Для связи в whatsapp +905441085890

Современная организация игровой деятельности в детском саду — Сюжетно-ролевые игры в психическом развитии дошкольников

Игра — это одно из явлений, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Как многомерное и сложное явление, игра всегда привлекает внимание исследователей и остается важным вопросом по сей день.

В середине прошлого века известный историк культуры Й. Хейзинга провел семантический анализ слова «игра» и показал, что оно не имеет одинакового значения в разных языках и разных культурах, а связано с интуитивным осознанием в той или иной культуре значения и места игры в жизни людей. Такой анализ позволяет оценить сложность, неоднозначность и разнообразие изучаемого явления.

В начале XXI века перед психологическим сообществом встала практическая задача определить, какие виды детской деятельности можно назвать игрой, а какие — нет. Эта задача является неотложной, поскольку Конвенция о правах ребенка закрепляет в статье 31 право ребенка на игру. Но что такое игра? Для того чтобы защитить и поддержать право ребенка на игру, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое. Поэтому перед психологами стоит задача найти (создать) инструмент для описания и интерпретации игры.

Анализируя феномен игры, современная наука опирается на исторически сложившиеся теоретико-игровые подходы более ранних эпох, каждый из которых сформирован собственными представлениями о природе игры. Анализу игры посвящены работы М. Борна, Н. Воробьева, Г. Журавлева и др.

В данной работе мы опирались на две теории, внесшие наибольший вклад в научное понимание и интерпретацию феномена игры — Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, а также теорию А.Н. Леонтьева.

Л.С. Выготский в своих лекциях наиболее развернуто высказывается на тему игры. «В игре ребенок обнаруживает: каждая вещь имеет свое значение, каждое слово имеет свое значение, которое может заменить вещь». Л.С. Выготский говорил о том, что игра возникает не из вещи, а из мысли. Главным критерием игры является наличие воображаемой ситуации. Выготский утверждал, что главной особенностью игровой деятельности является способность играющего занимать две позиции одновременно. Для Л.С. Выготского игра относится прежде всего к сфере сознания, к сфере построения значений и контекстов значений.

В советской, а затем и в российской психологии доминировал взгляд Д.Б. Эльконина на игру. Разработанная им теория детской игры стала фундаментальной и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основная проблема заключается в понимании природы игры. С его точки зрения, ребенок может делать в игре то, что он не может делать в реальности.

Основные вопросы, интересовавшие Д.Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего вида деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследование проводилось в коллективе, при постоянном контакте с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.

В научной литературе, посвященной воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка формируются новые отношения к социальной среде, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т.е. способствует развитию новообразований, характерных для данного возраста.

В работах Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева дан подробный анализ генезиса ролевой игры, ее структуры, выделены основные закономерности развития игры в дошкольном детстве, показано значение игры для формирования основных психических преобразований дошкольного возраста.

Современная организация игровой деятельности в детском саду - Сюжетно-ролевые игры в психическом развитии дошкольников
Современная организация игровой деятельности в детском саду — Сюжетно-ролевые игры в психическом развитии дошкольников

Сюжетно-ролевые игры в психическом развитии дошкольников

Дошкольный возраст — это особый период развития ребенка. Именно в этом возрасте развивается внутренняя жизнь души и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляется в способности действовать в рамках общих представлений, в воображении ребенка, в волевом поведении, в осмысленном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти необходимые качества и навыки формируются и развиваются не в беседах со взрослым или на занятиях со специалистами, а в ролевой игре. Это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных ими, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и развивается наиболее развитая форма особого вида детской игры, которая в психологии и педагогике называется ролевой игрой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и черты личности ребенка.

Игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С развитием ребенка характер игры меняется, она также проходит через фазы. А в возрасте от трех до семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игры с предметами, индивидуальные предметные игры конструктивного типа, коллективные ролевые игры, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение. В педагогике и психологии проблема влияния игровой деятельности на развитие детей изучалась Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.П. Усовой, а также современными авторами — Н.Я. Гальперин, В.В. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и др.

В старшем дошкольном возрасте можно встретить почти все виды игр, которые встречаются у детей до поступления в школу [4, с. 85].

В игровой арсенал дошкольника входят различные виды игр, как творческие, где ребенок сам выбирает тему игры, ее средства и содержание, так и игры с правилами, которые имеют определенную структуру и подчиняются правилам, пишет Угасте. Конечно, дети любят играть во все эти игры. Однако сюжетно-ролевая игра — самый интересный вид детской игры. Она опирается на детское представление о взрослой жизни, которое развивается с возрастом.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на отдых и усвоение социального опыта, в социально обусловленных способах осуществления предметных действий, в объектах науки и культуры, подчеркивает Волков Б.С.

Урунтаева Г. А. отмечает, что игра — это самая свободная деятельность ребенка дошкольного возраста. Случайный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает действие игры, но и в том, что он действует с предметами в игре. Они отличаются от обычного использования предметов существенной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми смыслами, которые ребенок сам связывает с ними в игре.

Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что в игре дети осмысливают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности. На этой основе формируется стремление ребенка к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, что является основным показателем школьной зрелости. Это его направляющая функция, отмечает Эльконин. В игре ребенок приобретает новые знания и навыки, отражает чувства и желания, учится общаться, осваивает опыт и правила поведения.

По мнению С. А. Козловой, в ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети приобретают опыт общения с миром, усваивают моральные нормы, способы практической и интеллектуальной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В процессе игры ребенок поручает этому заданию все

Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире

Сегодня требования к ребенку в обществе изменились, наблюдается тенденция к увеличению его независимости и в то же время к признанию особых прав ребенка, отмечает Фридман [16, с. 33]. Кроме того, под влиянием быстро развивающейся жизни произошли значительные изменения в отношениях между людьми, в условиях жизни детей, что не могло не сказаться на игре дошкольников.

К сожалению, в наше время ролевые игры становятся все более однообразными и сводятся в основном к семейным вопросам. Если игра детей не достигает нужного уровня, она постепенно уходит из их жизни, считают Н. Михайленко и Н. Коротков. Кроме того, игры на темы, связанные с трудовой деятельностью взрослых, значительно снижаются у шестилетних детей.

В последнее время педагоги и психологи заметили снижение ролевых игр среди детей дошкольного возраста. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, и их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, видимо, связано с тем, что дети все больше отдаляются от взрослых, не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их работой и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время отмечается, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх действия, заимствованные из телесериалов, и брать на себя роли телевизионных персонажей. Это говорит о том, что наши дошкольники, которые проводят слишком много времени перед телевизором, больше знакомы с жизнью и отношением странных персонажей в фильме, чем с реальными взрослыми, которые их окружают. Но это не меняет сути игры: при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается в основном одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

В последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Увеличение занятости родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоционально-значимых отношений с родителями и позитивных контактов со сверстниками (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

С другой стороны, появляются новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и т.д.). Характер поведения взрослых в таких случаях невозможно смоделировать в игре. Мир взрослых стал еще более закрытым для понимания детей, а сфера возможного участия детей в работе взрослых еще более сузилась. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В этом контексте теряется представление идеального образа взрослости, совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).

В современных условиях снижается и реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение с детьми старшего возраста. Дети разного возраста разъединяются, дворовое и соседское общение становится редким (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Все это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО, 93% детей проводят более трех часов в день за просмотром телевизора. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет смотрит телевизор в среднем 28 часов в неделю. Телевидение, видео и компьютерные игры стали привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.

Что может послужить источником содержания для сюжетно-ролевой игры дошкольника? Существуют различные точки зрения на этот вопрос.

Включение дошкольника в совместную деятельность

Жизнь современного ребенка наполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. У ребенка очень мало времени на игры, как дома, так и в детском саду. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым популярным занятием. Есть игры, которые остаются в игровом репертуаре на многие десятилетия: «больница», «магазин», «семья», «гости». У дошкольников 21 века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые темы («салон сотовой связи», «офис недвижимости», «банк», «Макдональдс» и т.д.). Старшие дошкольники играют в военных и спасателей, шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Детские игры отражают ориентацию на новые ценности, включая материальный достаток семьи и индивида, новые взрослые социальные роли («бизнесмен», «телезвезда», «модель»). Можно отметить, что в детских играх часто возникают трудности, свойственные современности (например, необходимость зарабатывать деньги).

Наблюдается неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, которое проявляется в запрете воспитателями некоторых игровых тем и игрушек, что делает игру ребенка еще более закрытой для взрослых, чем раньше. Характерная черта субкультуры современного детства возникает под формирующим влиянием СМИ. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение детей дошкольного возраста, что приводит к формированию стереотипов образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бэтмен, телеведущий и т.д.) На выбор ролей и игровые действия влияет то, что происходит в окружающей действительности.

Часто игра сводится к манипуляциям с красочной, причудливой игрушкой. Придумывая игры, дети берут пример с телевизионной информации и компьютерных игр.

Игра также сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше трансформеров, покемонов считается престижным в детской субкультуре.

Парадокс заключается в том, что дети часто не знают, как играть, как развивать сюжет игры. Такая ситуация во многом объясняется тем, что в детском саду ребенок находится в компании сверстников — детей, которые играют так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено из-за необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают полностью проникнуться «духом игры». Современному ребенку негде учиться играть. В такой ситуации игровой опыт должен передаваться от воспитателя к ребенку, но, как уже отмечалось, в том, что дети не могут играть правильно, виновата сама воспитательница, то есть ее низкая игровая компетентность, игровая культура. Обучение через игру — это механизм естественной поддержки ребенка со стороны учителя. Она включает в себя непосредственное взаимодействие учителя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение способностей детей и перспектив игры. Педагог должен стать привлекательным игровым партнером для ребенка, привнося в его игру новое содержание и новые навыки.

В последние годы многие ученые и практики выражают тревогу по поводу тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ дошкольной практики показывает углубляющееся противоречие между признанием роли игры в развитии дошкольников и явным сдвигом в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Творческой игре по сюжету уделяется мало времени, а ее содержание часто не соответствует специфике современной детской субкультуры. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе печать излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением воспитательных занятий. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка дошкольного возраста.

В итоге можно сказать, что самоценность детских повествовательных игр свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует использования специальных педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Развитие мотивационной потребности

В последние годы многие ученые и практики выражают тревогу по поводу тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ дошкольной практики показывает углубляющееся противоречие между признанием роли игры в развитии ребенка-дошкольника и явным уклоном в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Мало времени уделяется сюжетным творческим играм, а их содержание часто не соответствует специфике субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе печать излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с реализацией педагогического обучения. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка дошкольного возраста.

В итоге можно сказать, что самоценность детских повествовательных игр свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует использования специальных педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия учителя и ребенка.

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что ролевая игра имеет социальный характер и строится на постоянно расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Мотивы, смысл жизни и деятельность взрослых становятся новой сферой реальности, которую дошкольники обретают в этой игре. Ребенок дошкольного возраста ставит себя на точку зрения разных людей и вступает в отношения с другими людьми через игру, которая отражает реальное взаимодействие со взрослыми.

Д.Б. Эльконин, рассматривая структуру ролевой игры, показал, что центральным ее компонентом является роль — согласно принятым нормам, правилам поведения людей в различных ситуациях.

Разнообразие содержания ролевой игры определяется знаниями детей о тех сторонах действительности, которые представлены в игре, соответствием этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игры зависит от способности ребенка выделять характерные особенности в деятельности и отношениях взрослых.

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда социальные отношения и общество в целом были совсем другими. С тех пор жизнь взрослых и отношения между ними, а также условия воспитания детей значительно изменились. Эти изменения могут повлиять только на игру детей. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет игра дошкольников сильно изменилась. Однако эти изменения еще не исследованы. Чрезвычайно важно понять природу этих изменений, ведь особенности игры современных дошкольников отражают специфику их внутреннего мира и особенности их психического развития.

  1. эмпирическое исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно пришли к выводу, что игра — это самая свободная, ни к чему не принуждающая деятельность ребенка дошкольного возраста (Эльконин Д.Б.). Случайный характер игры выражается в том, что ребенок свободно выбирает действие игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования. Несмотря на то, что предполагается, что игра возникает у детей спонтанно, она все же строится на отношениях между ребенком и взрослым.

Согласно исследованию N.Y. Михайленко в играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Постепенно в игре старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: Знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Это означает, что у старшего дошкольника возникает коллективная игра, которая позволяет быстро развивать и менять темы, содержание и структуру игры, что связано с расширением их источников.

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда социальные отношения и общество в целом были во многом другими. С тех пор жизнь взрослых и отношения между ними, а также условия воспитания детей значительно изменились. Эти изменения не могли остаться без влияния на сюжет детской игры. Чрезвычайно важно понять природу этих изменений, ведь особенности игры современных дошкольников отражают специфику их внутреннего мира и особенности их психического развития.

В общепринятых нормах дошкольной педагогики среди сюжетов детских игр принято выделять: бытовые, профессиональные и общественно-политические (Е.А. Аркин, В.С. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

С.А. Шмаков считает, что игровые сюжеты устаревают и теряют свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры имитируют жизнь, играющие в них дети приобретают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания, наиболее распространенными темами являются: профессиональные; военизированные; творческие (строительство); поиск и открытие (путешествия, «космос»); связанные с искусством («цирк», «театр»); сказочные; фантастические; этнографические («с индейцами»).

Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение реального состояния детской игры и ее изменений возможно только в определенной возрастной группе.

Поэтому экспериментальная часть данной работы направлена на описание особенностей ролевой игры современных дошкольников старшей группы. Интерес данной работы заключается — в широкой и обобщенной картине того, во что и как играют современные дошкольники, каковы действия и содержание их игр.

Работа по сбору информации проводилась поэтапно.

Первый этап анализа был направлен на выяснение тематики детских игр, а именно — во что играют современные дети и какие игры им больше всего нравятся. Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено включенное наблюдение и анализ свободной игры дошкольников в возрасте 5,5-6,5 лет. Наблюдение проводилось на примере детского сада №46 в Краснодаре. Участвовали 10 дошкольников старшей группы №3. В процессе наблюдения отмечалось, чем занимаются дети во время свободной деятельности, во что они играют. В результате был получен список из 20 игр, которые были занесены в протокол наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Международные образовательные системы
  2. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
  3. Геннадий Никандрович Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук
  4. Задачи воспитания в современной школе
  5. Методы педагогической диагностики в ДОО
  6. Анализ педагогической практики
  7. Современные подходы к организации образовательного процесса
  8. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях
  9. Воспитание у детей вежливости в игровой деятельности
  10. Системный подход в педагогике