Для связи в whatsapp +905441085890

Основные идеи и направления русской философии — Русская философия в XIX веке

В первой половине XIX века в русской философии возникли два основных течения, о существовании которых, хотя и в несколько измененном виде, можно говорить и сегодня. Один из них — славофилизм. Славянофилов волновала судьба России и ее роль в общем историческом процессе. Сторонники этой тенденции считали, что западная культура уже исчерпала себя и находится в упадке. Благодаря своему уникальному прошлому Россия смогла выполнить свою глобальную миссию. Члены славянофильского круга (братья Хомяковы, Аксаковы, Киреевский и Самарин) не создавали готовых философских или общественно-политических систем.

В то же время есть все основания говорить о вполне определенных и последовательных философских позициях ведущих славянофилов. Прежде всего, это касается нас с А.С. Хомяковым. В. Киреевский. Статья Хомякова «О старом и новом» была фундаментальной для формирования славянофильства как своеобразного течения русской общественной мысли. В этом произведении Хомяков изложил извечную тему славянофильских дебатов: «Что лучше, старая или новая Россия? Вошло ли много иностранных элементов в ее нынешнюю организацию?

Потерял ли он большую часть своих первоначальных зачатков, и были ли эти зачатки такими, что мы должны сожалеть о них и попытаться их возродить?». Философ отвергает рационализм и, основываясь на нем, критикует католицизм. Он (как и все славянофилы) обвинил католичество, в частности, в том, что западная культура оказалась под властью рационализма. Но когда он критиковал Запад, Хомяков не идеализировал русское прошлое (в отличие, например, от К.С. Аксакова), не говоря уже о настоящем. Будущее России, о котором мечтал славянофильский лидер, должно стать преодолением «переломов» в российской истории. Он надеялся на воскресение Древней Руси, в котором, по его мнению, сохранился религиозный идеал Соборности, но воскресение «в просвещенном и стройном измерении», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних веков. Достигнув целостности человека и согласия в обществе, славянофилы увидели в идее общности, духовной основой которой является Русская Православная Церковь. В западной (буржуазной) цивилизации славянофилы видели преимущественно негативное, разрушающее нравственную природу человека.

Постоянный и острый критик славянофилов В.Г. Белинский писал: «Феномен славянофилизма — это… Протест против безоговорочной имитации и как доказательство необходимости российского общества в самостоятельном развитии.

Основные идеи и направления русской философии

Русская философия в XIX веке

Вестернизирующее течение, противостоящее славянофилизму, было более сложным и неоднородным по своему составу. Позиция Запада разделялась людьми самых разных убеждений, от либералов до консерваторов. Некоторые из них претерпели сложное интеллектуальное развитие, как, например, Петр Чаадаев (1794-1856), пришедший с Оккупации и увидевший очевидные преимущества исторического развития России. Ранний Чаадаев был сторонником идеи полного единства человечества, откуда возникла необходимость для России идти по пути европейского развития.

Евроцентризм в той или иной степени был характерен для концепции истории того времени. Конечно, не все в европейских странах, — говорит Чадаев, — пропитано разумом, добродетелью или религией, наоборот, но все в них таинственно подчиняется той силе, которая царила там на протяжении стольких веков». Позднее взгляды Чадаева на историческую судьбу России изменились. Ранее он считал отставание России от Западной Европы недостатком, позже — преимуществом, которое позволило бы России выйти на высокий уровень западной цивилизации, не повторяя ошибок и пороков западного развития.

Известные литературные критики, философы и общественные деятели, такие как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен и другие, исповедовали западное мировоззрение.
Николай Григорьевич Чернышевский (1828-1889) находился под влиянием позитивистской философии и идей Л. Фейербаха. «Единственная философская система, верная научному духу» Чернышевский назвал учение основателя позитивизма О. Конта. В области этики Чернышевский преследовал идею «рационального эгоизма», которая и по сей день остается спорной. В эстетике Чернышевский был материалистом, который утверждал, что «прекрасное — это жизнь».

Отказ от субъективизма в эстетике в целом характерен для русской философии искусства. Искусство для искусства, — утверждал Чернышевский, — это такая же странная в наше время идея, как «богатство для богатства», «наука для науки» и т. д. Все человеческие дела должны служить благу человека….. Искусство тоже должно служить существенной утилите, а не просто удовольствию». Идеализм во всех его разновидностях был постоянным объектом критики Чернышевского, особенно гегелевской философии «метафизического трансцендентства».

Влияние позитивистских и материалистических идей прослеживается и в взглядах П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и Д. И. Писарев. Определенное влияние оказали позитивистские идеи в научных кругах. Интерес к философии позитивизма проявили, в частности, такие выдающиеся ученые, как И. М. Сеченов и Н. И. Пирогов.

Представители русского анархизма также принадлежали к западно-ориентированному течению. Термин «анархизм» (от греческого анархизма — против правительства или без правителя) был использован французским политиком, философом и эссеистом П. Ж. Прудхоном в его трактате «Что такое собственность» (1840) для описания его политической и социальной идеологии. Наряду с Прудхон, русские идеологи М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин считаются классиками анархизма.

Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли

Термины «славянофилизм» и «вестернизм» относятся к противоположным течениям общественной жизни в соответствии с пониманием места России в мировой истории.
Славянофилизм — это движение русской общественной и философской мысли, возникшее в 1830-1850-е годы, представители которого считали, что у России есть свой оригинальный путь исторического развития, принципиально отличный от западноевропейского, а также спасительная роль православия.
Вестернизация — развитое в 1830-1850-е годы направление русской общественно-философской мысли, представители которого, признавая единство человечества и универсальные законы его развития, связывали развитие России с освоением исторических достижений ведущих европейских стран. Они видели в Европе носителя высшей культуры.

Главная проблема, вокруг которой развернулись дискуссии, может быть сформулирована следующим образом: «Является ли исторический путь России аналогичным пути Европы, а особенность России заключается только в ее отсталости, или же Россия имеет особый путь, а ее культура принадлежит к другому типу?
Славянофил в своей трактовке русской истории исходил из православия как начала русской национальной жизни и подчеркивал своеобразие России, а западник исходил из идей европейского Просвещения с его культом разума и прогресса. Они утверждали, что есть только один путь прогресса — европейский, и поэтому европейский путь развития неизбежен для России.

Именно потому, что аргументы западников и славянофилов были взяты из русской жизни, они были очень далеки от академических стандартов философского знания. Философские идеи возникали, среди прочего, в форме литературно-критических или журналистских статей, частных писем, публичных лекций и дискуссий в литературных салонах. Русская философия в то время находилась на уровне философской журналистики.
Вестернизм. Представителями вестернизма были Петр Яковлевич Чадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813-1840), Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) и другие деятели русской культуры.

Вопрос о месте и роли России в мировой истории и смысле ее существования был впервые четко сформулирован П. Чадаевым в его «Философских письмах», который, несмотря на свою идеологическую принадлежность к западной ориентации русской мысли, не мог быть отнесен ни к какому общественному течению и остался в одиночестве в своих поисках. Его концепция истории имела ярко выраженный евроцентристский характер.

Проблема периодизации русской философии Нового времени

Русскую философию Нового времени (XVIII-XXI вв.), в свою очередь, можно разделить на несколько других периодов (Схема 193). И в решении этого вопроса тоже возможны разные подходы. Таким образом, если следовать периодизации западной философии, то можно различить «философию Просвещения» (в России она охватывает период с середины XVIII по начало XIX века) и «современную философию» (с 1830-х гг. по настоящее время).

Не вызывает особых споров, была ли эпоха философии Просвещения установлена в России. Единственное, что здесь можно отметить — это ее несколько более позднее начало в России по сравнению с Западной Европой (где эта эпоха начинается с конца 17 века) и ее окончание не в конце 18 века, как во Франции, а в начале 19 века — как в Германии, Испании и ряде других европейских стран. Однако в России возможны различные подходы к периодизации «современной философии». По общественно-политическим причинам, оказавшим значительное влияние на развитие культуры и философии, в истории русской культуры четко выделяются три периода:

  • Культура девятнадцатого — начала двадцатого веков, разделенная, в свою очередь, на «золотой век» (примерно с 1830-х годов до конца девятнадцатого века) и «серебряный век» (1900-1917 годы);
  • Культура советского периода — 1917-1991 (до сих пор необходимо различать русско-советскую культуру и культуру русского зарубежья).
  • Культура постсоветского периода (1991 — настоящее время, т.е. начало XXI века).

Однако российская философия «современного периода» не очень хорошо вписывается в эти временные рамки общего развития русской культуры в силу внутренних закономерностей развития. В истории русской философии девятнадцатого и двадцатого веков выделяются два основных периода: философия девятнадцатого века и философия двадцатого века. В этом отношении 1900 год показывает четкую границу между ними, но не столько из-за круглой даты, сколько потому, что это дата смерти В. С. Соловьева, величайшего философа XIX века.

В течение этих двух периодов возможна также дальнейшая фрагментация. В философии XIX века можно выделить два периода: первый и второй.Философия первой половины XIX века: точнее датировать начало этого периода 1836 годом. Точнее, начало этого периода можно датировать 1836 годом (когда была опубликована первая из «Философских писем» Чаадаева), то есть серединой XIX века. (ориентировочно, 1850).

Философия второй половины XIX века: примерно с 1850 по 1900 год.

В философии двадцатого века выделяются три периода:

  1. с 1900 по 1917 год, то есть до Октябрьской революции;
  2. с 1917 по 1991 год (с Октябрьской революции до распада СССР («советский период»).
  3. с 1991 года по настоящее время («постсоветский период»),

Философию 19 века, или, по крайней мере, второй половины 19 века, вполне можно назвать «золотым веком русской философии», а период с 1900 по 1917 год — «серебряным веком русской философии». — Серебряный век русской философии». Кроме того, следует отметить, что в «советскую эпоху» следует различать собственно советскую философию (развитую в СССР до 1991 года) и философию русского зарубежья (развитую в эмиграции примерно до середины ХХ века).

Многообразие течений в русской философии XIX века

XIX век стал для России веком больших достижений и свершений. Национальная культура приобретает свой национальный язык, в развитие которого Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Я. Лермонтов и многие другие русские мыслители, ученые и художники внесли неоценимый вклад. Рождается русская классическая литература, формируется национальное самосознание, решается проблема собственной «идентичности», определения места и роли России в мировой истории.

В этом контексте появляется философия, для которой, с одной стороны, характерна высокая степень оригинальности, с другой — более тесная связь с западной философией. Этот этап характеризуется возрастающей сложностью философии, появлением ее различных направлений, как идеалистических, так и материалистических. Профессиональная составляющая философской культуры возрастает, в основном за счет развития университетских и гуманитарных традиций философского образования. Наблюдается общий рост философских знаний, особенно в таких областях, как философская антропология, философия истории, этика, онтология, гносеология.
Происходит значительное расширение философских контактов с Западом, овладение «до сих пор невиданным». (Кант), а также последние достижения европейской философской мысли (Шеллинг, Гегель, Граф, Спенсер, Шопенгауэр, Маркс, Ницше). В то же время присвоение их идей не было единообразным и «всеохватывающим». Таким образом, декабристы черпали вдохновение во французской философии прошлого века, которая казалась неадекватной их современникам, например, «кругам мудрости». Хотя теоретики Народного собрания признали философское значение Маркса, они не сделали этого безоговорочно, так как также опирались на графа, Праудхона и Лассаля. Славянофилы, которые сначала отдали дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем обратились к христианской патриархальной традиции.

Новизна и оригинальность взглядов русских философов, однако, объясняется не столько их чувствительностью к европейской мысли, сколько тем, что они поставили во главу угла проблемы самой России, национального самосознания. Так П.Ж. Чадаев, поклонник французского традиционализма, переписывавшийся с Шеллингом, стал основоположником русской историософии, а Н.Г. Чернышевский, «гегелевский и феербахский», создал теорию некапиталистического пути развития к социализму1 . Формирование философской системы В. С. Соловьева становится большим достижением.

Многие русские философы 19 века интересны не только с точки зрения истории самой философии, но и в связи со спецификой «истории идей». Важные и влиятельные философские идеи XIX века часто принадлежали не систематизированным теоретикам, а членам философских сообществ (писателям мудрости, славянофилам, западникам), публицистам, литературоведам (В. Г. Белинскому, А. И. Авторы вышеназванного типа мыслителей внесли свой вклад в развитие революционных теоретиков (Ю. Л. Лавров, М. И. Бакунин) и так далее.

Такие мыслители внесли свой вклад в возникновение и развитие философских идей, поставили актуальные проблемы, развили и обогатили философскую терминологию, хотя и не стали основателями обширных и полных систем мировоззрения. Это, конечно, не означало, что их философский интеллект был неадекватен. Их идеи были востребованы интеллигенцией в той форме, в которой они предлагались, особенно через «толстые» литературные журналы, причем не только в столицах, но и в провинциях.

Все эти и другие творцы принадлежали к различным «идеологическим течениям», которые были лишь частично философскими, поскольку включали значительный пласт нефилософских — богословских, исторических, эстетических, социально-политических, экономических и других — вопросов. Более того, идеи таких философов, как П. Чаадаев, Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев и др. использовались различными течениями в XIX и XX веках не только в философском, но и в культурном, богословском, геополитическом и политическом контексте

Проблемная область русской философии XIX века очень разнообразна и включает в себя все ее основные направления — онтологию, гносеологию, философию истории, социальную философию, аксиологию, философскую антропологию и так далее.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
  2. Понятие «нирваны»
  3. Сознание как фактор регуляции деятельности
  4. Сущность и составляющие социально-экономического управления
  5. Наука в древнем Египте
  6. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
  7. Основные представители древнекитайской философии
  8. Иоганн Готлиб Фихте
  9. Диалектика и метафизика
  10. Философия как теоретическое осмысление социального времени