в том, что исследования должны начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с самыми важными выразителями научной мысли современности. Однако он не получил никаких значительных результатов — ни в эмпирических исследованиях, ни в области теории, а его метод индуктивного познания путем исключения, который, как он считал, будет производить новые знания «как машина», не нашел признания в экспериментальной науке.

Бэкон умер в Хайгейте, недалеко от Лондона, 9 апреля 1626 года.

Томас Гоббс

Материализм семнадцатого века получил дальнейшее развитие и систематизацию в работах Томаса Гоббса. Он был сторонником номинализма и эмпиризма в эпистемологии, хотя в его учении есть некоторые элементы рационализма. Он подчеркнул, что в человеческом разуме нет ни одного понятия, которое изначально не существовало бы в органах восприятия.

Как представитель прогрессивной философии своего времени, Гоббс выступал против церковной и религиозной схоластики и поставил перед собой цель создать философию, идентичную естественному человеческому разуму, которая могла бы научить людей правильно мыслить. Он рассматривал математику как модель знания и утверждал, что только она может обеспечить необходимое достоверное и универсальное знание.

Философия, по словам Гоббса, «врождена каждому человеку, потому что каждый человек в той или иной степени рассуждает о некоторых вещах». Под рассуждением он понимает арифметику, ибо рассуждать — значит находить сумму сложенных вещей или определять остаток при вычитании одной вещи из другой. Вывод, таким образом, это то же самое, что сложение и вычитание. Таким образом, логика Гоббса совпадает с математикой, а рассуждения Гоббса — с техникой счета.

Гоббс различал два вида знания:

  • знания, которые передаются через органы чувств и память и дают нам только фактические знания.
  • научное знание, которое представляет собой «знание о связях и зависимостях фактов».

В основу философии Гоббс кладет понятие тела, которое понимается как нечто, обладающее свойствами, подверженными созданию и разрушению. Исходя из такого понимания тела, он выделяет две части философии:

  • Натуральная философия (включает природные объекты и явления).
  • Государственная философия (тела, созданные людьми, по человеческой воле, в силу договора и соглашения людей).

Гоббс принадлежит к тем философам, которые, создавая всеобъемлющую философскую систему, выделяли одну главную проблему — проблему государства. Решая ее, он предложил ряд новых идей о человеке и обществе.

  • Что люди, которые хотят выйти из состояния природы, на основе общественного договора создают государство.
  • Государство — это некое искусственное тело и механизм, который ведет искусственную жизнь. Его главная задача — заботиться о благосостоянии своих граждан.
  • Государство воспринималось как единственная форма существования общества.
  • Государство, как гарант мира, позволяет каждому человеку осуществлять свои естественно данные ему права (на жизнь, безопасность и т.д.). Томас Гоббс был сторонником сильной абсолютной государственной власти.

Гоббс рассматривал человека и как естественное, и как моральное существо. Он механически противопоставлял человека как естественное тело и государство как искусственное тело.

Душа государства — верховная власть; его суставы — судебные и исполнительные органы; его нервы — награды и наказания; память — советники; разум — справедливость и законы; здоровье — гражданский мир; болезнь — смута; смерть — гражданская война. Исходя из принципов «человеческой природы», он объяснил социальную жизнь.

Согласно Гоббсу, в ходе исторического развития естественное равенство людей сменяется неравенством. Это стало возможным благодаря появлению собственности в связи с развитием труда.

Философ был автором своей знаменитой книги «Левиафан» (1651 год во времена диктатуры Кромвеля), в которой он обосновал теорию общества и государства. Суть этой теории заключается в следующем:

  • Человек обладает врожденной злой природой;
  • Движущей силой поступков человека является личная выгода и эгоизм, страсти, потребности и аффекты;
  • Вышеперечисленные характеристики приводят к осознанию того, что каждый человек имеет право на все;
  • право каждого на все и пренебрежение интересами других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможным нормальное сосуществование и экономический прогресс;
  • Для того чтобы выжить вместе, люди заключили общественный (общий) договор, в котором ограничили свои притязания и «право каждого на все»;
  • Для предотвращения «войны всех против всех», для подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм), регулирующий жизнь в обществе — государство;
  • Государство должно стать всемогущим, чтобы эффективно выполнять свои очень сложные задачи.
  • Государство — это несгибаемый, многоликий, всемогущий монстр/»левиафан», который «пожирает и пожирает все на своем пути» — сила, которой невозможно сопротивляться, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Философ выделяет два состояния в развитии общества — естественное и гражданское. Томас Гоббс описывает природное состояние как войну всех против всех, следовательно, существует настоятельная необходимость перехода к гражданскому государству. Признаком гражданского государства является наличие сильной централизованной власти. Согласно Гоббсу, законы государства должны ограничивать свободы людей (уступать часть их прав государству).

Т. Гоббс считал, что человек приобретает знания в основном через чувственное восприятие. Чувственное восприятие — это получение сигналов из окружающей среды органами чувств (глаза, уши и т.д.) и их последующая обработка. Т. Гоббс называет эти сигналы «знаками» и классифицирует их следующим образом:

  • Сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);
  • знаки — различные знаки, придуманные людьми для общения;
  • природные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, облака и т.д.);
  • произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;
  • закодированные знаки — «закодированный» язык, понятный лишь немногим (научный язык, религиозный язык, жаргон и т.д.);
  • знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование индукции и дедукции.

Философ написал множество работ по математике, истории, физике и философии, в том числе такие работы, как: «Краткий трактат о первых принципах», трактат под названием «Элементы права, естественного и политического», Этот трактат был опубликован в двух частях, «Человеческая природа» и «О теле политическом», «Вопросы, касающиеся свободы, необходимости и случая». «Шесть уроков для профессоров математики Оксфордского университета»; «Диалоги о физике, или о природе воздуха»; «Мистер Гоббс в вопросах верности, веры, репутации и поведения»; «Бегемот, или Долгий парламент»; «Диалоги между философом и ученым в общем праве Англии» и другие работы.

Джон Локк

Проблемы теории познания, человека и общества были центральными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его эпистемология и социальная философия оказали глубокое влияние на культурную и социальную историю, особенно на разработку американской Конституции.

Не будет преувеличением сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения сильно отличался от способа рассуждения средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о потустороннем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом; это был ум предприимчивого человека, даже обывателя. Ему не хватало терпения, чтобы разобраться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и был противником мистицизма. Ему не нравились святые люди и те, кто постоянно думал о рае и аде. Локк считал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, в котором он живет. «Наш удел, — писал он, — здесь, в этом маленьком уголке земли, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы.

Его основные философские работы.

«Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о правительстве» (1690), «Письма о религиозной терпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли об образовании» (1693), «Разумность христианства, данная в Писании» (1695).

В центре внимания философских трудов Локка находится теория познания. Это отражало общую ситуацию в философии того времени, когда она была больше озабочена личным сознанием, индивидуальными интересами людей.

Локк обосновывает эпистемологическую направленность своей философии необходимостью максимально приблизить исследования к интересам человека, поскольку «знание наших познавательных способностей защищает нас от скептицизма и умственного бездействия». В работе «Опыт о человеческом разуме» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, который очищает почву, удаляя мусор из наших знаний.

Эмпирическая концепция познания Локка основана на сенсуалистических принципах: В разуме нет ничего, чего бы раньше не было в органах чувств; все человеческое знание в конечном счете вытекает из явного опыта. «Идеи и понятия рождаются у нас не чаще, чем искусства и науки», — писал Локк. Не существует и врожденных моральных принципов. Он считает, что великий принцип морали (золотое правило) «больше восхваляется, чем соблюдается». «Он также отрицает врожденность идеи Бога, которая также приходит через опыт.

Основываясь на этой критике врожденности наших знаний, Локк считает, что человеческий разум — это «белая бумага без каких-либо знаков или идей». Единственным источником идей является опыт, который делится на внешний и внутренний. Внешний опыт — это ощущения, заполняющие «чистый лист» различными письменами, которые мы получаем через зрение, слух, осязание, обоняние и другие органы чувств. Внутренний опыт — это представление о нашей собственной деятельности внутри себя, о различных операциях нашего мышления, о наших психических состояниях — эмоциях, желаниях и т.д. Все они называются отражением, зеркальным отражением.

Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.д. Согласно Локку, за идеями стоят вещи. Локк делит идеи на два класса:

  • Идеи первичных качеств;
  • Идеи вторичных качеств.

Первичные качества — это неотъемлемые свойства тел, которые не отделимы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покой и плотность. Первичные качества сохраняются при любых изменениях тел. Они находятся в самих вещах и поэтому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах Они всегда изменчивы и поступают в наше сознание через органы чувств К ним относятся: Цвет, звук, вкус, запах и т.д. В то же время Локк подчеркивает, что вторичные качества не являются иллюзорными. Хотя их реальность субъективна и находится в человеке, она, тем не менее, порождается теми свойствами первичных качеств, которые вызывают определенную активность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами есть общая черта: в обоих случаях идеи формируются под воздействием того, что называется импульсом.

Идеи, полученные из двух источников опыта (восприятия и отражения), составляют основу, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горький, кислый, холодный, горячий и т.д. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи, которые создаются разумом, когда он собирает и комбинирует простые. Сложные идеи могут быть необычными вещами, не имеющими реального существования, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретенных через опыт.

Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств является примером использования аналитических и синтетических методов. Через анализ формируются простые идеи, а через синтез — сложные. В синтетической деятельности по объединению простых идей в сложные проявляется деятельность человеческого разума. Сложные идеи, сформированные синтетической деятельностью человеческого разума, образуют множество разновидностей. Одним из них является вещество.

Согласно Локку, под субстанцией понимаются как отдельные вещи (железо, камень, солнце, человек), которые являются примерами эмпирических субстанций, так и философские понятия (материя, разум). Локк утверждает, что все наши понятия происходят из опыта, и в этом случае можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические — произвольные вещи — и философские субстанции — универсальную материю, основа которой непознаваема.

В теории восприятия Локка язык играет важную роль. Для Локка язык имеет две функции — гражданскую и философскую. Первое — это средство общения между людьми, а второе — точность языка, выраженная в его эффективности. Локк показывает, что несовершенство и путаница языка, лишенного содержания, используется необразованными, невежественными людьми и отдаляет общество от истинного знания.

Локк подчеркивает важную социальную особенность развития общества, когда во времена застоя или кризиса процветает схоластическое псевдознание, на котором наживаются многие бездельники или просто шарлатаны.

Согласно Локку, язык — это система знаков, состоящая из сенсорных знаков наших идей, которые позволяют нам, если мы захотим, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть поняты сами по себе, без слов, и что слова — это просто социальное выражение мысли и имеют значение, смысл, когда подкреплены идеями.

Все сущее, говорит он, индивидуально, но по мере развития от детства к взрослой жизни мы замечаем общие качества в людях и вещах. Например, увидев множество отдельных людей и «отделив от них обстоятельства времени и пространства и все другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». Это и есть процесс абстрагирования. Таким образом формируются другие общие представления — животное, растение. Все они являются результатом деятельности разума, основанной на сходстве самих вещей.

Локк также занимался проблемой типов знания и его точности. В зависимости от степени точности Локк различает следующие виды знания:

  • Интуитивные (самоочевидные истины);
  • Демонстративный (умозаключение, доказательство);
  • Чувствительный.

Интуитивное и наглядное знание представляет собой умозрительное знание, обладающее свойством неопровержимости. Третий тип знания формируется на основе ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных объектов. Они гораздо более ненадежны, чем первые два.

Согласно Локку, существует также ненадежное вероятное знание, или мнение. Однако тот факт, что мы иногда не можем иметь ясного и определенного знания, не означает, что мы не можем знать вещи. Невозможно знать все, считал Локк; необходимо знать то, что имеет наибольшее значение для нашего поведения.

Как и Гоббс, Локк рассматривает человека в состоянии природы как «свободного, равного и независимого» и допускает идею борьбы индивида за самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк развивает тему частной собственности и труда, которые он рассматривает как неотъемлемые характеристики естественного человека. Он считает, что человеку всегда было свойственно обладать частной собственностью, определяемой его эгоистическими наклонностями, заложенными природой. Без частной собственности, утверждает Локк, невозможно удовлетворить основные потребности человека. Природа может принести наибольшую пользу только тогда, когда она становится частной собственностью. Собственность, в свою очередь, тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие являются основными источниками создания стоимости.

Согласно Локку, переход людей от состояния природы к государству продиктован ненадежностью прав в состоянии природы. Но свобода и собственность должны быть сохранены в условиях государства, потому что государство появляется для этого. В то же время верховная власть государства не может быть произвольной, неограниченной.

Впервые в истории политической мысли Локку принадлежит заслуга выдвижения идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеральную, поскольку только в условиях их независимости друг от друга могут быть гарантированы права личности. Политическая система становится сплавом народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях баланса и контроля.

Локк был сторонником отделения церкви от государства, противником подчинения знания откровению и защищал «естественную религию». Исторические потрясения, пережитые Локком, привели его к новой для того времени идее религиозной толерантности.

Это подразумевает необходимость разделения гражданской и религиозной сфер: гражданская власть не может принимать законы в религиозной сфере. Что касается религии, то она не может вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой на основании общественного договора между народом и государством.

Локк также применил свою теорию ощущений к своей теории образования. Он считал, что если человек не может получить необходимые впечатления и идеи в обществе, то необходимо изменить социальные условия. В своих работах по воспитанию он развивал идею формирования физически сильного и психически цельного человека, который будет приобретать полезные для общества знания.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада, как при его жизни, так и в более поздние периоды. Влияние Локка ощущается вплоть до XX века. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Концепция воспитания Локка оказала большое влияние на самые прогрессивные педагогические идеи XVIII-XIX веков.

Заключение

Семнадцатый век был временем, ознаменовавшим большие перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, в системе ценностей, в духовном мировоззрении — все это отражалось в новых проблемах и в стиле философии. Перед философией стояла задача понять смысл и масштаб происходящих изменений и познакомить современников с новым миром, миром с иной позицией самого человека в его отношении к природе, к обществу, к самому себе и к Богу.

Философия Нового времени имела антисхоластическую направленность и была в основном нерелигиозной. Она была сосредоточена на мире, на человеке и его отношениях с миром. Новый духовный мир был построен и заселен людьми кропотливо, в конфликтах и столкновениях. Чтобы освободиться от власти старых традиций, требовалось мужество, усилия и много времени.

Список литературы

  • Андрейченко Г.В. Философия. Учебник для высших учебных заведений. — МОСКВА: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 380с.
  • Балашов Л.Е. Философия. Учебник. — МОСКВА: НОРМ, 2009. — 565с.
  • Гриненко Г.В. История философии. Учебник. — М.: Искра, 2007. — 655с.
  • Кохановский В.П. Философия. Учебник. — М.: Издательство «Лань», 2007. — 355с.
  • Попов В.Е. Философия. Учебник для институтов. — МОСКВА: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 255с.
  • Смирнов, И.Н. Философия. Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 480с.
  • Философия: учебник / под ред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001 г. — 376 с.
  • Философия. Учебник Под редакцией О.А. Митрошенкова. — МОСКВА: ЮНИТИ, 2007. — 455с.
  • Философия: учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г. — 584 с.
  • философия. Базовый курс: учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.
  • Хрестоматия по философии / под редакцией А.Р.Абдуллина. — М.: Кнорус, 2008. — 455с.
  • Читатель в философии / под ред. Л.Я. Аверьянова — М.: БЕК, 2004 г. — 656с.
  • Штокало М. Философия французского Просвещения. 2005. № 4.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Милетская школа
  2. Плеханов и Ленин — Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
  3. Методология позитивизма
  4. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  5. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  6. Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
  7. Правомерность гуманистической интерпретации процесса
  8. Влияние христианства на духовную культуру Европы
  9. Кибернетическая революция
  10. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик