Для связи в whatsapp +905441085890

Системы воспитания в истории человечества — Возникновение и развитие педагогики

Возникновение и развитие школы как социального института определялось и определяется практическими потребностями общества и личности (экономическими, социальными, политическими, духовными).

Историческая эпоха в значительной степени формирует все компоненты структуры школы.

Школа как институт обучения письму, арифметике и чтению впервые возникла с накоплением определенного объема знаний и появлением древней письменности — идеографического письма (шумерского, древнеегипетского, китайского), как средства закрепления и передачи знаний и информации. Первые школы возникли в III-II тысячелетиях до н.э. в государствах Древнего Ближнего Востока (древние государства Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Египет и Китай).

Со временем обучение стало более универсальным и распространенным, деятельность педагогов стала особым видом деятельности (как правило, отдельным от других профессий и практик). В XVII-XVIII веках формируется идея (концепция) образования, включая его регулирование:

  • натуралистическая система формирования человека в школе (идея «естественности» образования, позднее «духовного развития»).
  • специальные цели (формирование знающего, умного, религиозно настроенного человека, подготовленного к зрелости; в социальном плане это определялось требованиями подготовки профессионала, а не личности)
  • специальное содержание (педагогические знания и предметы).

В результате школа как образовательное учреждение, организация для обучения, напоминает практику организации дисциплины и «всего школьного дела» государственных учреждений.

Следующим этапом стало появление массовой школы (универсальной и специальной), для которой была характерна дальнейшая унификация образования, ориентация на создание учебных заведений:

  • Создана государством или получила право на обучение от государства;
  • Придерживаться определенного стандарта образования;
  • принимать лиц определенного статуса в качестве преподавателей и студентов;
  • Иметь определенную экономическую самостоятельность учреждения в отношении управления и обеспечения учебного процесса;
  • Наделять учителей и учеников правами и обязанностями, которые иногда выходят за рамки непосредственного образовательного процесса, но находятся в пределах социальной роли, на которую направлены;
  • предусматривают факт окончания учебного заведения (обычно выдача соответствующего документа), приобретение выпускником определенных дополнительных прав и статусов.

Отечественная школа как образовательное учреждение начинает формироваться после крещения Руси. Первое летописное упоминание об организации обучения детей относится к X. Век. Школа возникла в X веке, позже, чем во многих западноевропейских странах, и имеет ряд особенностей: Отсталость; полиэтничность; единство, духовность; государственность; национальность (мультикультурализм); толерантность, восприимчивость, открытость; экологичность.

В истории школы, при большом разнообразии образовательных областей и форм учебных заведений, существует два типа школ: «школа обучения» и «школа жизни» или «школа воспитания».

Школа обучения», возникшая в эпоху Нового времени, отражала растущую силу разума, науки и просвещения. Он играл заметную роль в социальном и образовательном развитии. Один из ее ведущих идеологов — выдающийся немецкий педагог А. Дистервег. В «школе обучения», направленной в основном на приобретение знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по принципу «от знания к вере и действию» и осуществляется в форме культурно-просветительной работы, как это было принято в советской системе политического образования.

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «Школе жизни» осуществляется не только воспитание, но и обучение, в духе знаменитого тезиса французского педагога Ж.Ж. Руссо и швейцарского педагога И.Г. Песталоцци: «Жизнь формирует (воспитывает)».

Эти два типа школ не являются взаимоисключающими. Элементы «школы жизни» всегда имеют место в «школе обучения», но далеко не всегда реализуются и активно используются. Элементы «школы обучения» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобретают новые качества, максимально приближенные к практической творческой деятельности.

Системы воспитания в истории человечества

Возникновение и развитие педагогики

Педагогика, как одна из наук о человеке, зародилась в недрах философии и долгое время развивалась как ее органическая часть. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон первым выделил педагогику из философского знания в начале XVII века, а чешский педагог Ян Амос Коменский закрепил ее как отдельную науку. Его труд «Великая дидактика» (1654) стал первым педагогическим пособием, которое и сегодня имеет научно-практическое значение.

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Античность и Средневековье сыграли большую роль в формировании педагогической мысли. Наиболее развитые страны древнего мира — Китай, Индия, Египет, Греция — предпринимали серьезные попытки обобщить опыт образования и разработать его теоретические принципы. Колыбелью европейских образовательных систем была древнегреческая философия. Его наиболее яркий представитель Демокрит (460-730 гг. до н.э.) не без внимания и образования создал обобщающие труды по всем областям современного знания. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание похожи. А именно, образование переделывает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда.»[1] Он также говорил: «Образование — это средство воспитания.

Теоретиками педагогики были великие древнегреческие мыслители Сократ (469-399 до н.э.), его ученик Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), в трудах которых были глубоко разработаны основные идеи и определения, связанные с воспитанием человека, формированием сто личности. Эти положения на протяжении веков доказали свою объективность и научную обоснованность и служат аксиоматическими принципами педагогической науки. Конкретным результатом развития греко-римской педагогической мысли стало «Воспитание оратора» римского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35-96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике: наряду с трудом Цицерона его изучали во всех школах риторики.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274), который написал обширные педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине XVI века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первая типовая университетская программа была создана иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Иезуитские типовые программы шокировали современников, показав — впервые в истории! — как и о чем говорить на уроке, как решать спорные вопросы, как преподавать географию или иностранные языки. Были проверены классные журналы и записи учителей, инспекторы посетили классы. Вторым шоком стало то, что типовые учебные планы были, говоря современным языком, оптимальными.

Развитие педагогики

Практика образования уходит своими корнями в самые глубокие слои человеческой цивилизации. Образование появилось вместе с первыми людьми. Дети воспитывались без всякой педагогики, они даже не знали о ее существовании. Наука об образовании сформировалась гораздо позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, механика, астрономия и многие другие. По общему мнению, данная наука относится к молодым, развивающимся отраслям знаний. Первичные обобщения, эмпирическая информация, выводы из жизненного опыта не могут рассматриваться как теория, они являются лишь источниками, предпосылками для последней.

Известно, что жизненные потребности являются основной причиной возникновения всех отраслей науки. Наступило время, когда образование стало играть важную роль в жизни человека. Было отмечено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как организовано образование будущих поколений. Возникла необходимость обобщения опыта воспитания, создания специальных учебных заведений для подготовки молодежи к жизни.

Наиболее развитые страны древнего мира — Китай, Индия, Египет и Греция — предпринимали серьезные попытки обобщить опыт образования и выработать теоретические принципы. Все знания о природе, человеке и обществе были собраны в философии.

Древнегреческая философия стала колыбелью европейской системы образования. Его самый выдающийся представитель Демокрит (460-730 гг. до н.э.) создал сводные труды по всем областям современного знания, не обойдя вниманием и образование. Крылатые афоризмы этого мыслителя, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание похожи. А именно, образование переделывает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от практики, чем от природы»; «Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда».

Среди теоретиков педагогики были такие выдающиеся древнегреческие мыслители, как Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их работах были подробно рассмотрены основные идеи о воспитании человека и формировании его личности. Эти положения на протяжении веков доказали свою объективность и научную обоснованность и служат аксиоматическими принципами педагогической науки. Уникальным обобщением развития греко-римской педагогической мысли стало сочинение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96) «Воспитание оратора», которое долгое время было фундаментальной книгой по педагогике; наряду с трудами Цицерона оно изучалось во всех риторических школах.

Во все времена существует мощная народная педагогика, которая играет решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Люди создали оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Незыблемые принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, совершенствовались на протяжении столетий. Среди деятелей Церкви были блестяще образованные для своего времени философы, такие как Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинский (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты.

Типы, принципы, методы и формы воспитания

Каждое общество формирует свою собственную систему образования — свои цели, принципы и методы обучения. Первый исторический тип воспитания возник в первобытном обществе: воспитание шло вместе с борьбой за выживание и требовало усвоения жизненно важных навыков, умений, обрядов и строгого соблюдения ограничений, запретов и табу в общине, поскольку они были коллективными и обязательными.

Второй исторический тип образования определялся общественным разделением труда, собственностью и социальным неравенством, поэтому различные социальные группы имели специфические цели и методы образования. Второй тип представляет собой историческое разнообразие образования, обусловленное социокультурными характеристиками цивилизации, эпохи, страны, нации.

Каждая большая или локальная цивилизация характеризовалась особенностями образования. Например, в древнем Китае главной целью воспитания было развитие нравственности человека, что требовало уважительного отношения к старшим, поддержания норм и традиций, стремления к самосовершенствованию, достойной жизни, в которой необходимо было прожить свою жизнь добродетельно, не уйти от страданий в нирвану, не возлагать все надежды на загробную жизнь. Но в Древней Индии сформировалась отдельная кастовая система образования, где главной целью воспитания в касте брашманов было развитие интеллектуальных способностей, мудрости и самообладания, в касте воинов — храбрости, мужества, силы, а в касте вайшьев — трудолюбия и терпения, в то время как в низшей касте, шудрах, воспитывалась только покорность.

Основные педагогические традиции великих восточных цивилизаций определили восточный тип воспитания: коллективистский дух (общественные интересы, нормы, традиции важнее личных интересов и желаний индивида), обращение к человеческим эмоциям, к сердцу как центру божественного и человеческого, стремление к физическому и моральному самосовершенствованию, но ограничение индивидуальной свободы, независимости ума и самостоятельности в различных сферах общественной жизни.

Западная цивилизация возникла в период античности. Западная педагогическая традиция зародилась в Древней Греции. В это время были придуманы спартанская и афинская модели образования.

Спартанская модель образования фокусировалась на военно-физическом воспитании (детей учили развивать силу, выносливость и здоровье — больных детей даже физически уничтожали с младенчества и воспитывали в суровых условиях голода) и социально-гражданском воспитании (ожидалось, что люди посвятят себя служению государству и его защите от врагов).

Афинская модель образования демонстрировала идеал воспитания свободного и творческого человека. Она создала систему всестороннего и гармоничного развития человека на основе синтеза физического, эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания, гражданского образования.

Генезис и основные этапы становления педагогики

История педагогики как наука изучает закономерности возникновения и развития воспитания, обучения, школы, образовательных систем, педагогики. В ней рассматривается состояние и развитие теории и практики воспитания и образования подрастающего поколения на разных этапах развития человеческого общества.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогики, так как научная педагогика опиралась на сложившиеся воспитательные традиции, педагогическая практика отражала опыт народного образования. Напротив, в народной педагогике в полной мере представлены такие факторы воспитания, как природа, слово, труд, быт, обычаи, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример и т.д.

Педагогика имеет много общего с религией в сохранении и утверждении универсальных человеческих ценностей. Педагогика решила эту проблему через просвещение, религия — через веру. Различные мифы, религиозная литература, молитвы и проповеди содержат постоянные ссылки на моральные заповеди, которым люди должны следовать в своей жизни.

В мировом научном сообществе нет единого подхода к толкованию терминов «образование» и «воспитание», что приводит к многочисленным недоразумениям. В англоязычном мире понятие педагогики не отождествляется с понятиями воспитания и образования, а они, в свою очередь, не отличаются друг от друга, то есть рассматриваются как единое целое.

Эта концептуальная двусмысленность отражается в названиях работ по истории педагогики: история педагогики, история образования, история воспитания.

Тема остается прежней: историческое развитие взглядов на воспитание, а затем и самой педагогики как науки; развитие практики воспитания в различных формах; специально организованная учебно-педагогическая работа в различных учебных заведениях.

Таким образом, предметом истории педагогики является исторический процесс образования.

История педагогики — это область науки, изучающая историческое развитие педагогической практики и знаний в их единстве, а также в связи с современными проблемами образования и педагогических наук.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Моделирование как метод научного исследования
  2. Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной
  3. Как оформить мини музей
  4. Типы семейных отношений
  5. Особенности ролевой игры в раннем возрасте
  6. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
  7. Педагогическая практика в детском саду
  8. Особенности воспитания координационных способностей танцоров
  9. Гуманная педагогика Амонашвили
  10. Сказка для второй младшей группы