Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие мышления и интеллекта в психологии — Особенности теоретического мышления в психологии

Мышление и интеллект — это близкие по содержанию понятия.

Их отношения становятся еще яснее, когда мы переходим на нормальный язык. В данном случае интеллект соответствует слову «разум». Мы говорим «умный человек», обозначающий индивидуальные качества интеллекта. Можно также сказать, что «ум ребенка развивается с возрастом», что передает проблему развития интеллекта. Мы можем противопоставить термин «мышление» слову «задумчивость». Слово «ум» выражает качество, способность, а «мышление» — процесс. Таким образом, оба термина выражают разные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен осуществлять процессы мышления.

Интеллект — это способность мыслить, а мышление — это процесс осознания интеллекта.

Развитие мышления и интеллекта в психологии - Особенности теоретического мышления в психологии

Особенности теоретического мышления в психологии

Психология мышления как тенденция возникла только в 20 веке. До этого доминировала теория ассоциации, которая сводила содержание мышления к сенсорным элементам восприятия, а закономерности мышления — к законам ассоциации. Проблемы мышления стали возникать с XVII в. Понятие чувственности заключалось в понимании познания как созерцания. Сенсуалисты установили принцип: «В сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях». На этой основе разработаны концепции сенсационной теории ассоциации, согласно которой все мыслительные процессы основываются на воспроизведении сенсорных данных, то есть на накопленном сенсорном опыте. Это воспроизведение происходит по принципу ассоциации.

Для объяснения направленной природы мысли появилось понятие настойчивости, то есть тенденции к сохранению идей. Экстремальной формой настойчивости является одержимость. Таким образом, Джи. Эббингхаус определил мысль как «нечто среднее между непостоянными идеями и навязчивыми представлениями». Таким образом, он пытался объяснить мышление как сочетание двух патологических состояний.

В противовес поиску сенсаций Вюрцбургская школа заняла позицию, согласно которой мысль имеет свое собственное специфическое содержание, не сводимое к визуальному воображению. Однако это понятие было другой крайностью — «чистая» чувственность противопоставлялась «чистому» мышлению.

Вюрцбургская школа представляла собой позицию предметной ориентации мышления и подчеркивала направленность мышления в отличие от механистического характера теории объединения. Представители Вюрцбургской школы представили концепцию «детерминистических тенденций», которая направляет ассоциативные процессы на решение проблем. Таким образом, способность к самореализации была невольно отнесена к задаче.

В своем исследовании мышления О. Сельц несколько модифицировал понятие, утверждая, что мышление — это цепь конкретных операций, которые служат методами решения проблемы. Таким образом, Сельц представил мысль как «систему рефлексивных связей». Это понятие было таким же механистическим, как и ассоциативное.

К. Коффка, который в отличие от Вюрцбургской школы представлял гештальтовскую школу психологии, вернулся к идее сенсорного наблюдения, но с другой точки зрения. Он считал, что мысль — это не операция отношений, а преобразование структуры зрительных ситуаций. «Напряженность проблемной ситуации» вызывает переход от одной нестабильной ситуации к другой. Посредством ряда таких переходов происходит структурная перестройка, которая в конечном итоге приводит к решению проблемы.

Так что получается, что проблема была решена, просто увидев в конце концов исходную ситуацию по-другому.

Советская школа под руководством Л.С. Выготского отождествляла развитие мысли с развитием языка и речи.

Сторонники теории ассоциаций пытались объяснить направленность мыслительного процесса с точки зрения настойчивости — тенденцию представлений каждый раз возвращаться в ход наших представлений. Формула Г. Эббингхауса такова: «Направленное мышление — это, можно сказать, что-то среднее между вдумчивым прыжком и навязчивым представлением». Здесь мысль представлена как результат двух патологических состояний, явное свидетельство того, что природа мысли не согласуется с предпосылками теории, которой она должна быть объяснена.

Вурубургская школа: мысль имеет содержание, не сводимое к зрительно-образному содержанию ощущений и восприятия.

«Чистая» чувственность противопоставлялась «чистой» мысли, и между ними возникала только внешняя оппозиция, без единства. Это привело к непониманию связи между мыслью и чувственным созерцанием.

Ассоциированная психология: мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных репрезентаций. Вурубургская школа: предметная ориентация мышления, подчеркнута роль субъекта в процессе мышления. Ориентация мысли на объект превратилась в чистый акт, в деятельность, выходящую за рамки всего содержания.

Представители Вюрбургской школы подчеркнули упорядоченность мышления и важность задачи в процессе мышления. Они приписывали этой задаче способность к самореализации.

О. Сельтц: Продуктивное мышление не состоит из созвездия отдельных идей. Ход мыслительного процесса определяется соотношением между задачей и отношением к ее решению, а также реализующими ее мыслительными операциями. Мышление — это «система рефлексоидных связей», которые, в свою очередь, напоминают по своей структуре сложные (словесные) рефлексы. В этом выводе Сельц противоречит самому себе, поскольку впервые определил акт мышления как акт, несводимый к механическому соединению ассоциаций, только для того, чтобы связать его сам с рефлексивными отношениями, столь же внешними, как и ассоциативные отношения, которые неуместны природе мышления.

Затем вурубургские ученые определили и подчеркнули роль зрительных компонентов в процессе мышления.

Курт Коффка попытался очертить теорию мысли с точки зрения гештальт-психологии. Он хотел свести отношения к структурированию визуального контента.

Главное предположение его теории состояло в том, что мышление — это не функционирование отношений, а преобразование структуры зрительных ситуаций. В результате возникновения проблемной ситуации возникает напряженность, вызывающая переход от одной нестабильной ситуации к другой. Последовательная последовательность таких перегруппировок изменяет структуру и исходное визуальное содержание, что приводит к решению задачи.

Коффка пытался свести мышление к визуальному содержанию на основе структурного принципа, который пропагандировался ассоциативной психологией на основе теории ассоциаций.

Чтобы лучше понять проблему мышления в психологии, рассмотрим теорию практического мышления, которая имеет дело с практическим мышлением, направленным в первую очередь на реализацию в жизни мысли, идеи или теории.

Теории мышления в психологии

Теории мысли можно разделить на две широкие группы: те, которые основываются на гипотезе о том, что человек обладает естественными интеллектуальными способностями, которые не изменяются под влиянием жизненного опыта, и те, которые основываются на идее о том, что умственные способности человека формируются и развиваются главным образом в процессе его жизни.

Группа теорий мышления — это понятия, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, позволяющих воспринимать и обрабатывать информацию с целью получения новых знаний. Предполагается, что соответствующие интеллектуальные структуры присутствуют в человеке с рождения в потенциально готовой форме и постепенно проявляются (развиваются) по мере созревания организма.

Это понятие априорных интеллектуальных способностей — предрассудков — характерно для многих работ в области мысли, зародившихся в немецкой школе психологии. Наиболее ярко она представлена в гештальтовой теории мысли, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры и видеть их в реальной реальности является основой интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в концепции схемы. Давно известно, что мысль, не связанная с конкретной, внешне обусловленной задачей, внутренне управляется определенной логикой. Эта логика, за которой следует мысль, не имеющая внешней поддержки, называется схемой.

Считается, что схема рождается на уровне внутреннего языка, а затем направляет развитие мысли, придавая ей внутреннюю согласованность и последовательность, логику. Мышление без схемы обычно называют аутистическим мышлением, и мы уже обсуждали ее характеристики. Схема — это не то, что исправляется раз и навсегда. Она имеет историю развития, основанную на приобретении логики и средств управления мышлением. Если конкретная схема используется достаточно часто без особых изменений, она становится навыком автоматического мышления, умственной операцией.

Другие концепции интеллекта признают нейрогенную природу умственных способностей, а также возможность и необходимость их пожизненного развития. Они объясняют мышление, начиная с влияния окружающей среды и идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия и того, и другого.

В эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной в базовом методе; в гештальт-психологии, которая отличалась от предыдущей только признанием доминирования целостности психических процессов над составом этих элементов, в том числе и над мыслью; в бихевиоризме, представители которого пытались заменить мыслительный процесс как субъективное явление поведением (открытым или скрытым, ментальным); в психоанализе, который подчинял мышление, как и все остальные процессы, мотивации.

Психологические исследования мышления широко проводятся с 17 века. В то время и в последующий довольно длительный период истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а понятийно-теоретическое мышление рассматривалось как единственный исследуемый тип, иногда не совсем корректно называемый логическим мышлением (неправильно, потому что логика присутствует в каждом другом виде мышления не меньше, чем в этом).

Способность мыслить сама по себе считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось как внешнее развитие. Интеллектуальные способности того времени включали в себя созерцание (в некоторой степени аналогичное современной абстрактной мысли), рассуждение и рефлексию (самопознание). Под созерцанием понималась также способность оперировать образами (в нашей классификации — теоретическое образное мышление), под логическим мышлением — способность рассуждать и делать выводы, а под рефлексией — способность заниматься самоанализом. Обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация были вновь рассмотрены операции рассуждения.

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, корреляциям между следами прошлого и впечатлениями, полученными из настоящего опыта. Активность мысли, ее творческий характер были главной проблемой, которая (как и селективность восприятия и памяти) не могла быть решена этой теорией. По этой причине у его сторонников не было другого выбора, кроме как объяснить умственное творчество априори, независимо от ассоциаций с врожденной способностью ума.

В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и ответами и формирования практических навыков и способностей, связанных с решением проблем. В гештальт-психологии это понималось как интуитивное распознавание желаемого решения через открытие необходимой для него связи или структуры.

Нельзя сказать, что два последних течения в психологии не дали ничего полезного для понимания мышления. Через бихевиоризм практическое мышление вошло в психологические исследования, а теория гештальта стала уделять особое внимание моментам интуиции и творчества в мышлении.

Психоанализ также имеет определенные преимущества в решении проблем психологии мышления. Они связаны с направлением внимания на бессознательные формы мышления, с изучением зависимости мысли от мотивов и потребностей человека. Уже рассмотренные нами защитные механизмы можно рассматривать как своеобразные формы человеческой мысли, которые также стали целенаправленно изучаться только в психоанализе.

В русской психологии, основанной на доктрине активистской природы человеческой психики, мышление получило новое лечение. Это понималось как особый вид познавательной деятельности. Путем введения категории деятельности в психологию мысли было преодолено противостояние между теоретическим и практическим интеллектом и между субъектом и объектом познания. Таким образом, новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мыслью, а также между различными видами мысли, была открыта для конкретного исследования. Впервые стало возможным задавать и решать вопросы о генезисе мышления, его формировании и развитии у детей через целенаправленное обучение. В теории деятельности мышление теперь понимается как внутренне присущая жизнедеятельности способность выполнять различные задачи и целенаправленно преобразовывать реальность, чтобы раскрыть ее аспекты, скрытые от прямого наблюдения.

А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческой мысли, их обусловленности культурой и возможности развития под влиянием социального опыта, писал, что человеческой мысли не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и продуманных видов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций… Человек становится субъектом мысли только тогда, когда он овладевает языком, концепциями и логикой. Он предложил концепцию мышления, согласно которой существуют связи и аналогии между структурами внешней деятельности, составляющими поведение, и внутренней деятельностью, составляющей мышление. Внутренняя, мыслящая деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет по существу ту же самую структуру. В ней, как и в практической деятельности, можно выделить отдельные действия и процессы. В нем внешние и внутренние элементы деятельности взаимозаменяемы. Теоретическая деятельность мышления может включать внешние, практические действия и, наоборот, практическая деятельность может включать внутренние, мыслительные операции и действия.

Теория деятельностно-ориентированного мышления помогла решить многие практические проблемы в области образования и интеллектуального развития детей. На его основе были разработаны такие теории обучения (их также можно рассматривать как теории развития).

Взаимосвязь между «мышлением» и «интеллектом

Мышление и интеллект — это близкие по содержанию понятия. Их отношения становятся еще более ясными, если мы переходим на повседневный язык. В этом случае слово «интеллект» будет соответствовать интеллекту. Мы говорим «умный человек», обозначающий индивидуальные качества интеллекта. Можно также сказать, что «ум ребенка развивается с возрастом», что передает проблему развития интеллекта. Мы можем противопоставить термин «мышление» слову «задумчивость». Слово «ум» выражает качество, способность, а «мышление» — процесс. Таким образом, оба термина выражают разные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен осуществлять процессы мышления. Интеллект — это способность мыслить, а мышление — это процесс осознания интеллекта.

С древних времен мышление и интеллект считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром термин Homo sapiens — разумный человек — используется для определения вида современного человека. Человек, потерявший зрение, слух или способность двигаться, конечно, несет большую потерю, но не перестает быть человеком. Ведь даже Бетховен, ставший глухим, или Гомер, ставший слепым, не переставал быть великим для нас. Тот, кто полностью сошёл с ума, с другой стороны, кажется нам поражённым в своей самой человеческой природе.

Прежде всего, мышление рассматривается как своего рода познание. С психологической точки зрения познание предстает как создание представлений о внешнем мире, его моделях или образах. Чтобы добраться до работы, нам нужна пространственная модель дороги между домом и работой. Чтобы понять, что нам рассказывают в лекции о войнах Александра Македонского, нужно создать внутреннюю модель, которая бы представляла собой победы великого полководца. Однако, мышление — это не то же самое, что познание. Познание, например, также является восприятием. Матрос, который видит парусник на горизонте с мачты корабля, также создает определенную ментальную модель, представление о том, что он видит. Однако это представление является не результатом мышления, а результатом восприятия. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное восприятие объективной реальности.

Например, человек смотрит на улицу и видит, что крыша соседского дома мокрая. Это акт восприятия. Когда с виду мокрая крыша приходит к выводу, что идет дождь, мы имеем дело с мыслями, пусть и очень простыми. Мысль опосредованная в том смысле, что она выходит за рамки того, что дается немедленно. Один факт вытекает из другого. Мышление — это не просто вопрос создания ментальной модели, основанной на наблюдении за внешним миром. Процесс мышления намного сложнее: сначала создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. Таким образом, в нашем примере человек сначала создает первую модель, связанную со сферой восприятия, образ мокрой крыши, а затем выводит вторую модель, согласно которой недавно прошел дождь.

Мыслить как познание, выходящее за рамки того, что сразу же дается, является мощным средством биологической адаптации. Животное, которое может определить, где находится его добыча или где есть больше пищи, независимо от того, собирается ли на него напасть хищник или более сильный кон-специфический, имеет гораздо больше шансов на выживание, чем животное, не обладающее этой способностью. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства биологического выживания. В то же время человеческий интеллект создал огромные разрушительные силы.

С индивидуальной точки зрения, в основном, существует пороговая связь между интеллектом и успехом в деятельности. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимальный уровень интеллекта, который обеспечивает способность успешно выполнять эту деятельность. Для некоторых видов деятельности (например, математики) этот минимум очень высок; для других (например, курьерская работа) он намного ниже.

Однако можно также «горе — это я», когда не хватает интеллекта. Чрезмерный интеллект может негативно влиять на отношения человека с другими людьми. Например, данные ряда американских исследователей показывают, что очень высокий уровень интеллекта может навредить политикам. Для них существует определенный оптимум интеллекта, отклонение от которого, как вверх, так и вниз, приводит к снижению успеха. Когда интеллект политика ниже оптимального, его способность понимать ситуацию, предсказывать, как будут развиваться события и т.д., снижается. При значительном превышении оптимума политик становится непонятным группе, которую он должен возглавить. Чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимальный уровень интеллекта для лидера этой группы.

Очень высокий уровень интеллекта (более 155 баллов в IQ-тестах) также негативно влияет на адаптацию детей, которые им обладают. Они более чем на 4 года опережают своих сверстников в умственном развитии и становятся чужими в своем окружении.

Типы мышления

Существуют различные классификации типов мышления. Наиболее распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заменителей реальности, строительного материала для того или иного типа мышления. Таким образом, эта классификация представляет три типа мышления. Первый — объектно-деятельностный (визуально активный), инструментом которого является объект, второй — образное мышление (иногда его называют просто образным), которое оперирует образами реального мира, и последний — вербально-логический (понятийный), в котором мы употребляем слова (понятия).

Эти типы мышления в истории человечества (филогенез) можно анализировать как последовательные формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности этот подход применим только в общем случае. Например, образное мышление в определенном человеке не вытесняется вербально-логическим способом мышления, а интенсивно развивается, что в дальнейшем позволяет успешно осуществлять такие виды профессиональной деятельности, как техническая, живописная, графическая, объектно-художественная и так далее.

Субъективно-деятельностное мышление (визуально-деятельностное мышление). В филогенетическом развитии это мышление считается отправной точкой для всех других типов человеческого мышления. Однако у него есть все особенности мышления: он обобщает скрытые отношения и отношения реальности, он осуществляется с помощью объект-заменителей. Причины его возникновения в начале человеческого мышления, на первых этапах онтогенеза, и его появления у взрослого человека в его творчестве и учебной деятельности в основном одни и те же. К ним относятся: а) слабое развитие (или отсутствие) образно-концептуального мышления; б) незнание существенных свойств и отношений признанного объекта в субъекте на момент исследования.

Особенность этого типа мышления заключается в том, что с его помощью невозможно решить поставленную задачу без участия практических действий. Вот почему она так тесно связана с практикой. Функции визуально-актуального мышления включают в себя:

— Идентификация наиболее близких к «поверхности», но все же скрытых свойств объектов и явлений. Практические преобразования, которые мы осуществляем в процессе такого мышления, позволяют получить факты о распознаваемых объектах;

— Способность осваивать, обобщенно, практические преобразования, лежащие в основе извлечения самых разнообразных и скрытых свойств объектов;

— Освоение обобщенной способности получать факты.

Таким образом, в процессе субъективно-деятельностного мышления формируется широкая, несколько универсальная основа для последующего использования полученной информации, как для различных видов деятельности, так и для формирования различных представлений и концепций.

Образное мышление (визуально образное). В истории развития фигуративное мышление было вторым типом после субъективного активного мышления. Она позволяет (и остается) познавать реальный мир без практических действий и может быть реализована только по отношению к идеалу. Образное мышление «захватывает» визуальную ситуацию симулятивно (одновременно), часто интуитивно, то есть без подробного анализа и рассуждений. В то же время, он способен представлять движение и взаимодействие множества объектов в сенсорной форме.

Если устный ответ не требуется, то выводы не формулируются устно. Вообще говоря, слово в образном мышлении является лишь средством выражения или интерпретации трансформаций, осуществляемых в образах. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, быстр и достаточно сжат. Решение приходит как бы внезапно, в виде прозрения, как своеобразный ментальный пространственный образ. Поэтому, помимо одновременности (синхронности), импульсивность и синтетичность должны учитываться среди характерных признаков образного мышления. Особенностью образного мышления является наполнение его результатов личным содержанием и смыслом.

Картинки гораздо теснее, чем слова, связаны с чувственным отношением человека к своему окружению, к своим переживаниям. Картина представляет собой не только ощутимые признаки и свойства объекта, но и эмоциональное и личностное отношение к ним, которое часто невозможно найти в операции с понятиями.

Концепции, особенно научные, фиксируют социальный и общий опыт человека. И в этом смысле они безлики. Это различие между понятием и образом является одним из факторов, определяющих большие трудности в первичном освоении понятий и предпочтение использования примеров при изучении нового учебного материала. В то же время, образы, которые мы предлагаем другим, не всегда помогают нам понять истину, а иногда даже усложняют этот процесс.

Есть несколько причин для этого. Во-первых, это бедность результирующего образа. На самом деле, существует множество ситуаций, в которых изображение в его результирующем выражении (рисунок, построение объекта, схематическое изображение, словесное описание и т.д.) оказывается гораздо хуже, чем оно было в момент его создания, работы с ним. Это явление связано с тем, что человек не имеет достаточно точных средств выражения содержания изображения. Поэтому должен быть запас созданных изображений. Чем больше и богаче они, тем больше возможностей человек имеет для их модификации и преобразования, т.е. для успешной работы с ними.

Во-вторых, близость личных смыслов, заполняющих соответствующие образы отправителя и воспринимающего, оказывает существенное влияние на понимание представленного образа.

В-третьих, люди отличаются умением создавать и работать с изображениями. Для некоторых восприятие достаточно, чтобы легко и свободно работать с изображениями. Эта способность связана с развитием взрослого произвола всех психических процессов. Однако есть и такие люди, которые в зависимости от своих индивидуальных особенностей нуждаются в визуализационной базе для простого и свободного создания изображений.

Визуальные образы являются основой концептуального (вербально-логического) мышления. Она уже включает в себя основы логического анализа, но только на ранних стадиях.

Вербально-логическое мышление (или концептуальное мышление). Такой тип мышления часто называют вершиной развития человеческого мышления. Так в чем же отличительная черта концептуального мышления? При таком типе мышления человек может анализировать и сравнивать явления, субъекты и ситуации, оценивая субъект, ситуацию и явление как со своей, так и с чужой точки зрения.

Концептуальное мышление протекает вертикально: от конкретного к общему и наоборот, то есть человек использует индуктивный и дедуктивный способы мышления. Концептуальное мышление характеризуется иерархией, которая требует выделения главного и подчинения ему вторичного. Сложные предложения преобладают в языке. Концептуальное мышление характеризуется использованием всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает образные значения.

Все другие классификации мышления обычно относятся к разновидностям именно этого типа мышления: аутизм и рациональное мышление Маккеллар (1972) различает аутизм и рациональное мышление. Аутистическое мышление не имеет сознательной цели. Он имеет доступный контроль мозга над информацией, сенсорными отпечатками, или над сохраненным материалом в мозгу, без конкретной, сознательной цели. Фантазии и галлюцинации — примеры аутистического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логично и рационально, целенаправленно и целенаправленно. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он использует рациональное мышление.

Шаблонное и не шаблонное мышление. Эта классификация типов мышления была предложена французским исследователем Эдвардом де Боно. Однако сначала он подчеркнул, что эти способы мышления не противоречат друг другу, а имеют взаимодополняющие отношения. У каждого из них своя сфера деятельности. Взятые вместе, они определяют успех когнитивной деятельности человека.

Скорее, с помощью шаблонного мышления проверяется истинность существующего знания, возможность его использования для получения новых знаний. Нестандартное мышление можно определить как новый способ взглянуть на вещи, получить новые идеи. Его вершиной является творческое мышление, и в результате этого мышления рождаются блестящие творения (хотя талант также необходим для их появления).

Очень часто, шаблонизатор-думатель считает, что новые идеи всегда возникают у других, потому что другие лучше подготовлены и имеют более благоприятные условия для развития своего мышления. Человек, который получает новую информацию, пробивающуюся сквозь его старые взгляды, не может полностью ее понять и тем самым лишает себя возможности иметь новые идеи.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей
  2. Методика диагностики страхов детей
  3. Связь мышления, внимания и воображения
  4. Зависимости состояния человека и его психических процессов
  5. Роль эмоций в творческом процессе
  6. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков Окунева
  7. Психологическое консультирование агрессивных клиентов
  8. Судебная психология
  9. Возрастные особенности прощения
  10. Жесты в психологии общения