Для связи в whatsapp +905441085890

Организация деятельности ДОУ по повышению педагогической культуры родителей — история проблемы педагогической культуры родителей

Закон об образовании гласит, что родители являются первыми воспитателями. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и духовного развития личности ребенка в раннем возрасте. Родители являются главными воспитателями своих детей, но невозможно воспитать детей без определенных знаний в области педагогики и психологии. Родители часто полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь о последствиях неправильных педагогических воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К.Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти все находят вещь привычной и понятной, а иные даже находят вещь легкой — и чем понятнее и легче она кажется, тем менее с ней знакомы, в теории или на практике. Почти каждый признает, что образование требует терпения, некоторые считают, что для этого нужны врожденные способности и навыки, то есть ловкость; но очень немногие пришли к убеждению, что наряду с терпением, врожденными способностями и ловкостью требуются специальные знания.

Для правильного воспитания ребенка необходимо единое воспитательное воздействие всех взрослых на ребенка, учет возраста и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но, как показывает практика и научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного образования — поддерживать родителей в воспитании их детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивает благоприятные условия для жизни и воспитания ребенка и формирует основу для полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие соответствие культуры человеческим потребностям. В истории часто возникали ситуации, в которых реализовывались враждебные культуре силы, вытесняя образование на обочину общественной жизни. Эта ситуация возникла и усугубилась в нашей стране в период глобального тоталитаризма. Классовый подход был провозглашен как основной принцип воспитания и коренное отличие советского образования от образования всех эпох и народов. Основой воспитания стал всесильный коллектив, а личность считалась производной, зависимой от коллектива; на школу (государственный институт) возлагались практически все воспитательные функции, а семья (основной институт социализации личности) должна была помогать школе. Забывались семейный этикет, народные привычки, национальные традиции, культивировалась идея бесконфликтной смены поколений, создавалась идеологическая иллюзия неконформности вхождения молодежи в общество.

В условиях тотального подчинения образовательного процесса идеологическим установкам технология воспитания стала включаться в привычные педагогические действия: требовать, сдерживать, подсказывать, наказывать, направлять. В результате произошло значительное снижение уровня педагогической культуры, возникло существенное расхождение между практикой и педагогической теорией, которая, вопреки реальной ситуации, ориентировалась на идеальную, а не практическую модель образования.

В настоящее время уровень педагогической культуры большинства родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, что проявляется в низком уровне воспитанности многих детей сегодня.

Организация деятельности ДОУ по повышению педагогической культуры родителей

История проблемы педагогической культуры родителей

Долгое время велись споры о том, что важнее для формирования личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие учебные заведения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства государственным учреждениям. Так, Я.А. Коменский называл школой матери порядок и количество знаний, которые ребенок получает из рук и уст матери. Обучение для матерей — без изменений в расписании, без выходных и праздников.

Еще до революции ряд известных педагогов, таких как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться в семье до семилетнего возраста. К. К.Д. Ушинский говорил, что родители должны обладать педагогическими знаниями, необходимо изучать педагогическую литературу.

П. Лесгафт считал актуальной задачей развитие женского образования в России, поскольку образованная мать — естественный и незаменимый воспитатель детей дошкольного возраста.

Е. Н. Водовозова считала задачей родителей и воспитателей не только изучение индивидуальных особенностей детей, но и науку о воспитании, регулирующую влияние среды и создающую необходимые условия для воспитания.

Е. И. Тихеева отметила, что детский сад будет плодотворно выполнять свою задачу только в том случае, если он будет сотрудничать с семьей. Она подчеркнула, что «детский сад, организованный в соответствии со всеми рациональными требованиями, является главным помощником семьи в воспитании и образовании детей». Е.И. Тихеева рекомендовала проводить в детских садах беседы с родителями о дошкольном образовании и периодически организовывать выставки детских работ.

После революции 1917 года отношение общества и государства к семье изменилось, семейная политика стала диктоваться классовыми целями. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. «Вопрос сотрудничества с родителями — это большой и важный вопрос. Здесь необходимо позаботиться об уровне знаний самих родителей, помочь им в самообразовании, вооружить их известным педагогическим минимумом, их практикой в детских садах, привлечь их к этой работе» (Н. К. Крупская). Существенным аспектом взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание…», поэтому необходимо организовать максимально эффективное взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. «…В их общности, в их взаимной заботе и ответственности кроется большая сила». В то же время она считала, что родителям, которые не знают, как воспитывать, нужно помогать.

Оценивая воспитательный потенциал школы, Макаренко подчеркнул, что «организующей силой должна быть школа как представитель государственного образования». Школа должна вести за собой семью.

Необходимость оказания педагогической помощи родителям поддерживали и такие педагоги, как Е.А. Аркин, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др. Н.В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в буржуазном направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, каких требует жизнь».

В 1960-х и 1970-х годах большое внимание уделялось объединению общественного и семейного воспитания. В различных лабораториях АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, также уделялось внимание изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни одна из этих проблем не может быть успешно решена детским садом без сотрудничества с семьей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания получили развитие в работах В.А. Сухомлинского, который считал, что любая успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического образования, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной частью общей культуры.

Понятие и сущность педагогической культуры родителей

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философский словарь» рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и сформированных человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующих исторически достигнутый этап в развитии общества.

Ядро культуры составляют универсальные цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но как универсальное явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально и определяет его становление как личности.

Передача культуры от поколения к поколению предполагает присвоение опыта, накопленного человечеством. Следует отметить, что культурная преемственность не является автоматической: необходима организация системы образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Изменения, происходящие в системе образования, ее демократизация, вариативность, инновационные программы сделали необходимым поиск решений проблем взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.

Что такое педагогическая культура в ее современном понимании?

В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.

О.Л. Зверева и Т.В. Кротова определяют педагогическую культуру родителей как передачу знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как воспитателю.

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет несравненную роль в формировании личности растущего человека. Семья — это социальный микрокосм, в котором отражается вся совокупность общественных отношений: к труду, к событиям национальной и международной жизни, к культуре, друг к другу, к порядку в доме, к семейному бюджету и хозяйству, к книгам, соседям, друзьям, к природе и животным. Семья — это основной коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих идей в отношениях с другими людьми, усваивает нормы, регулирующие поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, приемлемого и предосудительного, справедливого и несправедливого.

Семья — единственный воспитательный институт, моральное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не о потере влияния семьи на ребенка, а о потере монопольного влияния: семья начинает делить свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья связана тысячами невидимых нитей со многими другими коллективами: с работой, со школой, с детским садом, с клубами, с внешкольными учреждениями, с различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее их жизнь, тем крепче сама семья и ее положение в общей системе общественных отношений. И чем крепче связь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как комплексного целенаправленного процесса.

Подводя итог, отметим, что непосредственной функцией семьи как социального института является передача ребенку накопленного человечеством социального опыта, культуры страны, ее моральных норм и национальных традиций. Но все это невозможно без систематического родительского воспитания.

Оказывая положительное влияние на всю структуру семейной жизни, культура родительского воспитания служит основой педагогической деятельности отцов и матерей, помогая им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить правильные решения в нетипичных ситуациях.

Выявление уровня педагогической культуры родителей

Для того чтобы выявить особенности и уровень педагогической культуры семей студентов, можно использовать следующие методы: Анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семей детей, наблюдение воспитателя за отношениями между родителями и детьми во время приема и ухода за детьми, наблюдение за детьми во время тематической ролевой игры «Семья».

Изучение семьи ученика позволяет учителю ближе познакомиться с ним, понять образ жизни семьи, ее жизненные традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, отношения ребенка с родителями.

Цель данного этапа исследования — выявить особенности и уровень педагогической культуры семей воспитанников второй младшей группы Цветик-семицветик. Для этого были решены следующие задачи:
1. Определение типа семьи, уровня образования, социального статуса и создание социально-демографического паспорта семьи;
2. Определение основных семейных ценностей.
3. Определение уровня образовательной культуры родителей.

Диагностика проводилась 18 сентября в дошкольном образовательном учреждении «Солнечный зайчик» с двадцатью родителями второй младшей группы «Цветик-семицветик».

Для того чтобы скорректировать педагогическое воздействие, необходимо составить социально-демографический паспорт семьи.

В результате изучения семей по социальным и образовательным характеристикам были получены следующие результаты. 15% семей являются неполными, в них живут дети без отцов. Большая группа родителей являются рабочими — 40,5%. 13,5% родителей — работники коммерческих организаций, 8% — инженеры. Работники бытовых организаций (врачи, учителя…) составляют 16%. Большая группа родителей, в основном матери, не работают — 22%.

Уровень образования родителей: среднее -13,5%, среднее техническое — 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное высшее — 8%; высшее — 27%.

Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания и проведения дифференцированной коммуникации с родителями.

Под ценностями мы понимаем самое важное в семье, то, какое значение они придают понятию образования, на что направлены их усилия. Для анализа семейных ценностей родителям было предложено поработать с анкетой, в которой определялись и ранжировались три наиболее важных качества.

Анализ семейных ценностей показал, что первой ценностью 40% опрошенных считают здоровье, 20% назвали финансовое благополучие, 15% отметили, что самое главное — это интеллект, 10% выбрали послушание, 10% умение найти выход в любой ситуации, 5% — самодостаточность.

Примечательно, что никто из респондентов не выбрал такие качества, как ответственность, послушание, верность, доброта и образованность.

Для определения уровня педагогической культуры родителям была предложена анкета, разработанная О.Л. Зверева. Было опрошено 20 родителей. 15% респондентов получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывались сами, как воспитывают других.

На второй вопрос 20% респондентов ответили, что эти знания помогают им в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Родители испытывают следующие трудности в воспитании детей: непослушание ребенка — 40% семей, 20% семей не поддерживают других членов семьи, отсутствие педагогических знаний — 25% семей, ребенок беспокойный и невнимательный — 15%. Следует отметить, что никто из родителей не заявил, что у них не было проблем в воспитании детей.

Для воспитания ребенка 15% опрошенных семей используют метод порицания, 50% семей используют наказание, поощрение используют 20%, а запрет — 15% семей.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласку 25% семей.

Наиболее эффективными видами наказания со стороны родителей являются: физическое наказание в 25% семей, словесная угроза в 35% семей, лишение развлечений в 20% семей, демонстрация проступков со стороны родителей в 20% семей.

Для улучшения воспитания детей в семьях 25% семей считают, что необходимо регулярно встречаться со специалистами в дошкольных учреждениях.

Повышение уровня педагогической культуры родителей через взаимодействие между дошкольными учреждениями и семьями

Результаты опроса показали, что существует необходимость в расширении и углублении знаний и навыков родителей в области воспитания детей. С чего начать? Для начала нам необходимо наладить отношения с родителями и сделать их конструктивными. Учителям следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нам необходимы доброта, приветливость, открытость. Информативный контакт требует готовности принимать от родителей информацию о ребенке и делиться информацией о его действиях и занятиях, о его состоянии и поступках. И конечной целью и содержанием его работы должен быть ребенок, а не потребности детского сада или учебная программа. Педагог, желающий установить конструктивные отношения с родителями, должен следовать следующим принципам.

Использовать позитивные навыки общения. Общаясь с родителями, больше спрашивайте и слушайте, чем рассказывайте или предполагайте. Часто информировать родителей в устной и письменной форме о прогрессе в развитии и достижениях их ребенка и использовать индивидуальные формы для отправки информации семьям и получения информации от них. Прежде чем сообщать родителям о целях образовательной программы, узнайте, чего они хотят, и своевременно и позитивно реагируйте на предложения, идеи и просьбы родителей.

Предоставлять членам семьи возможность делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семьи кратко сформулировать, чего они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг рассматривайте родителей как настоящих экспертов в вопросах, касающихся их детей. Педагог позволяет родителям выбирать, когда, где и как они участвуют в образовании своего ребенка.

Выявлять и использовать положительные качества и сильные стороны ребенка и семьи. Родители должны быть информированы о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера своего ребенка в ходе бесед, телефонных звонков, записок и т.д. Педагог запрашивает у родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и стремлениях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает и благодарит родителей за их уникальный вклад в прогресс их ребенка.

Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными, и стараться развивать понимание культурных ценностей семей, с которыми мы работаем.

Создать дружеские партнерские отношения между детским садом и семьей. Педагог предоставляет возможность всем членам семьи активно участвовать в групповых мероприятиях и стремится к тому, чтобы родители чувствовали себя комфортно. Родителям должно быть позволено участвовать в принятии решений относительно групповых мероприятий.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы создали модель форм работы педагогов ДОУ с родителями. Для того чтобы вызвать интерес к обсуждаемому материалу, ассоциации с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении предложенного материала в определенной форме, мы использовали методы активизации родителей.

Учитывая вышесказанное, мы разработали план работы с родителями на 2008-2009 учебный год. При этом мы руководствовались следующим: Отказ от чтения «докладов», лекций и использование нетрадиционных форм работы с родителями с привлечением различных методов активизации родителей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  2. Ключевые особенности ФГОС
  3. Система оценки образовательных результатов
  4. Воспитание детей в педагогическом процессе доо
  5. Гомоцентрический подход в педагогике
  6. Системы школьного образования в Европе
  7. Наблюдение как метод педагогического исследования
  8. Анализ в педагогике
  9. Методика обучения и воспитания младших школьников
  10. Социально-педагогическая поддержка детей, подвергшихся насилию