Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности обучения рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность — психофизиологические основы готовности детей в возрасте 3-4 лет к изобразительной деятельности

В системе образования Российской Федерации под воспитанием понимается «специально организованная в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, общественно принятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Изобразительная деятельность ребенка тесно связана с развитием его личности. Не какая-то конкретная функция — восприятие, память, внимание, мышление и т.д. — участвует в процессе репрезентации, а личность человека в целом. Объективный анализ детских рисунков всегда дает полную возможность объяснить как их содержание, так и их исполнение условиями жизни, воспитания и обучения ребенка.

Когда ребенок начинает осваивать изобразительную деятельность, он нуждается в хорошем руководстве. Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен освоить основные движения, придающие форму. Т.С. Комарова отмечает: «Овладение формообразующими движениями дает детям свободу творчества, устраняет необходимость постоянного указания педагога на способы изображения, позволяет активизировать детский опыт».

Большую роль в развитии и воспитании детей играет игра — самый важный вид деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста. Это может сделать обучение осознанным и интересным занятием для ребенка. Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и многие другие исследователи прошлого и настоящего говорили о необходимости игрового воспитания детей раннего возраста.

В связи со связью игры и изобразительной деятельности можно предположить, что приемы игрового обучения соответствуют возрастным особенностям детей и специфике детского рисунка.

В своем исследовании Н.П. Сакулина обращает внимание на то, что в трехлетнем возрасте линии, которые ребенок уже научился проводить и поворачивать в разные стороны, теперь закруглены и замыкают контур фигуры, как будто она вырезана из бумажного фона. Ребенок уже осознает связь между действиями рук и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Однако произвольными действиями для этого или других ударов он еще не владеет в полной мере. В его рисунке по-прежнему много нецелевых движений, которые он выполняет по мере освоения их механизма, но он не всегда устанавливает связь между своими движениями и получением определенного визуального результата. Новая возможность рисования замкнутых фигур появляется лишь в единичных случаях на фоне сенсомоторной игры. В принципе, действия, направленные на получение все более разнообразных наборов штрихов, продолжают развиваться. В возрасте 3 лет у детей уже ярко выражено отношение к рисованию как к изобразительной деятельности.

Дугообразное движение, возникающее в результате этой деятельности, при многократном непрерывном повторении переходит в более регулярное, вращательное движение, которое производит «вихляющие» штрихи. По мнению Т.С. Комаровой, в возрасте 3 лет ребенок может закрыть пространство листа закругленной линией, тем самым передавая в рисунке округлую форму. В некоторых случаях, при систематическом рисовании, такая возможность возникает раньше. Этот период полезен и важен для развития изобразительной деятельности ребенка: его рука становится более гибкой, послушной, движения становятся ритмичными, скоординированными, свободными и легкими.

Особенности обучения рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность

Психофизиологические основы готовности детей в возрасте 3-4 лет к изобразительной деятельности

Учитывая особенности развития и готовность детей 3-4 лет к изобразительной деятельности, следует отметить, что исследуемый возраст приходится на переходный период от преддошкольного к дошкольному. В этом возрасте центральной функцией, определяющей все остальные процессы, является память. До 3 лет ребенок развивался через восприятие внешнего мира, то есть он был полностью во власти окружающей среды и контролировался ею. На четвертом году жизни, благодаря памяти и жизненному опыту, ребенок начинает обретать собственное «Я» и становится достаточно независимым от окружающей среды. Помимо умственного созревания, происходит быстрое физическое развитие. Ребенок не только осознает себя, но и способен обеспечить свою независимость в передвижении, в обслуживании себя, физически.

А.В. Бакушинский отмечал, что с четвертого года жизни у ребенка происходит очень важный для всего дальнейшего развития процесс пространственных представлений. Визуальное восприятие, а также развитие пространственного воображения и способности к абстрактному мышлению играют первостепенную роль в этом процессе. Ключевую роль в восприятии ребенка в этом возрасте играют комплексы мышечных и кожных ощущений. Постепенно эти группы ощущений корректируются и подчиняются зрительным.

Знание особенностей нервной системы ребенка дошкольного возраста имеет большое значение как для теории, так и для практики педагогики. По мнению Е.А. Аркина, анатомическое строение нервной системы, включая ее высшие отделы, при всей своей сложности и тонкости, завершается уже в возрасте 3 лет не только в целом и в основных чертах, но и во многих деталях. Количество нервных клеток, их структура, ход нервных волокон, сложный рисунок борозд и извилин больших полушарий, тончайшая, строго дифференцированная структура коры головного мозга человека в отдельных областях — все это у 3-4-летнего ребенка такое же, как и в мозге взрослого человека. Таким образом, весь сложный аппарат мозга готов к использованию уже в возрасте 3 лет.

И. Ильина утверждает, что возможности нервной системы трехлетнего ребенка увеличиваются, повышается его выносливость. Ребенок становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом, не отвлекаясь. Качественно улучшается моторное развитие: способность управлять телом становится более равномерной. На четвертом году жизни развивается воображение. Она становится целенаправленной, и у детей появляется возможность перейти от размышлений к действиям. Трехлетний ребенок запоминает четыре-пять действий, которые называет взрослый, и выполняет их правильно. После того как взрослый покажет, ребенок может нарисовать круг, крест, человечка, но пока без тела. Следует отметить, что успех в рисовании зависит от тренировки.

Для ребенка младшего дошкольного возраста также характерны крайняя лабильность, быстрая утомляемость и легкая возбудимость. Эти особенности лишают маленького ребенка способности концентрироваться, внимательно следить за чем-то. Одной из причин этого является отсутствие единообразия и слаженности в работе мозга. Стимуляция, поступающая в мозг, заставляет его производить волны возбуждения, которые распространяются на большие площади. Те же причины могут объяснить недостаточную дифференциацию детского восприятия (неспособность различать части воспринимаемого целого).

Психологи Венгер Л.А., Мухина В.С. и др. отмечают, что в начале дошкольного детства ребенок уже имеет некоторые представления о внешних свойствах предметов — их форме, величине, цвете и использует эти представления в перцептивных действиях. Но идеи ребенка все еще плохо организованы и не расчленены в соответствии с общепринятыми шаблонами. Поэтому маленькие дошкольники часто не могут правильно выполнить простейшие задания, требующие использования этих представлений.

В.С. Мухина писала, что ребенок достигает дошкольного возраста после овладения перцептивными действиями, развитыми в раннем детстве. Но эти действия все еще очень несовершенны. Они не дают возможности отдельно воспринимать сложные свойства предметов, формировать ясные и точные их образы, которые могли бы направлять и регулировать новые виды деятельности ребенка, особенно выполнение продуктивных заданий, в которых необходимо понимать индивидуальные особенности форм, цвета предметов.

Важность игривости в обучении детей младшего возраста

Концепция дошкольного воспитания гласит, что игра должна органично входить в жизнь ребенка. Она служит связующим звеном обучения различным видам детской деятельности, в том числе рисованию, является стимулом для детского творчества.

В современном государственном образовательном стандарте (ФГОС) слово «деятельность» не используется, но это не означает переход на позицию «бесплатного образования» для дошкольников. Содержание основной программы включает ряд образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательному, языковому и художественно-эстетическому. Программа построена с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом ребенка. Интеграция различных образовательных областей является важным изменением в структурировании учебного материала. Новый документ подчеркивает индивидуальный подход к ребенку и игре, сохраняя самоценность дошкольного детства и поддерживая сущность самого дошкольника.

Е.А. Аркин однажды написал: «Не может быть здорового развития без активной, интересной жизни. Таким образом, ребенок ведет активную, увлекательную жизнь в свободной игре по собственному усмотрению или в играх с правилами. Игра — единственная форма деятельности ребенка, которая во всех аспектах ее организована. Она никогда не предъявляет к нему требований, которые он не смог бы выполнить, и все же всегда требует от него определенного напряжения, которое связано с бодрым, жизнерадостным чувством собственного достоинства, а бодрость и радость — залог здоровья. Именно поэтому игра, проводимая должным образом, должна быть признана лучшим инструментом для развития ребенка и самым верным средством его укрепления».

Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Божович Л.И. считает необходимым, чтобы ведущая деятельность была главным содержанием жизни детей. С.Л. Рубинштейн отмечает, что суть игры заключается в «способности к преобразующему представлению действительности».

«Игровая деятельность влияет на формирование волевых психических процессов. Таким образом, в игре у детей начинают развиваться волевое внимание и память. В условиях игры дети лучше концентрируются и больше занимаются, чем в условиях лабораторных экспериментов».

Игнатьев Е.И. отмечает, что игры с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шариками, вкладышами занимают большое место в жизни младших дошкольников. Дети приобретают практический опыт в различении размеров, цветов, форм и учатся обозначать эти свойства словами.

Методологическое обоснование взаимосвязи игры и детского изобразительного творчества послужило «базой» для таких исследователей педагогики детского творчества, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова и других, для построения системы методов обучения дошкольников изобразительной деятельности через игру. Разработанные ими игровые методики делают процесс обучения интересным и доступным для детей дошкольного возраста.

Как отмечает Р.Г. Казакова, для младшего дошкольника изобразительное творчество — это игра. Ребенок создает образ и ведет себя так, как будто он является участником того, что он нарисовал или сформировал, часто играя с рисунком или фигурой. Эта характеристика сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста и меняется по содержанию и форме. Казакова Р.Г. отмечает его как первое проявление социальной активности.

При рисовании, формировании ребенок прибегает к игровым способам действия, когда он не признает необходимости зрительного воплощения образа или не считает это главным. Выготский Л.С. обратил внимание на сходство любого вида творчества детей с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируется, органично вплетается в собственно изобразительную деятельность и не мешает ее формированию.

В обучении детей дошкольного возраста используются различные методы и приемы. Метод обучения — это система последовательных, взаимосвязанных способов деятельности учителя и обучаемых детей, направленных на выполнение дидактических задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания урока. Основными методами обучения детей дошкольного возраста являются практический, наглядный, словесный и игровой.

Игровые приемы

Игровые приемы при обучении детей изобразительной деятельности впервые были предложены Е.А. Флёриной, а затем развиты А.А. Волковой, затем Т.Г. Казаковой, которая создала целую систему обучения детей младшего дошкольного возраста и связала каждое занятие с игровой картинкой.

При использовании игровых приемов в обучении Е.А. Флёрина рекомендует руководствоваться некоторыми базовыми позициями:

  • Чем младше возраст, тем больший акцент делается на игровые методы обучения;
  • Игровая деятельность должна быть органически связана с учебными и воспитательными задачами, должна служить повышению интереса и внимания ребенка к учебным задачам и улучшать умственную деятельность детей: устойчивость, концентрацию внимания, богатство психических процессов, эмоциональное отношение и интерес к процессу обучения;
  • Необходимо соблюдать пропорциональность при использовании игровых элементов, чтобы они не отвлекали детей от учебной задачи;
  • Характер игровых элементов должен варьироваться по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей, задач и содержания учебного материала (его сложности и новизны).

Методы прямого обучения часто более эффективны, если они подкреплены элементом игры, которая оживляет и обогащает восприятие детей и требует большей ловкости зрения, движений головы и рук; внимание детей становится более активным, дети острее реагируют на воспринимаемый материал и с большим интересом слушают прямые указания и объяснения учителя.

Гербова В.В. рекомендует чередовать методы обучения с игровыми приемами для достижения оптимальной «плотности» занятий, обеспечения максимальной организованности и дисциплины детей, сохраняя при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности.

Ориентируясь на игру, по мнению Г.Г. Григорьевой, воспитатель должен учитывать три момента:
1) лейтмотивы игры;
2) типы выполнения игровых действий, которыми располагают дети (развернутые или обобщенные, выраженные жестами, подразумеваемые словами);
3) тип игровых материалов, которые дети используют в игре (реальные предметы, игрушки и предметы-заместители, нарисованные и воображаемые предметы).

Все это позволяет педагогу использовать игровые приемы и предоставлять детям интересное содержание, доступные способы выполнения игровых действий и материалы. «Игровые педагогические методы, как и другие педагогические методы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры в классе. Игра в классе обеспечивается учителем, и этим она отличается от свободной игры», — пишет Григорьева Г.Г.

Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепки и помогают вызвать эмоциональный отклик на созданный образ. С помощью игровых методов создается игровая ситуация, в которой ребенок активно действует.

Казакова Т.Г. отмечает: «Игровые приемы, разговоры от имени персонажа (зайчика, Чебурашки, куклы и т.д.) создают у детей живой интерес к образу, вызывают желание действовать. Например, плюшевый мишка просит детей нарисовать для него много разноцветных воздушных шариков, потому что он собирается в отпуск.

Комарова Т.С. обращает внимание на то, что игровые методы обучения могут быть использованы при обучении детей всех возрастов с применением различных методик. В младших группах для привлечения внимания и повышения интереса к занятию использовался игровой прием. Использование игровых методов в обучении рисованию, лепке, аппликации логически вытекает из взаимосвязи изобразительной деятельности и игры.

Итак, можно сделать вывод: введение игры в учебный процесс вызывает у детей желание овладеть учебным содержанием; доставляет ребенку удовольствие от достигнутого результата, а также от возможности использовать его в игре в конце урока. Использование игровых методик в классе позволяет учителю сделать выполнение учебных задач осмысленным и интересным. Эффективность игровых методик и необходимость их использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста неоспоримы. Педагоги стараются широко применять их при организации изобразительной деятельности.

Анализ объекта исследования в образовательных исследованиях

Для того чтобы маленький ребенок научился рисовать и развил свои изобразительные навыки, он должен овладеть основными формообразующими движениями (изображать различные линии, круглые формы и т.д.). Этот процесс требует от ребенка определенной системы упражнений.

Наибольшую активность в изучении этой темы проявила Е.А. Флёрина, известный педагог в области художественного образования. В своих работах Е.А. Флёрина утверждала, что форма изображений на ранних этапах детского рисования обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к достигнутому результату.

Е.А. Флёрина указывает на два пути развития руки:

1) Включение необходимых движений в игры. Например, воспроизведите движения рук, похожие на процесс рисования. Перед тем как нарисовать воздушный шар, дети делали движения руками, которые имитировали процесс рисования этого шара.
2) Раз в неделю, перед рисованием, используйте игровые упражнения, такие как «клубочки ниток», «ровные дорожки», «капли дождя» и т.д. Разработанные ею упражнения заняли прочное место в практике обучения рисованию детей 3-4 лет.

Продолжая мысль Е.А. Флёриной, Е.И. Игнатьев пишет следующее: «Такие игровые движения очень полезны для развития зрительно-моторной координации. Движение «рисующей» руки в воздухе облегчает выполнение аналогичных движений в реальном акте рисования, подготавливает руку и глаз к последующему реальному изображению предмета.» Однако Е.И. Игнатьев согласен с Н.П. Сакулиной, что нельзя ограничиваться только этим методом обучения, так как графические движения в воздухе не имитируют реалистичные графические движения.

Продолжается разработка игровых упражнений для детей в возрасте 3-4 лет. Таким образом, с помощью данных упражнений мы решаем две задачи, — пишет Е.А. Флёрина, — развитие доступных ребенку движений руки (в процессе рисования) и развитие формы в детском рисунке».

Обучение детей четвертого года жизни направлено на то, чтобы научить детей рисовать короткие или длинные вертикальные линии сверху вниз и ассоциировать картинки с наблюдениями; правильно держать карандаш или кисть; различать и называть цвета. Постепенно движения рук ребенка становятся более уверенными и точными. Затем можно предложить изобразить предметы круглой формы, т.е. нарисовать круглые линии. Все навыки, которые дети приобрели в классе, должны быть закреплены до того, как они будут забыты, иначе обучение не сработает: выученный навык будет восприниматься как новый после долгого перерыва, и придется начинать все сначала.

«Для того чтобы сделать формирующее рисуночное движение, движение руки с инструментом, приспособлением, направленное на передачу формы предмета, необходимо почувствовать и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета» — Комарова Т.С.

В своем пособии Комарова Т.С. обращает внимание на необходимость обучения младших дошкольников формообразующим движениям, движениям рук, которые важны для создания образов предметов различной формы. Овладение формообразующими движениями дает детям свободу творчества, избавляет от необходимости постоянного указания педагога на способы представления, позволяет активизировать детский опыт.

Чтобы научить детей рисовать круглые предметы, им можно предложить изобразить кольца, колеса, пузыри, воздушные шары, новогодние шары, мячи, сухофрукты, буханки, яблоки, ягоды, апельсины, орехи и многое другое. Воспитатель выбирает для рисования то, что ближе детям, более знакомо, с чем они чаще играют. Чтобы помочь детям освоить рисование прямоугольных форм, можно использовать метод рисования каждой линии отдельно. Например, детям сначала дают лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном из уроков их просят нарисовать кирпичи, стоящие в ряд на этой линии. На другом уроке горизонтальная линия, подготовленная учителем, должна изображать веревку с висящими на ней флажками.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
  2. Коммуникативная компетенция в педагогике
  3. Взаимодействие воспитателей доу с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
  4. Основы коррекционной педагогики
  5. Трудовое воспитание как процесс интегрирующий становление личности ребенка
  6. Комплексные средства обучения
  7. Основные подходы психолого-педагогического сопровождения слепых детей дошкольного возраста
  8. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
  9. Задачи воспитания дошкольников
  10. Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система