Для связи в whatsapp +905441085890

Психоанализ в психологии — Теоретические аспекты глубинной психологии

Сегодня, как и во время первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейда поразительно полярны. Здесь легко найти все необходимое: Ненависть, восхищение, полное отрицание и слепое следование каждому слову. На протяжении почти 100 лет психоанализ был и объектом нападок, и объектом восхищения. Это объясняется тем, что его работы, изменившие лицо психологии XX века, проливают свет на фундаментальные вопросы внутреннего мира человека, его мотивов и переживаний, конфликта между его желаниями и чувством долга, причин психических срывов, иллюзорных представлений человека о себе и других.

В этом контексте предполагается прояснить следующие вопросы:

  • Психоанализ. Понятие и сущность.
  • Глубинная психология и фрейдистский психоанализ.
  • Ключевые понятия доктрины.
  • Роль сновидений.
  • Основные техники и методы психоаналитической терапии.
Психоанализ в психологии - Теоретические аспекты глубинной психологии

Теоретические аспекты глубинной психологии

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа, в отличие от бихевиористов и гестельских психологов, не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они искали выход из кризиса самой психологии путем создания более тесного союза с другими науками, которые также имели дело с психологическими явлениями, например, с медициной.

Заслуга фрейдизма — дать новую правду жизни психологическому знанию человека, разработать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, особенно психотерапевтических задач. Не случайно З. Фрейд начал свою научную работу с анализа и обобщения психотерапевтической практики, и только потом перевел свой опыт в психологическую теорию.

Психология вновь обрела в психоанализе живого человека, присущую ему глубину проникновения в суть его души и поведения, но увлекшись своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как выяснилось позже, не имело статистически достоверной фактической основы), З. Фрейд ушел от эмпирической реальности в царство психологических фантазий, что привело к отвержению многих его идей не только некоторыми здравомыслящими учеными, но и учениками самого Фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах было различным: сначала к нему относились довольно прохладно все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, затем оно приобрело приверженцев в Германии и Австрии, в Европе и США, где остается достаточно популярным и по сей день.

Затем, в 1930-е годы, вместе с ограничениями на психологические исследования и началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936), резкой критике подверглось все учение Фрейда.

Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма

Несмотря на различия и контрасты между классическим психоанализом и бихевиоризмом, эти течения имеют много общего в своем взгляде на личность, т.е. человек предстает как существо без духовности, поскольку ни одно из течений не интересуется полным значением ценностей и смыслов человеческого существования. Психоаналитики, например, преувеличивают зависимость человеческого существования и формирования личности от раннего детского опыта и отношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неразвитых поведенческих навыков в развитии личности.

Представители этих направлений также разделяют идею о том, что личность по своей природе деструктивна и несовершенна, поскольку зависит от прошлого, бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого обучения», а психоаналитики изображают личность как жертву конфликта между социальными нормами и биологическими инстинктами. В обоих случаях личность является деструктивной, дезадаптивной, зависимой, дезадаптированной, больной и поэтому должна лечиться по определенной психоаналитической или поведенческой терапевтической схеме; в обоих случаях психолог занимает позицию «сверху», а исследуемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно для счастья, лечат и развивают его. В этом заключается директивный и манипулятивный характер этих инструкций.

Глубинная психология и фрейдистский психоанализ

Психоанализ — это не только форма психотерапевтической и клинической практики. Это также философское учение о человеке, социальная философия, а значит, и идеологический порядок. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. «Если бы Фрейда не существовало, его пришлось бы выдумать», — говорит Бергер.

Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — решение) — это часть психотерапии, медицинский исследовательский метод, разработанный З. Фрейд разработал метод медицинского исследования для диагностики и лечения истерии. Затем она была переработана Фрейдом в психологическую доктрину, целью которой было исследование скрытых связей и основ человеческой души. Это учение основано на предположении, что определенный комплекс патологических идей, особенно сексуального характера, «вытесняется» из сознательной сферы и действует из сферы бессознательного (мыслится как сфера господства сексуальных инстинктов), вторгаясь в сознание под различными масками и одеждами и угрожая духовному единству Я, заключенному в окружающем мире. В деятельности таких подавленных «комплексов» они видели причину забывчивости, оговорок, сновидений, неправильных действий, неврозов (истерий) и пытались лечить их таким образом, чтобы в беседе («анализе») можно было свободно вызвать эти комплексы из глубин бессознательного и позволить им быть устраненными (беседой или соответствующими действиями), т.е. отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль и считают душевную жизнь человека в целом доминирующей под влиянием бессознательных сексуальных влечений к удовольствию или неудовольствию.

Исходя из вышесказанного, природу психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

  • Психоанализ — как метод психотерапии;
  • Психоанализ — как метод изучения психологии личности;
  • Психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Хорошо известно, что сознание является основным регулятором человеческого поведения. Фрейд открыл, что за завесой сознания находится глубокий, «кипящий» слой неосознаваемых, мощных стремлений, драйвов, желаний индивида. Как психотерапевт, он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь человека и даже стать причиной нервно-психического заболевания. Это побудило его искать способы освобождения своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознательный разум, и скрытыми, слепыми, бессознательными влечениями. Так родился фрейдистский метод лечения души, названный психоанализом.

З. Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, состоящей из компонентов различных психических инстанций, которые обозначены терминами: Эго (Оно), Самость (Эго) и Суперэго (Суперэго).

Эго (ид) понимается как наиболее примитивная инстанция, включающая в себя все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и не знающее ни реальности, ни общества. Это иррационально и аморально изначально. Его требования должны быть удовлетворены инстанцией «я» (эго).

Эго следует принципу реальности и разрабатывает набор механизмов для адаптации к окружающей среде, чтобы справляться с ее требованиями. Эго является посредником между стимулами, поступающими как из окружающей среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и двигательными реакциями — с другой. Функции эго включают в себя самосохранение организма, запечатление в памяти опыта о внешних воздействиях, избегание угрожающих воздействий и контроль над требованиями влечений (которые исходят от ид).

Особое значение придавалось суперэго, которое является источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если ид предопределен генетически, а эго является продуктом индивидуального опыта, то суперэго — это продукт влияния других людей. Она возникает в раннем детстве (согласно Фрейму в связи с Эдиповым комплексом) и остается практически неизменной в последующие годы. Суперэго формируется через механизм идентификации ребенка с отцом, который служит образцом для подражания. Когда эго (ego) принимает решение или делает что-то в угоду ид, но в отличие от суперэго (super-ego), эго (ego) наказывается чувством совести и вины. Поскольку суперэго черпает энергию из ид, суперэго часто действует жестоко, даже садистски. Эго спасается от давления различных сил с помощью специальных «защитных механизмов» — репрессии, рационализации, регрессии, сублимации и т.д. Диски ищут облегчения, но их удовлетворение не всегда возможно.

Репрессия — это непроизвольное блокирование в сознании чувств, мыслей и стремлений к действию. Они переходят в сферу бессознательного, продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление и переживаются в форме тревоги.

Сублимация — это один из механизмов, с помощью которого запретная сексуальная энергия, переходящая на несексуальные объекты, разряжается в форме деятельности, приемлемой для человека и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Творчество — это один из видов сублимации.

Регрессия — переход на более примитивный уровень поведения или мышления.

Центральное понятие теории Фрейда

Гипноз — это способность впадать в особое состояние, похожее на сон, в котором пациент остается способным к действию под влиянием человека, который ввел его в гипнотическое состояние. Характерной особенностью этого состояния является необычная восприимчивость к любым внушениям и командам. Загипнотизированный человек просыпается только после получения команды, но ничего не помнит.

Гипноз возможен и без внушения, например, естественный сомнамбулизм (сомнамбулизм) или лунатизм, то есть способность говорить, ходить и действовать во сне, которая встречается у некоторых людей.

Гипноз известен с древних времен. Даже римляне использовали этот способ воздействия на людей. Жрецы Египта и брамины Индии впервые открыли гипноз. Они чрезвычайно использовали эту силу и оставили огромное впечатление на людей. Люди, которых часто гипнотизируют, теряют способность гипнотизировать самих себя. Выяснилось, что те, кто способен гипнотизировать, также способны успешно воздействовать на себя, отсюда вывод: особым даром обладают те люди, которые способны контролировать свои желания. Алкоголики, курильщики, наркоманы и вообще люди с дурными наклонностями не обладают большим запасом гипнотической силы. Способность гипнотизировать, влиять на других и воздействовать на себя является врожденной у людей, наделенных силой воли и энергией.

Любой человек может развить силу воли, энергию и способность к самогипнозу, если он действительно этого захочет.

Научный гипноз — это искусственно вызванное состояние, похожее на сон, у человека и высших животных, при котором торможение захватывает не всю кору головного мозга, а только отдельные ее участки; так называемые точки бодрствования сохраняют возбудимость и обеспечивают контакт гипнотизируемого с раздражителями. С наступлением самой глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, в которой слабые раздражители (например, слово) оказывают более сильное воздействие, чем сильные (например, боль), возникает высокая внушаемость, которая используется в терапевтических целях.

Психоанализ — это и теория личности, и метод психотерапии. Этот подход был разработан Зигмундом Фрейдом на рубеже 20-го века.

Центральным понятием теории Фрейда является концепция бессознательного — наши мысли, убеждения, побуждения, влечения и мотивы, которые мы не осознаем. Фрейд считал, что неприемлемые (запрещенные и наказуемые) желания ребенка подавляются в сознании и становятся частью бессознательного, откуда они продолжают влиять на наши мысли, чувства и действия. Бессознательные мысли находят различные формы выражения, включая сны, оговорки и манеры поведения. В своей терапевтической работе с пациентом Фрейд использовал метод свободных ассоциаций, прося пациента говорить то, что приходит ему на ум, чтобы вернуть бессознательные желания в сферу сознания. Анализ снов служил той же цели.

В классической версии теории Фрейда мотивы, лежащие в основе бессознательных влечений, почти всегда были связаны с сексом или агрессией. Этот факт означал, что когда теория Фрейда была впервые представлена общественности, она не получила широкого признания. Хотя большинство современных психологов также не полностью разделяют концепцию Фрейда о бессознательном, они склонны согласиться с тем, что люди не полностью осознают некоторые важные аспекты своего поведения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Агрессия у человека и животных
  2. Понятие нормы и отклонения в педагогике
  3. Профессиональный стандарт психолога. Основные трудовые функции
  4. Понятие порядковой шкалы в педагогике
  5. Практика наблюдений и организации различных видов деятельности и общения детей
  6. Педагогика свободы л.Н. Толстого
  7. Психологический анализ детского рисунка
  8. Перспективы клинической психологии
  9. Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
  10. Мышление, сознание, язык и речь