Для связи в whatsapp +905441085890

Протагор о человеке как мере всех вещей — Философия софистов

Признание полной или частичной недоступности истины, невозможности объективного познания мира называется агностицизмом (греческий ayvcooio*; — невежественное, неведомое). Первыми его установили Софисты. Эта позиция контрастирует с гносеологическим оптимизмом, характерным для естественной философии доократической.

Софисты (греч. oo(ryutr|<; — умелые, изобретатели, мудрые, знатоки, мастера, художники, создатели) были оплачиваемыми преподавателями философии, риторики и искусства аргументации (эристики), которые начали свою деятельность в V веке до н.э. Появление софистов является еще одним свидетельством любви греков к знаниям и признания их ценности. Свободные граждане были готовы платить за знания, в которых они нуждались, не столько в практической сфере (нельзя построить корабль с философией), сколько в гражданской и интеллектуальной. Развитие конкурентной юриспруденции привело к необходимости ораторских навыков и навыков убеждения. Кроме того, ученик философа мог стать только по своему выбору (на современном языке, после вступительных экзаменов), а софисты обучали всех абитуриентов.

Более того, софисты выдвинули новую оригинальную философскую идею и умело нашли аргументы в ее защиту; они первыми заговорили о языке. Они первыми сформулировали субъективистский взгляд на познание, поставив субъект познания в центр познавательного процесса и указав, что нет никаких оснований полагать, что он способен совершить скачок от чувства к разуму, от «кажется» к «на самом деле». Что, если это «на самом деле» можно сформулировать весьма противоречиво? Кто прав со своим видением реальности: Демокрит со своими атомами, Парменид с Единым или Милет с Примордией? Какой из них «настоящий»? Софисты, которые первыми выдвинули идею относительности истины, спорили об этом.

Протагор о человеке как мере всех вещей - Философия софистов

Философия софистов

Софисты не были единой школой. Они соперничали друг с другом, но соглашались с тем, что главный смысл философии — это вопрос о связи между мыслью и реальностью. Другими словами: Как наши мысли соотносятся с миром, что в них есть от мира, и что в них есть от нас самих?

Софисты условно делятся на более старших (Протагор, Ксениядес, Горгия, Продикус, Гинний, Антифонт) и младших (Алкидам, Павел, Калликл, Тразимах, Ликофонт, Критика).

Протагор (ок. 490 — ок. 420 г. до н.э.) был «первым, кто сказал, что о любом предмете можно говорить двумя и противоположными способами, и он сам первым использовал аргумент в своих спорах»[1] Протагор был первым, кто говорил двумя и противоположными способами. Он много изучал язык, выделял четыре вида речи: Желание, Вопрос, Ответ, Команда; он начал различать времена глаголов. Так он начал сочинение:

Человек является мерилом всего: существования того, что они существуют, и несуществования того, что их не существует.

Философия субъективизма

Этот тезис стал основой философии субъективизма, поскольку решение о том, что «кажется», а что «реально», остается за субъектом, человеком, который выбирает для себя, во что верит, а во что — нет. Причина и слова могут быть использованы для аргументации противоположных позиций, поэтому их истина будет относительной. Например, если ты скажешь своему другу, который рад солнечному дню: «Сегодня хорошая погода!», а он предпочитает дождь, солнце раздражает его, согласится ли он с тобой? А ваше заявление будет правдой? Нет, и в то же время да! Поэтому правда субъективна, то есть у каждого есть своя правда. Но это противоречит самому определению истины как всеобщего, объективного знания, поэтому истины не существует, и мир не познается.

Практический аспект

Протагор, по словам Диогена из Лаэрта, был изгнан из Афин, а его книги сгорели на рынке, потому что он начал писать так.

«О богах я не могу знать, являются ли они или нет, ибо слишком многое препятствует такому знанию, и вопрос темный, а человеческая жизнь коротка»[1].

Продикус (ок. 465 — ок. 395 г. до н.э.), продолжая эту тему, обращает внимание на практический аспект выбора взглядов и верований человека: «…те предметы, которые были полезны для жизни человека, были включены в круг богов»[4]. Кажется, здесь перекликается с идеей Ксенофана о том, что люди создали богов, но в несколько ином аспекте. Речь идет не о Боге (Едином), а о механизме принятия веры: он субъективен, человек боготворит то, что для него ценно. Например, для греков искусство кузнеца было чрезвычайно ценным, без него невозможно было изготовить инструменты, оружие и многое другое, поэтому появляется бог Гефеист и т.д.

Общие положения софистической теории

Наиболее общие положения софистической теории были сформулированы Горгиасом (ок. 480 — 380 гг. до н.э.). Он заложил три основных определения, которые следуют одно за другим:

Первое, самое первое, [заявляет], что ничего не существует; второе, что если [что-то] существует, то оно неведомо человеку; третье, что если оно известно, то, по крайней мере, невыразимо и необъяснимо следующему.

Сократ считал, что знание невозможно, а правда недостижима. Он клеймил софистов за их «ложную мудрость», но сам он не торопился выносить решения по рассматриваемым вопросам, именно потому, что можно было выразить противоположные мнения и найти оправдание всему. Что такое правда? Как этого достичь? Он существует в том смысле, что доступ к нему настолько затруднен, что слишком самонадеянно утверждать, что он что-то знает. Будучи убежденным в том, что любое мнение может быть легко оспорено, Сократ, наконец, провозгласил свою знаменитую диссертацию…..

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия Климента Смолятича
  2. Эстетика Просвещения — Важные этапы в истории эстетики
  3. Политический «аморализм» Н. Макиавелли
  4. Свобода воли и моральная ответственность в творчестве Ф. Достоевского — Человек как центральная фигура в творчестве Достоевского
  5. Наука, её значение и роль в духовной жизни общества
  6. Объект и предмет философского анализа
  7. Предназначение и смысл философии
  8. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  9. Бессознательное в современной философии
  10. Влияние общества и личности на развитие сознания