Для связи в whatsapp +905441085890

Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог — Биография

К. Поппер является известным социологом XX века. Его работы затрагивали проблемы существования двух типов общества: закрытого и открытого. Поппер через объяснение основ и принципов этих систем показывает специфику их функционирования и развития. Несмотря на то, что в конце XX века была развалена самая крупная и могущественная закрытая система СССР, работа Поппера «Открытое общество и его враги» не потеряла свою научную значимость.

Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог - Биография

Биография

Поппер, Карл Раймунд (Popper, Karl Raimund) (1902-1994), британский философ австрийского происхождения. Родился в Вене 28 июля 1902 в семье видного юриста. Примыкал к социалистам и коммунистам, но затем отказался от социалистических идей, осознав, что они несут зла больше, чем обещают исправить. На Поппера оказала влияние культурная атмосфера Вены начала 20 в.: музыка, наука, философия, политические идеи. Он поступил в Венский университет в 1918, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. В 1920-1922 подумывал о карьере профессионального музыканта, присоединился к «Обществу частных концертов» А. Шёнберга, в течение года изучал композицию в Венской консерватории. Решив, что недостаточно способен к музыке, оставил консерваторию и в 1921-1924 осваивал профессию краснодеревщика. В это же время участвовал в социальной работе и проведении школьной реформы, работал добровольцем в детских клиниках А. Адлера, с которым был знаком лично. Уверенные диагнозы Адлера пациентам, которых он даже не обследовал, заставили Поппера усомниться в психоанализе и «клинических данных». Именно это, а также ложные претензии марксизма на научность, вкупе с изучением трудов А. Эйнштейна, привели его к формулировке т.н. принципа фальсификации. Поппер задался вопросом, что отличает научные теории (типа эйнштейновской) от псевдонаучных доктрин Маркса, Фрейда и Адлера, и пришел к выводу, что научной теорию делает не подтверждение и не доказательство ее положений, а способность исключать возможность некоторых событий.

Поппер стал одним из первых сотрудников педагогического института при Венском университете, благодаря чему познакомился с К. Бюлером, который впоследствии был научным руководителем его диссертации по проблеме метода в психологии. Лингвистические идеи Бюлера повлияли на попперовские концепции языка и Мира. Окончив университет, Поппер женился на Жозефине Анне Хеннингер и преподавал математику и физику в старших классах одной из венских гимназий. В это время Людвиг Витгенштейн и логические позитивисты, входившие в Венский кружок, активно пропагандировали т.н. «верификационный критерий значения», что побудило Поппера разработать и затем опубликовать свои собственные идеи о демаркации и индукции. Витгенштейн и позитивисты приравнивали различение науки и метафизики к различению осмысленных и бессмысленных предложений. Его первая опубликованная книга — Логика исследования (Logik der Forschung, 1935) завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» (в противовес «верифицируемости») как критерия науки, а также утверждением о том, что метафизические теории могут быть значимыми, даже если они не фальсифицируемы.

Поппер продолжал преподавать в гимназии вплоть до 1937; не дожидаясь аншлюса Австрии, согласился стать преподавателем философии в Кентербери-колледже в Крайстчёрче (Новая Зеландия), где оставался последующие девять лет. Именно в это время им был написан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, Открытое общество и его враги (The Open Society and Its Enemies, 1945), в котором анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учениях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим «вкладом в военные действия», создала ему репутацию всемирно известного философа. В 1946, приняв предложение Лондонской школы экономики, он перебрался в Англию. Поппер был назначен профессором ЛШЭ в 1949, посвящен в рыцари в 1965 и посвятил оставшуюся жизнь философии. Скончался он в Кройдоне (Англия) 17 сентября 1994.

Основные идеи. Критика историцизма

Под историей К. Поппер понимает все социально-философские теории, основанные на вере в историческую необходимость, в то, что существуют тенденции и законы, с помощью которых можно предсказывать будущее.

В книге «Бедность историзма» Поппер отрицает отличительную особенность исторического метода и считает, что в социальных науках следует использовать тот же метод, что и в естественных науках. «Историзм», по мнению Поппера, является признанием особого характера социально-исторического метода. В целом, термин «историзм», если его вообще можно назвать термином, является несколько расплывчатым. Из общего контекста творчества Поппера следует только одно, а именно, что «историзм» — это все, что не вписывается в доктрину либерализма. Позиция Поппера, по сути, анти-историческая. А анти-историзм Поппера, как и вся неклассическая философия, в конечном счете, защищает. Как и Граф, Поппер противопоставляет подлинный историзм рациональным социальным технологиям.

В своей полемике с историей Поппер отрицает детерминизм в истории. «Бетховен, — пишет он, — безусловно, в какой-то степени является продуктом музыкального образования и традиций, и многое, что представляет для него интерес, отражается в этом аспекте его творчества». Однако, прежде всего, он также является творцом музыки, а значит, и музыкальных традиций и образования. Я не хочу спорить с метафизическими детерминантами, которые утверждают, что каждый бар, написанный Бетховеном, определялся сочетанием влияний прошлых поколений и окружающего его мира». По сути, Поппер не допускает совпадения двух векторов исторической детерминации: детерминации индивида по обстоятельствам и детерминации индивида по обстоятельствам. Поэтому он принимает только одну сторону: сам человек сознательно создает всеобщее и общее. И это склоняет его к волюнтаристскому взгляду на природу исторического процесса, который он противопоставляет монистическому («закрытому») взгляду Маркса и Ленина.

Таким образом, Поппер видит только одну «половину» исторической реальности, которая без другой совершенно недействительна. Между тем, истинное творчество, а историческое творчество ничем не отличается по своей общей логике от художественного творчества, возможно только при наличии «химического» или «органического» союза индивидуальности воображения с универсальной нормой, при котором новая универсальная норма рождается только как индивидуальное отклонение, а индивидуальная игра воображения непосредственно и сразу же производит универсальный продукт, который сразу же доходит до каждого».
Рождение универсальной нормы и традиции в музыке, литературе, философии, экономике, т.е. в социальной жизни вообще — это всегда индивидуальная аберрация, но та, которая выражает универсальное устремление, уже смутно блуждающее в глубинах общества, умоляя о раскрытии. Однако он извергается только в индивидуальной, уникальной форме. И это обстоятельство оказалось самым трудным для понимания. «Если каждая из этих двух серий причинно-следственных связей, — заметил в этой связи В.Ф. Асмус, — абсолютно ясна в своей необходимости, то, напротив, их совпадение в реальном процессе исторического развития становится совершенно загадочным и непонятным». До тех пор, пока ход развития рассматривается только как объект познания, остается непонятным, как деятельность социального действия человека, с одной стороны, и всемогущая определяющая сила обстоятельств, с другой, могут соответствовать друг другу, чтобы сформировать единый конкретный процесс социально-исторического движения».

Социальная инженерия

Для иллюстрации историзма К. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» приводит доктрину избранных, которая характеризуется первостепенной важностью племени, без которой индивид не представляет ничего от себя, то есть коллективизм — это в первую очередь. Другой особенностью историзма является наличие конечной цели, которая может быть достигнута только когда-либо.

В частности, она рассматривает философию фашизма, где в соответствии с законами природы рассматривается биологическое превосходство расы; и марксистскую историю философии, где в соответствии с экономическими законами выбирается тот или иной класс. Расистская или фашистская философия истории и марксист К. Поппер рассматривают две основные современные версии историзма.

K. Поппер сравнивает социальную инженерию с историей и анализирует отношение к социальным институтам. И разница между ними заключается в том, что «историк склонен рассматривать социальные институты с точки зрения их истории, т.е. их происхождения, развития, а также с точки зрения их значения в настоящем и будущем»….. Со своей стороны, сторонник социальной инженерии и технологии вряд ли будет чрезмерно заинтересован в происхождении институтов или первоначальных намерениях их основателей. Он будет рассматривать проблемы, которые возникают в связи с социальными институтами, следующим образом. Если у нас есть определенные цели, насколько хорошо данное учреждение организовано или приспособлено для их достижения?… В общем, можно сказать, что инженер или технолог предпочитает рациональный взгляд на учреждения как на средство, служащее определенным целям, и оценивает их исключительно с точки зрения их целесообразности, эффективности, простоты и т.д.».

Социальная инженерия оценивает учреждения с точки зрения их пригодности для определенных целей, эффективности и простоты использования. А историзм оценивает роль социальных институтов в историческом развитии, рассматривая их существование как «Божье повеление», «диктат судьбы», «историческую необходимость».

Так, с одной стороны, есть историки с определенным фатализмом, убежденные, что история движется по собственным законам, и задача государства направлять общество в правильном направлении, а с другой — идеи социальной инженерии, согласно которым человек является строителем своей жизни.

По мнению К. Поппера, К. Маркс, как идеологический вдохновитель исторического подхода, не учитывает возможности рационального планирования общества и отдает предпочтение революционным изменениям, которые позволяют обществу развиваться по законам истории. В концепции Маркса законы истории — это законы классовой борьбы.

Протестую К. Марксу. К. Поппер выдвигает концепцию социальной инженерии, которая является движущей силой открытого общества, и рассматривает ее как альтернативу революционной трансформации общества в историзме.

Открытое и закрытое общество

Как отмечают В.И. Добренков и А.И. Кравченко, эти понятия «приобрели популярность благодаря усилиям совершенно другого человека — выдающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера, считавшего французского философа своим учителем». Учитель уступил только ту дорогу, которой следовала ученица и вела европейскую интеллигенцию.

Понятие «открытого общества» было впервые введено в науку французским философом Анри Бергсоном в 1932 году, а затем развито в работах австрийского философа Карла Поппера, написанных во время Второй мировой войны.

Хотя книга Бергсона «Два источника морали и религии» (1932 г.), в которой Поппер, по общему признанию, заимствовал термин «открытое общество», была широко известна в 1930-х гг., только Поппер после тщательного сравнительного и исторического исследования сделал этот термин реальным понятием, и, учитывая всемирную популярность его книги «Открытое общество и его враги», можно сказать, символом веры нескольких поколений европейских интеллектуалов. И сегодня теория открытого общества Поппера имеет много сторонников, в том числе филантропа и мультимиллионера Джорджа Сороса, который посвятил ей одну из своих книг. Тем не менее, им не удалось достичь научного уровня работ Поппера.

Оба мыслителя, А. Бергсон и К. Поппер, использовали социальные и биологические метафоры при описании общества, сравнивая его одновременно с организмом и особым типом социальной системы. Французский философ сравнил два возможных варианта социального развития. По одному пути шли насекомые, которые образовывали муравейник, рой, термитный курган; по другому пути шёл человек, который развивался относительно небольшими группами.

Закрытое общество, по мнению А. Бергсона, — это социальная система, члены которой руководствуются моральными нормами и религиозными табу, навязанными сверху. Они создаются из поколения в поколение через механизм обычаев и традиций. Как живой организм, в котором все подчинено командам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует в соответствии с неизменными социобиологическими законами. Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно сравнить с первичными биологическими импульсами в организме.

Однако Поппер также считал, что закрытое общество, в лучших его примерах, вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое «общество напоминает стадо или племя в том смысле, что это полуорганическая единица, члены которой связаны между собой полубиологическими узами — родством, общей жизнью, участием в общей деятельности, одинаковыми опасностями, общими радостями и горестями».

В своей работе, А. Бергсон противопоставлял два типа общества: а) закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилия, и б) открытое, воплощенное великими личностями — нравственными героями и христианской мистикой. Бергсон ассоциирует с ними два типа морали и религии — статический и динамический. О видной роли религии, точнее магии и морали писал позже и К. Поппер. Бергсон видел возможность дальнейшего прогресса в человеческом обществе только в открытом обществе, в динамичной нравственности, которая подчеркивает как основные принципы любви к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных нужд, вызванных преобладающим развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре.

В середине 20-го века исследование двух типов общества было проведено Карлом Поппером, который написал двухтомную монографию «Открытое общество и его враги» (первый том был завершен в октябре 1942 года, а второй — в феврале 1943 года; впервые опубликован на английском языке в 1945 году), и издан в 1944 и 1945 годах в журнальной версии (в одном из английских журналов). Книга Поппера сразу же получила широкий отклик и была переведена на многие языки.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Древнекитайская философия
  2. Социальная справедливость как правовая ценность
  3. Милетская школа
  4. Плеханов и Ленин — Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
  5. Методология позитивизма
  6. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  7. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
  8. Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
  9. Правомерность гуманистической интерпретации процесса
  10. Влияние христианства на духовную культуру Европы