Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема форм социокультурного изменения — Проблема социальных изменений

Что такое социокультурные изменения? Этот термин трудно точно определить из-за относительной нестабильности всего, что связано с человеческим миром: Ты не можешь попасть в одну и ту же реку дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и универсальность категории «социокультурные изменения» затрудняет ее определение. Одно и то же понятие — «социальные изменения» — описывает трансформации, которые относятся к разным уровням социальной организации (микро, мезо, макро), охватывая разные сферы общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические изменения) и характеризуются разными динамическими параметрами (скорость, масштаб, сложность, направление). Таким образом, категория социальных изменений включает в себя любые изменения в социальных структурах и практиках, появление новых групп и форм взаимодействия и поведения, либо функционирование предыдущих групп.

Однако сейчас мы заинтересованы в «значительных» социокультурных изменениях. Однако термин «значимый» также весьма субъективен и требует введения отправной точки: «Значимый для кого? По сравнению с чем?» Очевидно, что к «значительным» социокультурным изменениям можно отнести только те, которые связаны с фундаментальной трансформацией структуры социокультурного сообщества или ситуации в целом, т.е. трансформацией основных социальных институтов.

Проблема форм социокультурного изменения - Проблема социальных изменений

Проблема социальных изменений

Следует отметить, что в современной социальной науке проблема социальных изменений недаром находится среди центральных, центральных. Его значение определяется его особой прикладной значимостью — уточнение вопросов, формирующих проблему социокультурной динамики (причины и факторы социокультурных изменений, ближайшие и отдаленные перспективы формирующихся тенденций, этапы динамического процесса), имеет важное объяснительное и прогностическое значение.

В научной литературе, и особенно в журналистике, сложная категория «социокультурные изменения» часто заменяется более простым термином — «модернизация», который фактически включает в себя лишь один из способов трансформации культуры и общества. То есть термин «модернизация», безусловно, более узкий, чем термин «социокультурные изменения». Тем не менее, она применяется достаточно широко: от анализа обновления и совершенствования в определенной сфере до реконструкции всей социокультурной системы в целом. Поэтому термин «модернизация» не более конкретен, чем «социальные перемены» в целом, и в зависимости от контекста может иметь различные значения.

Три значения модернизации

П. Штомпка различает три значения модернизации.

В первом, общем смысле, модернизация является синонимом всех прогрессивных социальных изменений.

Второй подход рассматривает модернизацию как комплекс социальных, политических, экономических и культурных преобразований, которые являются преимущественно «западными» (Граф, Спенсер, Маркс, Вебер, Дюркгейм, Теннис).

Наконец, последнее из значений по своей сути дополняет (продолжает) предыдущее. В этом смысле термин «модернизация» относится к отсталым или слаборазвитым обществам и описывает их усилия, направленные на то, чтобы догнать более развитые страны. Таким образом, концепция модернизации возникла в соответствии с эволюционистским подходом к изучению культурной динамики (Тайлор, Спенсер).

Не вдаваясь в подробности этапов и логики возникновения теории модернизации в ее классическом варианте, мы лишь укажем на основные постулаты, на которых она базируется:

Современными (модернизированными) можно назвать только культуры со значительной степенью индустриализации, устойчивым экономическим развитием с высоким валовым внутренним продуктом и широким использованием неорганических (неживых) источников энергии. Современная культура характеризуется верой в силу рационального научного знания как основы прогресса. Промышленное производство создает изобилие продуктов питания и потребительских товаров. Кроме того, современная культура характеризуется высоким качеством жизни и развитыми политическими структурами управления;

Культуры, которые не соответствуют этим критериям и не могут быть классифицированы как современные, классифицируются либо как традиционные, либо как переходные (пост-традиционные);

Западные общества служат моделями модернизации, поэтому модернизационную теорию часто называют «теорией вестернизации». Все чаще в литературе о модернизации говорится о том, что Запад делает все возможное, чтобы эти два термина модернизация и вестернизация стали синонимами. Таким образом, представляется, что изменения и реформы возможны только в том случае, если они ориентированы в западном направлении;

Модернизация

Модернизация (современность) — это сложное явление, имеющее технологическое, экономическое, политическое, социальное и психологическое измерение, а сама модернизация — это сложный интегрированный процесс изменений в каждой из этих областей; в основе всех изменений лежит научно-технический и технологический прогресс, который определяет необходимость и условия для соответствующих изменений в других областях.

В своей наиболее общей форме модернизация описывается как социально-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (традиции сменяются современностью), а также приобретают ряд других культурных особенностей, связанных с высокой степенью индустриализации: Термин «современное общество» считается синонимом термина «западное общество». Характеризуется как переход от традиционного общества к современному:

  • революционной (требующей фундаментальных, радикальных изменений в моделях социальной жизни);
  • комплексный (включающий в себя изменения во всех сферах человеческой мысли и поведения);
  • системным (предполагая, что изменения в одной сфере обязательно вызывают изменения в других сферах);
  • глобальная (постепенно с участием всех стран мира);
  • с определенными динамическими характеристиками (длительность, тенденция к ускорению, ступенчатость, необратимость).
  • производство конвергенции социальных систем (их приведение к модели западного мира)
  • прогрессивным (способствует улучшению материального и культурного благосостояния людей).

Источники социокультурной динамики

Источники:

1) Инновации — изобретения, разработка новых идей, образцов, моделей. Носителями инноваций являются творческие личности, инновационные группы. Например, европейцы в колонизированных странах, протестанты и т.д. Проблема связи инноваций с социальной средой: любая инновация будет отвергнута, если на нее нет общественного спроса (если общество ее не принимает).

2) Ссылка на k-наследие — сумма всех k-достижений данного общества, его исторического опыта, включения и переоценки прошлого. Сохранение прошлого путем устранения нового. Диалектика — передача из прошлого в настоящее и будущее. Важной функцией является поддержание стабильности, социальное регулирование. Личность людей.

3) Кредитование (диффузейнизм) — широкое распространение края в географическом или социальном пространстве. Культивирование может быть как прямым (влияние эмигрантов), так и косвенным (потребление товаров из других стран, образование). Факторы таковы: — Степень интенсивности контактов, -Условия контактов; -Состояние и степень дифференциации общества;

4) Синтез как взаимодействие и сочетание разнородных элементов, что приводит к образованию потоков, отличных от предыдущих.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Неоплатонизм
  2. Познание как творчество
  3. Концепция истории Гегеля
  4. Позитивизм, его основные проблемы и этапы
  5. Сенсуализм в философии нового времени
  6. Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
  7. Почему человек верит в бога?
  8. Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
  9. Временные рамки античной философии
  10. Арабо-исламская философия в средние века