Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие познавательной сферы детей в процессе игровой деятельности — Определение игры

Игра — особый вид человеческой деятельности. Она возникает в ответ на социальную потребность подготовить подрастающее поколение к жизни.

Ролевая игра заключается в том, что дети имитируют действия взрослых и отношения между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их отношения. «Смотрите и слушайте, как девочки взаимодействуют со своими куклами, мальчики — со своими игрушечными солдатиками и лошадками, и вы увидите в детском воображении отражение той реальности, которая окружает его жизнь — отражение, которое часто фрагментарно, странно, как будто комната отражается в граненой линзе, но удивительно детально. У одной девочки есть кукла, которая готовит, шьет, моет и утюги; у другой — кукла, которая статно сидит на диване, принимает гостей, делает копилку и считает деньги. «Купишь для ребенка светлый и красивый дом, и он превратит его в темницу; купишь для него куклы крестьян и крестьянок, и он выстроит их в ряды воинов; купишь для него красивого мальчика, и он будет хлестать его; он превратит и переделает игрушки, которые ты покупаешь, не для их предназначения, а для элементов, которые будут течь в них из окружающей жизни» — отмечал К.Д. Ушинский.

Ролевые игры возникают на границе раннего и дошкольного возраста и достигают своего пика в середине дошкольного года. Помимо этого вида игр, ребенок дошкольного возраста изучает игры с правилами (дидактическими и подвижными), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, улучшению основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все аспекты интеллектуального развития, что постоянно подчеркивается как педагогами, так и психологами. Так, А.С. Макаренко писал: «Игра важна в жизни ребенка, имеет такую же ценность, как и деятельность, работа, служение взрослого». Каким ребенком в игре будет ребенок, поэтому во многих отношениях он будет и работать, когда вырастет. Поэтому подготовка будущего актера, в первую очередь, происходит в игре.

Развитие познавательной сферы детей в процессе игровой деятельности - Определение игры

Определение игры

Игра особенно важна в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра — это своеобразное отражение жизни. Игра не забирает ребенка из жизни, из реальности. Напротив, игры — это инструмент, с помощью которого дети узнают о мире и готовятся к обучению и работе. В активной форме игры ребенок приобретает более глубокие знания о явлениях жизни, социальных отношениях людей, трудовых процессах.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большую воспитательную ценность игры, которая готовит ребенка к творчеству, деятельности и жизни. Он отметил, что в игре ребенок стремится не только к удовольствию, но и к серьезным занятиям; игра — это мир практической деятельности ребенка, который удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности.

Игра — это средство образования. Игра создает коллектив. Общие впечатления от игр связывают детей. Чувство товарищества, взаимная поддержка поощряется в игре. Я. Крупская и Макаренко подчеркнули важность игры как средства коммунистического воспитания.

Ребенок начинает играть в раннем детстве. Игра развивается постепенно, ее формы последовательно отделяются. Сначала это простая манипуляция с объектами, затем идет элементарная конструктивная игра — ребенок строит домик из песка или складывает в стопки башню из кубов. Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать сюжетные игры — дети в игре воспроизводят те или иные жизненные ситуации, взаимоотношения между людьми. Если ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую определенным действиям взрослых (например, роль врача, учителя, родителя), то такая повествовательная игра называется ролевой.

Когда ребенок поступает в школу и занимается новой для него учебной деятельностью, он не перестает играть. Правильно организованная игра продолжает влиять на формирование положительных личностных качеств ребенка, способствует организации команды, сближает ее, способствует развитию чувства дружбы и товарищества. Со школьниками меняется содержание игры и ее направленность. Эволюция детских игр идет от бытовых игр, игр с промышленным содержанием, до игр, отражающих общественно-политические события. Таким образом, развивающаяся тематика детских игр отражает точку зрения и жизненный опыт ребенка. Примечательное место занимают интеллектуальные игры (шашки, шахматы, домино, различные настольные игры), которые развивают изобретательность, изобретательность, находчивость.

Так что, чем старше школьники, тем важнее познавательный характер игры, когда она неявно или явно ставит перед собой цель научиться понимать новое (игры в геологи, моряки, путешественники, космонавты и т.д.).

Игровое развитие в младенчестве и раннем детстве

Игровая деятельность является важной составляющей развития. Впервые его элементы появляются в младенческом возрасте, а высшие формы, особенно ролевая игра, формируются в дошкольном возрасте. Если проследить этапы развития игровой активности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Ю.Фрадкина. Михайленко, Зворыгина З.В., Новоселова С.Л., Н.Н. Палагина и т.д.). Игровое действие возникает в процессе борьбы с действием объекта, т.е. игра как объектно-игровое действие возникает в объектном действии. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествуют две фазы детской игры: привыкание и представление. В первом случае действия с игрушками, как и с любым другим объектом, носят манипулятивный характер. Объект устанавливается с помощью игрушечного объекта. Ко второму, ребенок пасует, когда обнаруживает некоторые свойства игрушки (мяч подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети учатся действовать с разными игрушками, связанными с их физическими свойствами (вводить один предмет в другой, катить, двигаться, стучать, бить друг друга, чтобы услышать звук и т.д.). Мотив такой предметной игровой деятельности заключается в вероятностной природе исхода игрового действия: мяч можно толкать или тянуть к самому себе. Отображение предметных игровых упражнений характерно для ребенка в возрасте от 5-6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Во второй половине второго года жизни расширяется диапазон взаимодействия малыша с окружающей средой. Потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым растет. Ребенок внимательно наблюдает за миром взрослых и освещает их действия. Опыт, полученный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность картировать действия людей с объектами в соответствии с социально принятой целью (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направлены не на получение результата, а на выполнение условной цели, которая понимается на основе прошлого опыта. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит в субъективно-воображаемую стадию игрового развития.

На третьем курсе малыш начинает стремиться к достижению цели игры, поэтому эти действия приобретают определенный смысл: накормить куклу, чтобы подарить ей ужин. Действия постепенно обобщаются и обуславливаются: Ребенок несколько раз приносит к кукле ложку и переходит к другому игровому действу, предполагая, что еда готова. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Следует подчеркнуть, что возникновение игровых целей возможно тогда, когда у ребенка есть образ взрослого и его действия.

В повествовательной игре дети переносят в реальную жизнь не только индивидуальные действия, но и элементы поведения взрослых. В играх есть «роль в действии». Ребенок выполняет функцию парикмахера матери, не называя себя в соответствии с этой функцией. А на вопрос взрослого «Кто ты?» отвечает «Я Юлия (Лена, Андрюша)». В этих играх действия с ролевыми игрушками изначально очень похожи на реальные практические действия с объектами, и постепенно они обобщаются и становятся условиями. Затем ребенок начинает действовать с воображаемыми объектами: Покормите куклу несуществующей сладостью. Развитие игр изучали Н. Михайленко, Н. Пантина.

Сюжеты изначально описывают действия персонажа с определенными объектами в одной или последовательно изменяющейся ситуации. Символы, объекты и действия с ними жестко фиксированы и повторяются так, как будто они следуют одному и тому же шаблону. Например, девушка готовит ужин и кормит медведя. Тогда в сюжетах участвуют несколько персонажей с серией специфических связей. Связь персонажей устанавливается их вовлечением в общую ситуацию роли посредством последовательного обмена действиями. Здесь возможны три варианта сюжета. Первый включает в себя два фиксированных персонажа, один из которых является объектом действия другого, например, парикмахера и клиента. Второе состоит из самостоятельных действий, содержащихся в общей ситуации, таких как водитель и пассажиры. В третьих, персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает его. В конце третьего наблюдаются действия, в которых, помимо ряда действий, устанавливаются некоторые связи между персонажами. Например, взаимосвязь лидерства и подчинения в игре «Детский сад», когда педагог ведет деятельность, а дети слушают. Или сочетание лидерства и подчинения с равным обменом действиями, когда в одной и той же игре учителя заменяет музыкальный руководитель, то детей забирают у родителей.

На третьем году жизни отношения детей развиваются в игре. Изначально они формируются через игрушки на открытом воздухе — место или игрушку, которая притягивает ребенка. Затем дети, которые продолжают играть в одиночку, формируют умение играть с игрушками, проявляют интерес к деятельности сверстников и подражают их действиям. Отношения также формируются и вне кампуса. Ребенок жалуется, когда один из детей мешает ему играть или забирает игрушку. Ребенок протестует, когда другой ребенок вмешивается в его игру. Он может взять игрушку, с которой нужно играть, а не отдавать ее, разделить радость владения игрушкой, свои небольшие успехи в игре (красиво одетая кукла).

Следующий этап в развитии отношений в игре связан с формированием игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, которое осуществляется одновременно (одно строит, другое дает камни). Дети присоединяются к сверстнику, который играет поблизости, наслаждаются совместными усилиями, понимают, когда один из детей не выполняет совместное действие, высказывают жалобы на его качество. В конце третьего года происходит взаимодействие с коллегами о ролевом действии, качестве его выполнения и достигаемом результате.

Это создает предпосылки для ролевых игр, которые интенсивно развиваются в дошкольные годы.

Давайте перечислим эти предварительные условия:

  • ребенок использует игровые объекты как заменители реальных объектов и называет эти заменители в соответствии с их игровым значением;
  • Организация действий усложняется и приобретает характер цепи, отражающей логику жизненных контекстов;
  • действия становятся обобщенными и отделенными от объекта;
  • ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и, соответственно, называть себя по имени взрослого;
  • Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый действует как образец для подражания, когда ребенок пытается действовать самостоятельно, но как взрослый.

Таким образом, такие характеристики можно отнести к развитию игровой деятельности в раннем возрасте:

  • формируются первые игровые навыки;
  • формируется способность ставить и решать игровые задачи;
  • Начинает развиваться взаимодействие с коллегами в совместных играх;
  • Формируются предпосылки для ролевых игр.

Роль игры в развитии мышления

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления является одной из самых сложных в психолого-педагогической практике. Считается, что основным способом решения этой проблемы является рациональная организация всего образовательного процесса (включая логическую и содержательную структуру курсов, создание проблемных ситуаций в классе, соблюдение принципа диалогичности в реализации обучения и т.д.). В качестве дополнительной полезной опции можно рассмотреть специально организованную игровую тренировку мышления (представлена в Приложении).

Такое обучение полезно как для всех детей дошкольного возраста, так и для младших учеников, независимо от их успеваемости. Это особенно необходимо тем, кто сталкивается с заметными трудностями при выполнении различных видов учебной деятельности, например: Понимание и усвоение нового материала, запоминание и освоение, установление связей между различными явлениями, решение теоретических и практических задач, формулирование и выражение своих мыслей как в устной, так и в письменной форме.

Мы считаем, что как минимум три универсальных (т.е. общих, независимых от предмета) «составляющих» мышления необходимы для того, чтобы обеспечить основу или «стартовую площадку» для полного хода любого мыслительного процесса, направленного как на понимание предмета, так и на генерирование принципиально нового предмета:

  • высокий уровень подготовки элементарных мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение, извлечение необходимого и т.д. — которые действуют как самые «фрагментарные» элементы мышления и формируют его «ткань»;
  • Активность, свобода и плюрализм мышления, проявившиеся в выработке большого количества различных гипотез, установка на плюрализм решений, свобода выдвигать нестандартные идеи, гибкость переходов от одной к другой:
  • Организация и целеустремленность мышления, выраженные в четком сосредоточении на присвоении сущностного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явления, названии собственных способов мышления и контроля над ними.

Высокое качество разработки этих трех мыслительных «компонентов» и значительная степень их автоматизации, очевидно, создают лучшие условия для эффективного мыслительного процесса в целом. Недостаточная степень их формирования, с другой стороны, будет иметь общий негативный эффект на мышление.

Следует подчеркнуть, что одним из основных факторов успеха тренировок по игровому мышлению является использование привычного материала, к которому дети привыкают. Это связано с тем, что в обычных школьных классах дошкольники и учащиеся средних школ часто сталкиваются с трудностями двух видов одновременно: С одной стороны, изучаемый материал сложен (незнакомый, незнакомый), с другой стороны, способы обработки и обработки материала, которые они пытаются использовать в процессе обучения, оказываются для них трудными или даже недоступными (они медленные, неустойчивые, неавтоматизированные, несовершенные). В результате, материал не осваивается, потому что способы его усвоения слишком несовершенны, а способы его усвоения, в свою очередь, не могут быть улучшены, потому что материал остается недоступным, и, следовательно, эти способы нигде и не могут быть улучшены в том, что практиковать. Таким образом, создается порочный круг, который является причиной хронической неуспеваемости у многих детей, из которого ребенок не может выбраться сам.

Роль игры в развитии воображения

Известно, что воображение играет важную роль в творчестве (оно способствует появлению принципиально новых вещей), в обучении (оно позволяет представить себе то, чего ребенок никогда раньше не видел) и в повседневной жизни (оно помогает принимать решения и предсказывать их последствия).

В сложившихся и традиционно в наших системах дошкольного образования и воспитания фактически отсутствуют (или включены в весьма недостаточную степень) специальные меры, направленные на последовательное и системное развитие воображения у детей. Этот процесс часто носит спонтанный характер и поэтому обычно не достигает высокого и зачастую удовлетворительного уровня развития.

Поэтому очевидно, что самым важным и радикальным выходом из этой ситуации является радикальное изменение содержания и методов обучения, особое внимание в которых уделяется развитию творческих способностей детей. Но в данный момент это, кажется, вопрос очень далекого будущего.

Однако описанную ситуацию можно изменить к лучшему в массовом порядке даже сегодня, направив воображение детей на специально организованные игровые тренировки в детских садах или школах. Такие тренинги проводятся с группой из 6-10 школьников. Дети встречаются под руководством воспитателя, психолога или педагога два-три раза в неделю в течение часа и выполняют ряд заданий, направленных на развитие и совершенствование различных методов воображения. Обязательными условиями успешного обучения являются: неформальная игровая среда, возможность постоянного общения со сверстниками, доброжелательная эмоциональная атмосфера, использование в играх простого, повседневного, знакомого материала и, самое главное, систематический взаимный обмен результатами и методами воображения. Таким образом, все участники игры не только анализируют собственные ответы и пути к ним, но и обсуждают пути, предложенные другими детьми, что дает возможность значительно взаимно обогатить всех участников игры разными тактиками и стратегиями воображения, тем самым значительно расширяя «диапазон» своего воображения и укрепляя его «мощь».

Лучше начать тренировку воображения после тренировки мышления или в заключительной фазе последней (эти игры приведены в Приложении).

Таким образом, в каждую игру обязательно «играют» несколько раз на разных конкретных материалах. Класс должен играть в 3 или 4 игры, как уже изученные, так и новые. Особенно любимые игры, которые дети могут делать чаще других и активно привлекать детей к подбору игрового материала.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение целостности и связности текста в психологии
  2. Психические расстройства, передающиеся по наследству
  3. Степени депрессии
  4. Выход на пенсию как кризисный период — Особенности психического состояния пожилых людей
  5. Уровни сознания
  6. Психология семьи и общения, психодиагностика
  7. Дмитрий александрович ошанин, российский психолог
  8. Организация общения с детьми, испытывающими затруднения в общении — Общие особенности трудностей в общении
  9. Прогрессивная деятельность
  10. Понятие афферентности в психологии